Мастер-класс: «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Мусина Ксения Александровна

Данный мастер-класса адресован учителям-предметникам, воспитателям, молодым специалиста с целью повышения мотивации к овладению на уроке рефлексивной деятельностью обучающихся.

В ходе мастер-класса дается понятие рефлексии, представление о классификации рефлексии, показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности.

Мастер-класспроводитсяс применением  технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл refleksiya_1.docx891.7 КБ

Предварительный просмотр:

К.А. Мусина, учитель русского языка первой квалификационной категории

ГБОУ СО «ЦПМСС «Эхо»

Мастер-класс: «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»

Анонс.

Данный мастер-класса адресован учителям-предметникам, воспитателям, молодым специалиста с целью повышения мотивации к овладению на уроке рефлексивной деятельностью обучающихся.

В ходе мастер-класса дается понятие рефлексии, представление о классификации рефлексии, показаны конкретные варианты проведения рефлексии на уроке, условия формирования навыков активной позиции ребенка на уроке, самоанализ, самооценка деятельности.

Мастер-класспроводитсяс применением  технологии критического мышления.

Цель: повысить мотивацию педагогов к овладению рефлексивной деятельностью обучающихся.

Задачи:

  • Познакомить с понятием «рефлексия»;
  • Дать представление о классификации рефлексии;
  • Показать варианты проведения рефлексии на уроках;
  • Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер-класс и участников мастер-класса.

Оборудование: презентация в программе Microsoft PowerPoint 2007, раздаточный материал: таблица «Знаю – хочу знать — узнал», текстовая информация по теме, смайлики зеленого, желтого, красного цвета, листы А4, ручки.

Планируем результат: практический навыки, информационный материал в форме краткого резюме, итогов по теме "Рефлексия" - Синквейна.

Ход мастер-класса

1.Организационный этап

- Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересное и полезное мероприятие.

Сначала я попрошу вас оценить собственное эмоциональное состояние при помощи теста. Выберите, остановите свой взгляд на том смайлике, цвет которого вам наиболее импонирует.  А теперь оцените своё эмоциональное  состояние.

2. Раскрытие темы мастер-класса.

- Тема нашего мастер-класса “Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС”. ФГОС нам всем известно. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

3. Рефлексия содержания мастер класса.

- Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите. 

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Рефлексия

Классификация рефлексии

Рефлексия настроения

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания

-Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните в таблице графу «Хочу узнать». (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся.

4. Содержание мастер-класса.

Учителя, которые только начинают свой профессиональный путь, часто не придают значения такому важному этапу урока, как рефлексия. Вроде слышали, что это такое, вроде знают, что рефлексия — это самооценка. Но на практике….

Только с опытом приходит понимание, что рефлексия помогает учителю контролировать класс, уже в ходе урока видеть, что было понято, а что осталось на доработку, то есть, "держать руку на пульсе". Не стоит забывать и о том, что рефлексия — это то новое, к чему стремится современная педагогика: учить не науке, а учить учиться. Рефлексия помогает ребенку не только осознать пройденный путь, но и выстроить логическую цепочку, систематизировать полученный опыт, сравнить свои успехи с успехами других учеников.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Что такое рефлексия?

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.

Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Для чего нужна рефлексия?

Если ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем, какой вклад в общее дело он может внести, может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

Когда проводить?

Рефлексию можно проводить на любом этапе урока, а также по итогам изучения темы, целого раздела материала.

Виды рефлексии.

Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Зная классификацию, учителю удобнее варьировать и комбинировать приемы, включая рефлексию в план урока.

I. По содержанию: символическая, устная и письменная.

Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.). Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции. Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы.

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Именно в таком порядке удобнее приучать детей к данному виду работы. Сначала — всем классом, потом — в отдельных группах, затем — выборочно опрашивать учащихся. Это подготовит учащихся к самостоятельной работе над собой.

III. По цели:

- рефлексия настроения и эмоционального состояния;

- рефлексия деятельности;

- рефлексия содержания учебного материала.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
  • показ большого пальца вверх или вниз. 
  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось. 
  • “Радостный персонаж” – всё хорошо, “грустный персонаж” – грустно.
  • Светофор.

Картинки по запросу смайлики рефлексииКартинки по запросу палец большой  отлично плохоКартинки по запросу солнышко рефлексия

Рефлексия содержания учебного материала.

Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке.

Как проводить:

  • Предложите детям облако "тегов", которые необходимо дополнить. Например, на интерактивной доске можно вывести слайд, где указаны варианты:
  • сегодня я узнал...
  • было трудно…
  • я понял, что…
  • я научился…
  • я смог…
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…
  • мне захотелось… и т.д.

Каждый ученик выбирает по 1-2 предложения и заканчивает их. Проводить такую рефлексию можно устно, а можно и письменно (на листочках или прямо в тетради).

  • Графическая: на доске таблица со знаками

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

В таблице цели урока можно записать самому учителю (для учащихся младших классов). Со старшими можно ставить цели совместно. В конце урока учащиеся плюсуют напротив каждой цели и в той графе, которую они считают более приемлемой.

  • Акрослово

Например, дайте характеристику Воланду, герою романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита":

         В — всесильный

         О — олицетворяет справедливость

         Л — луна, черный пудель и "чертовщина"

         А — антипод Иешуа

         Н — не абсолютное зло

         Д — дьявол

  • Фразеологизм или пословица

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.

  • Анкета

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/56564554.jpg

  • Синквейн (пятистишия). 

Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Картинки по запросу синквейнКартинки по запросу синквейн

  • Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. 

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Рефлексия деятельности.

Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. Он помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Как проводить (примеры организации работы):

  • Лесенка успеха.

Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.

Картинки по запросу лесенка успехаКартинки по запросу лесенка успеха

  • Дерево успеха.

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.

Картинки по запросу дерево успехаКартинки по запросу вагончики

  • Вагончики. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
  • "Знаки" (удобно при обучении чистописанию). Попросите учащихся обвести/подчеркнуть самую красиво написанную букву, слово.

Благодаря таким приемам перед учителем всегда будет наглядная картина: что поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

5. Итог мастер-класса.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми.

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

6. Рефлексия мастер-класса.

У вас на столе листы с ключевым словом нашего мастер-класса «Рефлексия», напишите синквейн.

Спасибо! Буду рада, если информация была для вас полезна и пригодиться в работе.

Список литературы.

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
  3. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
  6. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.

Раздаточный материал

1. Таблица «Знаю – хочу знать — узнал»

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал(а)

Рефлексия

Классификация рефлексии

Рефлексия настроения

Рефлексия деятельности

Рефлексия содержания

2. Рефлексия мастер-класса. Синквейн. 

Соедините и обобщите свои впечатления, знания, воображение по мастер-классу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает понимание темы (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

Ваш Синквейн

Например:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»

Мастер-класс «Методические рекомендации по организации урока в рамках ФГОС. Этап целеполагания»...

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Мастер-класс "Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС"

      Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке ...

Рефлексия- как этап урока в условиях ФГОС

Приемы организации рефлексий на уроке...

Мастер-класс "Виды рефлексии, проводимые на уроках"

Мастер-класс "Виды рефлексии, проводимые на уроках", в котором мной выбраны наиболее удачные виды рефлексии и видеть какие из них позволяют педагогу успешнее  проводить анализ и оц...

Мастер-класс Повышение мотивации учащихся к обучению в условиях ФГОС"

Мастер-класс Повышение мотивации учащихся к обучению в условиях ФГОС"...

Мастер-класс «Рефлексия как важный этап современного урока в условиях ФГОС»

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.  Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащ...