СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
статья по математике на тему

Трунова Наталья Владимировна

СТИМУЛИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ  И  САМОРЕАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТИМУЛИРОВАНИЕ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  КАК  СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ  И  САМОРЕАЛИЗАЦИИ  ЛИЧНОСТИ

        В условиях быстро меняющейся действительности обществу необходимы люди, способные не только сосуществовать с окружающей средой, но и творчески реализовывать себя в ней. Современному обществу нужен выпускник, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы. На первый план выдвигается задача развития личности учащегося на основе его внутреннего потенциала. Если интеллектуальный потенциал выступает как возможность человека вести адекватную жизнедеятельность в конкретном социальном и физическом окружении, приспосабливает его наилучшим образом к наличным условиям, то творческий – выступает в качестве предпосылки для саморазвития человека, осуществления деятельности, цель которой заключается в выражении своей Самости, утверждение субъектности. Реализация интеллектуального потенциала позволяет человеку адаптироваться к окружающему миру, а реализация творческого – адаптировать окружающий мир к потребностям человека.

В связи с этим, на первый план выходит потребность стимулирования познавательной деятельности учащихся, как средства саморазвития и самореализации личности.

        К сожалению, в последнее время начинает прослеживаться негативное влияние социума на образовательную ситуацию. Определяющую роль здесь играет, в первую очередь, снижение образовательного и культурного уровня значительной части населения, превращение переферии из научно-промышленных зон в спально-отселенческие.  Малообеспеченность  многих семей, их сосредоточенность на проблемах выживания также отрицательно влияют на образовательную ситуацию. Значительная часть родителей пытается уклоняться от обязанностей по воспитанию и обучению своих детей, полностью перекладывая это на школу, поэтому в наши дни возрастает ответственность школы за уровень обучения и воспитания подрастающего поколения.        Перед школьными коллективами постоянно возникает проблема стимулирования познавательной деятельности школьников, которая является средством саморазвития и самореализации личности учащегося.

Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология обучения предполагает организацию, управление и контроль процесса обучения. Причем все стороны этого процесса взаимосвязаны и влияют друг на друга. Таким образом, рассмотрев основные подходы к обучению, следует учитывать интегральные стороны целенаправленного процесса организации и стимулирования человека в учебно-познавательной деятельности, так как это способствует эффективному восприятию информации и формированию качественно новых знаний.

Объективно существует  потребность во владении всеми формами и методами формирования познавательной деятельности  учащихся и недостаточно  разработаны теоретико-методологические и организационно-технологические основы процесса формирования познавательной активности и позитивной мотивации к обучению у учащихся средних и старших классов.

           Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности. Социальный комфорт. Ведущей мотивацией является нравственно-волевая мотивация.

         Ставка делается на самостоятельную творческую деятельность учащихся, рефлексию деятельности и своей позиции. Стимулирующую роль играет «самооценка» (у трети учащихся она занижена). Изменить ситуацию помогает кропотливая индивидуальная работа. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • Верить в каждого ребёнка и его возможности;
  • Оценивать не личность, а действия, поступки;
  • Видеть ценность не только результата, а и самого процесса взаимодействия с ребёнком;
  • Проявлять внимание к каждому ребёнку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • Не торопиться с выводами;
  • Помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

        Показателем продуктивности и качества образовательного процесса, состоящем в открытии учащимся новых знаний, является сознательное учение или возникновение личностного смысла образования, а для этого  необходима целостная система методов и средств стимулирования познавательной деятельности учащихся основной и средней школы.

На современном этапе перестройки системы образования возникла потребность в организации учебно-воспитательного процесса в школе таким образом, чтобы каждый ученик смог проявить активность, самостоятельность, творчество в обучении, развить свой собственный стиль учебной деятельности. В связи с  этим на первый план образования выходит задача развития в человеке способностей избирательно усваивать научные знании, умения адаптировать полученные знания к практике. В личности должны быть развиты такие качества как потребность в приобретении новых знаний, умение раскрывать самостоятельно сущность новых понятий, овладение способами познавательной деятельности, творческое применение полученных знаний для решения различных проблем. В процессе школьного образования учащиеся должны овладеть комплексом познавательных процессов: а)осуществление планирования своей самостоятельной работы; б)поиск ответа на все непонятное, неясное; в) рациональная организация своего рабочего места, обеспечивая необходимые условия для эффективного умственного труда; г)нахождение материалов для доказательства определенных положений; д) осуществление планирования и систематизации учебного материала и т.п.  Внутренняя потребность человека в знаниях, умение их приобретать из различных источников и творчески использовать их на практике характеризуются как познавательная самостоятельность.
            В педагогической литературе познавательная самостоятельность рассматривается как процесс и результат специально организованного усвоения учебной информации. Формирование познавательной самостоятельности личности возможно только при смене приоритетов в образовании - с усвоения готовых знаний на самостоятельную познавательную деятельность каждого ученика с учетом его особенностей и возможностей.
          Одним из важных факторов развития познавательной активности и самостоятельности школьника является интерес. Для формирования интереса необходимо не просто пробуждать любопытство, но и приучать их к творческому овладению знаниями, умениями, навыками. Познавательную самостоятельность школьника часто связывают с его учебно-творческой деятельностью. Центральным звеном познавательной самостоятельности является направленность личности на саморазвитие, с одной стороны. С другой стороны, самоактуализация включает в себя интеллектуальную активность, проявляющуюся через интеллектуальную инициативу. На основе интеллектуальной инициативы формируется познавательная самостоятельность.

 Прямое влияние на деятельность и конечный результат учащихся оказывают мотивы учения. Мотивирование учебной деятельности состоит в пробуждении учеников проявить внутреннюю активность и принять цели и задачи обучения как личностно значимые. Положительная мотивация, вызывающая активность ребенка, может быть результатом возникшего интереса к необычным заданиям, к процедуре занятий в форме дискуссии, игры, соревнования.   В создании учебно-познавательной мотивации ведущую роль играет учитель: учёт предпочтений ребенка, работа над повышением его самооценки, адекватная оценка со стороны учителя; формирование позитивного отношения к ошибке; преподнесение учебного материала интересно, эмоционально; использование различных форм коллективной деятельности учеников. Часто учитель, воздействуя на мотивационную сферу учащегося, опирается на внешние формулы: похвалу, расчет на победу, получение награды и др., что является неэффективным поощрением. Роль учителя состоит в том, чтобы устранить у ребенка ориентировку на ошибку, показать познавательное значение ошибки как средство контроля за своими действиями, как средства для дальнейшего углубления понимания материала, мастерство педагогического общения с ребенком заключается в том, чтобы научить его владеть системой значимых, важных способов оценки и контроля своей учебной деятельностью. Вместе с тем, учителю необходимо свободно ориентироваться в знаниях возрастных особенностей школьников, по развитию не только познавательной, но и эмоциональной, нравственно этической сфер детей. Это позволит сделать учебно-воспитательный процесс более содержательным и эффективным.
          На развитие и саморазвитие человека накладывает влияние среда, в которой он живёт и действует. Обретая в процессе жизнедеятельности определённый опыт (на основе внутренних потребностей), человек начинает свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять средой, одновременно совершенствуя и развивая свои способности, т.е. заниматься саморазвитием. Это значит, что необходимо обеспечить развитию ребёнка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его данных.

        Саморазвитие - это самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать процессы и вызвать их мотивацию, научить управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию. Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться.

        Основой, определяющей интенсивность и направление развития личности, являются потребности: социальные и духовные - потребность улучшать и совершенствовать себя. В основе развития познавательных потребностей лежат: любопытство, любознательность, интерес, склонность, осознанное самообразование, творческий поиск, стремление к истине, рефлексия.

        Потребность в самоутверждении - это стремление иметь преимущество перед окружающим, занимать достойное место в обществе, быть уверенным в себе, быть не хуже других, становиться лучше и лучше, то есть совершенствоваться.        Есть и отрицательные проявления этой потребности: стремление к власти, деньгам, славе даже путём обмана, присвоения чужого и т.д.

        Потребность в самовыражении - это стремление показать, проявить себя, свои способности, лучшие качества, нравиться другим и себе, желание общаться.

        Потребность в самоопределении - это  поиск подходящей роли, своего места в жизни, в духовном поиске.

        Потребность в безопасности, защищённости - это желание не чувствовать страха, ощущать любовь, симпатию, защита своих принципов.

        Потребность в самореализации - это  стремление быть счастливым, свободным, достичь своих целей, делать то, к чему чувствуешь предназначение, стать тем, кем хочешь (самореализоваться).

         Самореализация – это осуществление себя, использование своих возможностей, достижение личностных смыслов, целей, планов, своего предназначения в жизни. Это строительство своей судьбы.

        Чтобы человек мог самореализоваться, необходимо создать ему соответствующие условия: стимулировать свободу волепроявления, пространство творческой деятельности, социальный комфорт. Ведущей мотивацией является нравственно - волевая мотивация.

         Начиная с 5-го класса и далее понижается мотивация учащихся к познавательной  деятельности, снижается количество учащихся, обучающихся на «отлично» и «хорошо», детей имеющих одну или две тройки по итогам учебного цикла, особенно к 7-му классу. Именно в этом возрастном периоде и нужно искать резервы для улучшения учебной деятельности по сравнению с другими интересами. Количество активности на уроках падает.

        Одной из главных причин понижения успехов в учёбе является недостаточная теоретическая разработанность стимулирования учебной деятельности учащихся, скудный арсенал используемых стимулов во время урока, формирующих мотивацию успеха.

        Анкетирование учителей показало, что педагогическое стимулирование понимается учителями как поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью  и наименьшим напряжением, как своевременная оценка деятельности учащегося.

        Диапазон стимулов от двух до шести, в основном это:

  • оценка;
  • запись благодарности в дневник;
  • словесное поощрение;
  • групповая работа;
  • назначение консультантом;
  • выставка лучших работ.

Возникла необходимость сбора и изучения стимульного материала; выяснения характера взаимоотношений стимулов и мотивов; выработки своего отношения к понятию «стимулирование учебной деятельности.

Сбор стимульного материала осуществлялся через посещение уроков, опрос и анкетирование учащихся, учителей.

Наиболее часто выделяются следующие стимулы (для различных возрастных групп учащихся):

  • 5 классы – похвала, оценка, включение в учебную деятельность игр, юмористические минутки,  взаимопроверка;
  • 6 классы – познавательные игры, задания практического характера, работа в группах и парах, креативные минутки;
  • 7 классы -  познавательные игры, юмористические минутки, оценка, похвала, дозированное домашнее задание, сравнение своих результатов с прошлыми, положительные эмоции учителя, сочинительство сказок;
  • 8 классы – назначение консультантом, юмористические минутки, задания с преднамеренно сделанными ошибками, восстановление  частично стёртых записей, недописанных фраз, недорешённых задач, недосказанных  условий;
  • 9 классы – взаимопроверка, задачи-шутки,  задачи на внимание, работа с карточками, задания практического характера, программированный опрос, проблемные ситуации.
  • 10 классы – самостоятельные работы с использованием аналогий, проблемные ситуации, тестирование, блоковая подача материала.
  • 11 классы – наблюдение за речью, рецензирование, тестирование, анкетирование, исследовательские задания.

Приёмы и методы, позволяющие стимулировать познавательную деятельность учащихся.

  • Групповой метод при решении задач, работа в парах.
  • Различные формы работы с книгой.
  • Использование различных видов поощрений ( жетоны, слова, вручение удостоверений «лучшему математику», дифференциация домашнего задания) .
  • Самостоятельные работы с использованием аналогий, сравнений.
  • Использование на уроках элементов историзма, занимательности ( уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-кроссворды).
  • Использование проблемных ситуаций.
  • Изложение материала блоками.
  • Наглядность, доступность, оригинальность решений различными способами, самостоятельность в получении знаний, выбор метода решения задач, связь с наукой, анкетирование, тестирование.
  • Наблюдение за речью, рецензирование по схеме-плану.