Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные растения, особенности их строения»
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему
Технологическая карта урока по биологии в 5 классе на тему : " Голосеменные растения, особенности ихз строения"по учебнику В.В. Пасечника изд "Просвещение" Линия жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Голосеменные растения | 236.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: «Голосеменные растения, особенности их строения»
Дата : 05.04.2018г
Ф.И.О. Васенева Людмила Павловна
Место работы: МБОУ Хмелевицкая СОШ
Должность: учитель
Предмет: биология
Класс: 5
Учебник : В.В. Пасечник. Биология 5-6 класс. Линия жизни. Изд .М. Просвещение 2016
Цели урока:
1.Установление преимущества размножения растений семенами перед размножением спорами.
2.Распознавание представителей голосеменных растений по шишкам и хвое.
3.Исследование особенностей строения голосеменных растений.
Задачи урока:
Образовательные (формирование познавательных УУД):
Создать условия:
Для формирования понятия голосеменные растения, семя.
Развития умения классифицировать виды голосеменных по строению хвои и шишек.
Развивающие (формирование регулятивных УУД):
- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;
- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
- развивать логическое мышление, интерес к изучению;
- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- контроль и оценка процесса и результатов действия.
Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):
- умение слушать и вступать в диалог;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- воспитывать ответственность и аккуратность;
- выработка уверенности в собственных силах;
- формирование умения проверять результаты деятельности;
- развивать умение дискуссионной и групповой работы
Предполагаемые результаты:
Предметные :
-умение характеризовать признаки голосеменных растений;
- умение объяснять роль голосеменных растений в жизни человека
- умение выполнять лабораторную работу
Личностные:
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения.
- воспитание у учащихся любви к природе
Метапредметные:
Познавательные:
- умение выделять существенные признаки голосеменных растений;
- умение вести наблюдение.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства для представления результата.
Основные понятия, изучаемые на уроке: голосеменные растения, особенности строения, многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана
Оборудование: ПК, медиапроектор, побеги, шишки сосны, ели, лиственницы, маршрутные листы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы обучения:
А) по степени взаимодействия учителя и ученика (беседа, самостоятельная работа, самоконтроль)
Б) по характеру познавательной деятельности (частично-поисковый, репродуктивный)
Педагогическая цель
Познакомить учащихся с многообразием голосеменных растений, особенностями их строения и жизнедеятельности.
Задачи урока
Образовательная: сформировать знания о признаках голосеменных, раскрыть их биологические особенности.
Развивающая: формировать умения отличать по внешнему виду хвои и шишки сосну и ель, пихту, кедр, сравнивать (папоротникообразные и голосеменные растения); развивать творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать стремление сотрудничать в процессе совместной работы, любовь к природе.
Тип, вид урока
Постановка и решение учебной задачи; изучение нового материала
Планируемые результаты
(предметные)
Учащийся научится использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; определять принадлежность биологических объектов к голосеменным; устанавливать черты сходства и различия у представителей голосеменных; различать изученные объекты в природе, на таблице; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей голосеменных растений в природе и жизни человека;
будет знать существенные признаки строения и жизнедеятельности голосеменных; основные признаки представителей голосеменных; значение голосеменных растений в природе и жизни человека.
Личностные
результаты
Будут сформированы: навыки обучения, нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания; любознательность и интерес к изучению природы, методам естественных наук; уважительное отношение к одноклассникам
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные – научится: работать по алгоритму, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы; получит возможность научиться: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные – научится: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; работать с информацией, анализировать, находить главное, сравнивать, классифицировать, проводить наблюдение .
Коммуникативные – научится: принимать участие в работе парами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться: принимать другое мнение, строить понятные для партнёра высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; получит возможность применить: умения и опыт межличностной коммуникации, корректного ведения диалога и участия в дискуссии
Ведущая педагогическая методология
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии
Формы и методы обучения
Формы: фронтальная, индивидуальная, парная
Методы: словесные (беседа, диалог); наглядные (работа с рисунками, схемами); практические (лабораторная работа, работа по алгоритмам); дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
Приемы: поиск ответов на поставленные вопросы, заполнение сравнительной таблицы, выполнение лабораторной работы
Технологии: здоровьесберегающие
Понятия и термины
Голосеменные растения, хвойные растения, шишка, сосна, ель, лиственница, пихта, кедр
Оборудование
- Учебник Биология. 5 класс. В.В. Пасечник
- Рабочие тетради Биология. 5 класс к учебнику В.В. Пасечника
- Живые ветки и шишки сосны и ели в коробочках
- ПК, медиапроектор
- Презентация «Голосеменные растения»
- Печатный раздаточный материал
- Маршрутный лист
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Время мин | Формируемые УУД |
1 | Организационный этап | Приветствие. Выявление отсутствующих. Проверка готовности обучающихся, сообщение основных этапов урока, знакомство с маршрутным листом. Создание эмоционального настроя обучающихся к сотрудничеству на уроке. | Осуществляют визуальный контроль своей готовности к уроку, знакомятся со структурой маршрутного листа | 1 | Л: Понимание важности знаний. |
2 | Актуализация опорных знаний и их коррекция. | Учитель проводит параллель «ИСКУССТВО и БИОЛОГИЯ» -На берегу Камы, в окружении густых хвойных лесов стоит небольшой город Елабуга. Здесь, в семье небогатого купца родился Иван Иванович Шишкин – будущий выдающийся русский пейзажист. Суровая и мощная природа Приуралья, величественная красота сосновых боров и рощ покорили юного Шишкина. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. Перед нами картины Шишкина. Художник воспевает в них красоту родной земли, неповторимую прелесть русской природы. Красота и величественность сосновых лесов вдохновляла художника, влияла на его настроение. С полотен Ивана Ивановича Шишкина подлинный русский лес впервые зашумел, задышал СЛАЙД № 2 - Ребята, какие деревья изображал И.И. на картинах? (сосны, ели). Он создаёт много картин, в сюжетах которых обращается к жизни русского леса. Шишкина называли "царем леса", и в самом деле культ дерева, леса был присущ Шишкину в высшей степени. Он любил изображать лес, ясный полдень, яркий солнечный свет, лето, полноту жизни. -О чем же пойдет речь на уроке, что вам предстоит узнать? (ответы обучающихся) | Несколько обучающихся дают ответы Отвечают на вопросы : Сосны , ели.. | 10 | П: Учащиеся имеют представления о папоротниках, хвощах и плаунах как представителей высших споровых растений, их характерных признаках. Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности |
3 | Формулирование темы урока, постановка цели | В ходе беседы о картинах обучающиеся определяют тему урока, называют цель. | Вступают в дискуссию по определению темы урока. Формулируют цели урока. Приступают к заполнению маршрутного листа. | 2 | Л: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. Р: Умение ставить цель, планировать деятельность. |
4 | Изучение нового материала | Учитель сообщает о задании 1. в маршрутном листе. Задание1. Пользуясь текстом учебника (п. 17 стр. 62), выпишите основные признаки голосеменных растений. Вопросы: До сегодняшнего урока мы изучали высшие споровые растения. Как они размножаются? А что же такого имеет семя , чего нет у споры? - спора – 1 клетка, семя – многоклеточное образование. - запас питательных веществ в эндосперме.( семени) - зародыш надежно защищен. СЛАЙД № Учитель дополняет и поясняет ответы обучающихся, используя презентацию. Классификация Голосеменных Царство Растения Отдел Голосеменные Классы:(3) -Хвойные -Саговниковые - Гинкговые СЛАЙД № Сообщения обучающихся -Какую роль играют голосеменные растения в природе и в жизни человека? Группа 3 Голосеменные играют огромную роль хотя бы потому, что большая часть суши, покрытой растительностью, покрыта именно голосеменными растениями , называется тайга. Это основной поставщик кислорода в биосфере, корм и убежище для животных, пища для человека, строительные материалы, топливо, бумага, сырье для химической промышленности. | Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Устанавливают соответствие между текстом и иллюстрациями. Изучают содержание параграфа, анализируют информацию, делают записи в маршрутном листе. | 8 | П: Умение составлять схематические модели с выделением существенных характеристик объекта П: Осуществлять классификацию информации. Преобразовать информацию из одного вида в другой |
5 | Первичная проверка понимания | Учитель предлагает выполнить лабораторную работу: «Строение хвои и шишек голосеменных растений» в парах по инструкции Работа по алгоритму. Что такое алгоритм? Алгоритм — это последовательность действий, направленных на получение определённого результата (алгоритм сравнения признаков хвойных деревьев см. в приложении). 1 обуч.-работает с сосной , 2 обуч. –с елью, затем обмениваются информацией | 1. Распределяют роли для выполнения задания. 2. Знакомятся с информацией о строении шишек и хвои голосеменных растений, используя рисунки и текст учебника. 3. Проводят сравнение строения шишек и хвои голосеменных. 4. Отображают информацию таблице. 5. Обсуждают результаты записи в группе. 6. Делают выводы по проделанной работе 7. Используя критерии оценивают свою работу, количество баллов заносят в рабочий лист. | 7 | К: Умение работать в атмосфере сотрудничества, выслушивать чужие мнения, аргументируя свое мнение. П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Р: Умение осуществлять контроль, оценивать по критериям и осуществлять коррекцию своей деятельности. |
6 | Первичное закрепление и контроль усвоения материала и их коррекция. | В качестве закрепления учащимся предлагается выполнить задание в М .Л. Решение творческих биологических задач.
- Это хвойный лес? - Хвойный. - А где хвоя? - Опала. - По чьей вине? - Природы. - Вы мне за природу не прячьтесь! За гибель леса отвечать будете вы! Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Учитель дает пояснения к выполнению задания: 1. Пронумеруйте шкалу ответов под линией. 2. Зашифруйте ответы (верно/неверно) в виде графических знаков. 3. Оцените работу используя шкалу перевода баллов в оценку. Графический диктант 1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка. 2. Голосеменные растения – исключительно деревья. 3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя. 4. Еловые леса и сосновые боры – светлые. 5. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа. 6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год. 7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов. 8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал. 9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные. 10.Образование семян – важный этап в эволюции растений. Правильные ответы выводятся через мультимедийный проектор. ФИЗКУЛЬМИНУТКА. Во дворе стоит сосна, К небу тянется она.( подняли все руки вверх) Рядом с ней густая ель, Тоже хочет быть длинней ( встали на мысочки, потянулись ещё выше) Ветер сильный налетал, Все деревья раскачал (не только в стороны качает деревья, а ещё вперёд, назад, опять вперёд, назад) Ветки гнутся взад- вперед. Ветер их качает, гнет. (Рывки руками перед грудью) Будем вместе приседать – Раз, два, три, четыре, пять. (Приседания) Мы размялись от души И за парты вновь спешим. (Дети садятся за парты). Подскажите, как называется это дерево? Что помогло вам её узнать? - Можем мы назвать ёлку голосеменным растением? Почему? Хвойным растением? Почему? - Что нам надо знать, чтобы узнать растение, описать его? Какие это должны быть признаки? (первая цель: выделить главные, существенные признаки, записать на доске) - Есть ли в природе ёлки? Почему? Елка – это символ нового года, образ. Ёлкой могут быть разные хвойные деревья, как же нам их различать? (вторая цель: использовать выделенные признаки для определения хвойных растений) Расстроен всерьёз, огорчён папа-ёж, Что ёлку в степи днём с огнём не найдёшь. Придёт Новый год, и придётся ему Весёлою ёлочкой стать самому. Гирлянды и звёзды держать на иголках, Иначе не будет у ёжиков ёлки! - Почему папа-ёж сможет заменить ёлку? Назовите главные признаки ёлочки. Какие хвойные деревья могут стать ёлкой? - Можем мы по этим признакам узнать какое хвойное дерево стало ёлкой? - Как нам узнать, какие же признаки главные? Какая судьба у новогодней ёлки? В наше время всё чаще покупают искусственную ёлку. А вы за какую ёлку? Почему? - Откройте рабочие тетради на стр. 56, задание №1, № 4 . Какие признаки мы можем использовать для сравнения? Чтобы провести сравнение, мы будем использовать алгоритм, откройте папки, второй файл.
| Работают индивидуально с последующей взаимопроверкой, используя критерии оценивания, ставят количество баллов в маршрутный лист. | 5 | Р: Умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности П: Умение работать по алгоритму, анализировать полученную информацию, подводить итоги. Личностные УУД: формирование ответственного и осознанного отношения к учению |
7 | Рефлексия | Учитель должен направить обучающихся:
полученный результат с поставленной целью;
самоконтроль овладения учебным материалом;
учебной деятельности;
эмоциональное состояние.
Наш урок заканчивается. Я благодарю вас за активную работу и сотрудничество. | Заполняют в маршрутном листе рефлексию, объявляют полученную оценку на уроке, используя шкалу перевода баллов в оценку. Критерии перевода баллов оценку: 20 балла и выше – «5» 15– 20 баллов – «4» 10 – 15 баллов -«3» 10 баллов и ниже – «2» | 5 | Л: Готовность к личностному самоопределению, самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности. Р: Умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки |
8 | Домашнее задание | Сообщает домашнее задание:
ИЛИ Найти в дополнительной литературе информацию о голосеменных растениях своей местности . | Записывают в дневник домашнее задание, задают интересующие их вопросы. | 2 |
ПРИЛОЖЕНИЯ
Маршрутный лист от 05.04.2018г
Ф.И. обучающегося ___________________________________________________________
Тема урока: __________________________________________________________________
Цель урока:__________________________________________________________________
Маршрут 1. Пользуясь текстом учебника (параграф 22 стр. 119-120), выпишите основные признаки голосеменных растений.
Признаки растений отдела голосеменные
1. _____________________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________________
3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.
Семенные растения
Маршрут 2. Лабораторная работа на тему: «Строение хвои и шишек голосеменных растений»
Цель:________________________________________________________________________
Оборудование:________________________________________________________________
Ход работы
1. Рассмотрите хвою объекта 1. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу.
2. Рассмотрите внешний вид шишек объекта номер 1. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3. Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками объектом № 2. Данные занесите в таблицу.
4. Пользуясь текстом учебника (120-124), а также определителем, представленным на странице учебника 124, заполните сравнительную таблицу и определите, какие хвойные растения зашифрованы под номером 1,2.
5. Запишите вывод по работе.
Сравнительная характеристика голосеменных
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
Длина | Окраска | Расположение на ветке | Размер | Окраска | Плотность расположения чешуек | |
Объект 1 ( _______ ) | ||||||
Объект 2 ( _______ ) |
Вывод: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Количество баллов: ( см. Приложение ) ________________
Маршрут №3 «Значение и охрана голосеменных»
1)Составить кластер
Закрепление знаний.
Маршрут №4 Проверяй-ка. Выбери и выполни любое задание из трёх предложенных.
1 Составить синквейн по теме урока « Голосеменные растения»
- Существительное________________________________________________________
- Два прилагательных______________________________________________________
- Три глагола_____________________________________________________________
- Предложение___________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выбрать верные утверждения, отметив их знаком +
1.Голосеменные растения имеют стебель, корень, лист.
2.Голосеменные растения - древняя группа низших растений.
3.Листья у большинства хвойных - узкие, игольчатые.
4. Растения отдела Голосеменные не распространены на территории нашей страны.
5.Сосна – тенелюбива.
Количество баллов: _________________
Рефлексия
Признаки растений отдела голосеменных | Лабораторная работа | Значение и охрана голосеменных растений | Проверяй-ка | Дополнительные баллы за урок | Итоговая оценка |
1. На уроке я работал ____________________________________________________
2. Своей работой на уроке я _______________________________________________
3. Результатом моей деятельности служит___________________________________
4. Мое настроение (выберите нужный смайлик)
Домашнее задание:
Ф.И.ученика______________________________
Карточка 1.
Задание 1. Выберите верное утверждение.
1. Плауновидные чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах.
2. У плаунов споры образуются в спорангиях, собранных на прямостоячем побеге в виде колосков.
3. У плаунов с момента образования спорангия до высыпания зрелых спор проходит всего несколько дней.
4. Ископаемые древовидные формы плаунов, хвощей и папоротников формировали леса в меловое время.
5. У хвощей хорошо развит подземный побег – корневище.
6. Размеры папоротника изменяются от нескольких миллиметров до 25 м.
7. В настоящее время на Земле отсутствуют древовидные формы папоротников.
8. В жизненном цикле папоротников нет чередующихся поколений – спорофита и гаметофита.
9. У папоротников в умеренной лесной зоне стебель короткий, находится в почке и представляет собой корневище.
10. Папоротники могут размножаться вегетативно.
Ответ:
Ф.И ученика.______________________________
Карточка 2.
Задание 1. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:
I. Плауновидные
II. Хвощевидные
III. Папоротниковидные
A. Многолетнее травянистое вечнозеленое растение
Б. Побеги прямостоячие
B. Побеги прямостоячие и ползучие
Г. Корневище
Е. Древовидные формы
Ж. Листья больших размеров
З. Спорангии располагаются на нижней стороне листа
К. Лиановидные формы
Л. Обитают на других растениях
М. Обитают в водоемах
Ответ:
I. -
II. -
III. -
Лабораторная работа на тему:
«Строение хвои и шишек голосеменных растений».
Цель:
Оборудование:
Ход работы
1. Рассмотрите хвою объекта 1. Измерьте длину хвои и обратите внимание на её окраску. Определите её форму, как она располагается на стебле (одиночно, пучками, парами). Свои наблюдения внесите в таблицу.
2.Рассмотрите внешний вид шишек объекта номер 1. Отметьте их размер, окраску, плотность расположения чешуек. Данные занесите в таблицу.
3.Теже самые наблюдения проведите с хвоей и шишками объектом № 2. Данные занесите в таблицу.
4.Пользуясь текстом учебника (с.120-124), а также определителем, представленным на странице учебника 124. заполните сравнительную таблицу и определите, какие хвойные растения зашифрованы под номером 1,2.
5. Запишите вывод по работе.
Сравнительная характеристика голосеменных растений
Название растения | Хвоя | Шишка | ||||
Длина | Окраска | Расположение на ветке | Размер | Окраска | Плотность расположения чешуек | |
Объект 1 | ||||||
Объект 2 |
Вывод:
Количество баллов:
МБОУ Хмелевицкая СОШ
Лист самооценки лабораторной работы на тему:
«Строение хвои и шишек голосеменных растений».
Критерии | Количество баллов |
Тема лабораторной работы: -Не указана -Указана | 0 1 |
Цель лабораторной работы: -Отсутствует или сформирована неверно -Сформулирована, но не четко -Сформулирована точно и верно | 0 1 2 |
Оборудование лабораторной работы: -Отсутствует -Перечислено не полностью -Оборудование записано полностью | 0 1 2 |
Заполнение таблицы: -Таблица отсутствует -Таблица заполнена не полностью с грубыми ошибками и недоработок -Таблица заполнена грамотно, но есть неточности, незначительные ошибки (не более 2-х) -Таблица заполнена безошибочно | 0 1 2 3 |
Вывод: -Отсутствует -Имеется, но не четкий или наоборот слишком длинный и не содержит всего содержания проделанной работы -Имеется, написан правильно | 0 1 2 |
Итого баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"
Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...
Урок 7 класс Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.
Автора УМК: В.Б. Захаров, Н.И. СонинТема урока Отдел Голосеменные растения. Особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.Тип урока изучение материала и первичное закрепление новых зна...
Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. 6 (7) класс
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в общеобразовательных школах и классах (школах) коррекционной направленности...
Разнообразие растений.Особенности внешнего строения растений.
Цель: ознакомиться с разнообразием растений на Земле, рассмотреть разнообразие растений по строению их тела.Изучить строение тела различных растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых...
Разработка урока в 5 классе на тему: "Голосеменные растения"
Технологическая карта урока на тему :Голосеменные растения" 5 класс...
Технологическая карта урока «Голосеменные растения» 5 класс
p { margin-bottom: 0.21cm; } Введение в биологию, 5 класс, Плешаков А.А.Урок по курсу «Введение в биологию» на тему «Голосеменные растения» построен в соответствии с программой базового уровня из...
технологическая карта урока "Голосеменные растения"
технологическая карта урока "Голосеменные растения"...
- Мне нравится (1)