Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».
статья на тему
Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учителя начальных классов ощутили на себе действие ФГОС второго поколения. 4 года учителя начальных классов реализуют ФГОС НОО. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Годы прошли и вот в 2015-2016 учебном году в 5 класс придут дети, которые учились по новым стандартам. В связи с этим необходимо подготовится по вопросам реализации ФГОС ООО. На школьном уровне на семинарах и педсоветах неоднократно мы затрагивали вопросы ФГОС второго поколения, сегодня я остановлюсь на основных задачах и направлениях введения ФГОС ООО на уровне образовательного учреждения
При подготовке к реализации ФГОС ООО необходимо:
Ø Разработать образовательную программу для основной школы.
Ø Разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС ООО;
Ø Устав ОУ, его локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, компетенция органов государственно-общественного управления и т.п.);
Ø Разработать учебный план основной школы.
Ø Разработать учебный план для 5 классов.
Ø Разработать программу внеурочной деятельности.
Ø Учителям-предметникам определиться с выбором учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию.
Ø Учителям-предметникам разработать рабочие программы по предмету в соответствии с ФГОС ООО.
Ø Подготовить необходимые материально-технические условия реализации ООП ООО;
Ø Разработать план по преемственности в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ceminar.doc | 136 КБ |
Предварительный просмотр:
Cеминар-лекция: «Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения».
Цель: повышение профессиональных компетенции педагогов по вопросам внедрения ФГОС ООО
Участники: учителя-предметники 5-11 классов, учителя начальных классов.
Регламент: 1 час Форма проведения: семинар-лекция Дата проведения: 12.11.14г Повестка дня:
- Подготовка школы МБОУ Таксимовская СОШ № 3 к реализации ФГОС ООО.
- Критерии результативности современного урока в соответствии c требованиями ФГОС второго поколения.
Ход семинара
1.Критерии готовности ОУ к реализации ФГОС ООО.
Новый ФГОС начального общего образования был введен в действие с 1 января 2010 года для пилотных школ, с 1 сентября 2011 года для всех школ РФ. С 2011 года в нашей школе учащиеся начальной школы и учителя начальных классов ощутили на себе действие ФГОС второго поколения. 4 года учителя начальных классов реализуют ФГОС НОО. Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры. Годы прошли и вот в 2015-2016 учебном году в 5 класс придут дети, которые учились по новым стандартам. В связи с этим необходимо подготовится по вопросам реализации ФГОС ООО. На школьном уровне на семинарах и педсоветах неоднократно мы затрагивали вопросы ФГОС второго поколения, сегодня я остановлюсь на основных задачах и направлениях введения ФГОС ООО на уровне образовательного учреждения
При подготовке к реализации ФГОС ООО необходимо:
- Разработать образовательную программу для основной школы.
- Разработать план методической работы, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС ООО;
- Устав ОУ, его локальные акты (положения, инструкции и т.д.) приведены в соответствие с требованиями ФГОС ООО (цели образовательного процесса, режим занятий, компетенция органов государственно-общественного управления и т.п.);
- Разработать учебный план основной школы.
- Разработать учебный план для 5 классов.
- Разработать программу внеурочной деятельности.
- Учителям-предметникам определиться с выбором учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию.
- Учителям-предметникам разработать рабочие программы по предмету в соответствии с ФГОС ООО.
- Подготовить необходимые материально-технические условия реализации ООП ООО;
- Разработать план по преемственности в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
Введение ФГОС является сложным и многоплановым процессом. Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению ФГОС и комплексность всех видов сопровождения (обеспечения) введения ФГОС.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению ФГОС является постоянное научно-методическое и информационное сопровождение, включая консультирование всех участников данного процесса.
При введении ФГОС должна быть организована широкая разъяснительная работа не только среди педагогов, но и родительской общественности о целях и задачах ФГОС, его актуальности для системы образования, для обучающихся и их семей.
Поэтому введение ФГОС требует включения всего педагогического коллектива ОУ в решение задач обновления содержания образования, создания комфортной образовательной среды в соответствии с новыми требованиями.
Учебный план НОО ОУ является одним из основных механизмов реализации соответствующих образовательных программ. Структура учебного плана по ФГОС ООО должна содержать обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса 30% в соответствии с п. 15 ФГОС ООО. Пункт 18.3.1. ФГОС ООО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и обязательные предметные области. Следовательно, они должны быть отражены в учебном плане.
Часть, формируемая участниками образовательного процесса, предусматривает в стандарте основной школы возможность введения учебных предметов, курсов, обеспечивающих различные запросы обучающихся (в том числе этнокультурные), а также реализацию индивидуальных проектов и внеурочную деятельность.
Более того, в пояснительной записке к учебному плану должно быть прописано, как образовательное учреждение распорядилось долей учебного плана (20% - для НОО и 30% для ООО), отводимой на часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Содержательное наполнение части учебных планов, формируемых участниками образовательного процесса должно быть основано на учете мнения участников образовательного процесса, а также специфики самого образовательного учреждения, реализующих ООП НОО, ООО.
Решение о включении ОУ какого-либо курса в часть учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса, должно быть обосновано соответствующим выбором этих участников, закрепленным в протоколе (согласно Уставу ОУ) органа государственно-общественного управления.
Согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 рекомендовано проводить не менее 3-х уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки, а также включать для увеличения двигательной активности обучающихся в учебные планы предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
Для развития потенциала обучающихся (одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья) могут разрабатываться с участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы. Реализация индивидуальных учебных планов сопровождается поддержкой тьютора ОУ, п.19.3. ФГОС НОО и п. 18.3.1. ФГОС ООО.
Должность педагогических работников – тьютор, введена единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования (утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н.), в котором сформулированы должностные обязанности тьютора, требования к знаниям и квалификации.
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений обучающихся. Независимая экспертиза будет направлена на оценку результата образования при переходе четвероклассников на следующую ступень обучения. Обучающиеся 4х классов напишут итоговые работы по русскому языку и математике, а также комплексную работу на основе текста, которая позволит оценить сформированность универсальных учебных действий умения учиться.
Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Не будут подлежать оцениванию ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции (религиозные, эстетические взгляды, политические предпочтения и др.), характеристика социальных чувств (патриотизм, толерантность, гуманизм и др.), индивидуальные психологические характеристики выпускников начальной школы.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для обучающихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает: обязательные учебные занятия, объемом 21 час в неделю; внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
Содержание основного общего образования и организация учебного процесса строится на системно-деятельностной основе с учётом возрастных особенностей подростков требуют выстраивания преемственности в содержании образования, используемых технологиях обучения на системно-деятельностной основе, в применяемых методах диагностики, контроля и оценивания образовательных достижениях учащихся.
Организация учебной деятельности учащихся строится на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает:
- Ориентацию на достижение цели и основного результата образования-развитие личностиобучающегося на основе освоения УУД познания и освоения мира;
- Опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
- проблемно-диалогическую технологию;
- технологию мини-исследования;
- технологию организации проектной деятельности;
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Вводимая система оценки включают в себя внешнюю и внутреннюю оценку.
Внутренняя оценка предполагает вовлеченность в оценочную деятельность не только педагогов, но и самих учащихся.
Новые задачи, требования к результатам освоения основных образовательных программ, технологии обучения на системно-деятельностной основе, новая система диагностики, контроля и оценивания образовательных достижений обучающихся, вносимые Стандартом, требуют создания системы мониторинга, проведения диагностики и выявления:
- овладения владения учащимися начальной школы предметными и универсальными учебными действиями (русский язык, математика, окружающий мир).
- овладения владения учащимися основной школы предметными и универсальными учебными действиями (по всем предметам).
- сформированности учебной деятельности учащихся (наблюдение деятельности учащихся на уроке и изучение продуктов их учебной деятельности).
Преемственность в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО в проведении уроков на основе системно-деятельностного подхода
1. Современный урок по ФГОС – это
- Профессиональная и методическая подготовка учителя
- Целеполагание и мотивация учения
- Системно-деятельностный подход
- Современные средства обучения
- Выбор оптимальных средств обучения
- Создание условий для саморазвития
- Анализ каждого учебного занятия
Современный урок начинается с учителя. Хороший урок — дело не простое даже для опытного учителя. Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которым должен удовлетворять урок. Требования эти определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Для построения урока в рамках ФГОС ООО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Структура уроков в рамках ФГОС ООО
Структура уроков в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта.
