Мастер-класс Повышение мотивации учащихся к обучению в условиях ФГОС"
материал

Мастер-класс Повышение мотивации учащихся к обучению в условиях ФГОС"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ФГОС Арефьева С . Ю . учитель английского языка МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ »

Слайд 2

Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. Георг Зиммель

Слайд 3

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В.А. Сухомлинский

Слайд 4

Что такое мотивация? Мотив (от фр. Motif — побуждение, лат . Moveo - двигаю ) — побуждение к действию. Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Слайд 5

Функции мотивации: побуждающая организующая смыслообразующая сосредотачивается вокруг целеполагания . Способствует выделению и постановке цели, предвосхищающей результат. это придание деятельности глубокого личностного смысла. Человек выполняет в силу необходимости много разнообразных видов деятельности, но с разной мерой включенности в них: одни виды имеют для него личностное значение, другие не имеют.

Слайд 6

В начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на : обеспечение понимания ценности поставленной проблемы и приобретаемого опыта деятельности ; сознательное отношение к усвоению материала ; эмоциональный подъем ; - формирование познавательных интересов

Слайд 8

В мотивации учения важную роль играют: Содержание учебного материала организация учебной деятельности: формы, методы, приемы

Слайд 9

Этапы формирования мотивации 1 этап. Возникновение мотивации (готовность, включенность). Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой». Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы». Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».

Слайд 10

Формирование мотивов Принцип новизны Принцип доброжелательности Принцип неожиданности Принцип учета возрастных особенностей

Слайд 11

Этапы формирования мотивации 2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации. Чередование разных видов деятельности; Материалы различной трудности; Отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции, Удовлетворенность и неудовлетворенность; Активизация поисковой активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

Слайд 12

Этапы формирования мотивации 3 этап. Мотивация завершения Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом, чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной оценкой учителя.

Слайд 13

! – Сотрудничество учителя и ученика ! – Демократический стиль общения ! - Коллективные формы работы ! - Привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки ! - Создание ситуации успеха ! – Оптимистический настрой

Слайд 14

ТЕМА УРОКА: ВНЕШНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 15

Знак вопроса – это тот крючок, на который можно поймать замечательные идеи.

Слайд 16

Методы , формы, приемы работы Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

Слайд 17

Знаете ли вы, что…? Внешний вид соответствует характеру (Парацельс) Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают. (С. Моэм) Женщине столько лет, на сколько она выглядит. (Джакомо Казанова)

Слайд 18

Методы, формы, приемы работы «Оратор» «Автор» «Фантазёр» «Кумир» «Профи»

Слайд 19

Тимоти Джон Бернерс-Ли

Слайд 20

«Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…» М. Поташник

Слайд 21

Как преподать «в другом свете» существующий учебный материал? Компьютерные технологии Метод проектов Проблемное обучение Использование интеграционного потенциала предмета Практическая значимость Различные формы работы учеников на уроке Нестандартные способы контроля

Слайд 22

«Шерлок Холмс и Доктор Ватсон»

Слайд 23

Освобождение от домашнего задания Кредит доверия Защитный лист Умелое применение учителем поощрения и порицания Методы, формы, приемы работы

Слайд 24

ВЫВОД Мотивацию к обучению необходимо формировать, развивать, стимулировать. Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности. Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя сегодня не только больших затрат времени, но ,прежде всего, творческого подхода к своей деятельности.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс

Учителя английского языка МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

Арефьева Светлана Юрьевна

Повышение  мотивации учащихся к обучению в условиях ФГОС  

  1. Теоретическая часть.

В 2011 году произошел переход к Федеральным государственным образовательным стандартам начальной школы. К 2015 году предполагается переход к новым стандартам и в основной школе.  В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает взаимную   деятельность учителя и ученика во время учебного процесса. Целью такого взаимодействия является развитие  и воспитание  качеств личности ребёнка, отвечающих требованиям информационного общества.

Личностные качества: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить планы.

Метапредметные качества: освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебно-познавательной и социальной практике, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Одним из способов достижения этих целей является формирование и развитие у учащихся познавательного интереса, организация учебного процесса таким образом, чтобы он приносил радость участникам учебного процесса

В свете перехода к ФГОС можно убедиться, что в современной школе необходимо обучение и воспитание интересующейся личности, способной к дальнейшему самообразованию и саморазвитию, использующей свои таланты для пользы социуму. Образовательные программы теперь будут разрабатываться с целью формирования у учащихся умения ориентироваться в больших объемах информации. Это должно повысить у детей интерес к учебе, научить их определять, что осталось непонятым, а в конечном итоге - научить учиться.

