Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности (из опыта работы)
материал
Актуальность темы
Проработав в качестве учителя немецкого языка и классного руководителя, я пришла к выводу, что мотивация деятельности учащихся играет значимую роль в саморазвитии и самореализации личности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.
Если ребенок не понимает, зачем он идет в школу, он тратит время зря. Всегда обращаю внимание на две значимые для них цели учения: получение знаний, достаточных для продолжения образования и приобретения профессии по окончании школы, а также знаний, в той или иной степени необходимых в жизни, и развитие личности посредством изучения школьных дисциплин, и в первую очередь немецкого языка. Познавать окружающий мир, самому делать маленькие открытия - очень интересное занятие. В этом я стараюсь убедить школьников на каждом занятии. Мы вспоминаем примеры из жизни, помогающие учащимся осознать смысл пребывания в школе.
Цель представленной работы: обобщить и систематизировать опыт работы с целью дальнейшего совершенствования собственной педагогической деятельности.
Задачи:
- Выделить направления в работе по формированию мотивации учебной деятельности.
- Сформировать банк данных: аналитических, учебно-методических, учебно-тренировочных.
- Выявить условия, способствующих мотивации учебной деятельности учащихся.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- повышение у учащихся мотивации учения;
- увеличение активного и успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МБОУ «Благовещенская средняя общеобразовательная
школа № 2» Благовещенского района Алтайского края
Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности
из опыта работы
Еременко Ольги Игоревны
учителя немецкого языка
р.п. Благовещенка
2021
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………3
Уровень сформированности учебной мотивации учащихся нашей школы……………...4
Виды мотивов учения………………………………………………………………………..5
Самодиагностика владением способов мотивации………………………………………..7
Способы формирования мотивации школьников………………………………………....9
Заключение…………………………………………………………………………………..15
Введение
Актуальность темы
Проработав в качестве учителя немецкого языка и классного руководителя, я пришла к выводу, что мотивация деятельности учащихся играет значимую роль в саморазвитии и самореализации личности. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости.
Если ребенок не понимает, зачем он идет в школу, он тратит время зря. Всегда обращаю внимание на две значимые для них цели учения: получение знаний, достаточных для продолжения образования и приобретения профессии по окончании школы, а также знаний, в той или иной степени необходимых в жизни, и развитие личности посредством изучения школьных дисциплин, и в первую очередь немецкого языка. Познавать окружающий мир, самому делать маленькие открытия - очень интересное занятие. В этом я стараюсь убедить школьников на каждом занятии. Мы вспоминаем примеры из жизни, помогающие учащимся осознать смысл пребывания в школе.
Цель представленной работы: обобщить и систематизировать опыт работы с целью дальнейшего совершенствования собственной педагогической деятельности.
Задачи:
- Выделить направления в работе по формированию мотивации учебной деятельности.
- Сформировать банк данных: аналитических, учебно-методических, учебно-тренировочных.
- Выявить условия, способствующих мотивации учебной деятельности учащихся.
Ожидаемые результаты:
- овладение учащимися способов действий, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса;
- повышение у учащихся мотивации учения;
- увеличение активного и успешного опыта участия школьников в творческой исследовательской деятельности.
Уровень сформированности учебной мотивации учащихся нашей школы
Уровень сформированности учебной мотивации учащихся нашей школы я установила через определения степени удовлетворенности школьной жизни. Учащимся 5-11 классов предлагалось оценить степень согласия с утверждениями:
4- совершенно согласен;
3- согласен;
2- трудно сказать;
- не согласен;
- совершенно не согласен.
Утверждения
- Я иду в школу с радостью.
- В нашей школе у меня обычно хорошее настроение.
- В нашем классе хороший классный руководитель.
- К нашим учителям всегда можно обратиться за помощью или советом.
- Мне трудно вспомнить, когда я испытывал в школе чувство обиды или унижения.
- У меня есть любимый учитель.
- В классе я всегда могу свободно высказать свое мнение.
- Звонок на перемену застает меня врасплох и вызывает легкое чувство досады.
- Мне не хочется после уроков уходить домой, потому что начинают работать разные кружки, секции, факультативы.
- У меня есть любимый школьный предмет.
- Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.
- Во всех школьных мероприятиях принимают активное участие наши учителя.
- В нашей школе родители частые гости и участвуют во всех наших делах.
- Я думаю, что все учителя нашей школы дружны между собой.
- Мне кажется, что учителя и администрация нашей школы уважают друг друга.
- Я горжусь тем, что учусь именно в нашей школе.
- На летних каникулах я скучаю по школе.
Обработка полученных данных: показателем удовлетворенности (У) учащихся школьной жизнью является частное деление общей суммы баллов всех ответов учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3- степень удовлетворенности высокая; если У больше 2, но меньше 3- средняя; если У меньше 2, то это свидетельствует о низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью. Таким образом, результаты показали, что степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью средняя.
Виды мотивов учения
Чтобы моя работа была успешной, я начала выявлять мотивы учения моих учащихся (виды мотивов учения).
В результате наблюдения, в результате анкетирования и исследования работ учащихся, я получила следующие результаты:
Самодиагностика владения способов мотивации (10 баллов)
Чтобы самостоятельно выстраивать свои действия, оценивать их соответствие задуманному, необходимо рефлексировать себя, осуществлять самодиагностику. Меня это мотивирует и в некоторой степени является для меня самоорганизующим инструментом. Ниже приведенная таблица 1, которая помогает в профессиональном познании и профессиональном развитии, повышает уверенность в собственных силах, умение оценивать себя.
Таблица 1
Способы мотивации | Оценка |
Создание общей положительной атмосферы на уроке, снижение тревожности детей, исключение всех оттенков отрицательного подкрепления (упрёки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т.д.) | 10 |
Создание у ребёнка ситуации успеха в учебной деятельности, формирующей удовлетворенность, уверенность в себе, высокую самооценку и радость; | 10 |
Насыщение педагогического процесса интеллектуальными играми с правилами, активное использование игротехники на каждом этапе урока | 8 |
Целенаправленное эмоциональное стимулирование детей на уроке. Во-первых, предупреждение опасных для учения чувств скуки, серости, монотонности (за счёт перемены видов работы, занимательности, личной эмоциональности); во-вторых, возбуждение интеллектуальных эмоций, удивления, новизны, сомнения, достижения; в-третьих, формирование внутреннего оптимистического настроя у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей. | 9 |
Организация ситуации личного выбора задачи, упражнения. | 9 |
Создание ситуации активного влияния в совместной деятельности или в игре «Я - учитель» (ученик ставится в положение учителя и «получает право» проверить у товарища по парте задание), внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи; | 10 |
Избежание в своём стиле преподавания появления «антистимулов», таких как: бедность, будничность, серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного опыта ребёнка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность режима работы («ничегонеделание», паузы, простои, слабость познавательной нагрузки); слабая организация самостоятельной работы учащихся, отрицательный эмоциональный фон, смысловой барьер между учителем и учениками, недостаточный учёт возрастных особенностей становления учебной деятельности, резервов развития школьника и путей развития познавательных интересов; | 9 |
Использование различных видов педагогической оценки, правильное понимание смысла отметки и никогда не выносить ученику общей отрицательной оценки; | 10 |
Создание эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся при помощи эмоциональности самого учителя, доверия к познавательным возможностям учащихся (педагогический оптимизм), взаимной поддержки в деятельности учителя и учащихся («встречный процесс»), соревнования, поощрения; | 10 |
Использование содержания обучения как источник стимуляции познавательных интересов, в том числе: новизну информации (в соотношении со скудным личным опытом детей), заострение противоречия между житейскими представления школьников и новым знаниям, непосредственную практическую значимость знания в ближайшей зоне развития ребёнка (в быту, в работе на природе, в саду, в спорте, в труде и т.д.); | 9 |
Стимулирование познавательного интереса с помощью технологии обучения, включающей многообразие приёмов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация, шутка, занимательные задачи и т.д.); специальное обучение приёмам умственной деятельности и учебной работы; использование проблемно-поисковых методов обучения, самостоятельных, творческих и практических работ | 10 |
Способы формирования мотивации школьников
Даже на самых хороших уроках элемент обязательности сдерживает развитие увлеченности предметом. Поэтому на уроках я стараюсь, как можно шире применять нетрадиционные формы. Интерес к предмету можно повышать, используя разные методы, но самым привлекательным для детей является занимательность. Даже у самых слабых учеников можно вызвать интерес к предмету, используя на уроках занимательный материал. А особенно интересны детям игровые уроки. Вот тут-то я и имею возможность в увлекательной, игровой форме дать детям тот материал, который в традиционной форме усваивается очень слабо и без интереса, провести неординарно обобщающий урок по теме.
Игры являются наиболее благоприятным способом создания эмоционального комфорта на уроке. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным для учащегося, во время игры легко усваивается.
При организации урока игры я соблюдаю определенные требования:
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.
- Игра должна быть доступной, цель игры – достижимой, а оформление – красочным, разнообразным.
- Обязательный элемент каждой игры - ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа.
- В играх обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, к соблюдению установленных правил и активизации учащихся.
В таких играх завоевание победы для выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Работа с родителями включает посещение квартир, индивидуальные беседы на дому и в школе, благодарственные письма родителям, оформление памяток для родителей, родительские собрания.
Во взаимодействии с родителями создала следующие правила педагогической этики:
- Учитывать личные интересы родителей, их возможность посещения школы и родительских собраний.
- Вести беседу с родителями в подходящей обстановке, не на ходу.
- Обращаться к родителям по имени и отчеству.
- Не вызывать огонь на себя, стать собеседником, уметь слышать и слушать.
- Не оскорблять родительские чувства и помыслы; в каждом ребенке находить положительные качества.
- Хвалить ребенка и родителей при всех, о проблемах говорить индивидуально.
- Обращение к родителям посредством дневника или письменного сообщения должно быть уважительным, лаконичным и конкретным.
Оформление кабинета немецкого языка в школе должно настроить учащихся на изучение предмета. Ведь урок немецкого языка – это словно путешествие в другую страну, а кабинет - это маленькая заграница. И чем больше сил вложено в оформление кабинета, тем проще ученикам осваивать немецкий язык. Оснащение кабинета наглядными средствами обучения, плакатами, картинками, оформление стенда к уроку немецкого языка играют немаловажную роль в процессе освоения предмета и развитии творческого потенциала учащихся. В искусственных условиях просто необходимо передать дух страны изучаемого языка. Подобный подход не только повысит мотивацию школьников, но и будет способствовать нравственному и эмоциональному развитию. Оформляя кабинет немецкого языка важно помнить, что методическая и справочная литература в кабинете немецкого языка – необходимый атрибут учебного процесса. В оформлении кабинета немецкого языка полезным дополнением является панно «Немецкий алфавит», которое расположен на стене в качестве постоянной экспозиции. Алфавит будет всегда перед глазами учеников и поможет им запомнить и закрепить новые знания.
В классном уголке отражена учебно-воспитательная работа с учениками. Классный уголок помогает ребятам стать самостоятельнее, проявить свои творческие способности в его оформлении.
Уголок школьника «Учись учиться» содержит различные полезные советы, которые помогут учащимся справиться с трудностями в изучении немецкого языка, тем самым будут способствовать положительной мотивации учения.
Поощрения стимулируют развитие положительных качеств личности, ее свойств и особенностей психики. Их стимулирующая роль определяется тем, что в них содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и стремление к дальнейшему движению вперед. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способа деятельности. Я стараюсь заботиться о том, чтобы не появлялись ученики, как захваленные, так и обойденные общественным вниманием. Применяя поощрение, нужно, в первую очередь, «поднять» ребенка в его собственных глазах и создать ему положительную репутацию в коллективе. Необходимо, чтобы каждый ребенок побывал на «пьедестале» своих и общечеловеческих достижений, прожил какую-то часть жизни в контексте современной культуры, на основаниях общечеловеческих ценностей. Если это удается сделать, то ему самому не захочется спускаться вниз, на прежний уровень своей жизни, лишенной этих оснований.
Как и любой учитель, я должна сделать все возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки. Поэтому с целью повышения мотивации учебной деятельности я использую на уроке ИКТ. Информационно-коммуникативные технологии не только дают учащимся возможность идти в ногу со временем, но и делают процесс обучения более интересным. Специальные возможности компьютерных презентаций позволяют также с помощью изменения размера, цвета и способа появления текста обратить внимание учащихся на особо важную информацию, заложить программу проверки знаний с последующей самопроверкой, а коллекция анимационных картинок легко разрешает проблему игровых моментов и снятия напряжения у детей, а это способствует формированию положительной мотивации учения школьников.
Основная цель при обучении заключается в том, чтобы вызвать к действию внутреннее побуждение у учащихся, потребность к поиску как необходимому условию в формировании нового отношения к действительности, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолевать эту трудность. Исследовательская деятельность направлена на удовлетворение любознательности ученика, вносит разнообразие в самостоятельную учебную деятельность, способствует открытию чего-то нового. Я стараюсь поставить ученика в такие условия, которые заставляют его активно думать и действовать, то есть осуществляет проблемное обучение, при котором организовывается творческая самостоятельная работа учащихся. Сам процесс поиска формирует познавательный мотив, процесс учения своей внешней и внутренней стороной возбуждает у ученика стремление к раскрытию неизвестного и сулит ему радость открытия, порождает веру в свои силы, даёт выход энергии, развивает творческие способности.
Одним из путей повышения мотивации учебной деятельности учащихся является хорошо организованная внеклассная работа. Внеклассная работа по иностранным языкам необходима для развития и поддержания интереса к изучению иностранных языков, для развития творческих способностей учащихся. Тематические предметные недели, соревнования, конкурсы, классные часы, ролевые игры, экскурсии способствуют развитию личностных качеств учащихся, сближают учителя и ученика. Неделя иностранных языков даёт ребятам возможность на практике применить свои знания, независимо от их уровня, и поэтому поверить в свои силы в изучении иностранного языка.
Задачи внеклассной работы:
- Способствовать овладению ими различными видами познавательной деятельности и усилению их мотивации к учёбе.
- Расширять и углублять знания учащихся в интересных для них формах.
- Развивать коммуникативную компетентность учащихся.
- Привносить дополнительные, положительные эмоции в процесс обучения.
Мои учащиеся принимают участие в различных конкурсах по немецкому языку, в олимпиадах, молодежных чемпионатах. Активно участвуют в недели иностранного языка, выступают на праздниках с немецкими песнями.
Одной из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися является классный час. Формы проведения классных часов могут быть самыми различными: тематические беседы, встречи с интересными людьми, лекции, диспуты, обзоры журналов, викторины, конкурсы. Каждый педагог знает: эффективно провести классный час значительно сложнее, чем дать хороший урок.
Заключение
Для совершенствования учебного процесса необходимо развивать у школьников умение самостоятельно производить самооценку полученных результатов познавательной и других видов деятельности. Моя работа по данной проблеме не завершается. Еще раз анализирую, насколько я владею методикой формирования мотивации учения, насколько учащиеся продвинулись в освоении языка. Пришла к убеждению в необходимости изменения моей оценочной деятельности. Она может быть успешна осуществлена только на основе внутренне мотивированной деятельности. Проектирую работу на новый учебный год:
- Продумываю работу по созданию в классах обстановки, побуждающей учащихся к более осознанному освоению материала по немецкому языку.
- Планирую урочную и внеурочную работу учащихся по формированию внутренней мотивации.
- Решаю, как добиться того, чтобы родители понимали и знали, что успехи в учебе их детей зависят не только от желания родителей, но и от их внутренней потребности учения.
Внутренний мотив возникает тогда, когда все аспекты учебной деятельности связываются с потребностями учеников. А для этого на первом этапе работы учитель делает все для того, чтобы предстоящую деятельность сделать привлекательной, желанной для учеников, чтобы каждый ученик сам выбрал средства достижения поставленной цели, сам действовал, обеспечивая самоконтроль и самооценку полученного результата. Мотивация – важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного результата» (Б.И. Додонов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемное обучение как средство саморазвития и самореализации личности
Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. С одной стороны, раз учится в школе, значит, и деятельность у него учебная. И с этим трудно...
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности
В статье говорится о стимулировании учебно-познавательной деятельности, прилагаются компоненты для активизации деятельности учащихся....
Использование элементов технологии 3D-моделирования на уроках информатики и во внеурочной деятельности как средство формирования профессиональных компетенций учащихся (из опыта работы)
Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования, как одну из первостепенных, задачу подготовки специалиста, готового к созидательной качественной деятельности в условиях современн...
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ (из опыта работы клуба внеурочной деятельности "Английский театр")
В этой статье рассказывается об опыте работы школьного клуба внеурочной деятельности на английском языке "Английский театр"...
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ
СТИМУЛИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ...
Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации обучающихся на уроках русского языка и литературы
Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных как в педагогической науке, так и в образовательной практике. В. Я. Сухомлинский в свое время писал: «Для некоторой части ...
Презентация _Мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности_
В данной презентации рассматривается мотивация учебной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности...