Мастер-класс "Виды рефлексии, проводимые на уроках"
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Гадальцева Елена Николаевна

Мастер-класс "Виды рефлексии, проводимые на уроках", в котором мной выбраны наиболее удачные виды рефлексии и видеть какие из них позволяют педагогу успешнее  проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon refleksiya_na_urokah.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс в рамках школьного педагогического совета «Виды рефлексии, применяемые на уроках»

Подготовила учитель физики и информатики: Гадальцева Елена Николаевна.

Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию. В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у учащегося способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению.

В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. В ФГОС особый упор делается на рефлексию деятельности, предлагается проводить этот этап в конце урока. При этом учитель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают ученики.

Если ребенок понимает ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников, то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Мной на уроках используются многие виды рефлексии. Расскажу о наиболее успешных (демонстрация видов рефлексии, предварительно разложив по столам весь раздаточный материал).

1.Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

2. «Плюс-минус-интересно». Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф. В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

3.Приём «Что, если…?»

Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся. (Что, если бы Вася не познакомился с Валеком и Марусей? (Владимир Галактионович Короленко «В дурном обществе»).

4. Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…).

5. «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

6. «График».

Учащимся предлагается начертить в течение урока график

-изменения их интереса;

-уровня познания,

- личной активности.

7. "Благодарю…".

В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

8.  "Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Пушкин

Великий, талантливый.

Думает, страдает, любит.

Чувства добрые пробуждает.

Гений.

9. “Букет настроения”.  Для деток помладше. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “ Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”. Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.  Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

красный - восторженное;

оранжевый - радостное, теплое;

желтый - светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий - неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый - тревожное, напряженное;

черный - упадок, уныние.

10. «Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

11.«Лист самооценки».

  Узнал что-то новое                                                   Научился

  Расстроился                             Я                         Получил радость

  Удивился                                                                  Ничего не понял

12.   Чемодан, мясорубка, корзина

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Конечно,  вид рефлексии завит от возраста обучающихся. Но т.к. мной ведутся уроки с 4 по 9 классы, я имею возможность применять различные виды рефлексии и видеть какие из них позволяют педагогу успешнее  проводить анализ и оценку деятельности учащихся, своей деятельности, определять новые подходы в организации эффективного взаимодействия на учебных занятиях с целью включения самих учащихся в активную деятельность.

Используемая литература: 1. Статья Новиковой Натальи Анатольевны «Рефлексия в конце урока» с сайта Инфоурок.ру https://infourok.ru/priemi-refleksii-v-konce-uroka-1438030.html

2. Статья Ионовой Натальи Викторовны «Для чего нужна рефлексия» с сайта Инфоурок.ру https://infourok.ru/statya-dlya-chego-nuzhna-refleksiya-1775715.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рефлексия в конце урока

Интересные формы рефлексии...

Рефлексия в конце урока

Методы и приемы рефлексии в конце урока (русский язык и литература)...

Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков.

Рефлексивный отчёт о подготовке и проведении одного урока....

Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков.

рефлексивный отчёт по подготовке и проведению урока....

Рефлексия "Сегодня на уроке"

Раздаточный материал после урока в 5 классе. Задание для рефлексии:   Оцени от 0 до 10 баллов: «Сегодня на уроке»....

Рефлексия в конце урока

Рефлексия в конце урока...