Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"
методическая разработка на тему
Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на
Областной конкурс проектов инновационной деятельности классных руководителей Номинация «Школа социального взросления»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_orenburzhtsa_21_veka.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск»
Областной конкурс проектов инновационной деятельности
классных руководителей
«ВОСПИТАНИЕ ОРЕНБУРЖЦА XXI ВЕКА»
Номинация «Школа социального взросления»
Автор проекта:
Степанова Юлия Александровна,
учитель музыки высшей категории,
классный руководитель
2011-2012
ВВЕДЕНИЕ
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С. П. Капица
Реальный мир в своем постоянном развитии предъявляет к конкретному человеку всё новые и новые требования. И главная задача системы образования, на мой взгляд, заключается в создании духовно-ценностной основы формирующейся личности, с её индивидуальными качествами и интересами.
Что же может сделать школа в таких условиях? Как в процессе получения образования предоставить личности возможность выявить свою творческую сущность, опираясь на свободный выбор деятельности? Как организовать деятельность, с тем чтобы в дальнейшем ребёнок мог сформировать систему своего саморазвития на протяжении всей жизни?
В образовательной практике появилось много различных моделей образовательных учреждений с новыми концепциями, нестандартными подходами к формированию содержания и способов организации учебно-воспитательного процесса, иными стали и представления о качественных результатах образования. В своём классе я стараюсь активизировать, зажечь искорку творческого потенциала личности каждого учащегося.
Глава 1 (см. Слайд- презентацию в приложении)
Что такое саморазвитие и самореализация личности в современном мире.
В чём же сущность переориентации образования . Обратимся к определению « Традиционное образование» – это образование информационного типа , в основе которого преобладают знания, умения и навыки учащихся. Специфика же современного образования – ориентация на всестороннее развитие личности и её гуманизацию. Именно высоко-духовная и интеллектуально развитая личность способна конструктивно участвовать в решении глобальных проблем человечества: надвигающейся экологической катастрофе, политическом, экономическом кризисе, нравственной деградации общества.
Нельзя отрицать того факта, что “старая” школа в нашей стране давала прочные знания и имела стабильную и результативную систему обучения. Кроме того, школа успешно решала задачу равного образования для всех. Однако не стоит забывать, что становлению личности в системе традиционного образования препятствовали жесткая идеология и абсолютный регламент основного ядра знаний, подлежащего усвоению. Мешал авторитарный дух системы.
Переориентация образования и воспитания на саморазвитие и самореализацию личности. Такой подход к школьному образованию предоставляет возможность создания нетрадиционной школы – школы личностного развития и самосовершенствования.
Цели и задачи современной школы
Главная цель – воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.
Задачи современного образования:
- научить мыслить (развитие интеллекта);
- воспитание чувств (формирование нравственных отношений);
- опора на здоровье (физическая закалка).
Остановимся на каждой из этих задач
Что же такое « Научить мыслить»: это значит
- развитие мыслительных способностей учащихся;
- обеспечение выпускникам объема научных знаний на уровне мировых стандартов;
- формирование познавательных интересов;
- раннее выявление и развитие индивидуальных творческих задатков и способностей детей;
- выработка жизненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.
Воспитать чувства в человеке –это значит :
- научить любить людей и жизнь, приобщая к духовным национальным и общественным ценностям;
- формировать нравственное отношение к человеку, труду, природе, Родине;
- индивидуальное воспитание характера каждого с учетом природосообразности и с помощью программы духовного и нравственного самосовершенствования;
- развивать коммуникативные качества личности.
Здоровье ребёнка –это
- физическая закалка детского организма;
- систематическое занятие физкультурой и спортом;
- квалифицированная диспансеризация детей;
- постоянный медико-психологический контроль.
Развитие – это не просто рост, это изменение, при котором количественные усложнения переходят в качественные. Современное образование и развитие в нём индивида - это непрерывный процесс самодвижения личности ребёнка. Это активный, контролируемый самим ребёнком процесс, самодвижение от низших к высшим уровням жизнедеятельности.
Нравственное развитие – сложный интегрированный процесс, элементы которого касаются целостной личности.
Нравственное развитие – это выработка качеств личности (честности, ответственности, совестливости), которые базируются на эмоциях и воле личности. Нравственное развитие как процесс внутренний находит свое отражение в деятельности и общении ребенка, в понимании себя как носителя нравственности, в изменении характера отношений ребенка к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни, к действительности. К этому следует добавить эмоциональные переживания, адекватное поведение .
Процесс нравственного развития обусловлен природным потенциалом ребёнка и поэтому глубоко индивидуален.
Фактором нравственного развития являются эмоционально-ценностные отношения, в которые включена личность.
На современном этапе образования мы принимаем давно утвердившееся в традиционной педагогике положение о том, что воспитание является решающим фактором в нравственном развитии личности, ибо придерживаемся той точки зрения, что именно воспитание стимулирует нравственное развитие ребенка.
Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:
- цели государственной образовательной политики;
- региональные социально-воспитательные цели;
- цели развития данной школы;
- цели, как планируемые результаты развития личности школьника.
Цели высшего- первого уровня – это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах (Закон РФ “Об образовании”, “Федеральная программа развития образования в России на 2000-2005 гг.”, проект “Национальная доктрина образования Российской Федерации”, “Концепция структуры и содержания среднего образования (в 12-летней школе)”):
- формирование физически здоровой, духовно богатой, высоконравственной, образованной личности, патриота России, уважающего традиции и культуру своего и других народов;
- воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, ответственности перед собой и обществом;
- формирование целостного научного мировоззрения, экологической культуры, создание предпосылок для вхождения в открытое информационно-образовательное пространство;
- разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, творческих способностей, общеучебных умений, навыков самообразования, создание условий для самореализации личности.
Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
Третий уровень целей касается средств и способов воспитания их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития:
- включение учащихся в различного рода творческую деятельность с использованием форм;
- создание благоприятной среды для саморазвития и самосовершенствования личности;
- развитие какой-либо субкультуры детей и подростков
- приобщение детей к сохранению природы и исторических памятников; к традициям и народным ремеслам;
- включение школьников в современные формы хозяйствования (участие в создании технических и коммерческих программ);
- организация культурно-досуговой деятельности в среде и др.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности
школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей.
Школа должна :
- научить учиться;
- научить жить;
- научить жить вместе;
- научить работать и зарабатывать.
Поэтому, в системе образования должна использоваться дидактическая система особого рода, дающая необходимый минимум профессиональных знаний, а главное – способность ученикам к самообучению, умению добывать нужную информацию самостоятельно, а также организовывать свою самостоятельную деятельность для большей активности труда. Именно открытость образовательной системы позволит сформировать эти необходимые способности, умения и навыки.
Отсюда следует, что
Становление личности - центр образования.
Этап становления новой образовательной парадигмы, в основе которой личностно-ориентированное обучение, гуманизация образования и целостное представление о естественнонаучном и гуманитарном понимании мира. Большое значение придается образовательным технологиям.
Образование не является делом лишь учебных заведений. Оно – одна из функций жизни. Становление личности сегодня является центром образования. Идет напряженный поиск ориентиров в сфере образования. Какого типа деятельности человека мы должны воспитывать, коллективного или индивидуального? Значимы не только коллективная творческая деятельность в первую очередь, акцентируется индивидуальная. Наилучшим воспитателем выступают
три основных вида деятельности:
- деятельность по совершенствованию себя, обращение к своему внутреннему «Я»;
- общение как наиболее привлекательный вид деятельности, который влияет на становление и социализацию личности
- деятельность по самоусовершенствованию себя как целенаправленная деятельность.
Цели воспитания ориентируются на формирование социальной личности субъекта, а не приучение к нормативному поведению, ценностью является сам человек и логика его развития. Личность должна создавать собственную историю в констекте жизни. Творить свою биографию, одновременно проявляя себя субъектом. Ребёнок создаёт образ собственного «Я»,и способен дать ответ на вопрос: какова моя социальная роль, внутреннее состояние, какова моя позиция, каков уровень моего образования
На основании этих актуальных проблем выделены четыре приоритетные ценности: ценность собственного достоинства, ценность мышления и самостоятельной деятельности, ценность отношений, ценность общения. Таким образом, обладая этими ценностями, ученик должен получить желаемое образование, высокую культуру, сознательное отношение к профессиональной деятельности.
Саморазвитие рассматривается как социализация ученика , воспитание индивидуальной культуры личности , адаптация и защита собственного “Я”.
Глава 2
Что такое саморазвитие и самореализация личности в классном коллективе , где я работаю.
Руководствуясь вышеизложенным, я создала в своём классе свою технологию учебно-воспитательного процесса на основе следующих положений.
Главная цель моей работы , как классного руководителя - помочь ребенку научиться постоянно работать над собой, самосовершенствоваться, более глубоко познать свои возможности и максимально их использовать в своей жизни.
Приблизиться к этому мне помогает выполнение следующих условий:
- на всем протяжении общения с детьми демонстрировать им свое полное доверие;
- помогать учащимся ставить перед собой маленькие и большие цели
- всегда исходить из того, что у детей есть внутреннее стремление к учению;
- всегда быть для учащихся «источником» разнообразного опыта, к которому можно обратиться за помощью в случае столкновения с трудностью;
- развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой класса и принимать его;
- быть активным участником взаимодействия;
- открыто выражать в классе свои чувства;
- стремиться к достижению симпатии, сопереживать с ребенком;
- хорошо знать себя.
Коллектив своего класса я рассматриваю как средство для развития личности и предлагаю средовой подход в решении поставленной проблемы. Так как основной вид деятельности, - учение и научение, то в качестве среды выступает образовательная и развивающая среда, то есть свободное время каждого ученика.
Гибкое сочетание воздействия и взаимодействия - непременное условие в развитии классного коллектива.
В управлении классным коллективом, на мой взгляд, должна существовать СИСТЕМНОСТЬ. Это значит, что каждое начатое дело должно быть продолжено, а не брошено и иметь своё логическое завершение.
В центре моей работы с классом я исхожу из образа каждого «Я» , с его достоинствами и недостатками.
При формировании классного коллектива я преступила к решению поставленных перед собой задач, а именно мне предстояло
- сплотить коллектив
- наладить совместную деятельность
- заинтересовать детей
- напомнить права родителям и детям, построить отношения между родителями, учениками, учителями- предметниками и классным руководителем
- распределить обязанности в классном коллективе
- добиться согласованности в работе
- уберечь всех от конфликтов в ОУ
- выработать у детей способность к управлению и самоуправлению;
- А самое главное- нужно было показывать результаты своей совместной деятельности
Остановимся на роли классного руководителя в формировании самопознания и саморазвития учащихся. Классный руководитель, прежде всего, должен постоянно наблюдать, принимая либо не принимая участие в процессах, протекающих в классе. Системность в этой работе мне придает ведение портфолио класса и каждого ученика. Начинается его ведение с краткой характеристики всего класса.
Конец и начало каждого учебного года знаменуется новой (обновленной) характеристикой класса. Основная, «черновая» работа по преобразованию коллектива строится на тесном сотрудничестве педагога- психолога и социального педагога школы. В папке классного руководителя фиксируются все замеченные изменения, события. Собраны все диагностики и характеристики каждого ученика (позитивные и негативные), происходящие в классе, а также педагогические находки и т.д.
Всего в классе 18 человек. Это обычный класс, где есть и отличники и учащиеся, которые учатся на «3».Качество успеваемости 50 %,то есть 9 человек- это ученики без троек( хорошисты и отличники), и 9- с тройками. Я прекрасно понимала, что класс не силён в учёбе, но дети очень активны вне школы. Это дети с активной жизненной позицией и довольно самостоятельны. И ещё – не всем дано быть Энштейнами, миру нужны и Кулибины , и воспринимать я их должна как отдельно взятую личность , с её достоинствами и недостатками.
Социальный статус семей очень разный- есть и опекаемые дети(1), и многодетные (5),и дети, входящие в группу риска(1).Материальное положение и образование родителей в основном среднее специальное.
По занятости родители распределились таким образом:
Классный коллектив - это дружный, сплочённый коллектив. Все мероприятия внутри класса и школы не проходят мимо. Дети участвуют с огромным желанием и раскрывают свои возможности. С увлечением прошла акция внутри класса «Мой зелёный кабинет», входе которой дети озеленяли свой класс. В Акции «Внимание , дети!» коллективная работа класса заняла 1 место в районе. С огромным интересом прошло мероприятие «Посвящение в пятиклассники». Так же учащиеся приняли активное участие в акции «Зелёная аптека». Осенью был организован выезд на природу, а в дни осенних каникул весь класс выезжал в Орский драматический театр. Внутри класса была проведена игра «Звёздный час». Были поездки в бассейн в п. Энергетик. Дети участвовали в школьной «Зарнице» и заняли 1 место. Очень любят рисовать , поэтому класс занял 2 место в районном конкурсе плакатов «Спасибо тебе, солдат».Дерксен Марго заняла 1 место в районе в конкурсе сочинений «Живёт среди нас такой парень»
Во главу совместного школьного существования я ставлю деятельностный метод. Каждый вид деятельности должен быть структурирован, организован, направлен на результат и оценен либо с позиции сравнения с нормой, либо как личное или коллективное достижение. В классе деление на микрогруппы не происходит, хотя и мальчики и девочки стараются выбрать себе друга по интересам. Многие из класса занимаются спортом, ходят на танцы и в музыкальную школу.
С первых дней сотрудничества необходимо формировать атмосферу доверия и ответственности, а также воспитывать в детях чувство ответственности.
Распределение обязанностей по обеспечению жизнедеятельности коллектива должно быть демократичным (выборы), сменным только староста (раз в четверть).
Обязанности в классе распределены следующим образом
ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1.Мероприятия – беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, турпоходы, прогулки, занятия (например, по правилам дорожного движения, гражданской обороне и пр.)
2. Дела – трудовые десанты и операции .рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты, вечера и другие формы КТД.
3. Игра – деловые, сюжетно-ролевые игры, игры на местности, спортивные и познавательные игры и др.
Начиная с 5 класса мною внедрена и действует программа воспитательной работы «Семь Я», которая имеет 7 направлений в работе.
“Учение”
“Здоровье”
“Семья”
“Человек”
“Досуг”
“Патриот”
“Труд”
Программа направлена на воспитание следующих качеств: ответственность, объективная самооценка, дисциплина, умение подчиняться и руководить.
Критериями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни класса, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям. Критерии служат для решения внутренних задач классного руководителя, для самоанализа и самооценки работы, ориентиром для планирования учебно-воспитательного процесса.
Перечень основных критериев сводится к следующим:
- Самочувствие ребёнка в школе (критерий отношений).
- Уровень воспитанности (критерий факта).
- Воспитательный коллектив (критерий коллектива).
- Содержание деятельности, эмоциональная насыщенность (критерий содержания).
- Подготовленность к жизни (критерий времени).
- Единство воспитания и диагностики (критерий системности работы).
Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности , толерантности. Разработана для обучающихся 5 – 9 классов и рассчитана на 5 лет.
Прогнозируемые результаты :
- устойчивые положительные результаты обучения;
- приобщение к истории своей семьи, школы, посёлка;
- повышение уровня социальной комфортности
- проявление уважительного отношения к старшим;
- воспитание чувства гордости, любви к родному посёлку,
- формирование негативного отношения к вредным привычкам;
- расширение кругозора;
- активное участие родителей в жизни класса, школы.
- испытание чувства гордости за свою страну;
- владение методами самовоспитания, самоконтроля;
- повышение интеллектуального уровня;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.
схема взаимодействия с социумом
родители классный руководитель одноклассники
учителя ученик школа
Спортивная школа Музыкальная школа Детский центр
Милиция Дом Культуры Кинотеатр МИР
Условия реализации программы:
- создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива, родителей и учащихся;
Заключение
Коллектив -- это развивающаяся социальная система. Стихийное самопознание и саморазвитие часто не приводит к значимым результатам. Самопознание и саморазвитие нуждается в тактичном сопровождении. Учитель -- старший, опытный товарищ, задаёт культурную атмосферу процесса взаимного влияния в детском коллективе, обеспечивает условия для раскрытия в каждом ребёнке лучших качеств, способностей и тем самым благотворно влияет на коллектив. Таким образом, воздействие переходит во взаимодействие, более высокую стадию преобразования, в нашем случае -- самопознания и саморазвития.
Разумеется, в рамках работы невозможно показать весь ряд частных методик использованных мною в работе по преодолению ребёнком неуверенности, в работе с одарёнными, неуспевающими, неорганизованными детьми, специфических методик самооценки личности.
Обеспечением необходимых условий для развития ребёнка, созданием педагогических систем достижения обозначенной цели занимаются многие поколения учителей, педагогов. Я думаю, что опыт каждого классного руководителя, если он переживает за жизнь каждого ученика не станет незамеченным .
Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск" Новоорского района Оренбургской области РФ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"
Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...
Воспитание оренбуржца ХХI века
Воспитательная цель школы: воспитание и развитие личности, гармонично развитой, социально-ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной строить жизнь достойного челов...
Тема по самообразованию: «Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально–трудового обучения (на материале швейного дела) в ГКОУ «Специальной (Коррекционной) школы - интернат №14, 8 вида с. Константиновского.» Учитель швейного дела –
Введение.Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности...
Воспитание самостоятельности у учащихся с нарушением интеллекта в процессе трудового обучения.
ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЕКТА В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ....
РОЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КОРРЕКЦИИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В данной статье рассматривается опыт работы педагога-психолога с учащимися классов коррекционного обучения по социализации, самореализации. Педагог -психолог представляет опыт ...
Обобщение педагогического опыта на августовском семинаре преподавателей- организаторов ОБЖ на тему: «Работа преподавателя-организатора ОБЖ по военно- патриотическому воспитанию школьников в процессе предметного обучения».
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, ...
Воспитание самостоятельности у учащихся в процессе профессионально - трудового обучения.
Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с отклонениями в развитии к трудовой деятельности, к общественно-полезному производительному труду. Воспитанники нашей школы обязательно ...