Модель внеурочной деятельности в МКОУ "Гимназия имени Горького А.М."
методическая разработка по теме
Модель описывает цели, задачи, направления внеурочной деятельности в образовательном exht;ltybbb? а также условия ее рализации и диагностику эффективности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 171.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Гимназия имени Горького А.М.»
Москаленского муниципального района
Омской области
Принята Согласована Согласована с УО Утверждаю:
На Совете гимназии с ММБУ РМЦ Начальник УО Директор гимназии
Протокол№ ________ директор ________ В.И. фабер _________ А.Я. Гейнц
От «___»_______ 2011 ______ Е.Н. Джура «_____»______ 2011 «______»_______ 2011
Сгласована с ПК «______»______2011
Протоколл№_______
От «____»____ 2011
МОДЕЛЬ
внеурочной деятельности
обучающихся 1-4 классов
МОУ «Гимназия имени Горького А.М.»
в рамках ФГОС НОО
Москаленки-2011
Содержание
- Пояснительная записка. Цели и задачи. Принципы реализации Модели
- Описание Модели внеурочной деятельности. Содержание и механизмы ее реализации.
- Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение реализации Модели внеурочной деятельности
- Планируемые результаты
- Диагностика эффективности внеурочной деятельности
- Приложения
- Модель организации внеурочной деятельности гимназии (Схема)
- Пакет диагностик для изучения эффективности внеурочной деятельности
Нормативно-правовая база
для разработки Модели внеурочной деятельности
- Закон «Об образовании» Российской Федерации;
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Федеральный государственный стандарт общего образования начального общего образования;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся;
- Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа
- жизни;
- Базисный учебный образовательный план учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы начального общего образования;
- Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
- Приказ Министерства образования и науки HA от 22.11.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки HA от 6.10.2009 №373
- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2812. 2010 г. № 2106)
- Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296)
- Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 (Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования)
- Пояснительная записка
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе. В стандарте подчеркивается, что воспитание в школе не может сводиться к какому-то одному виду образовательной деятельности, а должно охватывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных учебных дисциплин) и внеурочную деятельность, которые в совокупности будут решать задачи воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, прежде всего, личностных и метапредметных, реализацию индивидуальных потребностей учащихся.
Важной составляющей внеурочной деятельности является взаимосвязь, преем ственность и интеграция общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.
Основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие и удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей. Таким образом, внеурочная деятельность даёт детям воз можность заниматься художественным творчеством, интеллектуальной деятельностью, спортом, исследовательской и проектной работой и т.д. - в соответствии с желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Внеурочная деятельность в гимназии объединяет все виды деятельности учащихся (кроме учебной деятельности), в которых возможно решение задач воспитания и социализации, и реализуется в различных формах: кружки, секции, проекты, исследования, экскурсии, олимпиады, конкурсы, соревнования, КТД и т.д.
Внеурочная деятельность в гимназии организуется как педагогами гимназии (классный руководитель, учителя-предметники, старшая вожатая, педагог-психолог, заместитель директора по УВР, ВР), так и педагогами учреждений дополнительного образования и спорта, культуры, других организаций, заинтересованных в сотрудничестве (Краеведческий музей, районная библиотека, РДК, КДЦ и др).
Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся. Внеурочная деятельность реализуется во второй половине дня для учащихся 1 смены, в первой половине дня – для учащихся 2 смены.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для всестороннего развития личности обучающихся; их успешной социализации
Задачи внеурочной деятельности:
- выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности , оказание помощи в поисках «себя»;
- создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
- развитие у обучающихся опыта творческой деятельности, творческих способностей;
- развития у обучающихся опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
- создание условий для расширения рамок общения обучающихся с социумом
- обеспечение взаимосвязи, преемственности и интеграции основного и дополнительного образования
- применение активных и творческих форм работы с обучающимися , направленных на присвоение детьми определенных духовно-нравственных ценностей
- обеспечение совместной деятельности взрослых и детей на основе деятельностного подход
Принципы организации внеурочной деятельности:
- принцип субъективности ;
- принцип организации совместной деятельности детей и взрослых;
- принцип обогащения, усиления, углубления детского развития;
- принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
- принцип мотивированности любых видов деятельности и форм работы;
- принцип нравственного обогащения используемых видов и форм деятельности
- Принцип учета возрастных особенностей при подборе видов деятельности, форм, методов, приемов воспитательной работы
- Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся
- Принцип системности
- Принцип целостности
- Принцип непрерывности и преемственности процесса образования и воспитания
- Принцип системно-деятельностного подхода
- Принцип взаимодействия, предполагающий координацию всех образовательных и социокультурных институтов в оказании педагогической помощи и поддержки детей разного уровня социализации
- Описание Модели внеурочной деятельности.
Содержание и механизмы ее реализации.
- Направления внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность в гимназии организуется по направлениям развития личности:
- спортивно-оздоровительное
- духовно-нравственное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- социальное
Данные направления являются содержательным ориентиром для выбора форм и видов деятельности обучающихся, основанием для разработки программ внеурочной деятельности. Каждое направление имеет свои целевые установки.
Направление | Целевые установки | |
1 | спортивно-оздоровительное | Всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, воспитание ценностного отношения к здоровью; формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья, в том числе через занятия спортом |
2 | духовно-нравственное | Воспитание нравственных чувств и этического сознания; гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции и правового самосознания младших школьников, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества |
3 | общеинтеллектуальное | Воспитание творческого и ценностного отношения к учению, труду ; развитие интеллектуально-творческого потенциала |
4 | общекультурное | Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, воспитание нравственных чувств, формирование основ культуры общения и поведения; коммуникативной и общекультурной компетенций |
5 | социальное | Воспитание ценностного отношения к окружающей среде, людям; формирование социально-трудовой компетенции и компетенций социального взаимодействия |
- Взаимосвязь направлений, видов и форм внеурочной деятельности
Модель определяет следующие виды внеурочной деятельности:
- Игровая деятельность
- Познавательная деятельность
- Проблемно-ценностное общение
- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение)
- Художественное творчество
- Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность)
- Трудовая (производственная) деятельность
- Спортивно-оздоровительная деятельность
- Туристско-краеведческая деятельность
Взаимосвязь направлений, видов и форм внеурочной деятельности представлена в таблице.
Направление | Виды деятельности | Формы работы с обучающимися | |
1 | Спортивно-оздоровительное | Спортивно-оздоровительная Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досуговое общение
| Час общения, прогулки на природу, походы, выезды; спортивные соревнования, эстафеты, «уроки гигиены», «уроки здорового питания», спортивные секции и кружки; подвижные игры , игровые программы по пропаганде ЗОЖ, акции по пропаганде ЗОЖ ; творческие и исследовательские проекты; КТД и т.п. |
2 | Духовно-нравственное | Проблемно-ценностное общение Социальное творчество Игровая Познавательная Художественное творчество Трудовая (производственная) Туристко-краеведческая | Час общения, экскурсии, просмотр и обсуждение кинофильмов, сюжетно-ролевые игры нравственного и патриотического содержания, творческие конкурсы, фестивали, праздники, туристско-краеведческие экспедиции, социально-значимые проекты, акции, национально-культурные праздники, встречи с интересными людьми, ветеранами ВОВ; КТД; творческие и исследовательские проекты; кружки и т.п. |
3 | Обще- интеллектуальное | Познавательная Игровая Проблемно-ценностное общение | Час общения, познавательные беседы, диспуты, библиотечные уроки, интеллектуальные клубы, акции познавательной направленности, интеллектуальные и творческие марафоны, олимпиады, факультативы, интеллектуальный клуб, турниры, интеллектуально-творческие проекты и научно-исследовательские; кружки, проектная деятельность и т.п. |
4 | Общекультурное | Проблемно-ценностное общение Художественное творчество Игровая деятельность Познавательная деятельность Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) | Час общения, беседы, экскурсии, встречи с представителями творческих профессий, знакомство с лучшими произведениями искусства, творческие программы, праздники, формирующие художественную культуру школьников, посещение конкурсов и фестивалей фольклорного и современного творчества, тематических выставок; творческие конкурсы, кружки; библиотечные уроки; творческие проекты; дополнительное образование и т.п. |
5 | Социальное | Социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность) Трудовая (производственная) краеведческая | Беседы, социально-значимые акции, туристско-краеведческие экспедиции, экологические акции, десанты, экологические патрули, социальные и экологические проекты; КТД, дополнительное образование и т.п. |
2.3. Механизм реализации Модели внеурочной деятельности
Модель внеурочной деятельности гимназии включает в себя следующие компоненты:
- Внутригимназическая система дополнительного образования (на основе Программ внеурочной деятельности)
- Деятельность классных руководителей (в рамках разработанных и утвержденных программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных программ и проектов, разработанных классными руководителями )
- Деятельность других педагогических работников гимназии (заместителей директора по ВР, УВР, педагога-психолога, старшей вожатой, учителей-предметников, социального-педагога, библиотекарей) в рамках разработанных и утвержденных воспитательных программ)
- Использование ресурсов учреждений дополнительного образования (на основе Программ дополнительного образования, Программ внеурочной деятельности)
- Использование ресурсов учреждений культуры и спорта, других заинтересованных организаций (экскурсии, библиотечные уроки, Киноклубы, выставки, социальные и творческие акции, фестивали, соревнования, турниры т.п.)
Деятельность классного руководителя осуществляется в соответствии с его должностными обязанностями. В его задачи входит организация образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся, направленного на достижение планируемых воспитательных результатов. Классный руководитель организует систему отношений в классе через разнообразные формы и виды воспитывающей деятельности в соответствии с ключевыми направлениями внеурочной деятельности в рамках ФГОС; организует социально значимую и творческую деятельность учащихся. Выполняя координирующую роль, классный руководитель взаимодействует с педагогическими работниками гимназиями, а также работниками учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта с целью расширения образовательного пространства, направленного на развитие и воспитание личности учащихся, создания условий для самовыражения и самореализации детей.
Деятельность других работников гимназии (заместителей директора по ВР, УВР, педагога-психолога, старшей-вожатой, учителей-предметников, социального-педагога, библиотекаря) осуществляется в соответствии с их должностными обязанностями в рамках разработанных и реализуемых в образовательном учреждении воспитательных программ и проектов, представляющих собой единство учебного, воспитательного и развивающего процессов в рамках воспитательной системы гимназии и основной образовательной программы начальной школы.
Реализация внеурочной деятельности через систему дополнительного образования – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ (Программ внеурочной деятельности), оказания дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ. Плюсы дополнительного образования заключаются в том, что оно предоставляет широкий выбор для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности самоопределения и самореализации ребенка.
Одним из главных преимуществ гимназии в плане реализации Модели внеурочной деятельности обучащихся является то, что образовательное учреждение расположено вблизи учреждений дополнительного образования и культуры (ДДТ, ДШИ, РДК, КДЦ, Районная библиотека, краеведческий музей; чуть в отдалении находятся ДООФСЦ). Это дает возможность привлечения к организации внеурочной деятельности учащихся не только педагогов гимназии, но и других квалифицированных специалистов, возможность включения детей в творческую, художественную, спортивную и другие виды деятельности по интересам детей.
Возможные партнеры по реализации Модели внеурочной деятельности:
- МОУ ДОД «Дом детского творчества»
- Детская школа искусств
- Детская художественная школа искусств
- Культурно-досуговый центр
- Районный Дом Культуры
- Детский образовательно-оздоровительный физкультурно-спортивный центр
- Центральная районная библиотека
- Областной музей краеведения
- Центр социальной помощи семье и детям
Основная цель сотрудничества гимназии с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта в рамках реализации Модели внеурочной деятельности – расширение условий для всестороннего развития личности обучающихся, создание благоприятной пространственно-развивающей среды, способствующей их успешной социализации.
Отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и других заинтересованных организаций могут строиться на :
- договорной основе (заключение письменного Договора) по проведению занятий в рамках кружков, секций, клубов и др. по различным направлениям внеурочной деятельности на базе гимназии и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.
- устном соглашении о сотрудничестве в рамках реализации внеурочной деятельности в других формах (библиотечные уроки, выставки, беседы, конкурсы, фестивали. Игры и т.д.)
Рабочие программы внеурочной деятельности ориентируются на основные направления внеурочной деятельности, определенными ФГОС НОО. Программы имеют определенную структуру: пояснительная записка, которая включает цели, задачи обучения, воспитания и развития детей по реализуемому направлению внеурочной деятельности; особенности реализации программы (формы, виды деятельности, режим и место проведения занятий; количество часов и их место в учебном плане); планируемые результаты (определение уровня воспитательных результатов; определение универсальных учебных действий, формируемых в ходе реализации программы); тематический план (темы аудиторных и внеаудиторных занятий, формы организации внеурочной деятельности, количество часов (аудиторные/внеаудиторные; теория/практика)); содержание программы (краткое описание тем: теоретические и практические занятия); список литературы (для учащихся, для педагога); приложения.
При разработке рабочих программы внеурочной деятельности учитывается то , что главным результатом обучения и воспитания является формирование универсальных учебных действий, направленных на способность воспитанников самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Сотрудничество с родителями в рамках реализации Модели
Сотрудничеству с родителями в рамках реализации Модели внеурочной деятельности отводится важное значение. Предполагаемые формы взаимодействия:
- Помощь родителей в организации внеурочной деятельности (КТД, соревнований, турниров, походов, поездок; помощь в разработке и реализации Программ внеурочной деятельности)
- Совместное участие родителей и детей в различных видах и формах внеурочной деятельности
- Поддержка и сопровождение ребенка в выборе направлений дополнительного образования, форм и видов внеурочной деятельности.
Участие родителей в жизнедеятельности гимназии является добровольным на основе ст. Конституции, Закона об Образовании и договора между ОУ и родителями (лицами их заменяющими).
- Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение реализации Модели внеурочной деятельности
Для реализации Модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО в гимназии имеется материально-техническая и информационно-методическая база:
- Все кабинеты начальной школы оборудованы компьютерной техникой (компьютер, проектор, экран), теле- и видео-аппаратурой
- Имеются два компьютерных класса, 2 интерактивные доски)
- Имеются два актовых зала для проведения мероприятий
- Имеется музыкальная аппаратура для проведения мероприятий (ноутбук, 3 музыкальных центра, магнитофон, микрофоны, колонки, усилитель)
- Имеется спортивный зал, хоккейная коробка, спортивная и баскетбольная площадки
- Имеется спортивный инвентарь (маты, мячи, скакалки, лыжи)
- Имеется стрелковый тир
- Имеется библиотека, достаточный библиотечный фонд, медиатека
- Имеется методическая литература по организации внеурочной деятельности
- Планируемые результаты
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования ориентированы на достижение определенных воспитательных результатов.
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности распределяются по трем уровням:
Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень |
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) | Школьник ценит общественную жизнь (1-2-3 классы) | Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (3-4 класс) |
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни. | Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). | Получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности реализации внеурочной деятельности.
Взаимосвязь планируемых результатов и форм внеурочной деятельности:
№ | Уровень | Преимущественные формы достижения планируемых результатов |
1 | Первый | Беседы, факультативы, олимпиады, игры, культпоходы, экскурсии, социальная проб (участие в социальном деле, организованном взрослым), игры с ролевым акцентом, занятия по конструированию, рисованию, техническому творчеству и т.д., занятия спортом, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах, поездки и т.д. |
2 | Второй | Игры с деловым акцентом, интеллектуальный или творческий клуб, агитбригады, смотры-конкурсы, театральные постановки, дебаты, диспуты, дискуссии, инсценировки, концерты, художественные выставки, фестивали, спектакли, КТД (коллективно-творческое дело), трудовые десанты, сюжетно-ролевые продуктивные игры, трудовой отряд, оздоровительные акции, социально-значимые акции, туристические походы и т.д. |
3 | Третий | Социально моделирующие игры, детские исследовательские проекты, внешкольные акции, конференции, интеллектуальные марафоны; проблемно-ценностная дискуссия с участием внешних экспертов; социально-значимые, трудовые, творческие, художественные акции в социуме ( вне школы), выступление творческих групп самодеятельного творчества; социально-образовательные проекты, спортивные и оздоровительные акции в социуме, поисково-краеведческие экспедиции, ярмарки и т.п. |
Планируемые личностные результаты:
- Спортивно-оздоровительное направление:
- Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека;
- Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье;
- Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье;
- Способность выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье;
- Сформированное представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре;
- Сформированные представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- Приобщение к разумной физической активности, сформированная потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни.
- Духовно-нравственное направление:
- Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция;
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормам; сформированная коммуникативная компетенция;
- Уважительное отношение к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- Уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
- Знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- Общеинтеллектуальное направление:
- Осознанное ценностное отношение к интеллектуально-познавательной деятельности и творчеству;
- Потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах деятельности;
- Сформированная мотивация к самореализации в творчестве, интеллектуально-познавательной и научно- практической деятельности;
- Сформированные компетенции познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, овладение информационными технологиями (поиск, переработка, выдача информации);
- Развитие познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения
- Способность учащихся самостоятельно продвигаться в своем развитии, выстраивать свою образовательную траекторию;
- Освоение механизмов самостоятельного поиска и обработки новых знаний в повседневной практике взаимодействия с миром;
- Формирование внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и психологических возможностей каждого ребенка.
- Общекультурное направление:
- Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- Понимание и осознание эстетических и художественных ценностей отечественной культуры; народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- Способность видеть красоту в окружающем мире; в поведении, поступках людей; эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- Сформированное эстетическое отношения к окружающему миру и самому себе;
- Сформированная потребность повышать сой культурный уровень; потребность самореализации в различных видах творческой деятельности;
- Способность взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, на нравственно-этических началах;
- Знание культурных традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
- Социальное направление:
- Овладение социальными знаниями (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимание и осознание социальной реальности и повседневной жизни;
- Сформированные позитивные отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), сформированное ценностное отношение к социальной реальности в целом;
- Достижение учащимися необходимого для жизни в обществе, социуме социального опыта, получение школьником опыта и навыков самостоятельного социального действия;
- Сформированные компетенции социального взаимодействияс обществом, общностью: сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого, социальная мобильность;
- Умение коммуникативно взамодействовать с окружающими людьми, овладение социо-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения;
- Ценностное отношение к окружающей среде, природе; людям; потребность природоохранной деятельности, участия в экологических инициативах, проектах, социально-значимой деятельности
- Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Цель диагностики: выявить, в какой степени являются воспитывающими те виды деятельности, которыми заняты обучающиеся гимназии.
Понимание взаимосвязи результатов и форм внеурочной деятельности, ее диагностики должно позволить педагогам:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на какой результат они претендуют, соответствуют ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.
Выделяются три основных предмета диагностики:
- Личность самого ученика
- Детский коллектив как одно из важнейших условий развития личности ученика
- Профессиональная позиция педагога как важнейшее условие развития личности ученика
- Изучение личности ученика предполагает ответы на вопросы:
- В каком направлении происходит развитие личности ученика?
- На какие ценности он ориентируется?
- Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?
Методы и методики изучения личности ученика:
- Педагогическое наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием учащихся (в повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, играх, дискуссиях по актуальным проблемам)
- Анализ творческих работ учащихся
- Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (Л. Байбородова))
- Методика «Ситуация выбора» (Л.В.Байбородова)
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Н.Е. Щуркова)
- Методика "Изучение уровня воспитанности школьников»
- Методика изучения уровня творческой активности учащихся (М.И. Рожков)
- Упражнение «Ценности»
- Методика «Репка»
- Опросник по определению самооценки учащихся (методика Б.Лонга, В.Г.Шура «Лесенка»)
- Диагностика эмоционально-нравственного развития – методика «Цветовой тест отношений» И.Б. Дерманова
- Самооценка – методика Т.Дембо, С.Рубинштейна
- Методика для изучения социализированности личности учащегося ( М.И. Рожков)
- Методика «Выбор»
- Методика «Незаконченное предложение»
- Изучение детского коллектива как одного из важнейших условий развития личности ученика
Ребёнок развивается как личность в нескольких разных коллективах — разных по характеру деятельности, по способу вхождения в них детей, по характеру реализуемых ими в этих коллективах ролей, по длительности пребывания в них ребят. Влияние коллектива на ученика многоаспектно: за счёт одних своих свойств он может порождать процессы нивелировки личности, её усреднения, за счет других — развивать индивидуальность ученика, его творческий потенциал. Поэтому важно изучить уровень развития детского коллектива а также характер взаимоотношений школьников в детском коллективе.
Методики изучения детского коллектива:
- Методика изучения уровня развития детского коллектива «Какой у нас коллектив» (А. Н. Лутошкин)
- Социометрическое изучение межличностных отношений в детском коллективе (Дж. Морено)
- Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Л. Г. Жедунова)
- Методика «Наши отношения» (Л.М.Фридман)
- Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (Р.С. Немов)
- Методика «Определение уровня развития ученического самоуправления» (М.И. Рожков)
- Педагогическое наблюдение
- Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора»
- Изучение профессиональной позиции педагога
Позиция — это единство сознания и деятельности человека, где деятельность выступает одним из способов реализации его базовых ценностей (Н. Г. Алексеев, В. И. Слободчиков).
Важно выяснить:
- Является ли воспитание сознательно выбранной деятельностью педагога (или педагог всего лишь выполняет возложенную на него кем-то обязанность);
- Какие профессиональные ценности сформированы у педагогов (или такие ценности вовсе отсутствуют, и педагог осуществляет свою работу формально, равнодушно)?
- Каков характер педагогической позиции (гуманитарная или авторитарная)?
Методики изучения профессиональной позиции педагога:
- Методика диагностики профессиональной позиции педагога как воспитателя
(А. И. Григорьева).
В процессе реализации Модели внеурочной деятельности предполагается изучение ровня удовлетворенности учащихся и родителей жизнедеятельностью образовательного учреждения:
- Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»
- Методика Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель внеурочной деятельности
Модель внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в рамках внедрения ФГОС была составлена в 2011 г....

Комбинированно-интеграционная модель внеурочной деятельности
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовате...

Модель внеурочной деятельности.
Модель внеурочной деятельности. Формы. Расписание. Мотивация. Маршрутные листы учащихся....
Модель внеурочной деятельности "Какие наши годы"
Занятость детей во внеурочное время...

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности»
Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности» на декаде системы ДОД "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ: внедрение инноваций и обеспечение качества у...

Модель внеурочной деятельности, 9-11 классы
Модель внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС...