ФГОС основного общего образования: роль учителя в инновационной деятельности
статья по теме

статья об опыте работы по внедрению ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aristova_e.a._456_statya.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Анатольевна Аристова,

ГБОУ СОШ 456 Колпинского района Санкт-Петербурга

ФГОС основного общего образования: роль учителя в инновационной деятельности

Известная всем советская система образования должна была в свое время обеспечить массовое унифицированное образование людей как членов индустриального общества. Образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы подготовить  человека к  профессиональной деятельности в какой-либо одной отрасли на протяжении, как правило, всей жизни.

Залогом профессионального успеха в современном обществе уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и  их успешно реализовывать.

В эпоху быстрой смены технологий и роста конкуренции  необходима новая система образования, которая предполагает постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Главная задача современной школы воспитание порядочного и патриотичного гражданина, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире, умеющего работать с большими объемами информации, способного обучаться  в течение всей жизни, работать в команде, творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Инструментом реализации нового социального заказа выступают Федеральные государственные образовательные стандарты.

С 2011- 12 учебного года во всех школах Санкт-Петербурга осуществляется введение ФГОС начального общего образования. С 2015-16 учебного года начнется массовое введение ФГОС  на ступени основного общего образования. Однако в 29 школах города, в том числе нашей, 456 школе, этот переход уже начался в опережающем режиме. К началу массового введения ФГОС основного общего образования пилотными школами  будет накоплен и представлен  опыт для использования другими школами города. В рамках работы городской экспериментальной площадки в прошлом учебном году в нашей школе был осуществлен переход на работу по ФГОС 5 классов, в наступающем учебном году – 5 и 6 классов.

В ходе работы по введению ФГОС основного общего образования в опережающем режиме в нашей школе произошли изменения, которые предстоят в перспективе всем школам и к которым нужно готовиться уже сейчас.

  1. Сформирован пакет локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения по введению ФГОС ООО
  2. Изменена основная образовательная программа
  3. Выбраны и внедряется УМК, соответствующие требованиям ФГОС по всем учебным предметам
  4. Осуществляется внеурочная деятельность не только для учащихся начальной школы, но и для 5 классов
  5. Активно внедряются в практику обучения новые образовательные технологии деятельностного типа
  6. Происходят изменения в системе оценивания образовательных результатов
  7. Разработана и реализуется система методического сопровождения введения ФГОС ООО
  8. Сформулированы новые требования к рабочей программе учителя и в соответствии с ними разработаны рабочие программы по всем учебным предметам для 5 классов.

Инициирует перемены в школе административная команда, но учителя принимают непосредственное участие в адаптации нововведений  к особенностям школы, органичному встраиванию в существующую педагогическую реальность. Ведь ФГОС определяет направления изменений, но не диктует, оставляет возможности для выбора ОУ способов реализации заданных требований. Администрации важно в начале процесса введения ФГОС ООО опереться на команду творческих, готовых к прогрессивным изменениям учителей, способных осваивать новые компетенции: участвовать в формировании ООП, новой системы оценивания, готовых технологически обеспечить процесс внедрения ФГОС. Формирование в школе такой команды – ключевой момент на пути начала перемен.

Наш опыт работы по внедрению ФГОС ОО в течение учебного года позволяет говорить о повышении уровня научно-методической компетентности учителей, задействованных в опытно-экспериментальной работе. Анализ уроков показывает, что эти учителя чаще применяют современные образовательные технологии, больше внимания уделяют проектной деятельности, их уроки обогатились новыми формами, стали содержательнее и интереснее. Участие в экспериментальной работе является толчком к профессиональному росту, расширению арсенала учителя.

Введение часов внеурочной деятельности увеличивает возможности школы в расширении спектра предоставляемых образовательных услуг, обеспечивает занятость детей во внеурочное время; разные направления предоставляют ученику возможность выбора и творческого развития, формирования индивидуального образовательного маршрута.

Наши самые серьезные затруднения в ходе эксперимента связаны с необходимостью разработки диагностического инструментария по определению метапредметных и личностных результатов; разработки системы оценивания достижений обучающихся.

Много проблем остается во внеурочной деятельности, и они касаются места, времени, кадров, системы оценивания. 

В социальном аспекте, ФГОС является формой гражданского договора между государством, родителями (обществом) и школой (образованием). Родители часто не готовы к активной позиции, предполагаемой ФГОС, нужно время на осмысление и принятие новой школы. Не все ученики хотят и готовы принять на себя роль субъекта образовательного процесса, предписанную ФГОС.

Существенны проблемы кадрового характера:

- недостаточен уровень подготовки в технологии организации образовательного процесса, организации проектной и исследовательской деятельности; владения современными оценочными процедурами. Повышение квалификации решает проблему частично, нужна переподготовка учителей

- существенные затраты времени учителя на разработку новых РП, дидактических и методических материалов, большое количество текущих документов вызывают сопротивление инновациям

- имеют место психологические проблемы: сложившаяся за годы устойчивая методика проведения урока; неприятие идеологии ФГОС; консервативное мышление в силу возраста или профессиональной усталости; отсутствие мотивации.

В соответствии с требованиями ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Введение ФГОС требует от учителя                                                                                              - смены профессионального мировоззрения, принятия идеологии ФГОС;

- изменения  профессиональной позиции, смены роли руководителя образовательного процесса на позицию «со-участника»;

- технологического перевооружения;

- овладения навыками проектирования образовательного процесса.

На наш взгляд, перестройка профессионального сознания педагога – важнейшее условие реализации ФГОС. Но происходит она не сразу – измениться учителю трудно. И мы в этом вопросе не сторонники  революционных изменений, скорее нужна эволюция педагогических взглядов, которая происходит благодаря анализу новой информации, примеров, образцов, собственных профессиональных проб. Это не происходит само собой. Огромную роль играет обучение, методическая поддержка и самообразование педагогов. В нашей школе разработана долгосрочная программа сопровождения учителей, переходящих на работу по ФГОС, которая является частью программы развития школы.

С результатами нашей экспериментальной работы можно познакомиться на сайте Сетевого педагогического сообщества для поддержки внедрения ФГОС общего образования, в выпусках электронного журнала «Петербургский урок», на сайте нашей школы (456spb.edusite.ru - вкладка Инновационная деятельность). Школа представляет свою работу на районных семинарах учителей, заместителей директоров, директоров.

Будем рады, если результаты нашей работы будут полезны учителям и администрации других школ нашего района и города.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение учителей-предметников в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Текст выступления и презентация к тексту на областном семинаре, посвященному введению ФГОС начального и основного общего образования....

Статья Работа в сменных группах как способ формирования УУД в ФГОС Основного Общего Образования. Автор учитель русского языка и литературы Магир Татьяна Васильевна

В статье описаны УУД, формирование которых происходит при работе в группах сменного состава по индивидуальным рабочим листам. Приведены примеры рабочих листов....

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования / Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10.

Федосеева Т.А. Роль заданий коммуникативного характера в реализации ФГОС основного общего образования // Русский язык в школе. – 2016. - № 4. – С. 7-10....

Предметная кафедра как площадка методического сопровождения деятельности учителя в условиях реализации ФГОС основного общего образования

Материал представленный в статье может быть интересен учителям и методистам. Представлен опыт работы кафедры общественных дисциплин гимназии  в условиях реализации ФГОС основного общего образован...

Профессиональная компетентность учителя в процессе внедрения ФГОС основного общего образования в МОУ Урлукская СОШ

Осуществлена процедура внутреннего самоаудита деятельности ОУ:- анализ состояния образовательных ресурсов и условий с точки зрения обеспечения эффективности образовательного процесса;-анализ образоват...

Рабочая программа по технологии (7 класс) по теме: внеурочная деятельность ФГОС основное общее образование кружок "Умелые руки" (мальчики)Учитель: Жанков В.И.

Рабочая программа содержит : пояснительную записку ,тематическое распределение часов,общую характеристику учебного процесса ,результаты ,содержание....