Очень важно, что сегодня акцентировали внимание на том, что содержание действительно не изменится. Принципиально меняется методический подход к подаче материала в учебниках. Конечно, учебники с этой точки зрения, наверно, должны быть другими, должны быть построены на технологии деятельности. Учебник - это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса.

Учитель же на уроке сегодня - это не говорящий телевизор, а дирижер, и в этом состоит главная трудность реализации стандарта. Большинству учителей предстоит переучиваться, перестраивать мышление исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. Учителя должны будут заботиться о формировании межпредметных связей: использовать понятия, к примеру, из математики применительно к английскому, и наоборот.

На первый план выходит личность школьника, способность к самореализации, самостоятельному решению проблем, формирование у подрастающего поколения тех знаний, поведенческих моделей, которые позволят ему быть успешным вне стен школы. Главная задача учителя, реализующего ФГОС – организовать деятельность учеников таким образом, чтобы у детей возникло желание решать проблемы урока.

Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность осуществляется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности. Первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Однако учителя знают, что развить необходимые качества личности школьника  успешно нельзя, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к  этому. К сожалению, в настоящее время, данная проблема как никогда стала актуальной. Дети не стремятся к знаниям, самоустраняются от учебной деятельности, книге предпочитают бездумное просиживание за монитором компьютера или экраном телевизора.    Поэтому перед школой стоит не только задача воспитания и развития качеств личности ребёнка, а и задача  по формированию и постоянному повышению положительной мотивации к учебной деятельности.

В традиционном обучении мотивация формируется извне на основе убеждений в необходимости учиться. Поэтому мотивы в этом случае занимают внешнюю позицию по отношению к учению. Для реализации целей современной школы в условиях перехода на ФГОС необходимо формировать внутренние, личностные учебно-познавательные мотивы, направленные непосредственно на содержание учебного материала и деятельности для решения проблемы урока.

Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия (вошел в класс и сразу начал рисовать на доске, читает стихи, принес, свежую газету, и обращает внимание на важное событие, дает сразу команду открыть атлас, учебник и т. д.) оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, любовь к путешествиям, занятия краеведением и туризмом, умение вовлечь школьников в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения географии школьниками.

Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта и учителя-ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации.

Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает.

Георг Зиммель

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

                                                                        В.А. Сухомлинский

Мотив

 (от фр. Motif — побуждение, лат. Moveo - двигаю  ) — побуждение к действию.

Мотивация – динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Общеизвестно, что знания должны «поглощаться с аппетитом», что учиться, должно быть интересно, что эмоции играют большую роль в деятельности человека. Работа, которой ребенок увлечен, спорится, не тяготит его, выполняется быстро и дает хороший результат. Поэтому учебная деятельность должна осуществляться с подъемом, сопровождаться положительными эмоциями, доставлять радость, что и является одним из условий перехода на ФГОС.

Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на:

  1. обеспечение понимания ценности поставленной проблемы и приобретаемого      опыта деятельности;
  2. сознательное отношение к усвоению материала;
  3. эмоциональный подъем;
  4. формирование познавательных интересов.

Способов мотивации познавательной деятельности много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Прежде чем действовать, школьники должны быть внутренне подготовлены к восприятию информации, к учебной деятельности как физически, так и психологически.

В свете требований ФГОС к качеству обучения пока что, новые методы и приемы насколько известно не изобретены, они остались те же, только применять их можно и нужно в «ином свете». 

Этапы формирования мотивации.

Для каждого этапа урока нашими педагогами используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа, а так же обеспечить положительную мотивацию обучения.

1 этап.  Возникновение мотивации

(готовность, включенность).

Зафиксировать мотивы предыдущих достижений – «Мы хорошо поработали над предыдущей темой».

Вызвать мотивы относительной неудовлетворенности – «Но не усвоили еще одну важную сторону этой темы».

Усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность – «А между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо, например, в таких-то ситуациях».

Принципы формирования мотивов:

- Принцип новизны

- Принцип доброжелательности

- Принцип неожиданности

- Принцип учета возрастных особенностей

2 этап . Подкрепление и усиление возникшей мотивации.

