"Художественная обработка древесины как средство развития творческой одаренности детей"
статья по технологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Потехин Юрий Александрович

Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого художественную обработку древесины. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала.

Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_rayonnoy_nauchno.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на районной научно-практической конференции учителей технологии Городецкого района на тему:

«Художественная обработка древесины

как средство развития творческой одаренности детей»

        Современные  уроки  технологии  -  это  уроки  жизни.   Технический труд  дает детям важные знания и умения, которые необходимы каждый день в обыденной жизни человека, от забивания гвоздя до строительства дома.

Каждый учитель технологии должен организовать  и провести свой урок так, чтобы учащиеся сознательно усваивали знания и трудовые навыки, творчески, с полной отдачей сил стремились использовать их в труде,  и чтобы на каждом уроке   воспитывалась и развивалась активная творческая личность. От этих требований, нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, иначе у детей сразу пропадет интерес к обучению.

        Настоящий учитель - творческая личность. Что же такое творчество?    Ответом могут служить слова В. А. Сухомлинского: «Это живой, подвижный процесс, который поглощает человека целиком и полностью, и он, приобщившись однажды, становится творцом надолго, а, может быть, на всю жизнь».

        В своей работе я пытаюсь формировать и развивать творчески мыслящую личность ребёнка, способную принимать нестандартные решения в различных ситуациях. На мой взгляд, творчеству можно и нужно учить, направляя процесс обучения на развитие и усовершенствование творческих задатков и способностей учащихся с раннего возраста. Чем раньше развивается эта деятельность, тем существеннее и значительнее результаты. Уроки технологии позволяют сделать это с начальной школы,  и передать детей среднему звену по цепочке.

        Источниками полноценного развития ученика выступают два вида деятельности.

  • Во-первых, это учебная деятельность, которая направлена на овладение учащимися знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе.
  • Во-вторых, это творческая деятельность, которая способствует проявлению у детей воплощения их собственных идей, направленных на создание нового.

В результате, любой учащийся в процессе развития самостоятельно реализует свои возможности, так как каждый из них по-своему талантлив. Дети от природы любознательны. Для развития их способностей и раскрытия таланта нужна умелая поддержка со стороны учителя.

        Учитель технологии призван способствовать формированию у школьников желания  трудиться с охотой, интересом. Очень важно побудить у детей желание "хочу узнать". Но этого мало, необходимо подвести  их  к  следующему  этапу  "хочу сделать",   вселить   уверенность  "могу сделать"  и  помочь довести работу до конца - "я сделал!" Успех окрыляет, пробуждает желание узнавать новое, выполнять более сложную работу.

        Переработанная и составленная мною рабочая программа решает вопросы обучения не только традиционным технологиям обработки материалов, но и специальным, необходимым при выполнении конкретных изделий. В программе, реализован принцип преемственности  содержания  трудового  обучения  в  начальной  и  основной  средней  школе,  сделан  упор  на самостоятельную   работу   учащихся,   развитие  у  них  творческих  способностей. 

        Учебная программа технологии 5-6 классов решает следующие задачи:

  • формировать умения управлять творческим процессом;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать нестандартное мышление;
  • создавать благоприятную атмосферу обучения и общения.

        Учебная программа 7-8 классов предусматривает формирование более сложных умений и навыков и решает следующие новые задачи:

  • тренировать мышление решением нестандартных задач;
  • развивать ассоциативное, образное мышление;
  • обучать приёмам и методам конструирования.

        Исходя из наличия материальной базы, станочного парка, акцент в содержании моей рабочей программы сделан на разделы декоративно-художественной обработки древесины: выжигание, выпиливание лобзиком, резьба по дереву (контурная, геометрическая, плоскорельефная), токарная обработка древесины.

Издавна из дерева возводили дома, изготовляли утварь, посуду, делали игрушки. Художественная обработка древесины у многих народов — самый развитый и наиболее древний вид народного декоративного искусства. Многоцветная резьба украшала грузовые парусники, боевые корабли — галионы и корветы, под бушпритами которых красовались скульптуры птиц, зверей и морских божеств.

Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. Человек улучшал вещь по форме и восприятию, а в процессе труда совершенствовалась его рука, воспитывалось чувство формы, цвета, материала, пропорции, симметрии, ритма и в целом “чувство вещи”.

Художественная обработка древесины, в частности резьба по дереву, способствует гармоничному развитию учащихся, воспитанию у них трудолюбия, высоких нравственных качеств. Занятия резьбой отвечают запросам и интересам ребят, удовлетворяют их тягу к знаниям, художественному творчеству. Взяв в руки резец, сделав первые узоры, ученик испытывает радость первого своего достижения. Школьник становится участником увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

        Знакомство с художественной обработкой древесины начинаю с геометрической резьбы. Она наиболее доступна и не требует сложных инструментов. Для этого вида резьбы используется любая древесина. Причем композиционные комбинации трехгранных узоров позволяют создавать мотивы геометрического, растительного и анималистического характера. Основной элемент узора – треугольник.

        Приступаю к обучению со знакомства с «азбукой резьбы». Работа начинается с подготовки деревянной основы, разметки узоров и непосредственно выполнения элементов. Занимаясь геометрической резьбой, учащиеся быстрее и качественнее приобретают навыки, которые способствуют успешному освоению более сложных видов резьбы.

        Работа над декоративным образом требует от учащихся умения наблюдать, вырабатывает способность к абстрактному мышлению и обобщению.

        На занятиях по художественной обработке древесины моя задача состоит в том, чтобы научить учащихся создавать красивые, ритмичные, эмоционально насыщенные композиции, соответственно выбранному материалу и функциональному назначению предмета.

        Творчество по законам красоты - вот что я стараюсь привить своим воспитанникам, стремлюсь воспитать у них эстетический вкус, приучаю к радующей глаз работе. Всегда напоминаю учащимся, что любое изделие должно быть выполнено красиво и аккуратно. Предлагаю полюбоваться текстурой древесины. Подчёркиваю, что резьба, роспись на изделиях и выжигание, покрытие лаком выявляют прелесть природного материала.

        Именно на уроках художественной обработки древесины органично сочетаются решение творческих задач с необходимостью овладения специфическими трудовыми навыками, вырабатывается точность и координация движений. Например, накалывая элементы геометрической резьбы при некоторой тренировке, учащиеся без дополнительной разметки определяют центры лучей треугольника и глубину накола. Эта точность координации контролируется двигательными ощущениями рук. Работа над изделиями декоративно-прикладного искусства, несмотря на свою интенсивность, не утомляет учащихся, так как периодически чередуются операции, а, следовательно, и рабочие позы. Поэтому статическая работа мышц в одном положении продолжается недолго. Это способствует укреплению здоровья, повышению выносливости, выработке у ребят множества двигательных умений и навыков, содействует приспособлению организма к интенсивной работе.

        Проводимые занятия по художественной обработке дерева носят, в основном, практический характер. Приёмы работ учащиеся осваивают при выполнении каждого задания. При знакомстве с первым узором «сколышки» учащиеся узнают первый простой приём. В следующем узоре «треугольник» ребята знакомятся с другим более сложным узором. Дальнейшее знакомство с геометрической резьбой происходит на создании и выполнении композиций на основе   комбинации освоенных узоров.

        Одна из особенностей проведения уроков по художественной обработке древесины состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Детям очень хочется довести каждую свою работу до конца, так сказать, получить готовую продукцию. На уроках стараюсь избежать поручать им выполнение какой-либо одной операции, а дать комбинацию многих заданий, рекомендую самим выбрать изделие. Порой они выбирают работу выше собственных сил и умений, но интерес к ней побеждает все, мальчишки преодолевают препятствия ради того, чтобы увидеть свое детище законченным рядом с работами других. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над своим изделием, провожу выставки-итоги на каждом уроке, при этом отмечаю результативность и значимость труда.

        Большое значение имеют выставки, проводимые в школе, так как именно здесь работу детей увидят и оценят друзья, учителя и родители.

        Все дети любят мастерить, особенно мальчишки. Уже с малых лет они, подражая взрослым, стремятся сделать что-то настоящее. Став школьниками, они пытаются удовлетворить свою жажду творческой деятельности на уроках технологии. Но для того, чтобы развить технический интерес и склонность детей к конструированию и одновременно с этим решить проблему свободного времени учащихся, одних уроков недостаточно. Детей необходимо увлекать творчеством, организуя внеклассную деятельность.

        Считаю, что учитель технологии должен вести кружок по своему профилю. Почему?

        Прежде всего, он нужен в равной степени и учителю, и детям. Учителю – потому что это значительно расширяет возможности для обучения и воспитания школьников. Детям – помогает использовать внеурочное время с пользой для себя, развить творческий потенциал и открыть дорогу своим способностям и талантам.

        Я как учитель стремлюсь заинтересовать как можно больше учащихся творчеством. Работа кружка способствует более быстрому установлению плодотворных и творческих взаимоотношений, делая нас единомышленниками, сближая наши интересы и увлечения.

      Очень важно, прежде всего, разбудить у ребят    интерес    к    труду,     полезной деятельности. Одними беседами и наставлениями не обойтись. Создание красивых вещей - процесс творческий. А творчество основывается на мастерстве.

        Когда ученик достигнет определённого уровня навыков и умений в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить свои творческие идеи в реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства.

На память приходят слова А. М. Горького: «Процесс творческого роста человека развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и снова уже сильнее способствуют развитию мозга…»

Я помогаю своим ученикам найти себе дело по душе, используя для этого художественную обработку древесины. Вот так, различными путями, ненавязчиво стараюсь способствовать развитию творческого начала.

Сегодня уже доказано, что люди, подготовленные к творчеству, намного быстрее адаптируются в науке,  на  производстве,  лучше  осваивают свою работу, приносят больше пользы.  

Выполнил:

Учитель технологии

МБОУ Бриляковская СОШ

Потехин Ю.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников

      Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, ...

«Роль педагога дополнительного образования в выявлении и развитии творчески одаренных детей»

Возрастающая потребность общества в людях, способных творчески подходить к любым изменениям, нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, обусловлена ускорением темпов развития общества и...

"Совместная деятельность детей и родителей как средство развития творческой активности детей."

Статья по итогам совместного занятия детей и родителей в студии мультипликации "Капитошка"...

Система работы педагога дополнительного образования по развитию творческой одаренности детей в коллективе художественно – эстетической направленности

Презентация из опыта работы по дополнительной общеобразовательной программе художественной направленности в творческом коллективе "Цветочный дизайн"...

«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»

          Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. С...

Художественно-изобразительная деятельности как средство развития творческих способностей у школьников

Творческие способности представляют собой продуктивный способ освоения школьниками окружающего мира, естественным способом познания и самопознания, выражения отношения к внешнему миру и личного самовы...