"Создание условий, способствующих развитию одаренности детей.."
статья
В статье представлен материал из опыта работы на темеу "«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_odarennye_deti.docx | 189.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ, РАЗВИТИЮ ИХ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ОСНОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Носалева Татьяна Николаевна
Астраханская область, Камызякский район, с. Полдневое
МКОУ «Полдневская средняя общеобразовательная школа»
tatyna-nos@rambler.ru
Правильно говорят, что если человек талантлив,
то талант у него многогранен. Однако он должен
еще суметь развить в себе все эти дарования,
отшлифовать свои способности и правильно
воспользоваться ими с пользой для себя и для
людей, но удается это далеко не всем и уж во
всяком случае не сразу.
Али Апшерони
В настоящее время многие исследователи, писатели, ученые, педагоги занимаются проблемам одаренности ребенка. В современной литературе появляется все больше статей и публикаций, так или иначе затрагивающих эту тему. Это объясняется, прежде всего, современными реалиями. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка «одаренного ребенка» провозглашается приоритетной задачей, ведь именно от таких детей зависит будущее нашей страны, её престиж на международной арене. Сейчас, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, такая работа с детьми является крайне необходимой.
Задача семьи: вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка; задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но для общества в целом. От того, какими мы воспитаем детей сейчас, зависит наше будущее, а потому от педагога требуется максимальное содействие развитию потенциальных возможностей личности ученика, способности к творческой мысли.
На мой взгляд, в учебном процессе развитие одаренности ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Ведь главной задачей современной школы и является подготовка самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан, создание условий для развития интеллектуальной, активной, разносторонней, творческой личности учащихся.
Содержание работы с учащимися определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. На уроках русского языка и литературы я использую традиционные и современные методы работы с детьми: исследовательский, поисковый, проектный, который не возможен без информационно-коммуникационных технологий. Стараюсь разнообразить уроки нестандартными и своеобразными формами работы, такими как:
дискуссии, диалоги, творческие задания, семинары, практикумы, игровые задания, ребусы, викторины.
Важно обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование. На таких уроках ребята учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.
Внеурочные формы и методы работы также обладают широкими возможностями развития способностей учащихся. Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются творческие конкурсы, интеллектуальные игры, различного уровня олимпиады, научно- исследовательские проекты учащихся.
Исследовательская деятельность является одним из самых ярких способов активизации познавательной деятельности учащихся. Возможности исследовательской работы неограниченны. Это не только способ для ребят расширить свои знания, но развитие процессов научного познания, методов самостоятельного мышления. Стараюсь предлагать нестандартные темы проектной деятельности, чтобы заинтересовать детей. Так учащимися 8 класса были подготовлены такие проекты:
«Влияние социальных сетей на речь учеников нашей школы»,
«Дуэльный кодекс», « Никнейм как средство самопрезентации в процессе сетевого общения»,«Электронная трансформация эпистолярного жанра».
Две работы были представлены на научно-практической конференции, где получили высокую оценку и завоевали призовые места.
В рамках элективного курса «Секреты словообразования» в 8 классе появилась «Словообразовательная сказка», которая сочетает в себе элементы проектной деятельности и жанра сказки. Эту работу можно использовать как методическое пособие при знакомстве с темой «Словообразование».
При подготовке к сочинениям я использую когда – то прочитанную мною методику «Пишу и зачеркиваю». Пишу на доске, например, глаголы: стоят, лежат, идут, висит…и зачеркиваю их. Даю детям установку, что данные слова не использовать в сочинении, тогда появляются такие выражения: «люстра подмигивает то красным, то синим цветом», «книги улыбаются с полки шкафа».
Чтобы привлечь внимание учащихся к предмету даю нестандартные темы для творческих работ. Например, интересно было детям писать «О чем думает зеленый лист, покрытый снегом», «О чем думает вода, кипящая в чайнике», «О чем думает снежинка..» , «Мысли уставшего ученика»
Стараюсь привлечь детей к участию в различных конкурсах, олимпиадах. Например, интересно было принять участие в международном литературном конкурсе «Купель» 2015-2016 по произведениям А. Костюнина. Учащиеся участвовали в номинации «Оригинальная расшифровка аббревиатуры»(примеры работ) :
КВН – Ковчег Великого Ноя
РФ – Русский фастфуд
ГИА –Главный идиот Америки
ОГЭ – Объединение голодных эмигрантов
ПТУ – пансионат тайных убийц
КПСС – краеведческий питомник служебных собак
КПСС – как получить свой статус
ООН- остров огненных ночей
ФБР – Федерация белых роботов
В номинация: «Рисунок к произведению» была представлена
иллюстрация к рассказу Александра Костюнина «Вальс под гитару»«Сначала идёт тихая музыка. Играю для папы, а сам представляю: онсловно уже не лейтенант, как на строгой фотографии в документах. Он генерал. Седой весь. Он сидит и слышит, что я начал играть. Музыка пошла. Я играю её тихо, потому что в главной роли музыки — он. Встаёт, ищет себе пару. Нашёл!Выбирает мою маму. Значит, нужно с этого места громче играть. Это — радость евонная. Одна часть: «Тын-тын-тын. Туу-туд-туду-та-датататам-тада». Они танцуют счастливые, улыбаются. Музыка громче: «Туу-тут-туду!» Вот они посмотрели друг другу в глаза — пауза такая. На миг всё остановилось, затем опять начинают кружиться, и ты крещендо, с усилением звука, начинаешь играть»
Большие возможности осуществлять работу с одарёнными детьми даёт внеклассная работа по предмету: проведение недели русского языка и литературы (выпуск газет, конкурсы, викторины, театральные постановки)
Последнее время большие возможности для работы с одарёнными детьми предоставляют различные интернет-проекты по предметам. Так учащиеся нашей школы довольно успешно выступили в Интернет-олимпиаде по русскому языку, в проекте «Русский медвежонок», «Русский с Пушкиным».
Рассмотренные выше методы и приемы обучения нацеливают деятельность каждого учителя на поддержку познавательного интереса своих учеников, формирование потребности и способности личности к саморазвитию, создание максимальных условий для развития одаренной личности.
1. Синягина Н.Ю. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности (методическое пособие) / Н.Ю. Синягина, Е.Г. Чирковская; под ред. А.А. Деркача, И.В. Калиш. - М.: Вузовская книга, 2001. - 131 с.
2. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избр. Труды в 2 т. / Б.М. Теплов. - М., 1985. - т. 1.– 461 с.
3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 320 с. - (Педагогическая мастерская).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание коммуникативной образовательной среды как условие развития одаренности детей
В условиях обновления содержания образования в рамках приоритетного проекта «Образование» и национальной инициативы «Наша новая школа» особое значение приобретают выявление, поддержка, развитие и соц...
Цель проекта: создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.
Задачи проекта:1. Познакомить с историей Великой Отечественной войны, полной примеров величайшего героизма и мужества людей в борьбе за свободу Родины;2. Подвести к...
презентация «Рекомендации для родителей по созданию условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью»
о создании условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью...
«Рекомендации для родителей по созданию условий обучения для детей с интеллектуальной недостаточностью»
Рекомендации разработаны в помощь родителям детишек ОВЗ, на что семья должна обратить внимание при создании условий для обучения ребенка....
СЕМИНАР «Создание условий для социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ СПЦ №5»
Целью и задачами проведения семинара является обсуждение актуальных вопросов обеспечения успешной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ГКОУ СПЦ №5; обмен опытом в...
Презентация к семинару «Создание условий для социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в ГБПОУ СПЦ №5»
Презентация к семинару...
Дифференциация обучения как условие развития одаренных детей
Современному обществу необходимы люди, мыслящие нешаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации. Задача школы состоит в том, чтобы вовремя увиде...