- Чередование разных видов деятельности;

- Материалы различной трудности;

- Отметки, вызывающие положительные и отрицательные эмоции,

-  Удовлетворенность и неудовлетворенность;

-  Активизация  поисковой  активности учащихся, подключение их к самоконтролю и самооценке.

3 этап. Мотивация завершения

      Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с благоприятным личным опытом,

 чтобы в конце урока возникла положительная установка на дальнейшее учение,

т.е. положительная мотивация перспективы.

      Для этого важно усилить оценочную деятельность самих учащихся, сочетая ее с развернутой дифференцированной оценкой учителя.

О чем необходимо помнить?

 - Сотрудничество  учителя и ученика

 – Демократический стиль общения

 -  Коллективные формы работы

 - Привлечение учеников к оценочной деятельности и формированию у них адекватной самооценки

 - Создание ситуации успеха

  – Оптимистический настрой

II. Практическая часть (методы, формы, приемы работы)

Тема урока "Внешность человека"

"Знак вопроса –  это тот крючок, на который можно поймать замечательные идеи".

1 этап

  1. Игра «Знаете ли вы, что…?» -

 эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу,

 заинтересовать изучаемой темой.

- Внешний вид соответствует характеру (Парацельс)

- Хорошо одетый человек - это тот, на чью одежду не обращают. (С. Моэм)

- Женщине столько лет, на сколько она выглядит.  (Джакомо Казанова)

Задание продолжить фразу

  1. Групповая работа по 4-5 человек.

Для появления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов, тем.

Этому могут способствовать следующие приёмы.

  • «Оратор»

За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

  • «Автор»

…Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

  • «Фантазёр»

На доске записана тема урока.

- Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни.

………………… - Вот видите, как важно…

  • «Кумир»

На карточках раздать «кумиров по жизни». Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам необходимость изучения этой темы?

  • «Профи»

Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

2 этап.

  1. Выполнение принципа новизны и неожиданности.

Что мы можем сказать о человеке по его внешности?

(Фотография создателя интернета Тима Бернерса Ли)

  1. Метод игры.

Игра "Шерлок Холм и Доктор Ватсон": группам предлагается по пуговице определить внешность владельца.

  1. Демонстрация возможностей ИКТ

Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество образования…»

                                                                                М. Поташник

Как преподать «в другом свете» существующий учебный материал

- Компьютерные технологии

- Метод проектов

- Проблемное обучение

- Использование интеграционного потенциала предмета

- Практическая значимость

- Различные формы работы учеников на уроке

- Нестандартные способы контроля

3 этап контроля

- Освобождение от домашнего задания

- Кредит доверия

- Защитный лист

- Умелое применение учителем поощрения и порицания

Вывод:

Мотивацию к обучению необходимо формировать, развивать, стимулировать.

Развитие учебной мотивации требует системной работы, использования определённых методов и приёмов, форм организации познавательной деятельности.

Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя сегодня не только больших затрат времени, но ,прежде всего, творческого подхода к своей деятельности.

III.Вопрос-ответ

IV. Рефлексия мастер-класса

1."Поднимите руки перед собой, кто использует методы, формы, приемы повышения мотивации на уроках"

2. "Поднимите руки вверх те, кто узнал на данном занятии что-то новое и полезное для себя?"

3. "Потопайте те, кто посетит следующий мой мастер – класс?"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению

Выступление на педагогическом совете  МБОУ Барвихинской СОШ "Роль классного руководителя в повышении мотивации учащихся к обучению"...

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка

Повышение мотивации учащихся к обучению английского языка: от традиционной методики к инновациям...

Педагогический проект "Повышение мотивации учащихся к обучению через использование ИКТ"

Работа содержит теоретическое обоснование применения ИКТ в обучении истории и обществознанию...

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС

Повышение мотивации учащихся к обучению в соответствии с требованиями ФГОС...

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы

Повышение мотивации учащихся при обучении английскому языку в условиях вечерней школы...

Активные методы обучения как средство повышения мотивации и качества обучения в условиях ФГОС

Включение активных методов обучения в учебный процесс повышает познавательную активность учащихся, повышает мотивацию, развивает способность к самостоятельному обучению; обеспечивает обратную связь ме...

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Технология АМО – средство повышения мотивации школьников к обучению в условиях перехода на новые ФГОС

Активные методы обучения –методы, стимулирующие познавательнуюдеятельность обучающихся.Технология АМО –  это системаметодов, обеспечивающих активность иразнообразие мыслительной ипрак...