Доклад "Роль школьного консилиума в организации совместного обучения детей на основе внутриклассной дифференциации"
статья по теме

Белоусова Виктория Вячеславовна

Современная система специального образования направлена на гуманизацию педагогического процесса и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка. Выявлением индивидуальных особенностей своих воспитанников, выбором образовательного маршрута обучения, воспитания и коррекции в нашем образовательном учреждении занимается психолого-медико-педагогический консилиум, который составляют учителя дефектологи, педагог-психолог, учителя-логопеды, социальный педагог и медицинские специалисты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_pmpk.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Роль школьного консилиума в организации совместного обучения детей на основе внутриклассной дифференциации

Современная система специального образования направлена на гуманизацию педагогического процесса и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребенка. Выявлением индивидуальных особенностей своих воспитанников, выбором образовательного маршрута обучения, воспитания и коррекции в нашем образовательном учреждении занимается психолого-медико-педагогический консилиум, который составляют учителя дефектологи, педагог-психолог, учителя-логопеды, социальный педагог и медицинские специалисты.

ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов учебного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения своих воспитанников. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования Российской Федерации (приказ № 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены все параметры, режим деятельности, необходимая документация. Специалисты ПМПк выполняют соответствующую работу в рамках основного рабочего времени, имеющихся у них функциональных обязанностей, оплаты труда, корректируя индивидуальный план работы в соответствии с реальным запросом школы  в работе консилиума. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения, председателем консилиума является заместитель руководителя по учебно-воспитательной или коррекционной работе.  В своей деятельности школьный консилиум руководствуется Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося, договором между ПМПК и центрами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения. В нашей школе консилиум работает с 2001 года.

Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения своих воспитанников в соответствии с их образовательными потребностями. Главная задача консилиума заключается в защите прав и интересов ребенка; массовой диагностике детей с проблемами в развитии; выявлении групп детей, требующих внимания специалистов; консультировании по возможным путям решения проблем всех участников образовательного процесса – учащихся, учителей и родителей.

Школьный консилиум работает по следующим направлениям:

- изучение новых учащихся, их психических особенностей личности;

- изучение зоны ближайшего и актуального развития каждого учащегося;

- изучение и формирование классных коллективов, с учетом структуры дефекта каждого воспитанника;

- отслеживание уровня адаптации воспитанников в социуме.        

Работа школьного консилиума подчиняется принципам комплексного, целостного и индивидуально-личностного подхода.         Комплексное изучение предполагает тесное взаимодействие всех специалистов в ходе изучения ребенка для составления целостного представления о ребенке.                 

Целостное изучение предполагает исследование отдельных сторон психической и физической организации ребенка в их взаимосвязи и взаимозависимости.                

Индивидуально-личностный подход предполагает учет не только возрастных, но и индивидуальных особенностей личности каждого ребенка.

Дефектолог изучает внимание, память, мышление, мелкую моторику, зрительно-моторную координацию ребенка. В течение года специалист отслеживает особенности усвоения учебного материала учащимися, трудности в овладении программным материалом; отмечает динамику развития познавательных процессов.

Педагог-психолог изучает преобладающее эмоциональное состояние у учащихся, выявляет наличие неадекватных эмоциональных проявлений, мотиваций к учебной и трудовой деятельности, отношение к успеху – неудаче, отношение ребенка к трудностям. В течение года педагог-психолог выявляет уровень эмпатии учащихся; степень самостоятельности и работоспособности, коммуникативности  на уроках; отслеживает динамику психического развития учащихся. Большое внимание уделяется профориентационной работе со старшеклассниками.

Учитель-логопед обследует уровень  речи каждого воспитанника. Он изучает понимание ребенком звучащей речи, отмечает состояние звукопроизношения, сформированность навыков фонематического анализа и синтеза, изучает лексический запас, грамматический строй речи, уровень владения связной речью. В старших классах учитель-логопед выявляет нарушения чтения и письма.

Социальный педагог проводит изучение социальной среды ребенка, выявляет семьи нуждающиеся в социальной помощи и поддержке, выступает посредником между семьей, школой и специалистами различных социальных служб, административных органов для решения вопросов по социальной защите и помощи.

Врач-психиатр помогает разобраться в структуре дефекта и его причинах, а также указывает на сопутствующие синдромы в анамнезе ребенка. Только такая глобальная диагностика позволяет рекомендовать ребенку необходимый образовательный маршрут и адекватную медицинскую помощь.

Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной нагрузки на ребенка. По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатываются рекомендации. На заседании ПМПк обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение всех членов консилиума. Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и программу коррекционной помощи, обобщающую рекомендации специалистов. Заключения членов школьного консилиума доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для их понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.

Заседания консилиума делятся на плановые и внеплановые. Цель плановых консилиумов – определение зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка.  Внеплановые консилиумы проводятся по просьбе педагога или какого-либо специалиста, работающего с учащимися, а также родителей и законных представителей учащихся. Цель - вскрытие причин, поиск пути коррекции имеющихся у детей отклонений, выработка средств «сглаживания», преодоление этих отклонений в развитии.

