Критерии и показатели самооценочной деятельности
методическая разработка на тему
Критерии и показатели самооценочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorohobova_n.e._demyanovich_o.v._kriterii_i_pokazateli_samootsenki.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерии и показатели самооценочной деятельности
Ворохобова Н.Е., зам директора по УВР ГБОУ школа №612
Центрального района Санкт-Петербурга
Демьянович О.В., к.псих.н., педагог ГБОУ школа №612
Центрального района Санкт-Петербурга
Мониторинг - система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающую прогноз его развитию. (Майоров А. И. Мониторинг в образовании)
Мониторинг в образовании - постоянное наблюдение за каким-либо процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений)
Для осуществления мониторинга необходимо определить
- критерий (и)
- показатель (и)
Критерии и показатели
критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо
показатель – определяемая характеристика, по которой можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-либо; это наблюдаемый измеритель критерия.
(Семенов С.В. Мониторинг, критерии, показатели. Канск. 2007)
В процессе развития индивида происходит усложнение его когнитивных способностей, основой и следствием данного процесса становится развитие рефлексии.
Рефлексия представляет собой и способ, и форму деятельности самосознания, она обеспечивает его постоянное наполнение новым материалом, способствует его структурированию и помогает субъекту адекватно реагировать на существующие условия. Рефлексия наделяет самосознание обратной связью, благодаря которой человек может оценивать намеченную цель с точки зрения перспектив успеха, корректировать ее с учетом различных норм, чувствовать себя ответственным за возможные результаты, продумывать их последствия для себя и окружающих.
Самооценочная деятельность – это учебная деятельность с целью адекватной содержательной самооценки, которая представлена в виде цепи действий частных самооценок.
Самооценка — компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков.
Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру, в значительной степени определяя социальную адаптацию личности, и является регулятором ее поведения и деятельности. Формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия (Реан А. А., 2001)
Самооценка тесно связана с таким феноменом как уровень притязаний личности. Соотношение уровня самооценки и уровня притязаний во многом определяет специфику психологических переживаний личности. Значительное расхождение данных показателей, проявляющееся чаще всего в виде низкой самооценки в сочетании с неадекватно завышенным уровнем притязаний, как правило, влечет за собой невротизацию личности.
Уровень притязаний личности в конкретной деятельности может быть определен довольно точно. Уровень притязаний - тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязаний оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Один из сновных параметров самооценки - адекватность. Адекватность самооценки – это соответствие еѐ общепринятым эталонам, которые должны быть использованы в оценочной деятельности и учителя, и ученика. В самостоятельной работе показателями адекватности самооценки являются:
1) совпадение прогностической и ретроспективной самооценок деятельности ученика,
2) совпадение оценки учителя и ученика.
При адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи.
У человека с неадекватно завышенной самооценкой возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.
Самооценка может быть и неадекватно заниженной, т.е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе и невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе. (Творогова Н.Д. «Я» в контексте успеха // Мир психологии. М., 2002, № 2)
Однако наиболее распространено выделение двух основных видов самооценки: общей (глобальной) и частных самооценок. Глобальная самооценка соотносится с оценкой целостного образа «Я». Эта структура самооценки может носить как осознанный, так и бессознательный характер, но зависит глобальная самооценка от общего отношения личности к самой себе. Общую самооценку рассматривают как одномерную переменную, отражающую принятие или непринятие личностью себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «Я».
Частные самооценки являются оценками личности отдельных сторон жизнедеятельности, своих физических и психических качеств, особенностей социального статуса, способностей и возможностей. Частные самооценки выполняют функцию структурирования- информации относительно определенного аспекта «Я». Поскольку самооценка тесно связана с уровнем притязаний, можно говорить о взаимосвязи самооценки с субъективным прогнозом индивидуальных успехов и достижений личности.
1. Педагогические критерии
1.1 Уровень самооценки
Показатели: 1. Заниженный
2. Оптимальный
3 Завышенный
1.2 Уровень притязаний
Показатели: 1. Низкий
2.Средний
3. Выше среднего
4. Высокий
1.3 Динамика развития самооценочной деятельности
Показатели: 1. Устойчивая /неустойчивая
2.Положительная/отрицательная
3 Отсутствие динамики
Критерии | Показатели | ||||
Уровень притязаний Уровень самооценки | Низкий Самостоятельные работы по образцу | Средний Реконструктивно-вариативные самостоятельные работы | Выше среднего Эвристические самостоятельные работы | Высокий Творческие самостоятельные работы | |
Показатели | Заниженный | ||||
Оптимальный | |||||
Завышенный |
2 Психологические критерии
2. 1 Уровень общей самооценки (по Казанцевой Г.Н.)
Показатели: - высокий
- средний
- низкий
- Частные (парциальные) самооценки- ум, авторитет, умения, уверенность (по Пригожину А.М.)
Показатели: - завышенный
- средний
- заниженный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя русского языка и литературы МОУ "Основная образовательная школа №10 г.Вольска Саратовской области" Долговой Елены Владимировны
Таблица критериев и показателей профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-словесника отражает отчетный период 2007-2012 год. Ссылки на документы даны в графе "Подтверждаю...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика)
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника для категории....
Показатели критериев оценки результатов профессиональной деятельности учителей, претендующих на категорию (первую или высшую)
Приложение № 3 к приказу Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи от 20.07.16 № 560...
Модель самооценочной деятельности учащихся на основе познавательной самостоятельности
Методические материалы для организации самооценочной деятельности учащихся на основе познавательной самостояельности....
Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений) учителя музыки Ушаковой И.В. установления соответствия квалификационной категории
В данном материале собраны результаты и достижения профессиональной деятельности учителя музыки Ушаковой И.В....
Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений)учителя технологии Лебедевой Т.В. для установления соответствия квалификационной категории
В данном материале собраны результаты и достижения профессиональной деятельности учителя технологии Лебедевой Т.В....
Критерии и показатели оценки результативности профессиональной деятельности (достижений)учителя технологии Лебедевой Т.В. для установления соответствия квалификационной категории
В данном материале собраны результаты и достижения профессиональной деятельности учителя технологии Лебедевой Т.В....