Модель самооценочной деятельности учащихся на основе познавательной самостоятельности
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Методические материалы для организации самооценочной деятельности учащихся на основе познавательной самостояельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Модель самооценочной деятельности учащихся  на основе

познавательной самостоятельности

Ворохобова Н.Е., Трошнева Е.Н.,к.тех.н.,Фомина А.А.,к.п.н.

ГБОУ школа №612 Санкт-Петербург

                                                      1. Общие положения

      Главной идеей процесса развивающего обучения (Эльконин Д.Б., Давыдов В.В., Ксензова Г.Ю., Кириллова Г.Д., Амонашвили Ш.А. и др.) становится активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности. Главная задача педагога в этом случае - помочь ребенку овладеть многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, способствовать развитию его творческого потенциала.

      Сущностью гуманистической педагогики является отношение к обучающемуся как к субъекту собственного развития. Обучающий и обучающийся рассматриваются как два равноправных агента одного процесса, поэтому педагог главной целью своей работы видит организацию самостоятельной деятельности самих учащихся по добыванию знаний. Он как бы заново проходит с детьми тот путь, который приводил ученых и мыслителей к постижению истины.

На смену информационно-объяснительному способу обучения как базовому приходит деятельностно-практический, в основе которого — самообучение школьника. При этом изложение учителем готовой информации не исключается из учебного процесса, но место и роль этого приема меняются. Подача готовой информации применяется главным образом для того, чтобы увлечь обучающихся идеей предстоящей работы, настроить их на изучение нового материала. При деятельностно-практическом способе обучения меняется позиция учителя, а также требования к его профессиональным качествам и содержанию педагогической деятельности. Учитель получает не только большую свободу творчества, но и большую ответственность.

Самооценка

как основа саморегуляции и внутренней мотивации учения

           Режим развивающего обучения (саморазвития личности) не может быть обеспечен в условиях внешне мотивированной деятельности. Организация обучения на основе внутренней мотивировки обязательно связана с обеспечением саморегуляции в процессе личностного развития, основанной на самооценке.

Это не означает, что ученик сам себе выставляет балл, да ещё заносит его в журнал или дневник. Для понимания механизма саморегуляции необходимо прежде всего разобраться в терминологии: развести понятия «контроль», «оценка», «отметка», которые в курсах педагогики и школьной практики отождествляются.

          Контроль мы определяем как процедуру получения информации о деятельности и ее результатах, то есть процедуру, обеспечивающую обратную связь. Под оценкой понимается процесс соотношения реальных результатов с планируемыми целями.                Отметка — результат этого процесса, его условно-формальное (знаковое) выражение. Отождествление оценки и отметки равносильно отождествлению процесса решения задачи с его результатом.

Таким образом, при выставлении отметки мы выражаем субъективное мнение, свое впечатление о ком-нибудь или о чём-нибудь в максимально формализованной и наименее информативной форме, а при самооценке даем самим себе содержательную и развернутую характеристику своих результатов, анализируем свои достоинства и недостатки, а также ищем пути устранения последних.

                                 Познавательная самостоятельность учащихся

С точки зрения психологических теорий, являющихся основой системно-деятельностного подхода в обучении (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин), познавательная самостоятельность имеет следующие функциональные характеристики:

-        мотивированность действий;

-        самостоятельный характер добываемых знаний;

-        активная мыслительная деятельность;

-        инициативность;

-        рефлексия;

-        самооценка;

-        способность планировать свою деятельность.

Эти характеристики у учащихся развиваются в процессе совместной деятельности учителя и учеников, которая реализуется в использовании технологии организации самостоятельной работы, которой посвящены работы  Г. Д.Кирилловой, О. Б. Даутовой,  В. И. Лях.

Познавательная самостоятельность – интегративное качество личности, проявляющихся в стремлении к поиску новых знаний и способностях оперировать ими на практике; в умении сознательно ставить перед собой цели и задачи; представляет собой динамическую сторону самооценки, т.е. целенаправленный процесс самооценивания, в котором человек анализирует, осознаёт свои реальные возможности и соотносит их с эталонами, условиями или  требованиями конкретной деятельности.

            Самооценка фиксирует качественные, содержательные особенности своего «я», своих способностей, поступков, своего отношения к окружающим и самому себе.

Функции и процедуры выставления отметки и самооценки

Основныме функции отметки:

• контролирующая (на каком уровне усвоен материал?);

 констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет?);

• уведомляющая (какой балл получил ученик за изученный материал?);

Также исследователи и педагоги-практики выделяют регулирующую функцию отметки.

Процедура самооценки включает в себя:

  • разработку учителем для каждого конкретного случая чётких эталонов оценивания;
  • создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ собственных результатов;                              
  • обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;
  • составление учениками собственной программы деятельности на следующий этап обучения с учётом полученных результатов.

