Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения русскому языку и литературе
статья (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Татаренкова Наталья Викторовна

В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления на ОМО учителей русского языка и литературы:

«Организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся

как средство достижения метапредметных результатов обучения
русскому языку и литературе»
(из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы ГБОУ ООШ  с.Нижняя Быковка Татаренкова Наталья Викторовна.

Свое выступление я хотела бы начать со слов великого классика: «Знание только тогда становится  знанием, когда оно приобретено усилиями собственной  мысли, а не памятью». Сегодня к выпускнику школы общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен уметь самостоятельно приобретать знания; применять их на практике для решения разнообразных проблем; работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;  самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;  быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях. Чтобы отвечать этим требованиям, педагогу необходимо применять новые образовательные технологии. Общеизвестно, что нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь. Этому и способствует проектная и учебно-исследовательская деятельность, которая нацелена на формирование у школьников основных ключевых компетентностей. 

Русский язык и литература как учебные предметы – прекрасная почва для проектно-исследовательской деятельности. В своей работе приходится сталкиваться с такими проблемами, как отсутствие читательского интереса среди учащихся, узкий кругозор, отсутствие навыка анализа и обобщения, низкий уровень коммуникативной компетенции. Исследовательская работа в группе дает ребятам почувствовать предмет, получить новые знания, а учителю - решить вышеперечисленные  проблемы.                                        В основе каждого проекта лежит проблема. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. Следовательно, выполнение задания требует от учащихся не только знания содержания произведения, творческого подхода к работе, но и организаторских, коммуникативных умений, универсальных учебных действий.

Проектно-исследовательская деятельность направлена на освоение учащимися прежде всего метапредметных (общеучебных) универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных и коммуникативных.

В своей работе использую следующие формы организации проектно-исследовательской деятельности. Урок-исследование - совместная деятельность  учащихся  и  учителя,  связанная  с решением  учащимися  (при поддержке учителя)  творческой,  исследовательской задачи  (пусть  и  с  заранее  известным решением,  но  незнакомым  учащимся).

Главная цель такого урока - приобретение обучающимися  функционального   навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (получаемых самостоятельно и поэтому являющихся личностно-значимыми, а значит, прочными), развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Ведущей ценностью такого типа урока является ценность процесса движения к истине. Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Таким образом, главным результатом урока - исследования является интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования. 

На смену традиционным урокам усвоения нового материала пришел урок «открытия нового знания». При этом не учитель сообщает новый материал, а учащиеся в исследовательской деятельности открывают для себя новое знание. Ребята структурируют учебный материал по разным критериям, учатся строить алгоритмы рассуждения, создавать опорные конспекты. Усвоение новых знаний происходит как самостоятельное открытие их учениками, а включения  различного рода проблемных задач и ситуаций и обучения способам их решения усиливает эвристическую направленность и развивающую функцию обучения.

          Структура урока «открытия» нового знания (ОНЗ) отличается от классической системы и состоит из следующих частей:

1.  Мотивация к учебной деятельности (организационный момент).

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

3.  Постановка учебной задачи.  

4.  Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания).

5.  Первичное закрепление во внешней речи.

6.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

7.  Включение в систему знаний и повторение.

8.  Рефлексия деятельности (итог урока).

В основе организации проектной деятельности учащихся лежит метод учебного  проекта  - одна из личностно ориентированных технологий, интегрирующая в себе проблемный подход, исследовательские  и поисковые методы обучения.

Организация проектной деятельности учащихся включает следующие этапы:

I этап – погружение в проблему;

II этап – организация деятельности;

III этап – осуществление деятельности;

IV этап – презентация результатов, самооценка и самоанализ.

Ежегодно принимаем активное участие в научно-практических конференциях. Научно-практические конференции - форма организации внеурочной деятельности учащихся, где исследователи представляют свои научно-исследовательские  работы и обмениваются мнениями по проблемным вопросам.

        Я использую исследовательскую деятельность также как индивидуальную форму работы с одарёнными учащимися. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы. В итоге создаётся научно-исследовательская работа.

      Так, в 5 классе было установлено, что большая часть учащихся нарушает правила переноса слов. В связи с этим была определена тема исследовательской работы: «Секрет переноса слов», где ребята рассмотрели типологию ошибок, допущенных ими при переносе слов, расширили свои сведения о правилах переноса слов. Это позволило им повысить свою уверенность в себе и мотивировать их к дальнейшему изучению предмета.  

      Учеником 6 класса было проведено исследование имен и фамилий своих одноклассников. Результатом проекта стал «Антропонимический словарь происхождения имен и фамилий обучающихся 6 класса».

       Целью работы ученицы 9 класса «Великий  и  могучий  школьный язык» стал анализ состава сленговых слов, употребляемых учащимися старшего звена нашей школы. Было проведено исследование речи подростков и установлены причины проникновения сленга в школьную речь.

       Проектная работа, выполненная учеником 11 класса «Чеченская война в зеркале современной российской литературы» посвящена освещению темы чеченской войны российскими писателями-современниками. Автор работы поставил цель – узнать, как воспринимали эту великую трагедию, как вели себя в условиях войны люди; глубже изучить историю Чеченской войны, познакомиться с писателями-участниками событий того времени по информации из печатных изданий и художественного материала.

      Тема проектной работы в этом году была продиктована патриотическими чувствами. В преддверии юбилея Победы стало интересно узнать о героическом прошлом юных участников войны, прочитать военную литературу о подвигах героев-антифашистов, заслуживающих не меньшего уважения, чем подвиги взрослых.

      Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности позволила достичь положительных результатов. Учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, у них расширился кругозор, стали более коммуникативны, активно участвуют в деятельности школьной, районной и окружной научно-практических конференций, в конкурсах исследовательских работ разного уровня.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения физике

В данной презентации (с интерактивным слайдом №5) рассмотрена поэтапная работа над проектом с указанием формируемых УУД на каждом этапе при обучении физике., что приводит к пониманию проектной де...

Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения

В работе рассмотрены: -Характеристика метапредметных результатов обучения математике; -Роль проектов в формировании универсальных учебных действий; -Примеры работы над проектами, выполняемыми уче...

Использование сервиса classroom на уроках и во внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Представлен опыт работы в сервисе Classroom.Компания Google сообщила о полноценном запуске сервиса «Класс» для преподавателей по всему миру. При этом интегрирован с другими сервисами: &laq...

Использование сервисов web 2.0 в урочной и внеурочной деятельности как средство достижения метапредметных результатов

Решение проблемы снижения познавательной активности школьников на сегодняшний день является одной из важнейших задач современного образования. Учителю необходимо организовать процесс обучения таким об...

Учебно-исследовательская деятельность как средство достижения метапредметных результатов

В статье рассматривается учебно-исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных результатов. Представлена структура  исследован...