«Обучение детей на основе учета их индивидуальных особенностей»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Бозорова Розалия Ахмедовна, учитель химии, МБОУ«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Казани, «Обучение детей на основе учета их индивидуальных особенностей»
Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Для формирования этих навыков необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка, в том числе и функциональную ассиметрию мозга. Изучив научную литературу по этой теме, я обнаружила, что действительно, общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Побывав на семинаре профессора М. М .Поташника я еще раз убедилась в актуальности выбранной мною методической темы.
«Обучение детей на основе учета их индивидуальных особенностей – как способ формирования ключевых компетенций»– стало моей методической темой. Для решения которой, ставлю перед собой следующую цель
«Развитие личности ребенка с учетом психофизиологических индивидуальных особенностей» реализуя ее через следующие задачи:
1. Повысить эффективность образовательного процесса через внедрение методики учета психофизиологических особенностей учащихся.
2. Развить ключевые компетенции обучающихся через включение их в активную учебно-познавательную деятельность.
3. Осуществлять социализацию школьников и профессиональное самоопределение выпускников через личностно-ориентированный подход и индивидуализацию обучения и воспитания.
Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие.
Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!
И.Соньер
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.»
Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д..
Однако, прежде всего учителю необходимо знать о том, что способы восприятия и переработки информации в процессе обучения, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение. "В последнее время мы получаем все больше информации о, так называемой , мозговой асимметрии. Нельзя утверждать, что полушария головного мозга человека, симметричные по своему строению, абсолютно одинаковы по функциям. Согласно традиционным взглядам, у взрослых людей (правшей) левое полушарие считается главным. Оно управляет движениями главной - правой руки и речью. Более ста лет назад английский невролог Х.Джексон высказал предположение, что правое полушарие ответственно за наглядное восприятие внешнего мира, в отличие от левого, которое управляет речью и связанными с ней процессами. Лауреат Нобелевской премии Р.Сперри (США) однажды рискнул в лечебных целях рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и не всегда понимают друг друга. Человек, у которого отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие знаки, но оказывался беспомощным, когда требовалось что-то сделать с предметами материального мира или их изображениями. Когда работало только правое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить."
Таким образом на сегодняшний день принято выделять 3 типа учащихся:
1.дети с правополушарным интеллектом
2.левополушарные дети
3. дети у которых одинаково развиты оба полушария (равнополушарные).
В чем же особенности правополушарного интеллекта:
Правополушарными таких детей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у них значительно повышена активность правого полушария.
У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Запоминание материала лучше происходит на основе ассоциаций, метафор, аналогий.
Правополушарные дети могут испытывать затруднения при необходимости четко логически мыслить, структурировать. Им трудно составлять конспекты, планы.
Таким детям трудно выделять главное, но они хорошо обобщают.
При устном опросе, если они не знают ответа, то могут его придумать или рассказать то, что знают из других областей. Ответы часто хаотичны.
Им трудно отвлечься от эмоционально-образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях.
Они задают оригинальные вопросы, их ответы тоже часто оригинальны.
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Особенности левополушарного интеллекта.
Левополушарный тип - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное мышление. Для успешной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, вневременные задания. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности.
Для формирования мотивации к учебной деятельности левополушарных детей необходимо делать упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является мотив продолжения образования. Занятия школьными науками рассматриваются как средство для развития своего мышления.
Левополушарным легче писать, чем диктовать. Обработка информации происходит медленно. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения.
Равнополушарный тип - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Наиболее грамотными являются равнополушарные учащиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. С такими детьми учителю легче всего, т.к. они одинаково хорошо работают в обоих режимах.
Естественно что и подход к обучению этих детей должен быть разным. Так например оказалось, что правополушарные дети лучше воспринимают материал который преподносится им низким мужским голосом, а значит в наших иногда 100% женских пед коллективах они уже не могут использовать все возможности своего мозга, а первоклассники которые в 7-8 лет все являются правополушарными занимаются по программе Занкова, которая ориентирована на левополушарного ребенка.
Учитывая все вышесказанное, я как учитель химии и как кл.руководитель реализую следующее:
Тестирование учащихся с целью определения ведущего полушария мозга. Тестирование учащихся(см.приложение) с целью определения ведущего полушария мозга. В среднем, в классах в которых я работаю примерно одинаковое соотношение левополушарных и правополушарных детей и небольшой процент равнополушарных.
Рассадка за партой.
Нужно постараться(конечно учитывая и другие показатели) что бы за одной партой оказались левополушарный и правополушарный ребенок.
Например, ученик правополушарного типа мышления, работая в паре с левополушарным над заданием, может показать своему товарищу такие стратегии обучения, как синтез, применение схем, привлечение данных из контекста, выделение сути, поиск известной информации и сопоставление фактов. Левополушарный ученик может поделиться со своим партнером способами выделения нужных деталей, выявления различий, создания категорий.
При выборе методов проверки знаний учащихся необходимо учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных учащихся наиболее предпочтительными будут: решение задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения(«мозговой штурм» совершенно не для них), вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ(дети из 9бкласса в котором преобладает правополушарный интеллект любят приводить при ответе случаи из жизни, увиденных передач).Правополушарному ребенку можно простить наушники с музыкой во время выполнения задания(конечно если только оно индивидуальное) .,т.к.. этим детям нужен музыкальный фон. Если они выполняют письменную работу, им совершенно не мешает речь учителя, который может в этот момент обсудить что- то с левополушарными.
На этапе преподнесения нового материала нужно помнить, что левополушарные воспринимают материал ушами, а правополушарные – глазами . Отсюда оптимальный выбор наглядности(в моем случае –презентации, демонстрационные и лабораторные опыты, обращение к схемам и таблицам).
Работа у доски.
Для правополушарных – белая доска и черный мел, для левополушарных – наоборот.
Физкультминутки теперь тоже построены на упражнениях тренирующих полушария мозга. (см.приложение)
Как классный руководитель я реализовала индивидуальный подход при выборе актива класса.
Осуществляя дифференцированный подход в обучении “правополушарных” и “левополушарных” детей, необходимо понять, что нужно не только ориентироваться на индивидуальные психофизиологические особенности, но и развивать их. Поэтому я постоянно собираю в свою методическую “копилку” те упражнения, которые развивают внимание; логическое, аналитическое мышление; учат сопоставлять, выделять главное; настраивают на дальнейшую конкретную деятельность, то есть развивают левое полушарие головного мозга.
Активизировать образную память, развивать творческое воображение, умение видеть внутренние образы, эмоционально излагать материал, то есть воздействовать на правое полушарие мозга позволяют, на мой взгляд, обучающие игры.
Систематическое использование методов индивидуального обучения и приемов работы на уроке уже приносит свои результаты.
1.Повысилась производительность урока.
2.Изменились к лучшему взаимоотношения с учениками далекими от химии. Они начали видеть в преподавателе «родственную душу».
3.Изменилось отношение к учебному труду. Ребята начали выбирать способы реализации своих способностей и возможностей, активно вовлекаться во внеурочную деятельность.
4. Повысилось качество знаний по моему предмету во всех классах.
От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений учителя и ученика, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений..
Приложение 1
Тест на выявление «правополушарных» и «левополушарных» учащихся
Разделите эти слова на три группы
Орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.
1-я группа карточек:
рыба, орел, овца.
2-я группа карточек:
бегать, плавать, летать.
3-я группа карточек:
шерсть, перья, чешуя.
ВЫВОД: Мыслительный тип. Логическое мышление.
Доминирование левого полушария.
1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя.
2-я группа карточек: орел, летать, перья.
3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть.
ВЫВОД: Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
Одновременное выполнение теста вариантов №2 и №1.
ВЫВОД: Смешанный тип.(равнополушарные)
Приложение 2
Образовательная Кинезиология, или Как помочь ребенку лучше учиться
Кинезиология- это наука о движении. Специализированная образовательная кинезиология изучает приёмы и методы по налаживанию связей между полушариями головного мозга и отдельными зонами и участками; оживлению функций мозга и созданию условий для его созревания; улучшению энергетического обмена мозга, повышению тонуса организма; интеграции между мозгом, телом и сенсорными органами; созданию эмоционального баланса.
Целью специализированной образовательной кинезиологии является:
повышение работоспособности, улучшение вербальной памяти, концентрации, объёма и переключаемости внимания, создание положительных установок на учёбу, повышение жизненных сил организма как психофизиологических предпосылок повышения эффективности обучения.
Задачи специальной образовательной кинезиологии:
- обучение приёмам и методам работы;
- создание модели сознательного изменения невральных реакций на стресс, переутомление,
перенапряжение;
- создание нейропсихофизиологических условий организма для успешного обучения.
«Гимнастика мозга» – ключ к развитию способностей вашего ребенка!
ГИМНАСТИКА УМА
– это комплекс простых упражнений, которые способствуют расширению возможностей мозга. Выполнение этих упражнений всегда облегчает учёбу
Упражнения«Мельница (или перекрестные шаги)
и Прыжки с поворотом».
Прыгайте так, чтобы в такт движению правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед, в стороны, назад. Глаза должны двигаться во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь – правой рукой левого колена.
Упражнение
«Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и три раза начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), потом три раза– левой рукой. Затем три раза правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
Алфавитная восьмерка
Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:
– симметричные, т.е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф;
– асимметричные с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э;
– асимметричные с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, г.
Влияние упражнения. Это письменное упражнение снимает письменную блокировку и объединяет деятельность обоих больших полушарий, что дает волю вашим креативным способностям.
Упражнение
«Двойной рисунок» или «Симметричные каракули».
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
– навстречу друг другу;
– вверх – вниз, т.е. левой рукой вверх, правой – вниз и наоборот;
– разводя руки в разные стороны.
Влияние упражнения. Содействует улучшению координации глаз и моторных навыков.
Упражнение «Слоник».
Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете). Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
Упражнение
«Перекаты головы».
Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос при чтении и говорении будет звучать сильнее.
Упражнение «Кобра»
Представьте, как будто вы змея: медленно поднимите голову и прогните спину. Ноги и бедра при этом должны быть неподвижными и расслабленними. Это помогает расслабиться после напряженного рабочего дня.
Упражнение «Сова»
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы; повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Зарядка для рук – улучшает почерк, правописание и помогает в сочинительстве
Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.
Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему ребенку чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой. Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....
АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Процесс обучения должен формировать у учащихся способность к самообразованию, общеучебные умения и навыки, заинтересовать их, повысить уровень мотивации, активизировать их стремление к самостоятельной...
Доклад "Роль школьного консилиума в организации совместного обучения детей на основе внутриклассной дифференциации"
Современная система специального образования направлена на гуманизацию педагогического процесса и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка. Выявлением индивидуальных особеннос...
Методическая разработка: Дифференцированное индивидуальное обучение. Работа по повышению знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках математики.
Методические рекомендации по применению технологии дифференцированного обучения на уроках математике.Работа по повышению качества знаний с учетом индивидуальных особенностей учащихся на уроках геометр...
«Моделирование учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности»
Доклад «Моделирование учебного процесса на основе учета индивидуальных особенностей личности».Начиная каждый учебный год, мы волнуемся, как организовать обучение, как донести ученика...
ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЕ НА УРОКАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД И ОСОБЕННОСТИ ИХ ОЦЕНИВАНИЯ...
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка...