Мастер-класс «Рефлексия как важный этап современного урока в условиях ФГОС»
материал

Гомзякова Евгения Павловна

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое

продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

 

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия, видами учебной рефлексии;
  • показать варианты проведения рефлексии на уроках технологии;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_refleksiya.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Рефлексия как важный этап современного урока в условиях ФГОС»

Е.П.Гомзякова

учитель технологии

МБОУ «СОШ № 8»

г. Братск

Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое

продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

  • познакомить коллег с понятием рефлексия, видами учебной рефлексии;
  • показать варианты проведения рефлексии на уроках технологии;
  • создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса.

Ход мастер-класса

Актуализация мастер-класса.

За окном весна, и так уже хочется лета. Пусть эти маленькие бабочки напоминают вам о лете. Приложение 1.Выберите одну и посадите ее на свою ладонь, а я вам в это время расскажу одну легенду:

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

- Как вы считаете, что ответил мудрец? “Всё в твоих руках”.

Слайд 1.

 Важно, чтобы в наших руках ребенок чувствовал себя: любимым, нужным, а главное – успешным. Действительно, все в наших руках. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его в этом.

Раскрытие темы мастер-класса.

Слайд 2.

 Тема нашего мастер-класса «Рефлексия как важный этап современного урока в условиях ФГОС». ФГОС нам всем известны. Этапы современного урока нам знакомы. А вот что такое “рефлексия”? Знакомо ли вам значение этого понятия? А может, вы что-то уже, знаете?

Рефлексия содержания мастер класса.

Слайд 3.

 Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу “Знаю” по данной теме …и отложите. Приложение 2.

Таблица для слушателей.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

(Ставим цели)

Узнал

Рефлексия

 

 

 

Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса? Заполните таблицу. (Ставим цели) Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся. Игра «Мои ожидания»:

Один из принципов современного образовательного процесса – принцип активности, творчества и сознательности. Ребёнок может быть активен, если каждое его действие является осознанным и понятным. 

Слайд 4.

 Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. При этом очень важно помнить о том, что организация рефлексивной деятельности на уроке – не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, к развитию необходимых современной личности  качеств: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. 

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.

Слайд 5.

 А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В словаре Ожегова указано, что ударение в слове Рефлексия ставят на слог ЛЕ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности, а также формированию самоменеджмента.

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.

Слайд 6.

 При взаимодействии с учащимися учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

  • физическую (успел – не успел);
  • сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
  • интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
  • духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить, лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Слайд 7.

 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Слайд 8.

 Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности

Что можно применять?

Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз. Приложение 3.

«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось. Приложение 4.

«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. Приложение 5. 

«Острова»:

На большом листе  бумаги  рисуется карта с изображением островов: о. Радости, о. Грусти, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия и др. Каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и разместить «свой кораблик» в соответствующем районе, который отражает душевное, эмоционально – чувственное состояние. Приложение 6.

Слайд 9.

 Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания изученного.

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.

Прием «Плюс – минус – интересно». (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления). Приложение 7.

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

  • В графу «Плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
  • В графу «Минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
  • В графу «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

+ (плюс)

- (минус)

(интересно)

 

 

 

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Приложение 8. Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

  • первая строка – название темы (одно существительное);
  • вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
  • третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
  • четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
  • последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Прием «Светофор».

 Красный свет - было трудно, не понятно; желтый свет - было понятно, но не все, затруднялся; зеленый свет - было все понятно и интересно. Приложение 9.

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии. Приложение 2.

Понятие

Знаю

Хочу узнать

Узнал

В начале занятия в первую графу учащиеся записывают то, что знают на сегодня по данной теме, затем во вторую - формулируют вопросы, на которые хотели бы получить ответ, в конце урока в третьей графе делают вывод и записывают то, что узнали.

Слайд 10.

 Рефлексия деятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. Этот вид рефлексии приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Прием «Лесенка успеха» – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

Слайд 11.

Прием «Дерево успеха» – зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки. Приложение 10.

Слайд 12.

Прием «Поезд». На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить “веселое личико” в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а “грустное личико” в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон по усмотрению ученика. Приложение 11

Слайд 13.

Прием «Пять пальцев» (автор: Лотар Зайверт) применяется при подведении итого занятия. Приложение 12. Формирует навыки самооценки, самоанализа.

За каждым пальцем руки закреплён один из контролируемых параметров качества достижения цели.

Используем ладонь правой руки. По первым буквам названия пальцев вспоминаем параметры, на основании которых осуществляется контроль.

 «М» (мизинец) – мысли, знания, информация. - Что нового я сегодня узнал? - Какие знания приобрёл?

 «Б» (безымянный) – близость к цели. - Что я сегодня сделал и чего достиг?

 «С» (средний) – состояние духа. - Каким было моё настроение, расположение духа?

- Что было связано с положительными эмоциями?

 «У» (указательный) – услуга, помощь, сотрудничество.  - Чем я сегодня помог другим? - Улучшились ли мои взаимоотношения с окружающими?

 «Б» (большой палец) – бодрость, физическое состояние. - Что я сегодня сделал для моего здоровья, для моей будущей жизни?

Слайд 14.

Рефлексия. Итог мастер-класса.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Не зря мы сказали - все в наших руках (беру бабочку).

Предлагаю ваших бабочек поместить на доску.

Оправдались ли ваши ожидания после нашего мастер-класса? (заполнить последнюю графу таблицы).

Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым – прекращается его профессиональный рост. Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя.

Оказывается - мы можем многое!!! Все в наших руках!!!

А в ваших руках анкета “Моя оценка мероприятия”, которую я предлагаю заполнить.

Слайд 15.

СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Список литературы.

  1. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
  3. Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
  5. Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
  6. Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация. Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Особенностью новых государственных стандартов образования является их ориентация на универсальные учебные действия, одними из которых являются универсальные рефлексивные умения. Обучающиеся овладевают...

Методическая статья "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"

Рефлексия является одним из обязательных  этапов современного урока в условиях ФГОС. Ребёнок может быть активен, если осознаёт цель учения, его необходимость, если каждое его действие является ос...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Буклет "Рефлексия как этап современного урока  в условиях ФГОС" с классификацией , видами и примерами....

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь,  способность к саморазвитию на о...

Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС

Материал представляет собой презентацию, состоящую из двух частей и текста к этой презентации на тему "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС".Материал может быть использован ...

Опытно-методическая разработка «Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС»

Опытно-методическая разработка "Рефлексия как этап современного урока в условиях ФГОС"...