Создание условий, способствующих оптимальному развитию способностей одаренных детей.
статья на тему

Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде  деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Создание условий,

способствующих оптимальному развитию

способностей одаренных детей                                                         

 

          Одаренность – это индивидуальная способность человека проявить индивидуальность в определенном виде  деятельности.

        Биосоциальный потенциал человека многообразен, а потому одаренность имеет  широкий  диапазон проявления. На каждом этапе своего  исторического развития общество выдвигает приоритеты отдельных видов человеческой деятельности, зачастую продиктованные прошлым опытом или на потребу дня.

       Таким образом, понимание одаренности резко ограничивается насущностью дня. В этих случаях многие варианты остаются вне поля зрения и вне интереса общества. Не признанная одаренность меняет свою социальную ориентацию, что  заметно снижает его общественную ценность  и самой личности приносит глубокую неудовлетворенность.  Неадекватность судьбы и профессиональной деятельности  оказывает влияние на личную жизнь,  характер, мораль и даже нравственность. Меняющаяся приоритетность  понимания одаренности признак неустойчивой государственной системы.

        Оптимальное  общественное развитие предполагает:

       1.  Признание всех видов одаренности – интеллектуальной, художественной, математической, военной, филологической, литературной, актерской, технической, филологической, эстетической,  коммерческой,  экономической, административной, гуманитарной, и многое другое;

     2. Предоставление права выбора деятельности по склонностям;

     3. Содействие и поддержка, придание значения  каждому дарованию – от садовода, столяра и до космонавта, учителя, ученого и т.д. Актуальность проблемы одаренности – это вопрос государственной, решаемый через систему образования на научном, кадровом, учебном, методическом, воспитательном, материальном, экономическом и семейных уровнях.                                                                              

       Обсуждение аспекта  одаренности необходимо  и для самого общества, в котором необходимо сформировать культуру понимания, признания, отношения, развития, содействия и поддержки личности в любой ее одаренности.                                                                                                              

       Также нужна система обучения и воспитания воли и умения у каждой личности самореализации и самораскрытия индивидуальной одаренности на любом этапе развития государства и общества.

       В нашей сельской Больше Кайбицкой средней общеобразовательной школе педагогический коллектив в своей работе со способными и одаренными детьми исходит из следующих принципов:  способность и одаренность учащихся проявляется, формируется и развивается в деятельности. Поэтому для их развития школа обеспечивает включение детей с ранних лет в доступную для их возраста деятельность. Хорошо если ребенок сразу найдет то, что обеспечивает ему максимальное развитие его возможностей.

      Главное, что может сделать школа – предложить ему широкий выбор, для  того, чтобы деятельность влияла на развитие способностей, она должна отвечать следующим условиям:

1.Деятельность должна вызывать сильные и устойчивые положительные эмоции, удовольствие, вызывать и развивать интерес;

2.Осуществляя  эту деятельность (учебную, художественную, спортивную и др), ребенок должен ощущать вкус и радость победы, т.е. то, что В.Ф.Шаталов определил  формулой: «Учись победно!»;

3.Деятельность должна быть по возможности творческой, обеспечивающей развитие творческих способностей личности; она должна строиться как исследовательская деятельность самих детей;

4.Важно организовать деятельность ребенка на высоком уровне, чтобы он стремился к достижению цели, несколько превосходящей его наличные возможности, т.е. чтобы он работал в зоне своего ближайшего развития;                                                                           5.Ребенок должен получить возможность вариативного индивидуального развития с учетом его склонностей и способностей;

6.Ученик занимает активную позицию в учении, превращая учение в значимое событие; это возможно при условии, если педагоги и учащиеся становятся творцами тех процессов, в которые они включены;

7.Особую роль приобретает психолого – педагогическая  диагностика, отслеживающая не только усвоение знаний и умений, но делающая главный акцент на развитие ребенка,  происходящем в личностном и специфически  языковом планах.

       В своем коллективе  мы определили следующие  виды деятельности, направленные на обеспечение развития творческих  способных и одаренных  учащихся:

1. Обновление содержания образования и развития для способных и одаренных детей (развивающие курсы ДО):

* курс лесничество;

* курс информатики – со 2-го класса;

* курс экологии;

* курс начальной истории;

* вокал;

* курс риторики;

* кукольный театр.

2. Школьные театры: литературный, английский, татарский.

3. Хореографический  ансамбль для младшего и старшего возраста.

4. Спортивные секции: баскетбол, волейбол, хоккей, лыжи, футбол, настольный теннис, национальная борьба.

5. Предметные кружки по интересам: «Занимательная  математика», «Умелые руки»,  «Краеведение», «Юный химик», «Родной язык», «Деловой английский» и другие.

6. Педпрофильная подготовка (8-9 классы), элективные курсы:  «Введение в педагогику», «Психология», «Сельхоз машины», «Агрономия», «Животно-водство», «Графика и дизайн», «Кройка и шитье» и др.

7. Профильная подготовка в 10-11 классах в 2-х направлениях:

* Социально – юридическое,

* Агротехнологическое.                                                                                                                            

8. Элективные курсы в старших классах: «История милиции», «Прелюдия в педагогике», «Генетика», «Юридическое право», «Вольная борьба», «Психология общения и правила поведения», «Соц.защита населения» и др.

9.  Участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, научно – практических конференциях.

10. Привлечение учащихся к проектной деятельности в разных областях.

       Творческую активность способных и одаренных учащихся  необходимо стимулировать. В этих целях в  школе ежегодно проводятся следующие мероприятия:

1. Конкурс «Ученик года» (по итогам его учебной и внеурочной  деятельности за год)

2. Награждение лучших учащихся Почетной Школьной Грамотой.

3. Поощрение одаренных детей ценными подарками.

4. Выделение путевок в профильные лагеря.

      В системе этой работы важную роль играет организация  психологической службы по работе  со способными и одаренными учащимися:

1. Изучение склонностей, способностей и одаренности учащихся; разработка  рекомендаций учителю, родителям;

2. Отслеживание динамики развития творческих способностей учащихся;

3. Разработка программы со способными и одаренными  детьми.

        Итак, педагогический коллектив нашей  школы  считает,  что задача школы настойчиво искать  и выявлять одаренных и талантливых детей, помогая им в самопознании, развитии, самовоспитании, поощрять детское творчество, вырабатывать гуманную стратегию по отношению к обучению и воспитанию одаренных детей.

    В целях поддержки одаренных детей в районе уделяется особое внимание Главой администрации Кайбицкого муниципального района З.Р. Гафаровым, который    начиная с 2010 года сталь учредителем районного  конкурса «Ученик года - 2010» и поощрения одаренный учащихся, добившихся высокий результатов в разных конкурсах, олимпиадах в размере – 5тыс. рублей каждого.

   Последние результаты работы педагогического коллектива школы с одаренными детьми. В школе обучаются 338 учащихся.

Охват учащихся дополнительным образованием и на предметных кружках

Результаты предметных районных олимпиад

 Участия в республиканских мероприятиях 2009, 2010 гг.

Название мероприятия

Результат

1.

Республиканские предметные олимпиады

Татарский язык ,

2 место , 2010

2

  Республиканский конкурс –игра по татарскому языкознанию «Зирәк тиен”

Дипломы, 2009, 2010

3.

 Международный конкурс «Кенгуру»

Дипломы, 2009, 2010

4.

Международный предметный чемпионат

Участие, 2010

5

Республиканская конференция, посвященная 122-летнему юбилею Г.Ибрагимова

Дипломы, 2009

6

Республиканского конкурса эстрадного искусства  «Созвездие» (номинациях вокал, хореография, конферанс)

Призовые места , 2009

Участие в 2010 году

7

  Республиканский конкурс  «Лучший спортивный обозреватель»  

Участие, 2009

8

VII Зимняя Спартакиада учащихся Республики Татарстан по хоккею среди юношей  1995-96гг.р.

3 место, 2009

9

Республиканские соревнования  по хоккею на приз «Золотая шайба» среди учащихся до 1998 г 

1 место, 2009

10

Конкурс «Трансформер – 2009, 2010»

Участие, 2009, 2010

11

Конкурс «100 талантливых детей села»

Победитель, 2009

12

Республиканский конкурс «We sing and speak English»

Сертификат, призер финала, 2010

13

Республиканская олимпиада Мустакиймовых

2009, 2010

Литература.

  1. Журнал «Практика административной деятельности работы в школе», 2007г, №5.
  2. «Педагогика»
  3. «Психология»
  4. Из опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Создание организационно-педагогических условий для развития способностей одаренных детей при обучении иностранному языку".

Одним из направлений в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» является система поддержки талантливых детей, которую государство рассматривает как интеллектуальный потенциал в разви...

Программа республиканского семинара «Создание системы выявления и развития интеллектуальной одаренности детей»

Знакомство с инновационной практикой работы школы, обеспечивающей условия для выявления и развития одаренных  детей, формирование необходимых организационных и методологических предпосылок ...

Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей

Данная тема является темой моего самообразования и соответствует актуальным направлениям развития образования в ХМАО-Югре....

«Языковая среда как эффективное средство развития способностей одаренных детей»

          Во многих стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей. С...

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"

Доклад на тему: " Внедрение оптимальных условий для развития способностей одаренных детей"...

Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей во внеурочной деятельности

Презентация к выступлению на межрайонном конкурсе (слете) классных руководителей...

"Создание условий, способствующих развитию одаренности детей.."

В статье представлен материал из опыта работы на темеу  "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАК  ОДНО ИЗ П...