Материалы для подготовки ГИА, измененные, касающиеся структуры содержания 2012г.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме
Основное внимание при подготовке уделяется формированию умений комплексной работы с текстом. Система, обучающих заданий, ставит целью научить девятиклассников активно прослушать текст, анализировать его содержание и лингвистическую компетентность, структуировать информацию,интерпретировать текст, создавать собственный текст, аргументировать. Разработаны упражнения по лексике - важной составляющей экзамена. Специальные задания учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст и работают на перспективу сдачи экзамена в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материалы для подготовки ГИА | 525.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГИА-9 для учителя русского языка в настоящее время является самой «болевой» точкой. Так уж определилось, что мы к ГИА пришли от ЕГЭ, хотя поступательное движение принесло бы более значимые результаты.
И эта стратегия в ГИА-ЕГЭ и определила специфику методической работы учителя русского языка
Для КИМ ГИА-9 характерна определенная стабильность, хотя в условиях эксперимента производятся корректировки структуры и содержания КИМ (изменение количества заданий и увеличение разнообразия проверяемых видов деятельности, усиление блока практических заданий, совершенствование формулировок и системы оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом т.п.).
КИМ ГИА-9 2012 г. усовершенствованы в сравнении с КИМ 2011 г. по всем предметам (наиболее существенно – по русскому языку, математике, истории, литературе, иностранным языкам, информатике и ИКТ).
Для КИМ 2012 г. характерно уменьшение числа заданий репродуктивного характера при увеличении числа заданий на выявление степени понимания выпускником основных элементов содержания учебных программ, оценку сформированности умений применять полученные знания в различных ситуациях, анализ и обобщение информации, высказывание и аргументацию оценочных суждений.
В сводной таблице перечислены изменения, касающиеся структуры, содержания, системы оценивания экзаменационных работ ГИА-9 2012 г. по каждому общеобразовательному предмету.
Изменения КИМ ГИА для выпускников 9 классов 2012 года
Русский язык – изменения существенные |
|
Спецификация (зачитать)
Кодификатор является одним из документов, регламентирующих разработку контрольных измерительных материалов ГИА. Он составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования 2004 году по русскому языку.
Данный документ является основой для составления контрольных
измерительных материалов за курс основной школы по русскому языку и
поэтому построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.
Итак, задания итоговой аттестации в 9 классе проверяют:
- лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
- языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
- коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Первая часть экзамена состоит в написании сжатого изложения по прослушанному тексту и требует от школьника мобилизации памяти, владения норм правописания, навыков информационной обработки текста (выделить главное, отсечь второстепенное, при этом используя адекватные лексические и грамматические средства). Вряд ли кто-нибудь будет спорить, что в наш информационный век умение воспринимать и обрабатывать информацию - это отнюдь не школьно-академическое, отвлеченное требование, а действительно важное умение, постоянно используемое в жизни.
Вторая часть работы выполняется на основе прочитанного текста и проверяет глубину и точность понимания содержания текста, выявляет уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий: понимание его основной проблемы или её аспектов, позиции автора или героя, характеристики героя, выявление авторского отношения к героям, опознавание изученных средств выразительности. Анализ содержания текста требуется от учеников не только на уроках русского языка, но и на уроках литературы, иностранного языка и в других сферах учебной деятельности. В этой части работы проверяется также лингвистическая база учащихся.
Задание третьей части проверяет умение строить собственное высказывание-рассуждение, при этом уделяется особое внимание умению аргументировать. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной и профессиональной сфере. К тому же умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры.
Как видим, все три части работы связаны между собой и воспроизводят логику познавательной деятельности ученика, а также комплексно проверяют умения в области владения русским языком.
Анализ экзаменационных работ говорит о том, что большая часть выпускников испытывает затруднения при выполнении всех видов заданий ГИА, что объясняется преимуществом информационного принципа преподавания над практико-ориентированным подходом к обучению русскому языку в основной школе.
Подготовка к ГИА по русскому языку на уроках и элективных курсах.
Основное внимание при подготовке уделяется формированию умений комплексной работы с текстом.
Система обучающих заданий ставит своей целью научить девятиклассников активно прослушивать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать текст, создавать собственный текст, аргументировать. Работу над сжатым изложением, учитывая сложность данного вида деятельности для учащихся, мы ведем на каждом занятии и усложняем по мере овладения данным умением, (пример из пособия)
Следующая важная составляющая - упражнения по лексике. Это работа по определению лексического значения слова, по различению контекстных значений многозначных слов, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены, работа по расширению словарного запаса учеников, что очень важно сегодня, когда дети меньше читают, а Интернетом пользуются как средством для сетевых игр или для общения на принятом в сети сленге. Специальные упражнения учат школьников опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо ещё и в расчёте на перспективу сдачи экзамена в 11 классе.
Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных грамматических конструкции, например, однородных членов предложения, причастных и деепричастных оборотов, других осложняющих элементов, структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
Проверяемые ударением: | Непроверяемые ударением: | Чередующиеся: |
носить - нОша | бАтАльон | а//о, е//и, а(я)// ин(им): загар – сгорать блистает – блестит занять - занимать |
Чередующиеся гласные | ||
Условия выбора гласных | Корень | Примеры |
1. Выбор зависит от ударения | -гар – гор- : без ударения О | угар, подгореть, загоревший Исключение: изгарь |
-клон – без ударения О | кланяется, поклон, наклонился | |
зар – зор- без ударения А | зарево, зорька Исключение: зоревать | |
твор – твар – без ударения О | творец | |
Плав- плов под ударением и без ударения пишется о и а | плавательный, поплавок Исключения: пловец, пловчиха, плывуны | |
2. От согласной, стоящей после корня | - лаг – лож- | слагаемое, сложение |
- скак – скоч- | скакать, выскочить Исключение: скачок, скачу | |
- раст- ращ- рос-- | растение, выращенный, росли Исключение: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль | |
3. От суффикса -А- после корня | бер – бир-- -дер – дир-- -мер – мир-- -пер – пир-- -тер – тир-- -блест – блист- -жег – жиг- - -стел – стил-- -чет – чит-- | выберешь – выбираешь выдернуть – выдираешь замер – замирать запер – запирать вытер – вытирать блестящий – блистательный выжег – выжигать постелить – постилать вычет – вычитать Исключения: сочетать, сочетание, чета |
-кос – кас-- | коснуться – касание | |
-а(я) – им- -а(я) – ин - | поднять – поднимать начать – начинать | |
4. От лексического значения | -мак – мок- мак- (погружать в жидкость) мок-(пропускать жидкость) | обмакнуть перо непромокаемый плащ |
равн – ровн- равн (одинаковый) -ровн- (прямой, гладкий) | уравнение заровнять Исключения: уровень, ровесник |
На каждом занятии ведется кропотливая работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части заданий
ГИА. Виды орфограмм-гласных в корне.
