Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей
учебно-методический материал на тему
Данная тема является темой моего самообразования и соответствует актуальным направлениям развития образования в ХМАО-Югре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy_dlya_vyyavleniya_i_podderzhki_odarennyh_detey.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
«Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей»
Исследовательская работа
Содержание проблемы
В последние годы прослеживается увеличение числа участников и победителей различных конкурсов и соревнований и, как следствие, высоких образовательных достижений. Растет интерес детей к занятиям исследовательской деятельности. Наблюдается увеличение числа участников районного этапа научно-практической конференции. Одновременно возрастает качество представляемых работ, о чем свидетельствуют победы на научно-практических конференциях. Для развития творческой одаренности детей проводятся выставки, конкурсы, фестивали.
Высокие показатели высветили проблему выявления, поддержки и развития одаренных детей. Как организовать работу с одаренными детьми, которая должна предусмотреть создание равных стартовых условий для выявления, развития, социальной поддержки одаренных детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования?
Другая проблема – педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одаренности, включая возрастную и скрытую одаренность, множество противоречивых теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определением единых подходов к пониманию детской одаренности.
Остро встает кадровая проблема, связанная с недостаточной профессиональной и личностной готовностью педагогов к работе с одаренными детьми.
Актуальность
В свете Концепции модернизации образования, встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса.
В основе исследования - Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой. Основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы.
2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.
Деятельность педагога по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в обучение программ дифференциации и персонификации. Она обеспечивает условия для саморазвития учащихся, для повышения их мотиваций к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одаренных детей.
Цель исследования:
Создание системы деятельности по выявлению и развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.
Основные задачи:
- реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, активизация их интеллектуальных качеств в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
- создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;
- изучение факторов целенаправленного психолого-педагогического содействия процессам развития личности, эффективной реализации способностей к неограниченному развитию индивидуальности каждого субъекта педагогического процесса;
- совершенствование системы подготовки педагогов, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;
- внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;
- создание банка данных «Одаренные дети», включающего информацию об образовательных учреждениях и педагогах, работающих с одаренными детьми, об одаренных детях, об индивидуальных образовательных программах, о научно-педагогической литературе;
- установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.
Этапы реализации:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический
Мониторинг одаренности.
Создание:
- банка данных по одаренным детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с одаренными.
Организация:
- системы дополнительного образования;
- летней практики;
- творческого экзамена;
- профессиональных проб;
- деятельности научного общества.
2 этап: деятельностный
- Экспертиза обучающих программ для детей повышенного уровня обучаемости.
- Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
- Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
- Внедрение метода проектов.
- Учет индивидуальных достижений.
- Ведение портфолио.
- Проведение выставок детского творчества.
- Обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.
3 этап: констатирующий
- Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
- Выпуск методического пособия «Опыт работы с одаренными детьми».
Концепция
В научно-методической литературе (Н. А. Менчинская, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и др.) отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренность, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
У некоторых одаренных детей явно доминируют математические способности, подавляющие интерес к чтению.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.
В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты:
• Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки.
• Остро воспринимают общественную несправедливость. Устанавливают высокие требования к себе и к окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.
• Не могут четко развести реальность и фантазию.
• Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несообразности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми.
• Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.
• Для одаренных детей, как правило - характерны преувеличенные страхи, поскольку они способны вообразить множество опасных последствий.
• Чрезвычайно восприимчивы к неречевым проявлениям чувств окружающими и весьма подвержены молчаливому напряжению, возникшему вокруг них.
Обучаемость — это сложное образование, которое зависит от многих личностных качеств и способностей учащихся, и в первую очередь от интеллектуальных способностей (способность анализировать, сравнивать, обобщать, синтезировать, выделять существенное, видеть учебные проблемы и решать их), а также от уровня познавательного интереса и мотивации, целеустремленности, гибкости мышления, самоорганизации, самоопределения, устойчивости в достижении цели и др.
Обучаемость как интегральная индивидуальность личности одаренного ребенка предопределяет различный темп движения его в обучении, т.е. углубленную дифференциацию, особенно по степени познавательной самостоятельности. Из этого следует, что способности ученика определяются его темпом учения.
При этом деятельность педагогов предусматривает:
а) реализацию личностно-ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего и развивающегося образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся
г) внедрение в учебно-воспитательный процесс идеи гармонизации всех учебных дисциплин в системе базисного учебного плана, что является условием обеспечения доминирующей роли познавательных мотиваций, активизации всех видов и форм творческой самореализации личности.
д) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Структурная целостность образовательного процесса основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность - помощь семьи в образовании и воспитании детей.
Чтобы развить человека, необходимо рационально, т.е. сообразуясь с его «самостью» выбрать цели, содержание, методы, формы обучения. Как свидетельствует опыт общеобразовательной школы, т.е. где срабатывает традиционная дидактика, здесь упускается главное; насколько и будет ли вообще востребовано то, что дается человеку, которого обучают, воспитывают, развивают.
Педагогическая система строится на четырех базовых идеях:
- на осознании самоценности ребенка как уникальной, неповторимой личности;
- на неисчерпаемости возможностей развития каждого ребенка, в том числе его творческих способностей;
- на приоритете внутренней свободы перед внешней как свободы, необходимой для творческого саморазвития;
- на понимании природы творческого саморазвития как интегральной характеристики «самости», изначальными компонентами которой являются самопознание, творческое самоопределение, самоорганизация, самоуправление, творческое самосовершенствование и самореализация личности школьника.
Выявление одаренных детей должно начинаться на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности педагога дополнительного образования.
Условно можно выделить три категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).
3. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте).
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.Признание коллективом педагогов и руководством образовательного заведения того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы .
Педагог должен обладать качествами:
- педагог для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
- педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
- педагог считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
- педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Педагог должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
- знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными учащимися
- творческие мастерские;
- кружки по интересам;
- занятия исследовательской деятельностью;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- сотрудничество с другими школами, ВУЗами.
Работа с одаренными и талантливыми детьми в «Изостудии «Модерн»
В связи с концепцией развития дополнительного образования в программе «Школа творчества» реализуется работа с одаренными и отстающими обучающимися по индивидуальному маршруту. В основе ее лежит схема:
1 этап: диагностика уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей или одаренности
2 этап: определение целей и задач, которые должны быть достигнуты обучающимся;
3 этап: определение времени, которое воспитанник затратит на прохождение программмы;
4 этап: роль родителей в реализации маршрута;
5 этап: разработка учебно-тематического плана;
6 этап: определение содержания плана, формы занятий, приемов, методов, итоги и контроль;
7 этап: интеграция с друми специалистами;
8 этап: определение способов оценки.
1.При реализации программы используются различные методики диагностики уровня развития способностей и одаренности:
• Методика использования личной карточки одаренного ребенка;
• Анкета для родителей;
• Пожелания воспитанника.
2.Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута.
3.В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами.
4.Предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком.
5.Разработка учебно-тематического плана, подбор темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
6. Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов.
7. Проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решается нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. Если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом.
8.Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником.
Оценку успехов на каждом этапе освоения маршрута по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.
Самооценку воспитанник может провести по схеме самоанализа (см. в Приложении).
ЭТАПЫ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОТСЛЕЖИВАНИЯ
Диагностическое отслеживание выполняет три функции: информационную, оценочную и формирующую.
Сбор информации помогает педагогу ориентироваться в процессе обучения и соответственно выбирать методы обучения.
«Оценочная функция, по А.П.Тряпицыной, имеет несколько аспектов: корректирующий, стимулирующий и измерительный». Проектируя совместную деятельность с ребенком, опираясь на его потребности и возможности, педагог стимулирует стремление к успеху и для все больших достижений на каждом этапе диагностики замеряет результаты изодеятельности и личностного роста.
«Формирующая функция, по А.П.Тряпицыной, позволяет дифференцировать учащихся и выстраивать перспективы дальнейшего обучения».
Конечным этапом диагностического отслеживания является составление карты на каждого ученика и занесение туда результатов диагностики, а также рекомендации родителям (см. приложение, табл. 1).
На первом этапе диагностического отслеживания (конец сентября-октябрь) ребенок тестируется с целью выбора наиболее оптимального индивидуального маршрута, иными словами, по А.П.Тряпицыной, находятся такие «педагогические основания, которые обосновывают проектирование в совместной деятельности с участником индивидуального творческо-образовательного маршрута, ориентированного на личностно значимые потребности учащегося».
Когда маршрут подобран для ребенка, эта информация доводится до сведения родителей в индивидуальной беседе. Беседа выстраивается таким образом, чтобы получить от родителей дополнительную информацию о личностном развитии ребенка.
Здесь же прогнозируют результаты деятельности ребенка, которых он может достичь, исходя из предположений педагога. Учитываются и дополнительные сведения о ребенке.
На втором этапе (конец октября-ноябрь) проводится констатирующая гностика, цель которой — определить индивидуальный творческо-образовательный маршрут. Работа может проводиться самим педагогом с подключением к процессу родителей. Неоценимую помощь в продвижении ребенка играют его родители. И здесь задача педагога — убедить родителей в эффективности совместной деятельности, которая включает в себя посещение занятий родителями и наблюдение за ребенком, помощь ему в выполнении домашней работы по рекомендациям специалистов. Для констатации того или иного предположения педагог предлагает заполнить «Опросник для родителей» для выявления речевых, конструктивных или пространственных наклонностей (см. приложение). Вопросы построены таким образом, что позволяют определить уровень креативности ребенка.
На третьем этапе (конец ноября-начало декабря) выявляют детей с затруднениями в обучении и одаренных на основе сравнения результатов прогнозирования и констатирующей диагностики. Таким образом, четко вырисовываются четыре группы детей и соответственно четыре творческо-образовательных маршрута: 4-образовательных уровня.
На четвертом этапе (декабрь) осуществляют психолого-педагогическое проектирование или вносят необходимые коррективы в индивидуальный творческо-образовательный маршрут ребенка с учетом результатов диагностики (тесты, опросники, карты наблюдений, интервью с родителями).
Определение динамики детского рисунка
Критерии анализа изобразительных работ базируются на взглядах художников, педагогов и психологов. Работу можно считать творческой при наличии следующих признаков:
1. Содержание рисунка: оригинальное, неожиданное, нереальное, фантастическое, непосредственное и наивное, особая смысловая нагрузка, отражающая глубины переживания ребенка.
2. Особенности изображения: сложность в передаче формы, перспективность изображения, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, особый творческий почерк, яркое, выразительное раскрытие в образе своего переживания.
3. Композиционное решение: хорошая заполняемость листа, ритмичность в расположении предметов, разнообразие размеров рисованных объектов, зоркость, наблюдательность ребенка и достаточное владение изобразительными навыками.
4. Пластика: особая выразительность в передаче движений и мимики, собственный почерк в передаче движений.
5. Колорит: интересное, необычное и неожиданное цветовое решение. Возможно темпераментное, эмоциональное, лаконичное обращение с цветом или, наоборот, богатство сближенных оттенков (теплая или холодная гамма) или пастельность. Цвет звучит и поет, эмоционально воздействуя на зрителя.
6. Работа производит художественное впечатление и не нуждается в существенных скидках на возраст.
По названным признакам можно определить, насколько сильна работа ребенка в творческом отношении. Если в ней присутствуют все перечисленные признаки — это нестандартная творческая работа. При отсутствии одного или более признаков детская работа теряет свою творческую ценность.
Тесты для диагностики творческого мышления
Пакет № I. Изучение гибкости построения графического образа (Е.П.Торренс; 5-9 лет).
Каждому ребенку дают стандартный лист бумаги формата А4 с нарисованными двумя рядами одинаковых контурных изображений (по 8 штук в ряду). Это могут быть капли, круги, зигзаги.
Инструкция ребенку. «Используя нарисованные изображения, постарайся придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовать к фигуркам любые детали и объединить их в один рисунок...»
Дается время 15—20 мин. Количество идей (тем) зависит от способностей ребенка.
Уровень развития способностей | 6 лет | 8 лет | 10 лет |
Высокий | 5 и более | 8 и более | 9 и более тем |
Средний | 3-4 | 6-7 | 6-8 |
Низкий | 1-2 | 1-5 | 1-5 |
Пакет № 2. На стандартном листе бумаги формата А4 нарисованы круги в два ряда по 3 штуки в каждом.
Ребенку предлагается дополнить круги разными деталями или объединить их в один рисунок. Время выполнения задания индивидуально для каждого ребенка.
У тех детей, которые смогли объединить два или три круга в один рисунок, высокий уровень креативности. Учитываются необычность и оригинальность трактовки кругов. Посредственными рисунками являются изображения рожиц, солнышка, снеговика, а также изображений только внутри круга.
Пакет № 3. Содержимым данного пакета (см. приложение, ) являются фотографии или ксерокопии примерно одного размера с изображением чего-либо необычного, что трудно охарактеризовать с первого взгляда. Копилка экспертного материала собирается в течение всей деятельности педагога. Это могут быть изображения неожиданных ракурсов обычных вещей, сильно увеличенное или микроскопическое изображение, часть предмета и т.п.
Необходимые требования. Каждый ребенок работает индивидуально с педагогом, а педагог все время фиксирует (протоколирует) сказанное ребенком. Испытуемому предлагается одна картинка, и его просят:
1) сказать, что изображено на картинке
2) задать любые вопросы.
За одну встречу используем 3—5 картинок. Благодарим и хвалим ребенка за работу, а далее интерпретируем результат.
Творчески мыслящий ребенок:
- предлагает несколько версий изображенного на картинке;
-ставит вопрос, непосредственно по рисунку;
-задает вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические и вопросы-гипотезы;
-выстраивает предположения по рисунку;
- сочиняет оригинальную, необычную историю;
- быстро выполняет задания.
По результатам отслеживания уровня креативности деятельности, а также диагностики творческого мышления педагог проектирует, внося необходимые изменения, дальнейший процесс взаимодействия с ребенком.
Подводя итоги наблюдений за процессом работы ребенка, результатом выполнения заданий на креативность, и анализируя анкеты и опросники для родителей, педагог четко выделяет группу одаренных детей и проектирует для них творческо-образовательный индивидуальный маршрут.
Результаты диагностического отслеживания педагог обязательно доводит до сведения родителей и предлагает дальнейший путь развития и обучения каждого ребенка.
Диагностика позволяет учитывать индивидуальные особенности детей во всех формах и методах и выстраивать на их основе дифференцированное обучение. Таким образом, индивидуальный маршрут ребенка создает условия для самовыражения учащихся при обязательном достижении поставленных целей.
Опросник для родителей
(на выявление речевых, конструктивных
или пространственных наклонностей)
1. Когда начал говорить? (Первые слова. Начал говорить так же, как все, или нет?)
2. Легко ли заучивает стихи? (Любит ли сказки? Какие? Больше рассказывает сам или с удовольствием слушает? Речевая память.)
3. С какими вопросами любит «приставать»? (Что просит? Его интересы.)
4. Переучивали ли на другую руку? Если да, то какие были трудности. (Необычное поведение и т.д.) Как это проявлялось?
5. В какие игры любит играть? (С конструкторами, в подвижные, сюжетно-ролевые.) В какие игры играет лучше, вовлекает друзей? Любит ли играть один: хочет ли, чтобы ему помогали взрослые во время игры? Любит ли, чтобы наблюдали за ним во время игры? Долго ли занимается одной и той же игрой?
6. В подвижных играх так же ловок и быстр, как другие дети?
7. Рисует ли дома сам? (Как происходит процесс рисования? Много ли делает рисунков? Доводит ли начатый рисунок до конца. (Сразу или через какой-то промежуток времени.) Подолгу ли сидит за работой? Увлечен ли процессом рисования?
8. На что обычно жалуются учителя или воспитатели? (Поведение: обидчивый, гневливый, настойчивый, хочет, чтобы постоянно хвалили.) Пугается ли трудных заданий?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей»
Выступление на тему: «Развитие системы выявления и поддержки одаренных детей» Е.В. Щербак МКОУ СОШ №4 с. Малые Ягуры...
«Выявление и поддержка одаренных детей как один из процессов самоорганизации личности»
Выявление и поддержка одаренных детей с помощью общегимназического конкурса «Ученик года». Главная задача, которую предстоит решать образованию в ближайшее время, – научить жить вместе, развивая зн...
Педагогический проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"
Проект "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" выступает в качестве теоретической и методической основы для практической работы и напавлен на совершенствование образовательной среды, котора...
Создание условий для выявления и поддержки одаренных детей во внеурочной деятельности
Презентация к выступлению на межрайонном конкурсе (слете) классных руководителей...
Научная статья Международное сотрудничество в сфере образования как способ (средство) развития межкультурной компетенции обучающихся, повышения мотивации к изучению английского языка и создания условий для выявления и поддержки одаренных обучающихся,
Статья посвящена проекту нашей школы, который нацелен на: развитие международного сотрудничества; повышение престижа учебного заведения и его места на рынке о...
Программа выявления и поддержки одаренных детей в условиях реализации ФГОС ООО «Одаренные дети»
Программа рассчитана на организацию работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС ООО.Цель программы:создание благоприятных условий для выявления и развития одаренных обучающихся, их сам...