Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО
статья по теме

Смирнова Ольга Николаевна

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Виртуальная экскурсия как средство достижения метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС ООО

Автор: Смирнова О.Н.

учитель истории МБОУ «СОШ № 23»

г. Энгельс Саратовской обл.

Расскажи мне — и я забуду,

покажи мне — и я пойму,

позволь мне сделать самому — и я научусь.

(Конфуций)

 

Реалии сегодняшнего дня выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими.

Первостепенным становится обучение школьников самостоятельности, умению применять свои знания в сложном, постоянно изменяющемся современном мире в нестандартной ситуации.

Основные положения Концепции ФГОС ООО – реализация основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность, системно-деятельностный подход и требования к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, объединяются во внеурочной проектной деятельности учащихся по созданию предметных Виртуальных экскурсий (ВЭ).

Федеральный государственный образовательный стандарт ООО очень четко определяет место информационно-коммуникационных технологий в образовании. И в личностных, и в метапредметных, и в предметных результатах обучения устанавливаются уровни ИКТ-компетенций учеников в зависимости от ступени образования. Такие знания и навыки становятся базовыми как у ученика, так и у учителя.

При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать как на целевом уровне, так и на уровне описания средств достижения. К таким результатам можно отнести, например, сформированность у учащегося таких областей культуры, как: проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная культура учащегося как метапредметный результат может быть представлена как опыт, приобретённый учеником в процессе реализации учебных проектов. Она

предусматривает:

  • наличие специально значимой задачи (проблемы) — исследовательской, информационной, практической;
  • планирование действий по разрешению проблемы: проектирование самого проекта, определение вида продукта и формы презентации;
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, собственных возможностей её решения;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • создание, применение и преобразование знаков и символов, моделей и схем для решения учебных и познавательных задач;
  • обязательная исследовательская работа — поиск информации, её обработка, осмысление и представление участникам группы;
  • организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; работа индивидуально и в группе;
  • результат работы над проектом — продукт;
  • презентация продукта.

При подготовке учебных проектов важно помнить о:

  • практической, теоретической, познавательной значимости предполагаемых результатов;
  • необходимости структурирования содержательной части проекта (по этапам);
  •  необходимости применения исследовательских методов (определение проблемы, задач исследования, выдвижение гипотезы, обсуждение методов решения, оформление конечных результатов,   анализ   полученных данных, подведение итогов. корректировка, выводы).

Реализовать этот подход можно во внеурочной деятельности по предмету через проектную деятельность по созданию Виртуальных экскурсий с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.

ВЭ являются эффективным инструментом для достижения метапредметных результатов обучения. Они дают возможность ученикам творчески подойти к созданию мультимедийного продукта по предмету, используя возможности MS Office Power Point, создают условия для освоения обучающимися теоретического материала, методических и технологических приемов, средств и инструментария при создании ВЭ. Чтобы проводить эту работу учитель-предметник сам должен быть ИКТ-компетентным. В этом большую помощь могут оказать обучающие мастер-классы для педагогов проводимые на портале «Сеть творческих учителей» «Виртуальные исследования и путешествия», продолжившие традиции «Виртуальной экскурсии».

Актуальность этой работы состоит в том, что решаются проблемы достижения метапредметных результатов обучения через создание грамотно составленной и оформленной ВЭ. Её основу составляет предметный маршрут, а преимуществами являются наглядность, интерактивность, вариативность, эффективная навигация, возможность повторного просмотра и т.д. Это делает данный вид проектной деятельности наиболее привлекательным для обучающихся. Важным моментом является возможность дистанционной формы консультирования, при которой помощь обучающимся учитель может оказывать независимо от их местонахождения.

Основные этапы работы над ВЭ:

Этап 1. Подготовительный. Самостоятельное планирование этапов работы над ВЭ.

Этап 2. Разработка маршрута. Промежуточные итоги.

Этап 3. Разработка пролога.

Этап 4. Создание презентации ВЭ. Промежуточные итоги.

Этап 5. Представление итоговой работы.

В течение каждого этапа ученики знакомятся с заданием и выполняют его. Затем отправляют выполненное задание руководителю по электронной почте для проверки и рекомендаций. Вопросы, связанные с возникшими трудностями при работе, задаются на форуме сайта учителя.

Итоговым продуктом является презентация ВЭ с теоретическим описанием.

Во время работы по созданию ВЭ обучающиеся изучают интересную для них тему, определяют цели, задачи, содержание, маршрут, выбирают возможности MS Office Power Point, выбирают или создают шаблон. Они осваивают средства анимации, создания триггера, создание гиперссылок, основ работы с макросами движения, оптимизацию изображений, основ обработки файлов аудио и видео, создание кнопок перехода и др., в т.ч. навигации.

Предполагаемые результаты:

  • освоение обучающимися возможностей MS Office Power Point;
  • освоение общих правил оформления презентации;
  • создание предметного информационного ресурса в виде ВЭ;
  • представление итоговой работы на школьной научно-практической конференции.

Работа по созданию ВЭ проводится в рамках работы школьного кружка «Исторический альманах», где обучающимися были созданы такие ВЭ, как «Конституции РФ – 20 лет», Терских Евгения, занявшая 2 место в V Международном конкурсе авторов цифровых образовательных ресурсов «IT- эффект»; «Творить всегда, творить везде… (Владимир Григорьевич Сутеев –

«Полифония творчества: сказочник, художник, мультипликатор»), Аршинова Анастасия, получившая Гран-При в областном конкурсе детского творчества «Веков азартная игра ...», проводимом СГСЭУ и другие.

Список использованных источников

  1. Материалы портала «Сеть творческих учителей», мастер-класс «Виртуальная экскурсия», URL: http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com 
  2. ФГОС ООО. Серия: Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2011

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...

Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Презентация "Работа с картой как средство достижения метапредметных результатов обучения на уроке географии"

middot;География представляет собой предмет, аккумулирующий в себе огромные возможности для формирования умений прикладного характера, связывающих научные знания с человеческими потребностями.·...

Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС

Презентация "Метапредметный урок как средство реализации метапредметных результатов обучения в рамках ФГОС"...