Буквы О-Ё после шипящих в корне
В корне пишется | |
Ё | О |
Если есть с чередование с Е в однокоренных словах: чёрный - чернеть | 1) Нет чередования с Е: шорох, чопорный 2) без ударения в иноязычных словах: шоссе, шоколад |
Буквы И-Ы после Ц в корне
В корне пишется | |
Ы | И |
В словах–исключениях: цыган, на цыпочках, цыплёнок, цыкнуть, цыц | В остальных словах: цирк, панцирь, циклон, цифра |
Орфограммы-согласные в корне слов
Согласные в корне | ||
Проверяемые | Непроверяемые | Непроизносимые: |
Снег – снега | Рюкзак, футбол, вокзал | Вестник – весть Счастливец - счастье |
При произношении происходит озвончение: молотьба [д` ], просьба [с`]
При произношении происходит оглушение: подружка [ш`], зуб [п`]
Правописание приставок
Неизменяемые приставки | На –З, -С | ПРЕ- и ПРИ- |
пишутся всегда единообразно вне зависимости от звучания | Перед звонкими согласными – З, перед глухими – С | Правописание зависит от лексического значения. ПРИ-: |
О- У- ПО- ПРО- ПРА- : прабабушка НА- : ЗА- : ОТ- (ОТО-): ОБ-(ОБО-): В- (ВО-): ВЫ - ПРЕД-: ПЕРЕ-: С- (СО-): НАД-(НАДО-) ПОД- (ПОДО-): ДО- Оглушаются перед глухими: В-, НАД-, ПОД-, ОБ-, ПРЕД- Озвончаются перед звонкими: С-, ОТ- Сдавать Надпилить обтянуть | БЕЗ- (БЕС-) ВОЗ- (ВОС-) ВЗ- (ВС-) ИЗ- (ИС-) НИЗ- (НИС-) РАЗ- (РАС-) РОЗ- (РОС-) ЧЕРЕЗ- (ЧЕРЕС-) ЧРЕЗ- (ЧРЕС-) Беззаботный – бессовестный; разгромить- расщедриться; розыгрыш- роспись
| 1) Пространственная близость, смежность: приморский, Приамурье; 2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, привести, привязать, пристегнуть; 3) неполноты действия: приоткрыть, прилечь, приутихнуть; 4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить (заглушить совсем), придумать, прирезать; 5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прислушаться, принарядиться припрятать; 6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать. |
ПРЕ-: 1) предельная степень действия, превосходящего какую-либо меру: преинтересный (ПРЕ-=очень) 2) ПРЕ-=ПЕРЕ |
Правописание приставок» для 9 класса
1. В каком слове правописание звонкого согласного на конце приставки зависит от звонкости следующего согласного?
1) Здание
2) Надзвёздный
3) Подготовить
4) Безжалостно
- 2. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
1) Исчез
2) Искоренить
3) Сгоревший
4) Здравница
- 3. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:
1) Здешний
2) Известковый
3) Расставить
4) Несговорчивый
- 4. В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?
1) Отбилась
2) Разбитый
3) Сзади
4) Подбодрить
- 5. Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:
1) Преобразить
2) Прибрежный
3) Преступник
4) Прикрывать
- 6. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «сопутствующее действие»?
1) Пританцовывать
2) Приезжать
3) Приветствие
4) Призадумавшись
- 7. В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?
1) Прислушивался
2) Пререкаться
3) Приключение
4) Прилетевший
- 8. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?
1) Причудливый
2) Притопывая
3) Премиленький
4) Пререкаться
- 9. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «ПЕРЕ-»?
1) Прерывать
2) Преспокойно
3) Предполагать
4) Премьера
- 10. В каком слове правописание приставки определяется её значением - «близость, смежность»?
1) Приглушённо
2) Прибрежный
3) Прицепиться
4) Притаившись
Н и НН в причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
Полные формы | |
Причастие | Отглагольное прилагательное |
Прямое значение (причастие= который +глагол) | |
НН | Н |
1) образуются от глаголов с приставкой (кроме НЕ) рассеяННые семена | 1) нет приставки или приставка НЕ- сеяНые семена, несеяНые семена |
2) имеют зависимые слова: сеянные по полю семена | 2) нет зависимых слов: сеяНые (?) семена |
3) образуются от бесприставочных глаголов совершенного вида: брошЕННые игрушки (бросить – сов.вид) решЁННая задача (решить – сов.вид) | 3) образуются от глаголов несовершенного вида сеяНые (сеять – несов.вид), варЁНые овощи (варить – несов.вид) |
НН | |
Есть суффиксы –ОВА-, -ЁВА- : баловаННый, рисковаННый, корчёваННый, линоваННый | |
Переносное значение | |
от глаголов совершенного вида с приставками: рассеяННый взгляд, подмочЕННая репутация | |
Краткие формы | |
Всегда одна Н ПричёсаНы, избаловаНы, нарисоваНа, пересажеНа Семена рассеяНы, море взволноваНо | Две НН в женском, среднем роде единственного числа, во множ.числе Девочка рассеяННа, дети рассеяННы, лицо взволноваННо |
Исключения: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец, смышлёный. Виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный, медленный, нечаянный |
Формулировки заданий:
№1. Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
№2. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных.
№3. Найдите в тексте слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это причастие вместе с зависимым словом.
№4. Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н»:
№5. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от бесприставочных глаголов совершенного вида, пишется НН».
№6. Из текста выпишите слова, в которых правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, образованных от глаголов с приставками, пишется НН».
№7.Из предложений выпишите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания краткой формы страдательного причастия прошедшего времени.
№8. Из текста выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов и не имеющих при себе зависимых слов, пишется Н».
Н и НН в прилагательных, образованных от существительных (отымённых)
Н | НН |
1) образованы с помощью суффиксов -АН-, -ЯН-, -ИН-: гусиный, водяной, кожаный | 1) образованы с помощью суффиксов -ОНН-, -ЕНН-: торжественный, традиционный |
2) Исключение: ВЕТРЕНЫЙ | 2) Исключения: ОЛОВЯННЫЙ, ДЕРЕВЯННЫЙ, СТЕКЛЯННЫЙ |
3) в непроизводных прилагательных: синий, зелёный, юный, буланый, единый, румяный, рьяный, пряный, зелёный, свиной | 3) от сущ-ных с основой на –Н: каменный, старинный, лимонный, карманный |
4) от сущ-ных на –мя: имя – именной, племя – племенной |
Формулировки заданий:
№1. Из предложения выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
№2. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»
№3. Выпишите из предложения слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н»
№4. Выпишите из предложения непроизводное прилагательное с основой на –Н
№5. Выпишите из предложения слова, в которых правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»
Правописание суффиксов
1. Укажите слово, в котором написание Н /НН в суффиксе определяется правилом о правописании прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса –ИН-:
1) Старинный
2) Диковинный
3) Львиный
4) Былинный
2. Укажите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания отглагольных прилагательных:
1) Водяной
2) Ветреный
3) Воробьиный
4) Гружёный
3. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) Обветренный
2) Оловянная
3) Отрешённо
4) Кожаный
4. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»:
1) Обеденный
2) Нескошенные
3) Неухоженность
4) Сломленный
5. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительного, основа которого заканчивается на –Н-, пишется НН»:
1) Тыквенный
2) Болезненный
3) Пельменный
4) Соломенный
6. Укажите глагол, в котором правописание безударного суффикса обусловлено конечным гласным основы неопределённой формы:
1) Прицеливался
2) Намаялся
3) Разбушевался
4) Потревоживший
7. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что в форме 1-го лица единственного числа настоящего или простого будущего времени исходный глагол оканчивается на –ЫВАЮ/-ИВАЮ:
1) Посоветовавшись
2) Рассеял
3) Простреливалось
4) Обрадовавшийся
8. Укажите действительное причастие, в котором правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:
1) Стелющиеся
2) Усеянный
3) Видимый
4) Раскатанный
9. Укажите вариант ответа, в котором правописание гласной в суффиксе причастия определяется тем, что оно образуется от глагола I спряжения:
1) Дышащий ровно
2) Дежурящий
3) Не тревожимый никем
4) Блещущий на солнце
10. В каком слове выбор О/Ё после шипящих обусловлен правилом правописания суффиксов существительных, образованных от существительных:
1) Сгущёнка
2) Медвежонок
3) Раскорчёвка
4) Ночёвка
Правописание суффиксов
1. Укажите вариант ответа, в котором правописание гласной в суффиксе причастия определяется тем, что оно образуется от глагола II спряжения:
1) Блеющие (овцы)
2) Волнуемый
3) Рокочущий
4) Клеящий
2. Укажите слово, в котором правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:
1) Расклеив
2) Трепещущий
3) Обещанный
4) Необстрелянный
3. Укажите действительное причастие, в котором правописание гласной в суффиксе зависит от спряжения исходного глагола:
1) Срываемый
2) Раскаявшийся
3) Грохочущий
4) Маячивший
4. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что этот суффикс в 1-м лице единственного числа настоящего или простого будущего времени чередуется с –У(Ю)/-Ю(Ю):
1) Организовал
2) Докладывает
3) Рассказывать
4) Потревожил
5. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».
1) Единственный
2) Прицепленный
3) Пустынный
4) Пламенный
6. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН»:
1) Отрешённость
2) Молитвенный
3) Исправленный
4) Батальонный
7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) Карманный
2) Ветреный
3) Чугунный
4) Муравьиный
8. Укажите слово, в котором правописание Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания причастий:
1) Окрашена
2) Студёный
3) Непрошеный
4) Нечаянно
9. Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов –АН-/-ЯН-,-ИН-, пишется Н»:
1) Вязаный
2) Путаный
3) Песчаный
4) Ломаный
10. В каком слове выбор гласной после шипящей обусловлен правилом правописания суффиксов:
1) Печёнка
2) Дешёвый
3) Бечёвка
4) Плюшевый
Способы связи слов в словосочетании. Синонимичные словосочетания.
Согласование | Управление | Примыкание |
Это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. | Это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному. Зависимое слово выражается местоимением, именем существительным и другими частями речи в значении имени существительного. | Это подчинительная связь, при которой в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова: наречие, деепричастие, неопределённая форма глагола (инфинитив) |
Примеры | ||
читающий мальчик | акция милосердия | бежать быстро |
наше село | сверкающий на снегу | говорить волнуясь |
лисий хвост | сверкая на снегу | по-зимнему холодно |
открытая тетрадь | слушать новости | третий слева |
такой порядок | движение на дороге | непривычно тихо |
старший брат | летел к нам | увеличить втрое |
непрекращающиеся дожди | привёз от знакомого | немного легкомысленный |
первый ученик | принять помощь | знать наизусть |
эта аллея | гостить у друга | макароны по-флотски |
опустевшая аллея | помощь друга | увеличить втрое |
трёх тетрадей | три тетради | поздно ночью |
встречать опоздавших | ||
Рекомендации для выполнения задания В8 в формате ГИА:
- Найди главное слово, оставь его неизменным.
- Измени способ связи зависимого слова с главным.
- Проверь, является ли подобранное слово однокоренным к исходному слову.
- Помни, что, если ты просто поменял слова местами, ты не изменил способ связи между ними!
ПРИМЕРЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ:
СОГЛАСОВАНИЕ – УПРАВЛЕНИЕ
СОЛОМЕННАЯ ШЛЯПА – ШЛЯПА ИЗ СОЛОМЫ
МАМИНО ПЛАТЬЕ - ПЛАТЬЕ МАМЫ
УПРАВЛЕНИЕ - СОГЛАСОВАНИЕ
ЖУРНАЛ С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ - ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЖУРНАЛ
СЛЕД ЗВЕРЯ - ЗВЕРИНЫЙ СЛЕД
ПРИМЫКАНИЕ - УПРАВЛЕНИЕ
БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ – ВЫРЫВАЛИ БЕЗ ЖАЛОСТИ
УПРАВЛЕНИЕ – ПРИМЫКАНИЕ
С УСЕРДИЕМ РЫХЛИТЬ - УСЕРДНО РЫХЛИТЬ
Синонимичные словосочетания
1. Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
осеннимсюрпризом
осеннийсюрприз
2. Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
падаетбеззвука
беззвукападает
3. Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
наплощадипривокзале
площадьпривокзале
4. Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
неохотноскрылись
скрылисьнеохотно
5. Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
запахбензина
6. Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
отдёрнулсиспугом
сиспугомотдёрнул
отдернул с испугом
7. Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
ввересковыхзарослях
вересковыезаросли
8. Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
безжалостивырывали
вырывалибезжалости
9. Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.
завистливопосмотрел
посмотрелзавистливо
10. Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.
кружкуизжести
кружкаизжести
Стилистические синонимы
1. Разговорное слово ОХАЛЬНИЧАЮТ из приведённого ниже предложения замените стилистически нейтральным синонимом:
озорничать
озорничают
балуются
баловаться
шалить
шалят
проказничают
проказничать
2. Замените слово БАМКАЛ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
гремел
греметь
звонил
звонить
звенел
3. Замените разговорное наречие ПООДАЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
на расстоянии
вдали
в стороне
впереди
недалеко
4. Замените разговорное наречие ИСПОДВОЛЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
постепенно
понемногу
незаметно
не спеша
не торопясь
задолго
5. Замените разговорное слово ОБШАРПАННЫЙ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
ободранный
истрёпанный
старый
затрёпанный
6. Замените разговорное слово ПРОХУДИЛАСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
продырявиться
продырявилась
прогнить
прогнила
протекала
7. Замените устойчивое выражение РУКОЙ ПОДАТЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным словом-синонимом:
близко
рядом
8. Замените книжное слово ЖИВОТА из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
жизни
жизнь
9. Замените разговорное слово СЛОНЯЛИСЬ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
ходить
ходили
бродили
бродить
10. Замените книжное слово НЕВЕДОМЫХ из приведённого ниже текста стилистически нейтральным синонимом:
неизвестный
незнакомый
таинственный
непонятный
неизвестных
незнакомых
таинственных
непонятных
скрытых
скрытый
Фонетический анализ слова» для 9 класса
- 1. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове РАДОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
2) В слове ПЛАТЬЕ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ГВОЗДЬ последний звук [т’].
4) В слове РОСКОШЬ все согласные звуки твёрдые.
- 2. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове АЛЛЕЯ звуков меньше, чем букв.
2) В слове СЧАСТЛИВЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове МОЛОТЬБА есть звук [д’].
4) В слове МАЛЫШ все согласные звуки твёрдые.
- 3. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЕЖЕВИКА звуков больше, чем букв.
2) В слове ЛЕСТНИЦА есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове ЮБКА есть звук [п].
4) В слове ОТРЕЖЬТЕ мягкость согласного [ж’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
- 4. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ПРОГРАММА звуков меньше, чем букв.
2) В слове МЫШЬ один из согласных звуков мягкий.
3) В слове СЕРДЦЕ есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
4) В слове СЪЕЗД последний звук - [т].
- 5. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове УЧАСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
2) В слове МЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове КОСЬБА есть звук [з’].
4) В слове ЮБИЛЯР все согласные звуки мягкие.
- 6. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ВТРОЕ первый звук - [ф].
2) В слове ВЕСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове БУЛЬОН звуков меньше, чем букв.
4) В слове ПОЁШЬ есть мягкий звонкий звук [й’]
- 7. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЧУВСТВО есть буква, обозначающая непроизносимый согласный.
2) В слове ИЗВЕСТНОСТЬ звуков меньше, чем букв.
3) В слове ПРОСЬБА есть звук [с’].
4) В слове ПИСЬМО мягкость согласного [с’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
- 8. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯСНИ звуков больше, чем букв.
2) В слове ПРАЗДНИК есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
3) В слове СДАЧА первый звук – [з].
4) В слове ПЛЯСАТЬ мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой Я.
- 9. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ОБЪЯВЛЕНИЕ звуков больше, чем букв.
2) В слове ТРОСТНИК есть буква, обозначающая непроизносимый звук.
3) В слове ОТГАДАТЬ второй звук - [д].
4) В слове ПЕСНЯ все согласные звуки твёрдые.
- 10. Укажите ошибочное суждение.
1) В слове ЯРОСТНЫЙ есть буква, обозначающая непроизносимый согласный звук.
2) В слове ВЬЮГА количество звуков равно количеству букв.
3) В слове СДЕЛКА первый звук – [с].
4) В слове БОРЬБА мягкость согласного [р’] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе сегодня для учителя является одной из «ключевых» методических проблем. В целом можно сказать, что в базовых школьных учебниках недостаточно подобран материал для обучения сочинению- рассуждению на лингвистическую тему. Прежде, на мой взгляд, учителю необходимо хорошо представлять, какие знания и навыки учащийся должен продемонстрировать в сочинении на лингвистическую тему. Эти нормативно – методические требования определены действующими программами по русскому языку, стандартами образования.
Какие же умения должен обнаружить учащийся 9-го класса в сочинении на лингвистическую тему?
- Умение рассуждать на лингвистическую тему.
- Умение создавать высказывание, соответствующее структуре сочинения-рассуждения.
- Умение аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал.
- Умение и навыки точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.
- Умение пользоваться лингвистической терминологией.
- Практическую грамотность.
Опыт показывает, что все речевые компетенции для учителя русского языка не являются абсолютно новым видом деятельности. Действующие программы, учебники предусматривают в той или иной степени отработку лингвистических компетенций: это и все виды разбора на уроках русского языка, и устные ответы на заданную тему, и творческие задания на грамматическую тему.
Скорее всего, как учителя, так и учащиеся испытывают некую растерянность от формулировки темы: задание кажется непонятным, сложным, таинственным
Поэтому представляется необходимым, на мой взгляд, в 9-м классе дать учащимся прежде всего теоретические сведения по лингвистике на уровне школьной программы 9-го класса:
- что изучает лингвистика;
- разделы лингвистики;
- основные понятия, которые могут быть представлены в сочинении на лингвистическую тему.
Учащиеся 9-го класса должны имеет представление о следующих лингвистических единицах.
Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.
На начальном этапе обучения сочинению учащимся можно предложить «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На мой взгляд, эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.
Речевые «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»
Знак препинания | Смыслоразличительная функция знака препинания | |
Общие замечания о роли знаков препинания (возможны и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему) |
| |
Запятая |
| |
Точка |
| |
Вопросительный знак в конце предложения |
| |
Восклицательный знак в конце предложения |
| |
Двоеточие |
| |
Тире |
| |
Кавычки |
| |
Скобки |
| |
Точка с запятой |
| |
Многоточие |
|
Сочинение на лингвистическую тему (в 9-м классе) и теоретически, и практически базируется на стандартах образования, позволяет проверить уровень речевой компетенции за основную школу и перевести речевую компетенцию учащихся на новую ступень – ЕГЭ.
Зачем нужна орфография?
Знание языка – ключ к правильному выражению своих и пониманию чужих мыслей. И оно невозможно без знания правил русской орфографии. Поэтому я полностью согласен с мнением Ильи.
Знать орфографические правила мы должны для того, чтобы избежать ошибок в письменной речи, чтобы верно понимать смысл написанного. Вы можете сказать, что невозможно знать правильное написание всех слов. Но ведь существуют простые принципы русской орфографии, усвоив которые Вы не будете испытывать затруднений. В тексте «Дедушкин валенок» М.Пришвина написания слов «хорошо», «проходил» основаны на морфологическом принципе, а, например, «фельдшер» и «пушинка» - пишутся в соответствии с традиционным.
Словом, нам не обойтись без орфографических правил. Не знать их – значит не любить и не уважать, в первую очередь, самого себя.
Сочинение учащегося 9 класса
Зачем нужна орфография?
Проблема орфографической грамотности актуальна в наше время. На письме без знания орфографических правил обойтись невозможно.
Вы, наверное, говорите себе: «Зачем нужна эта орфография? Неужели без нее никак нельзя?» Орфография нужна для того, чтобы человек правильно понял значение прочитанного слова. Так, например, в рассказе М.Пришвина «Дедушкин валенок» слово «пора» (25) можно написать в соответствии с произношением – «пара», допустив при этом орфографическую ошибку. Тогда смысл слова изменится.
Для правильного написания слов достаточно знать элементарные правила. Кто-то может сказать, что правил слишком много. Но ведь в русском языке существуют простые принципы орфографии, усвоив которые Вы не будете затрудняться: морфологический, фонетический, традиционный и дифференцирующий.
Например, слова «жизнь» и «пушинка» пишутся по традиционному принципу, а, «поглядит» и «проходились» - в соответствии с морфологическим - самым распространенным.
Таким образом, орфография – вечный раздел русского языка и без нее не обойтись.
Тире
Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.
Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.
По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
Тире – отделяющий знак очень широкого употребления. Оно означает всевозможные пропуски: пропуск связки в сказуемом, пропуск членов предложения в неполных и эллиптических предложениях, пропуск противительных союзов. Например: Самый ужасный из местных ветров - новороссийская бора (Пауст.); Кроме того, приходилось посылать деньги одной тетке во Владивосток, а другой - в Киев (Пауст.).
Вторая функция тире - смысловая: передача значений условия, времени, сравнения, следствия, противопоставления и сопоставления, в тех случаях, когда эти значения не выражены лексически; в конечном счете это тоже фиксация своеобразных пропусков. Например: Она вспомнила Винклера - мертвая тоска внезапно сжала ей сердце.
Тире может быть и показателем "неожиданности" - смысловой, композиционной, интонационной; в таких случаях знак передает эмоциональную напряженность речи (динамичность, резкость, быструю смену событий и т.д.). Например: Казалось еще одна минута - и конвойные бросятся к нему (Пауст.); И когда был еще один скачок рассвета - бледное пятно оказалось лицом человека (Пришв.).
Как формальный знак-разграничитель, тире употребляется, например, при оформлении прямой речи, при разграничении реплик диалога: - Ты очень устал, Ефим? - Я не могу быть усталым, я должен работать весь день... (Пришв.).
Таким образом,функции тире многообразны и знать их просто необходимо.
Двоеточие
Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.
Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.
По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания, том числе и двоеточие, членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
Двоеточие предупреждает о последующем разъяснении и пояснении. Эта функция знака раскрывается разными значениями в бессоюзном сложном предложении: причинной обусловленности, обоснования, раскрытия содержания, конкретизации общего понятия. Например: (пример из текста).
Двоеточие как отделяющий знак препинания используется и в предложениях с обобщающим словом перед однородными членами. Например:….
Двоеточие отделяет слова автора от прямой речи, если они стоят перед ней. Например, в предложении №…(пример из текста)
Таким образом, знания правил постановки двоеточия совершенно необходимо, если ты хочешь быть грамотным и культурным человеком.
Запятая
Пунктуация - важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.
Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.
По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части. Запятая , как отделяющий знак препинания, совершенно необходима там, где она разъединяет предложения, то есть разные части мысли в составе общего целого: в сложных предложениях. Например, в предложении: ……запятая употреблена для отделения частей в сложносочиненном предложении.
С помощью запятой мы отделяем и однородные члены предложения. Так, например, в предложении № … запятой разделяются однородные ….
Иногда запятая факультативна (выделения при уточнениях и сравнениях). Вот как со словом однако, которое может быть союзом (и тогда не выделяется запятой), может быть вводным
словом (и тогда обязательно выделяется запятыми), но может быть и междометием (и тогда на ваше усмотрение ставить запятую или нет).
Запятая – это и знак выделяющий, с её помощью выделяют в предложении особо значимые части; особая значимость проявляется в дополнительной смысловой нагрузке (обособленные члены предложения), в специфической функции (обращения, междометия, вводные слова, словосочетания и предложения), в передаче добавочных сообщений (вставные конструкции).
Таким образом,функции запятых широки и разнообразны: они могут передавать различные смысловые, интонационные и акцентные тонкости.
Кавычки
Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.
Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.
По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
Выделительным знаком являются и кавычки. Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не мешает им иметь разнообразные частные значения.
