Развитие личностных и коммуникативных УУД во внеурочной деятельности на примере работы театральной студии " Школьный бутерброд"
статья на тему

Нечаева Наталья Евгеньевна

Развитие личностных и коммуникативных УУД, отчет работы театральной студии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование УУД25.15 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие личностных и коммуникативных ууд во внеурочной деятельности на этапе внедрения ФГОС 2 поколения на примере работы театральной студии  « Школьный бутерброд».

  • Цель моего доклада : показать ценность овладения учащимися коммуникативными  и личностными действиями ;
  • выявить условия для формирования универсальных учебных действий;
  • поделиться опытом работы по развитию коммуникативных  и личностныхУУД.

Одной из актуальных задач, стоящих перед педагогом на современном этапе, является воспитание личности ребёнка, способной        к        позитивной

социализации в окружающем мире. От признания «знаний, умений и навыков» (как основных итогах образования) произошёл сдвиг к пониманию образовательной деятельности как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни.

Поэтому внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобрела новую окраску и актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности.

Федеральные государственные стандарты общего образования пересматривают приоритеты в определении образовательных результатов и включают в состав основных образовательных программ формирование универсальных учебных действий. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями.

Выделяют:– познавательные,

регулятивные

личностные

коммуникативные ууд.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Большое значение, особенно в подростковый период, следует уделять формированию личностных универсальных учебных действий. Они обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

У  Следует выделить три вида действий:

  • личностное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Ребёнок начинает понимать и осознавать «Что такое хорошо и что такое плохо»; эмоционально оценивает события.

Критериями сформированности личностных УУД следует считать:

  1. структуру ценностного сознания;
  2. уровень развития морального сознания;
  3. присвоение моральных норм, выступающих регуляторами морального поведения;
  4. полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации, действия, моральной дилеммы, требующей осуществления морального выбора.

У  КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»);
  • умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Одним из видов внеурочной деятельности является школьный театр, где успешно развиваются коммуникативные и личностные ууд ребенка.

Школа после уроков - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

 Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов, в которой осуществляется обучение настроенных на успех учеников

. И, что особенно важно, творческая атмосфера позволяет детям раскрепоститься и в обстановке неформального (для детей) общения, в полной мере показать себя как личность творческую, показать свои нераскрытые пока увлечения и таланты. Кружковая работа в этом плане занимает важное место.

. Одним из инструментов, позволяющих преодолеть барьер между ребёнком и творческим наследием прошлых поколений, является театральная деятельность. Постановка мюзиклов, сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений – все это направлено на приобщение детей к театральному искусству, музыке и литературе.

Продвигаясь от простого к сложному, ребята постигают увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что занимаясь в кружке, дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев. (личностные ууд)

Здесь дети учатся не только выразительному чтению текста, но и работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, а самое главное, учатся самокритике, веселому, шутливому складу ума, умеющему подмечать и остроумно выставлять особенности нравов, поведения, обычаев. Огромную, ни с чем несравнимую радость доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.

Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность нравственного воспитания. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и костюмы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над миниатюрами при подготовке постановки не менее важна, чем сам спектакль, а с педагогической точки зрения – она и является главной составляющей. Сплочение коллектива, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на внеклассных театральных занятиях в школе.

Так в 2014 году возникла идея создания театральной студии « Школьный бутерброд», где были задействованы учащиеся 9 класса. Каждый год репертуар и состав участников театральной студии менялся, приходили новые дети из 5  классов. Репертуар предлагался , близкий к школьной программе и кругозору детей. Внеурочные занятия театральной студии всегда проходят в непринужденной обстановке.

Репертуар наших спектаклей за3 года:

2014 год

Спектакль: «Детство , опаленное войной» Третье место в районном конкурсе « Театральные подмостки»

диплом «Лучшая главная роль», « Роль второго плана».

2015 год

Спектакль: «Герои рассказов Чехова на школьной сцене»

Диплом :Роль второго плана.

2016 год

Спектакль: « Родители и дети- лучшие друзья « по мотивам творчества А. Барто»

Дети театральной студии –активные участники и победители творческих конкурсов , активные и немало читающие ученики с правильной речью и выразительной дикцией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Развитие личностных качеств учащихся через организацию внеурочной деятельности

Конструктор рабочих программ по внеурочной деятельности....

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (работа театральной студии на 2013-14 год)

КАЛЕНДАРНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (работа театральной студии на 2013-14 год) Мес.Нед.Тема занятияЦель занятияСодержание занятиясентябрь11.«Наш...

Воспитание экологической компетентности и развитие УУД учащихся в урочной и внеурочной деятельности в результате работы над творческим интегрированным проектом "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга" в системе требований ФГОС.

Презентация творческого интегрированного проекта "Современные экологические проблемы Санкт-Петербурга", выполненного учащимися восьмых классов школ № 356 и 376, и представленного на международный конк...

Рабочая программа внеурочной деятельности в 7 классе "Театральная студия "Диалог культур"

Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планирование внеурочных занятий театральной студии "Диалог культур" для 7 класса общеобразовательной школы...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 5 классов "Студия театрального искусства"

Образовательная программа внеурочной деятельности по немецкому языку «Студия театрального искусства» для 5 классов составлена согласно требованиям ФГОС и является составной частью уче...