Технологическая карта урока по окружающему миру "Разнообразие растений"
план-конспект урока на тему
Предварительный просмотр:
Журавлева Е.А. | |
Класс | 3 А |
Тема занятия | Разнообразие растений. |
Цель занятия : | создать условия для усвоения детьми новой информации об основных группах растений; рассмотреть особенности каждой группы растений, их сходство и различие |
Задачи занятия : | Образовательная: формировать у обучающихся представление о разнообразии растительного мира; умение различать группы растений по их существенным признакам. |
Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания; | |
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе. | |
Коррекционная: учить слушать друг друга, слышать, правильно строить речевые высказывания, правильно строить предложения, расширять словарный запас обучающихся. | |
Основные понятия, термины | Водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, ботаника |
Методы, технологии обучения | словесный, наглядный, практический. личностно - ориентированная, здоровьесберегающая, информационно – коммуникационная, проблемно-исследовательская. |
Тип занятия | открытия новых знаний |
Оборудование | презентация Power Point; фотографии представителей каждой группы растений: водоросли, мхи, папоротник, хвойные и цветковые растения; гербарий; карточки для групповой работы. |
Планируемый результат | |
Предметный: | Знать группы растений, научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала. |
Метапредметный: | Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; оценивать достижения на уроке; проговаривать предстоящую работу на занятии. Познавательные УУД: моделировать связи организмов с окружающей средой, формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса. Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать предположения, уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. |
Личностный: | принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1. Организацион- ный этап. | Позвенел дружок звонок – начинается урок. Я рада приветствовать всех присутствующих сегодня в нашем классе. Ты слышишь? - Я слышу. [Какой урок?]- Урок окружающий мир. [Который урок?]- Второй урок. [Что будем делать на уроке?] Поздоровайтесь с гостями. -Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок, Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать. Я желаю всем плодотворной работы, успехов в изучении нового материала. | Положительный настрой на работу. Воспринимают речь на слух. Отвечают на вопросы. | Р. умение мобилизовать свои силы для работы Л. принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.Фонетическая зарядка. | Какой дежурный звук? СА-Са-Са Саша СЕ-СЕ-СЕ Серёжа ПОСАДИЛИ В САДУ - Составьте предложение Саша и Серёжа посадили в саду (картинка сирень) | Проговаривают хором, и индивидуально, составляют предложение. | Р. Владеют умениями контролировать и оценивать учебные действия |
3. Проверка домашнего задания. | Предлагаю послушать рассказ о земляной жабе. | Один ученик показывает презентацию, рассказывает. | П. моделировать связи организмов с окружающей средой К. слушать и понимать других |
4. Актуализация знаний. | Загадки о растениях. - Как назовем отгадки одним словом? (растения) - А как вы думаете, что такое растение? - Какую пользу приносят растения? Посмотрите на глобус, покажите, где море, земля? - Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? - Как вы это понимаете? – Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой. | Отгадывают загадки. Высказывания ребят. Растение - Организм, обычно развивающийся в неподвижном состоянии, получающий питание (в отличие от животных) из почвы и воздуха выделяют кислород, очищают воздух от пыли и газов, дают прохладу, укрепляют землю. | Р. участвуют в коллективном обсуждении учебной проблемы |
5.Самоопределение к деятельности. | - Кто знает, как называется наука, изучающая растения? (Ботаника) (слайд) Наука, изучающая царство растений, называется БОТАНИКОЙ (от греческого БОТАНЕ-«трава», «растение»). Ученые-ботаники разделили растения на несколько групп Я вам тоже предлагаю сегодня побыть учёными. - Мы станем учеными-ботаниками и ответим на вопрос: - На какие группы делятся растения? - Чтобы начать изучение растений нужно выполнить задание. - И каких частей состоят большинство растений? (Слайд) (Корень, стебель (ствол), листья, цветы, плоды с семенами.) | Отвечают на вопросы. Целеполагание.
Называют части растений. | П. пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. К. слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
6. Изучение нового. | Классификация растений. 1) Цветковые растения (слайд) Посмотрите на слайд. - Что общего у этих растений? - Дайте название группе растений. - Из каких частей состоят цветковые растения? Корень – есть. Стебель – есть Листья – есть. Есть цветы, из них образуются плоды с семенами. - В чём главное отличие цветковых растений? (есть цветок и плод с семенами) Почему они носят именно такое название? Исследование яблока. - Что это? -Где растет? Докажите, что это цветочное растение. 2) Хвойные растения. (Слайд) - Назовите представителей этой группы. - Из каких частей состоит это растения? Корень – есть. Стебель – есть (Одеревенелый). Листья – есть (хвоя). - Что такое хвоинки? - Хвоинки – это игловидные листья. - У хвойных нет цветов и плодов. - Где созревают семена у хвойных растений? - На месте плодов у них шишки, где созревают семена. - Дайте название группе растений? Рассмотрите веточки. - От каких растений? (ель, сосна, лиственница) - К какой группе относятся? Докажите. | Отвечают на вопросы. С помощью картинок, гербариев и собственного опыта дают характеристику цветковым растениям. Рассматривают яблоко целое и в разрезе, делают вывод, что цветковые растения имеют цветы, плоды и семена. Называют хвойные растения, рассматривают, делают выводы. | П. анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения К. осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий Р. исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
7. Динамическая пауза. | Организация проведения физминутки. Упражнения для снятия напряжения с мышц рук и туловища. Физминутка «Ёлочка» | Выполняют упражнения под музыку. | Р. умение мобилизовать свои силы для работы. |
Продолжение работы по теме. | 3) Папоротники. (Слайд) - Какое название предложите для этой группы? - Как узнать папоротники? (По листьям.) - Рассмотрим представителя папоротников. - Из каких частей состоит это растение? Корень – есть. Стебель – есть. Листья – есть. У папоротников есть корень, стебель и красивые листья. Цветов и плодов у папоротника нет. - Есть ли у нас в классе растение этой группы? Мхи. (Слайд) - Как назовём данную группу растений? - Есть ли в нашем округе мхи? (на болоте) - Где живут мхи? (Во влажных местах.) - Рассмотрим представителя мхов. - Из каких частей состоит это растение? Корень – нет. Стебель – есть. Листья – есть. Водоросли. (Слайд) - Как назовём эту группу растений? (Водоросли.) - Что вы знаете о водорослях? Почему так называются? (разбор слова по составу выделяем корни, – водо-росли: живут в воде) - Что их объединяет? (Живут в воде) - Рассмотрим представителя водоросли. Корень – нет. Стебель – нет. Листья – нет. (пластины) Определите на вкус предложенный продукт (морская капуста) - Чем полезна морская капуста? | Рассматривают представителей папоротников, называют части растения. Делают вывод о частях папоротника. Рассматривают мох, соотносят с растительностью нашего округа. Делают разбор слова по составу, вывод о том, что это сложное слово. Определяют на вкус, предложенный продукт. Называют полезные свойства морской капусты. | П. проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. К. участвуют в обсуждении содержания материала Р. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
8. Обобщение знаний. | Интерактивная игра.
- Как вы понимаете пословицу? Растение – земли украшение. | Называют по картинкам группы растений. Определяют группы растений. Объясняют смысл пословицы. | П. ориентируются в своей системе знаний. К. строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия |
9. Обсуждение итогов урока. Рефлексия. | - Какое впечатление от занятия? Какое настроение? -Выбери нужный цветок. - Что интересного узнали на занятии? О растениях можно узнать в энциклопедиях. - Какое любимое растение? | Оценивают себя | К. умение выражать свои мысли вслух, Л. осознают свои возможности в учении. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"
Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Технологическая карта урока. Тема: Вегетативное размножение растений.
Технологическая карта урока. Тема: Вегетативное размножение растений....
Технологическая карта урока по окружающему миру 1 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЖИВОЙ МИР 1 КЛАСС....
Технологическая карта урока "Размножение и оплодотворение растений" класс
Класс6Тема урокаРазмножение и оплодотворение растений.Цель урокапознакомить учащихся с особенностями полового размножения у покрытосеменных растений, дать представление о двойном оплодотво...
Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные растения, особенности их строения»
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе на тему : " Голосеменные растения, особенности ихз строения"по учебнику В.В. Пасечника изд "Просвещение" Линия жизни...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: «Окружающий природный мир»
Предмет: «Окружающий природный мир »Класс: дополнительный 1 класс (для детей с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР...
Технологическая карта урока "Объекты окружающего мира"
Урок "Объекты окружающего мира"...