Структура, содержание, результативность современного урока.
статья на тему

Кацевич Надежда Игоревна

Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучая содержание ряда книг серии «Стандарты второго поколения», понимаешь, что в школе должны вводиться новые формы организации учебного процесса. Но основной формой обучения в школе сегодня по-прежнему остаётся урок. Урок, его планирование и проведение – это то, с чем имеет дело учитель ежедневно, это то, что ему понятно. В чём отличие дидактических требований к этим урокам? Что изменяется при подготовке и проведении урока современного типа в деятельности учителя и учащихся?

Выделяют следующие принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля):

  • планирование;
  • организация;
  • реализация и контроль;
  • коррекция;
  • анализ.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах. Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).

Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Этапы уроков (на слайде) и приемы обучения (в раздаточном материале)

Этап мотивации

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

Этап выявления места и причины затруднения

Этап построения проекта выхода из затруднения

Этап реализации построенного проекта

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Этап включения в систему знаний и повторения

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Структура, содержание, результативность современного урока Кацевич Н.И. у читель математики МБОУ СШ№4 г .Щекино , Тульская область

Слайд 2

Принципы управления учебным процессом (5 функций Анри Файоля) планирование; организация; реализация и контроль; коррекция; анализ.

Слайд 3

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 4

Этапы уроков Этап мотивации Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии Этап выявления места и причины затруднения Этап построения проекта выхода из затруднения Этап реализации построенного проекта Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Этап включения в систему знаний и повторения Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Слайд 5

Дидактические принципы

Слайд 6

Дидактические принципы Принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности

Слайд 7

Удачи и успехов в построении современного урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА, СОДЕРЖАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО.

СТРУКТУРА,  СОДЕРЖАНИЕ  И  ОФОРМЛЕНИЕ  ЭЛЕКТРОННОГО  ПОРТФОЛИО.     Портфолио учителя – это форма фиксирования, накопления, систематизации материалов в опр...

Материалы для подготовки ГИА, измененные, касающиеся структуры содержания 2012г.

Основное внимание при подготовке уделяется формированию умений комплексной работы с текстом. Система, обучающих заданий, ставит целью научить девятиклассников активно прослушать текст, ан...

Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».

Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учи...

Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.

В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны  общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов....

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)

Особенности конструирования современного урока (продукт-типология уроков; типы и виды уроков в соответствии со структурой УУД)...

Общие требования к современному уроку. Типология и структура современного урока

В статье говорится о том, что наиболее актульным напрвлением модернизации образования является внедрение компетентностного подхода в образовательный процесс....