Условия для саморазвития и самореализации личности
статья
Как создать условия для саморазвития и самореализации личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_samorazvitiya_i_samorealizatsii_lichnosti.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Условия для саморазвития и самореализации личности.
Вахнин Алексей Александрович,
учитель математики,информатики
МКОУ «Каменная СОШ»
В Законе «Об образовании» (ст. 9, п. 6), стандарт указывает на то, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» с последующим включением в нее условно нового элемента – внеурочная деятельность. При этом, «союз» учебной и внеучебной частей основной образовательной программы опирается на Программу воспитания и социализации обучающихся.
Образование - важнейшая социальная деятельность общества, направленная на формирование российской идентичности как неотъемлемого условия укрепления российской государственности.
Внеурочная деятельность- неотъемлемая часть образовательного процесса, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но, одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Меняется организация учебной и внеурочной деятельности,
возрастает роль внеурочной деятельности, в рамках которой создаются новые возможности для самореализации и творческого развития каждого. Уделяется значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков, подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающие потребностям учащихся разных возрастов, потребностей, возможностей здоровья.
Исследования в этой области (К. А.Абульханова-Славская, А. Г.Асмолов, И. С.Кон и др.) подтверждают наличие потребностей у детей в самореализации личностных потенциалов, активном личностном росте и саморазвитии.
Создавая педагогические условия, мы даем возможность ребенку стать тем, кем он хочет быть, почувствовать свободу творческой самореализации.
Усилия должны быть направлены на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка, организацию творческого созидательного пространства для саморазвития личности ребенка. Актуальность проблемы саморазвития личности ребенка обусловлена социально-экономическими и организационными преобразованиями, происходящими в обществе и влекущими за собой значительные перемены в работе образовательного учреждения. В изменяющихся условиях саморазвитие личности является базовой основой для формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала России. Степень новизны педагогического опыта заключается в интеграции основного и дополнительного образования для расширения социокультурного поля личностного роста и самореализация ребенка, в практическом использовании авторских способов и приемов саморазвития личности. Педагогические условия выступают регулятором потенциалов саморазвития, стимулируют творческую самореализацию и самоопределение ребенка, если она являются для него средством обеспечения позиции субъекта познания, деятельности, творчества, общения и обогащают его жизненный опыт..
«Деятельность должна быть моя, исходить из души моей» К.Д. Ушинский
«Время, отведенное на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения»
Д.В. Григорьев и П.В. Степанов.
Внеурочная деятельность- это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива (Е.Н. Степанов)
Ценностные ориентиры внеурочной деятельности:
- гражданская идентичность
- идеалы ценностей гражданского общества
- патриотизм
- национальное согласие.
Создание рациональных педагогических условий для личностного саморазвития невозможно без опоры на его механизмы: самопринятие, самопрогнозирование.
Самопринятие — безусловное позитивное отношение субъекта к собственным личностным ценностям независимо от их оценки окружающими людьми. Такое понимание самопринятия не отрицает факт функционирования негативных образований и их негативного эмоционального оценивания. Это эмоциональное явление в значительной мере стимулирует личностное саморазвитие, направляя и его в общественно значимом направление. В обеспечении методического сопровождения процесса самопринятия педагогу важно знать, что воспитанник безусловно принимает в себя, к чему положительно относится; что сеет в себе как негативное, которое порождает есть неприятные переживания (неприятие определенных качеств предопределяет их искоренения или блокирования) что отрицательное он в себе не осознает, поскольку оно было вытеснено в подсознание. Особенно опасны для самопринятия негативные оценки себя, которые могут осложняться обобщением своей самооценки (\"Я плохой\"), распространением ее на всех людей (\"Все плохие\") Такая позиция может реализовываться по двум сценариям: 1) пессимистического мировосприятия, 2) манипулирования другими с целью достижения утилитарных целей.
Самопрогнозирование — механизм, с помощью которого личность определяет возможности своего развития, выделяет требования, на которые необходимо ориентироваться. Содержание и направленность самопрогнозирование личности определяют: ориентация на свои поступки, ситуации внутренней жизни и среда, которая окружает; направленность на предсказания собственных действий в контексте динамики внешней ситуации; рассмотрение себя на разных временных этапах личностного онтогенеза.
Задачи внеурочной деятельности:
- привлечение ребят к выполнению исследовательских
проектов ,творческих занятиях, спортивным мероприятиям.
- ребята научатся: изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Подходы организации внеурочной деятельности:
- Системно-деятельностный подход: Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.
- Личностный подход: уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание его социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о Человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса.
Принципы внеурочной деятельности:
- Принцип гуманистической направленности
- Принцип успешности и социальной значимости
- Принцип вариативности.
- Принцип креативности
- Принцип успешности и социальной значимости
Способы реализации внеурочной деятельности:
Событие. Это может быть праздник по случаю…, любое состязание, соревнование (интеллектуального, художественного, спортивного и др. содержания), дискуссия, обсуждение возникшей проблемы, требующей достаточно быстрого решения или выяснения точек зрения.
Путешествие. Это подростковая межпредметная образовательная экспедиция, разработанная с учетом возрастных особенностей восприятия и понимания подростком окружающего мира.
Образовательная встреча – это достаточно широкая по сути и комплексная по содержанию форма внеурочной деятельности, означающая встречу с новым жизненным опытом, с искусством, с другим человеком. Это движение навстречу друг другу, стремление к совместному сопереживанию, к «со-действию»; пространство общения, диалога, когда, с одной стороны, участники могут высказать свои мысли и чувства, а с другой – научиться слушать и слышать. Это возможность развития толерантности, уважительности, культуры общения.
Погружение. Занятие, направленное на освоение разнообразных форм внеурочной и урочной работы, формирование учебной самостоятельности в ходе проектной деятельности, решения практико-ориентированных заданий и предметно-практических ситуаций, задач проектного типа, организации деятельности детей имеющей определенную временную протяженность и некую «глубину» образовательного пространства.
Направления развития личности: В Федеральном стандарте предлагается организовывать внеурочную деятельность по пяти направлениям развития личности детей:
- Общекультурное
- общеинтеллектуальное
- социальное
- духовно-нравственное
- спортивно-оздоровительное
Формы работы:
-экскурсии,
-кружки,
- секции,
-круглые столы,
-конференции,
- диспуты,
-школьные научные общества,
- олимпиады,
-соревнования,
-поисковые и научные исследования,
- общественно полезные практики.
Право выбора форм представляется педагогам и их воспитанникам.
Виды внеурочной деятельности | Формы внеурочной деятельности |
Познавательная Деятельность | Познавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии, факультативные занятия, ученические научно-исследовательские сообщества, интеллектуальные игры, конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели. |
Художественное творчество | Занятия объединений художественной направленности Художественные выставки Фестивали Спектакли Художественные акции школьников в окружающем школу социуме |
Проблемно-ценностное общение | Этические беседы Дебаты Тематические диспуты Ситуационные классные часы Групповая проблемная работа Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов |
Досугово- развлекательная деятельность (досуговое общение) | Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, выставки Концерты, инсценировки, праздничные «огоньки» на уровне класса и школы Досугово-развлекательные акции школьников в окружающем школу социуме (благотворительные концерты, гастроли школьной самодеятельности и т.п.) |
Игровая деятельность | Игра с ролевой акцентуацией Игра с деловой акцентуацией Социально моделирующая игра |
Социальное творчество (социально- преобразующая добровольческая деятельность) | Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный Проект |
Трудовая (производственная деятельность) | Занятия по конструированию, кружки технического творчества, домашних ремесел. Трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры («Почта», «Город мастеров», «Фабрика»), детская производственная бригада под руководством взрослого Детско-взрослое образовательное производство |
Спортивно-оздоровительная деятельность | Спортивные секции, Оздоровительные процедуры Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме |
Туристско-краеведческая деятельность | Образовательная экскурсия, туристическая поездка, краеведческий кружок Туристский поход, краеведческий клуб Туристско-краеведческая экспедиция Поисково-краеведческая экспедиция Школьный краеведческий музей |
Этапы создания условий для развития саморазвития и самореализации учащихся:
- Сбор информации о том, чем увлекается и интересуется каждый учащийся, где и как он реализует свои интересы и потребности, чем еще хотел бы заниматься в классе, школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта, какое мнение по данному поводу имеют его родители.
- Формирование проектных представлений о системе внеурочной деятельности, создаваемой в образовательном учреждении
- Включение в проект широкого спектра видов (направлений) внеурочной деятельности, форм и способов ее организации. Это позволяет каждому ученику найти дело по душе, которое, как правило, выполняется им с удовольствием и оказывает существенное влияние на его развитие и самореализацию.
Технологии саморазвития личности (Г. К.Селевко)
Технологии конструирования занятия на основе
- модульного, блочно-модульного обучения и индивидуального образовательного маршрута ребенка
- технологии организации эвристического обучения
- образовательные технологии, направленных на создание ребенком индивидуального продукта
- кейс-технологии.
Процесс саморазвития протекает успешно в той мере, в какой «личность воспитывает личность», а знание соприкасается не только с интеллектом личности, но и с ее внутренними сферами – мотивацией, системой ценностей, эмоциональностью, способностями, интересами, потребностями и т. д. Поэтому педагогическое влияние в каждой конкретной ситуации всегда есть «нащупывание» реального состояния ребенка и адекватное содействие имеющим место «здесь и теперь» его духовным усилиям.
Этапы саморазвития
Поиски себя Я ХОЧУ
Самопознание Я ЗНАЮ
Самоутверждение Я МОГУ
Самоопределение ТВОРЧЕСТВО
Сетевое взаимодействие в организации внеурочной деятельности.
Литература.
- Формы коллективно-творческой деятельности в работе классного руководителя: Методические рекомендации классному руководителю по организации воспитательной деятельности в классе / Авт.-сост.: А.В. Кисляков, К.С. Задорин, Д.А. Шилков – Челябинск: ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования», 2009.
- Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения.
- Евладова Е.Б. Организационные модели и способы реализации внеурочной деятельности.
- Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
- Статья написана по материалам портала kak-zhzh.ru
- Материалы обобщения педагогического опыта Г. И. Черепановой. Хабаровск 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности
Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С одной стороны, раз учится в школе, значит, и деятельность у него учебная. И с этим трудно...
"Самоопределение, саморазвитие и самореализация личности как цель и результат гуманистического воспитания
Презентация к педсовету...
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности
В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся....
Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"
Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа ...
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ...
Презентация _Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности_
В данной презентации рассматривается мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности...
Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности (из опыта работы)
Актуальность темы Проработав в качестве учителя немецкого языка и классного руководителя, я пришла к выводу, что мотивация деятельности учащихся играет значимую роль в саморазвитии и ...