Методические рекомендации по содержанию и структуре современного урока/занятия.
методическая разработка по теме
В документе обозначены основные моменты, требующие внимания, при подготовке урока или занятия. Даны общепринятые типы уроков и их структура. Также предложена схема написания конспектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_metodichka.docx | 26.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по содержанию и структуре
современного урока/занятия.
Урок (занятие) – управляемый (следовательно, целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно-обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный системный процесс совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению запрограммированного диагностируемого образовательного результата, определенного образовательной программой (по Е.Ю.Ривкину, журнал «Управление современной школой» № 2, 2013г.)
При подготовке к уроку следует помнить:
- Тема урока.
- Тип урока.
- Основная цель урока.
- Задачи урока.
- Как все этапы урока будут работать на достижение главной цели урока.
- Формы и методы обучения.
- Оценка учащихся.
Типы (структура) урока.
1 | Вводный урок. | Организационный этап. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Систематизация имеющихся у учащихся знаний. Подведение итогов. Задание на дом. |
2 | Урок сообщения новых знаний. | Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Подготовительная работа к объяснению нового материала. Объяснение нового материала. Подведение итогов урока и оценка знаний. Задание на дом. |
3 | Урок закрепления полученных знаний. | Организационный этап. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Закрепление знаний. Подведение итогов урока и оценка знаний. Домашнее задание. Рефлексия. |
4 | Урок обобщения и систематизации знаний. // Повторительно-обобщающий урок. | Организационный этап. Постановка цели и задач урока. Обобщение и систематизация учебного материала. Подведение итогов урока и оценка знаний. Задание на дом. Рефлексия. |
5 | Урок контроля знаний. | Организационный этап. Объяснение цели проверки и инструкция по организации работы. Ознакомление с содержанием контрольного задания и способами его выполнения. Опрос. Самостоятельная работа учащихся. Предварительное подведение итогов урока. |
6 | Комбинированный урок. | Организационный этап. Проверка домашнего задания. Постановка цели и задач урока. Объяснение нового материала. Закрепление и повторение изученного материала. Подведение итогов урока и оценка знаний. Задание на дом. Рефлексия. |
Практический урок (трудовое обучение). | Организационный этап. Сообщение темы и цели урока. Вводный инструктаж. Пробное выполнение приемов работы. Самостоятельная практическая работа учащихся (текущий инструктаж). Итоговая часть (заключительный инструктаж). Рефлексия. | |
Структура воспитательного занятия. | Организационный момент. Основная часть. Физ.минутка Заключительная часть (закрепление полученных знаний). Подведение итогов. Рефлексия. | |
Структура занятия по дополнительному образованию. | Организационный этап. Теоретическая часть. Практическая часть. Подведение итогов. Рефлексия. | |
Структура психологического занятия. | Организационный этап. Введение в тему (определенные ритуалы, беседа). Работа по теме (игры с правилами). Разминка (подвижные игры с правилами). Работа по теме (игры и упражнения). Завершение работы (рефлексия, шкала настроения, устный опрос, релаксация). | |
Структура дефектологического занятия. | Организационный этап. Введение в тему (определенные ритуалы, беседа). Работа по теме (игры с правилами). Завершение работы (рефлексия, устный опрос, релаксация). |
Схема конспекта урока/занятия.
Дата проведения.
Предмет.
Тема урока/занятия (в соответствии с планированием).
Тип урока.
Цель.
Задачи (образовательная, развивающая, воспитательная).
Методы и приемы обучения.
Технологии.
Оборудование (ТСО, дидактические средства).
№ п/п | Основные этапы (микроцель, время) | Содержание этапа. | |
Деятельность учителя/воспитателя. | Деятельность обучающихся. | ||
На какие вопросы важно ответить при самоанализе урока? Ясно, что многое здесь зависит от уникальности конкретного урока/занятия и его автора, однако опыт показывает, что самоанализ будет конструктивным и качественным, если автор проведенного урока/занятия постарается творчески и конкретно ответить на следующие вопросы. | |
А) | Каков был замысел, план проведенного занятия и почему? |
- Каковы главные основания выбора именно такого замысла урока/занятия? - Каково место данного урока/занятия в теме, разделе, в системе? - Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? - Как он работает на последующие уроки/занятия, темы, разделы (в т.ч. других предметов)? - Как были учтены при подготовке программные требования, стратегия развития данной школы? - В чем специфика, уникальность этого урока/занятия, его особое предназначение? - Как и почему была избрана форма занятия/тип урока?
| |
Б) | Были ли изменения (отклонения, усовершенствования) по сравнению с данным планом в ходе урока, если да, какие, почему и к чему они привели? |
В) | Удалось ли решить на необходимом (или даже оптимальном) уровне поставленные задачи урока/занятия и получить соответствующие им результаты образования. Удалось ли избежать при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроение, самочувствие? Какова общая самооценка урока? |
Г) | Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока/занятия? Каковы неиспользованные, резервные возможности? Что в этом уроке/занятии следовало бы сделать иначе? |
Д) | Какие выводы из урока/занятия необходимо сделать на будущее? |
Требования к современному уроку. | ||
1. | Целеполагание. | Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной проблемы. Обучающиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке. |
2. | Мотивация. | Учитель должен сформировать интерес (как самый действенный мотив) как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Эффективными мотивами являются решение актуальной проблемы, практическая направленность содержания. |
3. | Практическая значимость. | Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности. |
4. | Отбор содержания. | Это значит, что на уроке должны быть качественно отобраны планируемые результаты урока, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация может носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая: - находится в зоне актуальности (т.е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека); - подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией; - затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации); - активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся); - является базовой для принятия решения (т.е. требует разработки заданий по практическому использованию информации); - транслируется другому человеку в процессе вербального общения. |
5. | Интегративность. | Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности. |
6. | Построение. | Построение каждого этапа урока по схеме: постановка учебного задания – деятельность обучающихся по его выполнению – подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения – рефлексия. |
7. | Использование приемов. | Необходимо использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности обучающихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя – создать условия, инициирующие деятельность обучающихся посредством учебных заданий. Компоненты учебного задания: - характеристика задания (планируемый результат выполнения); - мотивационная часть; - содержание: условия, вопрос; - инструкция по выполнению; - время выполнения; - образец или описание ответа; - критерии оценки; - методический комментарий. |
8. | Подведение итогов. | Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе уроке. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю учителя с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения каждого обучающегося (а не только образовательного результата). |
9. | Самостоятельное получение знаний. | Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации, среди которых ведущее место принадлежит ресурсам сети Интернет. |
10. | Организация парной и групповой работы. | Организация парной и групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе. Учителю следует помнить, что присвоение знаний осуществляется только при условии наличия внешней речи (психологический механизм, обеспечивающий присвоение знаний, т.е. приращение сознания: вопрос – мысль – внутренняя речь – внешняя речь). Обеспечить внешнюю речь каждого обучающегося позволяет парная работа. |
11. | Самоконтроль. | Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности. |
12. | Рефлексия. | Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности. |
13. | Положительная оценка деятельности. | Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации. |
14. | Минимализация и вариативность домашнего задания. | Домашнее задание должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию, с учетом индивидуальных особенностей и предпочтений обучающихся. |
15. | Психологический комфорт. | Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"
Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....
Анализ современных программ логопедической работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи и методических рекомендаций по формированию звукослоговой структуры слова у них.
Статья посвящена анализу логопедических программ по работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи . В работе так же проанализированы методические рекомендации ведущих специалистов в об...
Методическая разработка образовательной деятельности в соответствии с ФГОС Методические рекомендации на тему: «Проблемы экологии современного русского языка»
Методические рекомендации на тему:«Проблемы экологии современного русского языка»...
Методические рекомендации по содержанию контрольно-измерительных материалов для выявления уровня знаний и умений в ходе изучения дисциплин математика, русский язык, чтение, обществознание, география, история, биология, СБО, трудовое обучение, для
Контроль знаний-это выявление соответствия сформированного объема знаний обучающимися программы, а также определения уровня владения умениями и навыками.Цели контроля знаний и умений: диагностирование...
Методические рекомендации по содержанию и проведению бесед с учащимися коррекционной школы, направленные на профилактику правонарушений
В данной статье содержатся методические материалы для организации профилактических бесед (в помощь классным руководителям)...
Методические рекомендации по организации «Квест-игра – современная игровая технология»
В настоящее время в образовании активно используются разнообразные инновационные технологии. Мы с вами поговорим о технологии проведения квест-игр. Ниже приведена методика составления и проведения кве...
методические рекомендации по содержанию бесед и занятий классных руководителей с обучающимися
методические рекомендации по содержанию бесед и занятий классных руководителей с обучающимися...