                                            2. Основные элементы и процедуры

Система самооценочной деятельности учащихся представляет собой единство деятельности учителя и учащихся.

Единство деятельности учителя и учащихся

1. Алгоритм деятельности учителя

2. Алгоритм деятельности ученика


   

1. Алгоритм деятельности учителя по организации самооценочной деятельности ученика можно представить в виде следующих последовательных действий:

- разработка учителем для каждого конкретного случая чётких эталонов оценивания (критериев);

- создание необходимого психологического настроя обучающихся на анализ и оценку  собственных результатов;                              

- обеспечение ситуации, когда эталоны оценивания учащимся известны и обучаемые самостоятельно сопоставляют с ними свои результаты, делая при этом соответствующие выводы об эффективности работы;

- проверка работ в соответствии с заявленными критериями.

Разработка  критериев

Создание психологического настроя на анализ результатов

Обеспечение ситуации сопоставления результатов с критериями

Обеспечение ситуации сопоставления результатов с критериями

Проверка работ в соответствии с критериями

2. Алгоритм деятельности ученика по реализации самооценочной деятельности может быть представлен в виде последовательности действий.

  1. Проанализировать критерии оценки и варианты самостоятельной работы
  2. Выбрать вариант самостоятельной работы и сделать прогноз оценки
  3. Выполнить самостоятельную работу
  4.  Применить  к выполненной работе соответствующие критерии и

определить степень соответствия им  работы

 5. Зафиксировать полученный результат в ДСУ (Дневнике самооценок ученика).

Анализ критериев оценки работы

Выбор самостоятельной работы

Прогноз оценки по критериям

Выполнение работы

Применение критериев к работе

Фиксирование оценки в ДСУ

3.Оформление ученической самооценки

              Главная роль оценки учителя, осуществляемой после самооценки учащегося, заключается, во-первых, в уравновешивании высказанных учащимся суждений о плюсах и минусах своей работы, чтобы не дать школьнику себя захваливать или чувствовать  неудачником, а во-вторых, в развитии на основе самооценки способности к самостоятельному проектированию своей деятельности на очередной этап работы. Кроме того, оценка учителя, которая должна соответствовать общепринятым эталонам, важна в плане диагностики саморазвития школьника.

Основным диагностическим средством является «Дневник самооценок ученика» (ДСУ).

«Дневник самооценок ученика» является средством накопления информации о процессе и результатах самостоятельных работ и самооценочной деятельности.

ДНЕВНИК САМООЦЕНОК

Дата ______________________________ Предмет____________________________

Тема____________________________________________________

№ варианта_________Отметка (прогноз)______________

Цель работы

____________________________________________________________________________________________________________

План выполнения задания ____________________________________________________________________________________________________________Контроль за выполнением (сравнение с критериями, эталоном)_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Твоя отметка (результат)______________________

Отметка учителя ________________________________

Ответь на вопросы

Что  было труднее всего?______________________________________________________________________________________________________

Что было  интереснее всего?______________________________________________________________________________________________________

Обращался ли ты  за помощью?       

  Да  _____     Нет_______

Если да, то в чем она состояла?

1. Объяснить смысл задания

2. Объяснить формулировку задания (термин, знак)

3. Объяснить, как оформить работу

4.Другое________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Сравнение результата с прогнозом

В случае несовпадения отметок подумай и укажи, что тебе помешало достичь намеченного уровня?

1. Не понял задание

2. Допустил ошибки по невнимательности

3. Не хватило времени

4. Помешала обстановка в классе

5.Другое____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Глаголы-помощники

(для формулировки цели и плана выполнения задания)

1.Ознакомиться, выбрать, назвать, перечислить, написать…………...........................................2. Понять, объяснить, дать определение, назвать примеры…………...

3. Применить, проиллюстрировать, сравнить, обосновать……………

4. Проанализировать, систематизировать, раскрыть особенности, составить перечень……………………………………………………

5. Сделать вывод, обобщить, изложить свое мнение, предложить свой вариант……………………………………………………

6. Оценить значимость, оценить возможности, высказать критические суждения……………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель совместной деятельности учителя и обучающихся над творческим проектом

В помещаемом материале представлена модель деятельности учителя и обучающегося в процессе совместной работы над творческим проектом...

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС была составлена в 2011 г....

Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."

Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности....

Модель внеурочной деятельности

Модель внеурочной деятельности...

Модель здоровьесберегающей деятельности в МБОУ Начальная школа-детский сад

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования.Проблема  сохранения    и  развития  здоровья  в  последнее  десятилетие прио...

Критерии и показатели самооценочной деятельности

Критерии и показатели самооценочной деятельности...

Проектная деятельность учащихсяна уроках химии как средство формирования УУД.

Внедрение ФГОС заставило многих изменить взгляды на обучение детей. Теперь ребенок должен получить не только определенную базу знаний но развить свои способности, сформировать основные учебные д...