Прежде всего кавычки выделяют в тексте чужую речь - отдельные слова, принадлежащие другому автору, цитаты, прямую речь. Например: Мальчик сказал "смотреть грома", и я вспомнил слова из "Божественной комедии" Данте о том, что "солнца луч умолк" (Пауст.); О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: "Царевна плачет" (Пауст.).
Выделение кавычками может быть и иного плана: выделяются необычно употребленные автором слова, - например, слова малоупотребительные, иностилевые, употребленные в ироническом смысле, в противоположном значении, с двойным значением и т.д. Например: А какая крылатая романтика живет во всех этих фрегатах и баркантинах, шхунах и клиперах, вантах и реях, кабестанах и адмиралтейских якорях, "собачьих" вахтах, звоне склянок и лагах, гуле машинных турбин, сиренах, кормовых флагах, полных штормах, тайфунах, туманах, ослепительных штилях, плавучих маяках, "приглубых" берегах и "обрубистых" мысах, узлах и кабельтовых - во всем том, что Александр Грин называл "живописным трудом мореплавания" (Пауст.); А если по новому закону жить, то никаких "вдруг" быть не может, всему есть причины (Пришв.); А задаток уже показывается в руке старшего из "энтих" (Пришв.); Соседи решили, что мусорщик "тронулся" (Пауст.).
Кавычки служат средством выделения различных названий - орденов и медалей, литературных произведений, газет, журналов; предприятий, организаций; производственных изделий, марок машин; сортов растений и т.д. Например: Все созданное Пришвиным: и первые его вещи - "В краю непуганых птиц" и "Колобок" и последующие - "Календарь природы", "Кладовая солнца", многочисленные его рассказы и, наконец, тончайший, как бы сотканный из утреннего света, ключевой воды и тихо говорящих листьев "Жень-шень" - все это полно прекрасной сущностью жизни.
Таким образом, мы убедились в том, что однозначность выделительной функции кавычек не мешает им иметь разнообразные частные значения и знать их просто необходимо.
Многоточие
Пунктуация-важное средство оформления письменной речи. Знаки препинания указывают на смысловое,структурное и интонационное членение речи. Известно, что знаки препинания не только организуют письменный текст для облегчения его восприятия читателем, но и непосредственно передают часть заключенной в тексте информации. В частности, иногда пунктуация, устраняя неоднозначность, служит единственным доступным средством выбора правильной интерпретации текста.
Знаки препинания, эти, по выражению А.П. Чехова, «ноты при чтении», помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении.
По своим общим функциям прежде всего различаются знаки отделяющие (точка; вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие) и выделяющие (две запятые, два тире, скобки, кавычки). Функцию знака препинания выполняет также абзац - написание с новой строки.
Отделяющие знаки препинания членят письменный текст на значимые в семантико-грамматическом отношении части.
Многоточие наряду с общей отделительной функцией обладает рядом конкретных, разнообразных значений, которые чаще всего отражают эмоциональную окраску речи. Это знак, передающий недосказанность, недоговоренность, прерванность мысли, часто - ее затрудненность, вызванную либо большим эмоциональным напряжением, либо причинами иного плана, например: (пример из текста)
Многоточие может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл, может подчеркивать алогизм. Например,в предложении … (пример из текста)
Роль ударения в словах.
Как известно, в любом языке в словах есть ударные и безударные слоги, значит ударение требуется везде, потому что оно служит для передачи лексического значения слова, показывает культуру речи говорящего.
Представим себе, что мы читаем текст без знаков ударения, и тогда многие слова нам становятся понятными из содержания предложения. Например, слова полки, белки, муку, замок - они все могут иметь двойное ударение, которое зависит от смысла этих слов.
Не менее важно правильно ставить ударения, чтобы показать свой уровень культуры речи. Например: красивее, щавель, звонит…
Как мы убедились, роль ударения очень важна для того, чтобы общество было культурным, придерживалось литературных форм, чтобы люди правильно понимали друг друга.
Рассуждение о формах слова.
В русском литературном языке есть нормы для форм слова. Они отличаются от нелитературных форм этих же слов, которые употребляются в разговорной речи и в диалектах.
Я знаю, что говорить надо, придерживаясь норм, чтобы всем была понятна наша речь. Представьте, что вместо слов “ляг”, :положите”,”нет кур”от нас услышат: “У нас много гусей, курей, утей, покладите на место…” Конечно же, культурные люди нас не поймут, и мы будем выглядеть смешно. Чтобы красиво и правильно излагать свои мысли в сочинениях, изложениях нужно придерживаться норм русского языка. Недопустимо употреблять нелитературные просторечные формы слов: ложи, поклади, красивше. Учитель, несомненно, подчеркнет грамматические ошибки и отметит на полях, а я получу низкую оценку моей работы.
Как мы убедились, употребление форм слова должно быть согласованно с культурой речи.
Для чего нужны фразеологизмы.
В русском языке фразеологизмы служат для выразительности речи, её образности, яркости и точности. Употребляя такие сочетания, мы придаем своему рассказу эмоциональность, афористичность и даже метафоричность.
Допустим, я скажу, что девочка плакала. Это будет звучать обычно. А если представим, что она ревела как белуга, то сразу увидим печальную картину.
Предположим мне нужно написать яркое, эмоциональное сочинение. Я обязательно употреблю фразеологизмы: золотые руки, мастер на все руки. Понятно, что моё сочинение получит высокую оценку.
Таким образом, мы убедились, что фразеологизмы делают наш русский язык.
Значение словарей в жизни человека.
Вы любите читать словари? Часто ли вы обращаетесь к ним? Да, я это делаю часто. Ведь словари бывают разные: толковые, этимологические, иностранных слов, сочетаемости слов, орфоэпические, терминов и другие. Получается, что словари - это источники знаний.
Бывает часто, что ты не знаешь, как правильно поставить ударение в слове, какие формы могут быть образованы, какова история происхождения этого слов.… Во всех этих случаях я непременно обращаюсь к словарям. Вот, например, слово неделя, оказывается, образовано от словосочетания не делать, то есть отдыхать. Все эти сведения мы узнаем из “Этимологического словаря русского языка”. Я часто пользуюсь толковым словарем под редакцией Ожегова, в котором нахожу значения встречающихся мне слов. Это нужно для правильного выражения своих мыслей, чувств в устной, письменной речи.
Следовательно, жизнь человека, школьника, студента немыслима без чтения словарей.
Зачем правильно произносить слова.
Орфоэпия-это правильное произношение слов (звуков). Соблюдение единообразия произношения имеет важное значение. Орфоэпические ошибки всегда мешают воспринимать содержание речи, так как внимание слушающего отвлекается, и высказывания во всей полноте не воспринимаются.
Представим себе такую ситуацию: человек произносит слова так, как они пишутся: большого, другого, что, конечно… Мы знаем, что согласно произношению должны звучать звуки [в], [ш]- это показатель культуры речи.
Согласно правилу слова в русском языке очень часто пишутся по- разному: процессы оглушения, уподобления согласных, а также произношение безударных гласных- это дает возможность допустить ошибки.
Размышляя о роли правильного произношения, что оно облегчает и ускоряет процесс общения, поэтому социальная роль нормативной устной речи очень велика.
Роль книжных слов и архаизмов в художественной и публицистической речи .
Устаревшие и книжные слова. Какие функции они выполняют сегодня, в век высоких технологий, когда язык пополняется активным запасом неологизмов?
Казалось бы, Люба права в своем мнении о том, что они не нужны, что такие слова только затрудняют понимание текста.
Но воссоздать пушкинскую эпоху без устаревших слов, отражающих реалии 19 века, просто невозможно. Использование архаизмов, историзмов, книжных слов позволяет приблизить нашего современника к тому историческому времени, о котором ведется речь.
Ю. Нагибину, например, в его тексте такая лексика помогает отразить различия в обликах новой и старой Москвы. Как возвышенно, торжественно звучит его речь, когда в описании
достопримечательностей старой Москвы автор использует книжную лексику («ликами старинных зданий, Юсуповы палаты, исполнится их прелести и важности»)
Нет, в споре о роли устаревших и книжных слов права, безусловно, Таня. Такая лексика необходима в художественной и публицистической речи как средство воссоздания исторической эпохи, как возможность объективного ее отражения.
Чтобы знать нашу историю, надо знать и устаревшие слова. Чтобы придать речи торжественность, надо использовать книжную лексику.
С 2.1
Роль книжных слов и архаизмов в художественной и публицистической речи .
В споре Тани и Любы о роли книжных слов и архаизмов в публицистической и художественной речи, безусловно, права Таня. Архаизмы и книжные слова – важная часть лексики русского языка, без которой бы наша речь была бедной. Они служат для придания речи возвышенности звучания, создают исторический фон эпохи.
В тексте Ю. Нагибина есть архаизмы: «лик», «обстав», множество книжных слов: («памятники архитектуры»), «нетленная красота», «новостроечные районы». Они помогают представить исторический облик города, придают особую патетику речи.
Если бы не было архаизмов и книжных слов, наша речь была бы безликой, лишенной выразительности и яркости.
С2.1
В публицистической и художественной речи употребляются устаревшие и книжные слова. На письме они не выделяются знаками препинания. С помощью их читатель лучше представляет ту или иную картину. Они добавляют в текст контрастности и колоритности.
В тексте, в предложении 14, слово «обстав» является устаревшим и употребляется для того, чтобы точнее представил читатель образ старой Москвы. А книжные слова «ликами старинных зданий», «Юсуповы палаты» придают тексту больше величия, торжественности.
В заключение хотелось бы сказать, что книжные и устаревшие слова нужны. Устаревшие слова лучше всего передают летопись прошлых лет. Без книжных слов не обходится научная литература, публицистические произведения, официально-деловые документы. (97 слов)
С2.1
Если говорить о роли устаревших и книжных слов в публицистической и художественной речи, то прежде всего необходимо понимать их роль и предназначение, знать причины, по которым происходит функциональное разграничение.
Каждый стиль имеет свои особенности и свой лексикон. Так книжные слова найдут применение в публицистическом стиле, а устаревшие слова, относясь к пассивному запасу, уместны в художественной речи, особенно, если автор воссоздает картины далёкого исторического прошлого. Такие слова помогут читателю проникнуть в изображаемую эпоху, максимально представить быт, нравы людей, живущих в ней. Всего этого, вероятно, Люба не знает, поэтому и не понимает , зачем А.С.Пушкин в «Капитанской дочке» использует такие непонятные слова.
Текст Ю. Нагибина относится к публицистическому стилю, и это сразу оправдывает употребление такого количества книжных слов одной лексической группы с достаточно точной семантикой в предложении 4. Слова: микрорайон, кино, парикмахерская, библиотека обозначают названия строений современного города. А вот слова: деяния, лики, исполниться придают тексту возвышенность, поэтичность.(Предложения 14, 15) Кроме этого устаревшие слова: Юсуповы палаты, Новодевичий монастырь создают образ старой Москвы.(Предложение 16)
Как жаль, что Люба, не зная всего этого, не поймёт, что так мы можем сохранить свою культуру, историю, самобытность и неповторимость.
С2.1
Зачем нужны вводные слова.
Вводные слова играют огромную роль в речи человека.
Они дают собраться с мыслями, сделать речь логичной, последовательной. Их роль в речи может быть неожиданной, например, слова «к счастью» создают радостный настрой для остальной речи и для общения с собеседником. Кроме того, вводные слова показывают другим наше отношение к тому, о чём мы говорим. Они могут даже выручить человека в сложной ситуации.
Вводные слова употребляются как в книжной речи, так и в разговорной. В различных стилях характер их неодинаков, различна и употребляемость их.
В рассуждении (особенность научного и публицистического стилей) употребляются преимущественно вводные слова, выражающие оценку сообщаемого говорящим указанием на степень достоверности ,источник сообщаемого , связь и последовательность мыслей. Для публицистического стиля возможно и употребление вводных слов типа «к счастью». В стиле художественной литературы мы встречаемся с употреблением вводных слов всех семантических групп.
Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном ,быстрее понять текст , прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему, более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным и доступным.
С2.1
Что такое риторический вопрос? Для чего нужны риторические вопросы в тексте?
Риторический вопрос – это предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. Риторические вопросы придают тексту особую экспрессию, эмоциональность, усиливают напряженность речи, передают взволнованность автора, заставляют сопереживать, размышлять.
Я вполне согласна с Борисом, что яркую художественную речь нельзя поострить, не используя эту фигуру речи. Возьмем, к примеру, предложение 7 текста Е.Лайковой. Автор, используя риторический вопрос, заставляет нас задуматься над очень важной проблемой. Ведь, действительно, зачастую в нашей жизни материальное одерживает верх над моральным. Разве поспоришь с этим? Предложения 8-10 представляют собой череду риторических вопросов. В них звучат размышления о нашем будущем, надежда на лучшее. Автор пытается найти отклик в сердце читателя, заставить каждого из нас задуматься о своей душе.
Без риторических вопросов текст стал бы эмоционально беднее, тусклее. Поэтому Виталию нужно еще раз задуматься о роли риторических вопросов.
С 2.1
Роль риторических вопросов в тексте
Какова роль риторических вопросов в тексте?
Риторический вопрос – это стилистическая фигура, состоящая в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы усилить эмоциональное воздействие и привлечь внимание читателя или слушателя к предмету речи.
Так, в тексте Е.Лайковой мы встречаем ряд риторических вопросов (предложения №8, 9, 10, 17), которые автор задаёт, чтобы привлечь внимание читателя к актуальным проблемам современного общества: дефицит милосердия очень велик, доброе отношение к животным нужно прежде всего человеку. Без риторических вопросов текст Е.Лайковой потерял бы эмоциональную окраску. Именно поэтому риторические вопросы необходимы, они придают художественной и публицистической речи яркость.
С 2.1
Публицистический стиль – это стиль газет, журналов. Цель его – информирование, передача значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя. А воздействовать можно, используя языковые средства, оценочные слова, а также – книжные. Зачем же все-таки нужны книжные слова в публицистических текстах?
Использование книжных слов позволяет подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, как, например, в предложении 4 нашего текста («нравственно-эстетическая деградация»). Книжные слова несут и экспрессивную нагрузку, позволяя четко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент. Предложение 7 из текста
В. Распутина тому пример («очиститься от скверны», «привыкать к парадоксам»). Эти примеры подчёркивают достоверность сказанного, точность приведённых фактов.
С уверенностью можно сделать вывод, что Маша права, утверждая, что книжные слова важны в публицистическом стиле, так как несут определённую нагрузку.
Что такое язык?
Язык - это исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, помогающая работе мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
ФУНКЦИИ ЯЗЫКА
Коммуникативная функция | Язык – средство связи между людьми |
Информативная функция | Язык – средство сообщения информации |
Культурно-историческая функция | Язык – хранитель исторической памяти народа |
Этническая функция | Язык для этноса (народа) – объединяющий фактор, знак национально-культурной идентичности |
Экспрессивная функция | Язык служит для передачи чувств и эмоций |
Рефлексивная функция | Речь для человека – это и средство разговора с самим собой, инструмент рефлексии |
Главнейшая функция языка - коммуникативная. Язык служит, прежде всего, средством человеческого общения. Мы живем в обществе и общаемся в определенном социуме в определенном пространстве в определенное время. Таким образом, язык является основным средством общения.
Коммуникация – значит общение, обмен информацией. Иными словами, язык возник и существует, прежде всего, для того, чтобы люди могли общаться. Информация – это сведения, доступные для понимания и важные для поведения того, кому они адресованы.
(коммуникация — от лат. communico — связываю, общаюсь)
Познавательная функция язык
С помощью языка происходит в значительной степени познание, изучение окружающего мира. Ученые признают факт сложной взаимосвязи между языком и мышлением.
В общем виде отношения между языком и мышлением проявляются в следующем. Возможность соотнесения языковых единиц с явлениями действительности основана на мышлении, на способности человеческого мозга к отражению действительности. Без такой соотнесенности невозможно было бы общение между людьми.
Язык выступает связующим звеном между поколениями, служит "хранилищем" и средством передачи внеязыкового коллективного опыта.
Издавна человечество стремилось сохранить память о людях и событиях, однако ни специально построенные гробницы, ни предметы древних цивилизаций, найденные археологами, не несут столько информации, сколько заключено в слове, дошедшем до нас из глубины веков. Сам язык является бесценным хранителем информации об истории народа, его культуре. Учёные-лингвисты выделяют так называемую этническую функцию языка: язык для этноса (народа) является объединяющим фактором, знаком национально-культурной идентичности.
Экспрессивная функция речи – функция передачи чувств и эмоций пишущего.
Экспрессивность (экспрессия) – выразительность, сила проявления чувств, переживаний, эмоций.
Все виды учебной деятельности учащихся на занятии, все виды упражнений подчинены комплексной задаче - развитию речи учащихся, усвоению практической грамотности - и составляют единую методическую систему.
В заключение отмечу, что тексты, выбранные для каждого занятия и вида упражнений, представляют разные с точки зрения стиля речи образцы современного русского языка, актуального и полностью доступного школьникам и не повторяют тексты в уже изданных учебных пособиях. Письменные работы учащихся, сопровождающие каждое занятие, проверяются индивидуально и содержат индивидуальные практические рекомендации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для подготовки учащихся к ГИА в части, касающейся написания сочинения-рассуждения.
Представленные материалы помогут ученику 8-9 классов и учителю в подготовке к ГИА по русскому языку в части, касающейся написания соч...
Совершенствование техники плавания юных пловцов на основе изменения фазовой структуры гребка.
Совершенствование техники плавания юных пловцов...
Изменения в структуре ЕГЭ 2018/2019 по русскому языку
В презентации представлена информация об основных изменениях, коснувшихся структуры ЕГЭ по русскому языку в 2018-2019 годах....
Презентация "Изменения в структуре и системе оценки экзаменационной работы по математике в 2021 году".
Презентация "Изменения в структуре и системе оценки экзаменационной работы по математике в 2021 году"....
Практикум по решению задач. Изменения в структуре ЕГЭ по физике 2022г (презентация)
Для тех, кто сдает ЕГЭ по физике в 2022г. Изменения в структуре КИМ. Практикум по решению задач (презентация)...
изменения в структуре ЕГЭ по английскому языку 2023
СодержаниеЗадания по аудированиюЧтениеЛексика и грамматикаЗадания 37 и 38Устная часть. Задания 1-4Экзамен по-прежнему состоит из 5 частей – Аудирование, Чтение, Лексика и грамматика, Письмо и Ус...
Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации.
Практическая работа. Население. 10 класс. Прогнозирование изменений возрастной структуры отдельных стран на основе анализа различных источников географической информации....