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Самоопределение к деятельности. Орг. момент | Включение в деловой ритм. Устное сообщение | Подготовка к работе | личностные регулятивные коммуникативные |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. | Выполнение заданий, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки. | коммуникативные познавательные |
3. Постановка учебной задачи. | Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. | Ставят цели, формируют (уточняют) тему урока. | регулятивные целеполагание общеучебные логические |
4. Построение проекта выхода из затруднения | Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.п.) | регулятивные познавательные коммуникативные |
5. Первичное закрепление. | Устанавливает осознанность ситуации | Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух. | регулятивные
познавательные коммуникативные |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Организует деятельность по применению новых знаний. | Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. | регулятивные |
7. Рефлексия деятельности(итог ) | Организует рефлексию. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | личностные |
Цели уроков выделенных типов:
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование умений реализации новых способов действий.
Содержательная цель: формирование системы понятий.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий.
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий
3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания и способностей к учебной деятельности.
Содержательная цель: выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курса и построение обобщённых норм учебной деятельности.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технология проведения уроков каждого типа реализует деятельностный метод обучения.
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
РАССМОТРИМ ПРИМЕРНУЮ СТРУКТУРУ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.
С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;
2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
ВИДЫ АНАЛИЗА УРОКА
Цель анализа заключается в оценке работы учителя с позиций соответствия его урока достижениям современной педагогики и психологии, определение дальнейших перспектив в совершенствовании педагогического мастерства. Анализ урока позволяет реализовать ряд функций: контрольную (вспомогательную), обучающую (основную) и воспитывающую (помогающую учителю определить направление самообразования и самовоспитания). В связи с этим в анализе урока должны быть четко охарактеризованы, во-первых, научность изучаемого материала, его соответствие программе, качество полученных в институте знаний (контрольная функция); во-вторых, отмечены достижения и недостатки работы учителя, соответствие методов обучения передовому опыту и рекомендациям науки, даны конкретные советы по повышению педагогического мастерства (обучающая функция); в-третьих, оценены деловые и эстетические качества учителя, его речь, культура общения и т. д. (воспитывающая функция).
Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками). В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся. Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.
При анализе урока учителя необходимо учитывать его индивидуальность особенности, дарования, сильные стороны. Нельзя навязывать общие одинаковые рекомендации, приемы, методы. Что годится для одного, нецелесообразно для другого. Всякие рекомендации по улучшению проведения уроков должны обязательно опираться на достижения учителя на его сильные стороны Недостатки и слабости надо объяснить таким способом, чтобы было ясно, как надо работать над собой. При анализе уроков важно поощрять творческое их проведение, побуждать учителя к самостоятельной разработке структуры я методики урока.
Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами, инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке действий учителя и учащихся, более объективная самооценка.
Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча — хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс:
Тема урока:
Тип урока и его структура:
1.Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
2.Краткая психолого-педагогическая характеристика класса ( кол-во слабоуспевающих, сильных уч-ся...)
Какие особенности уч-ся были учтены при планировании урока?
3.Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный объект), дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока.
4.Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать полный его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке? Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?
5.Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами? Показать ,как другие этапы работали на главный этап?
6.Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков уч-ся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний уч-ся?
8.Психологическая атмосфера на уроке и общение учителя и уч-ся.
9.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Наметить перспективы своей деятельности.
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС (1 ВАРИАНТ)
Каково место данного урока в теме? Как данный урок связан с предыдущим, как работает на последующие уроки?
Каковы цель и задачи урока (образовательная, воспитательная, развивающая)? Какой результат хотелось получить к концу урока?
Насколько удачно было отобрано содержание урока в соответствии с поставленной целью?
Можно ли считать, что избранное сочетание методов (изложения зна ний, закрепления, контроля, стимулирования деятельности), приемов и средств обучения является на уроке оптимальным для данного класса?
Рационально ли было распределено время на этапы урока?
Логичны ли были "связки" между этапами урока?
Какую роль сыграли наглядные пособия в достижении поставленнойцели?
Насколько удачно осуществлялся на уроке контроль за качеством усвоения знаний, умений и коррекция?
Правильно ли определен объем и содержание домашнего задания с учетом цели, особенностей класса и качества усвоения материала на уро ке?
Психологическая атмосфера урока. Получили ли учащиеся удовлетворение от урока?
Как Вы сами оцениваете результаты своего урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему? Получили ли удовлетворение от урока? Что стоит исправить? Над чем нужно еще поработать?
САМОАНАЛИЗ УРОКА ПО ФГОС ВАРИАНТ 2.
Сегодняшний урок … (№) в системе уроков по теме (разделу) ….
Его цель – …, к обучающим задачам урока я отнесла … , к воспитательным – … , урок был также призван способствовать развитию у учащихся ….
В данном классе … , поэтому я … .
Это по типу … урок, он включал в себя … этапов: …. Основным этапом был … , задачи … этапа – … , а … этапа – … .
При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения: ….
Чтобы решить цель урока, я подобрала … (содержание: примеры, вопросы, задание).
Материал урока оказался … (сложным, легким, интересным для учащихся).
На …этапе урока я использовала … (какие?) методы обучения, потому что …. На этапе … – … (какие?) методы.
В ходе урока на … этапе была организована … (индивидуальная, фронтальная, групповая, коллективная), а на … этапе … работа учащихся, потому что ….
Задания … были ориентированы на развитие … учащихся.
Руководство учителя при выполнении … заданий было … (пооперационным, инструктирующим), потому что ….
Учащиеся имели возможность выбора ….
Мне (не) удалось уложиться по времени. Распределение времени было …. Темп урока ….
Мне было … (легко …) вести урок, ученики … включались в работу …. Меня порадовали … , удивили … , огорчили … (кто из учащихся?), потому что ….
Записи на доске …. Наглядный материал (другие средства обучения) ….
Цель урока можно считать: …, план урока: …, материал …; я полагаю, что (все) научились …, потому что ….
Домашнее задание (не) вызовет затруднения у … учеников, потому что ….
В целом урок можно считать ….
Решение:
- Разработать проект основной образовательной программы НОО ООО (отв. Цырендылыкова З.П.)
- Провести научно – методические семинары и педсоветы, обеспечивающие сопровождение реализации ФГОС ООО (отв.Козлова Т.Е.).
- Разработать план внеурочной деятельности ФГОС ООО (отв. Осина И.В.).
- Разработать план методической работы ТМ, обеспечивающей сопровождение реализации ФГОС ООО (руководители творческих мастерских Панченко Г.К., Рундина Е.М., Цитрикова С.К., Фазлетдинова В.И.).
- Осуществлять преемственность в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО (отв. учителя начальных классов- 4 классы) и учителя-предметники, которые будут работать в 5-х классах в 2015-2016 учебном году.
- Разработать план психолого-педагогического сопровождения реализации ООП ООО.
- Подготовить учебно-методические и цифровые ресурсы согласно перечням рекомендуемой учебной литературы и ЦОР для реализации ФГОС ООО (отв. Моисеева И.Г.)
- Учителям- предметникам работать над самообразованием для реализации ФГОС ООО. Изучать нормативные документы, учиться проводить уроки в соответствии требованиям ФГОС ООО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Интегрированный урок (английский язык и история) в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Интегрированный урок в 5 классе (английский язык и история). Тема " Путешествие в Древнюю Грецию"...
Методическая разработка урока химии для 9 класса в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.Тема:"Предельные углеводороды"(мультимедийное сопровождение)
Методическая разработка урока химии для 9 класса "Предельные углеводороды" разработана в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Разработка содержит план-конспект урока-структуру и х...
Методическая разработка урока химии в 9 классе по теме:"Серная кислота и ее свойства" /семинар-практикум с элементами интеграции/ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Методическая разработка семинара-практикума содержит развернутый план-конспект урока, технологическую карту, приложения. Урок рефлексии с элементами «открытия» нового знания рассчитан на 2 урока...
Презентация "Коммуникативная компетентность педагога как ресурс психологического благополучия субъектов образовательного процесса и условие качества современного образования в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения».
На педагогическом совете рассматриваются вопросыи понятия:компетенция; компетентность.коммуникативная компетентность ,презентация опыта работы по использованию современных методов и приемов в ко...
Статья : Современный урок физики в свете требований ФГОС второго поколения.
Основной формой организации обучения был и остается урок,поэтому свою статью я решила посвятить именно тому,каким должен быть современный урок!...
Современный урок технологии в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения (технический труд)
Данный материал содержит разработку урока по технологии (технический труд) для учащихся 5-го класса. Данный урок в соответствии с ФГОС входит в раздел "Технология создания изделий из древесных и под...
Урок истории на тему: "СССР в 1945-1953 гг" На уроке учащиеся использовали электронные образовательные ресурсы при актуализации знаний и при работе над новой темой.Урок создан в соответствии в требованиями ФГОС второго поколения.
Урок по предмету история для старшей школы по теме "СССР в 1945 - 1953 гг" с использованием электронных образовательных ресурсов в соответствии с требованиями ФГОС. Предусмотрена самостоятельная работ...