Первичные консилиумы проводятся при зачислении учащихся в класс после первичного ознакомления с медицинской, педагогической документацией с целью определения особенностей развития учащихся, возможности условий и форм их обучения, а также необходимого психологического, логопедического, медико - социального сопровождения.

Заключительные консилиумы — проводятся в связи с окончанием начального звена и переходом ученика в основную школу; или при окончании обучения в ОУ. Цель: выработка рекомендаций педагогическим коллективам, родителям, законным представителям по дальнейшему сопровождению обучающихся, выпускников, которые заносятся в итоговые, выпускные характеристики.

        С началом работы школьного консилиума в 2001 году был скомплектован первый класс для детей со сложной структурой дефекта. В нем обучались дети с нарушениями соматического, физического и психоневрологического характера. В 2005 году таких классов в нашем учебном заведении было открыто уже шесть. Это объяснялось  контингентом наших воспитанников, когда дети с легкой умственной отсталостью обучались в массовых школах, в классах для детей с ЗПР, а в коррекционную школу попадали только тяжелые дети. В 2012-13 учебном году в нашем учебном заведении тринадцать классов для детей со сложной структурой дефекта. Ведущая роль в открытии этих классов принадлежит школьному ПМПк. В 2009 году специалистами школьного консилиума был проанализирован качественный состав учащихся классов ССД неусваивающих школьную программу, ряду учащихся был изменен врачом-психиатром диагноз. Таким образом, мы стали перед необходимостью открытия классов для детей с разной степенью выраженности дефекта интеллектуального развития. Это стало возможным  после подписания международной конвенции о правах умственно отсталых детей, государство признало право этих детей на образование, соответствующее их возможностям. Цель  создания классов для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  - дать умственно отсталым детям такое обучение и воспитание, которое обеспечит доступную для них степень социальной адаптации и независимости  для последующей интеграции в современное общество. В настоящее время в нашем учебном заведении существует четыре класса для детей с гуо: два класса в начальном и два класса в среднем звене.

        Чтобы работа ПМПк осуществлялась грамотно необходимо опираться на перечень обязательной документации по организации и деятельности школьных ПМП консилиумов.

        Членами консилиума проводится научно-исследовательская деятельность. Дефектологом школы Ильясовой Т.Г. разработана программа коррекционных занятий. Содержание курса — диагностика и целенаправленное развитие познавательных процессов учащихся. Программа включает следующие разделы: ориентирование в пространстве; развитие восприятия и воображения; развитие произвольного внимания; формирование элементов логического мышления; ориентирование во времени; тренировка разных видов памяти. Цель курса — повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей с нарушением интеллекта к школьному обучению. Задачи коррекционных занятий: учить выполнять развивающие задания, добиваясь положительных результатов; воспитывать уверенность в своих возможностях; развитие высших психических функций. Учителем-дефектологом составлена программа 6 уровней сложности, выбор уровня сложности осуществляется для каждого ребенка индивидуально по результатам диагностики. Принципы построения коррекционных занятий:

Доступность. Задания соответствует возрасту и уровню актуального         развития учащихся.

Последовательность. Переход к новому после усвоения изученного.

Цикличность. Направления работы одинаковы во всех подгруппах учащихся, но с каждым новым циклом усложняются.Учет зоны ближайшего развития. Используются задания, которые ученик может выполнить с помощью учителя.

Практическая деятельность. Все задания связаны с выполнением практических заданий с очевидным результатом.

Игровая форма. Формирует позитивное отношение к занятиям, развивает положительные эмоциональные стороны личности учащегося.

Учителями-логопедами разработана авторская программа по коррекции речи для учащихся 1-6 классов, программа рецензирована в ККИДППО в 2009 году. В ней отражен комплексный подход к речевому развитию ребенка. В начале учебного года учителями-логопедами обследованы все учащиеся 1-6 классов, результаты занесены в речевые карты учащихся. Нарушения звукопроизношения отмечались у 95 % первокласcников, по результатам коррекционной работы составлен мониторинг, отражающий положительную динамику по овладению навыками правильного звукопроизношения. Устранение нарушений чтения и письма проводится в тесной связи с коррекцией нарушений устной речи. Результаты коррекционного воздействия отражены в мониторингах представленных вашему вниманию.

Важным элементом психологического сопровождения при обучении и воспитании детей с выраженным нарушением интеллекта является диагностика уровня их развития. Даже минимальные изменения в знаниях, характере выполнения действий, в общении следует своевременно выявлять и на их основе строить дальнейшую работу. С результатами наблюдений необходимо знакомить педагогов и родителей для координации совместных усилий. При определении уровня развития ребенка оценивается качественное содержание доступных ему действий:

- деятельность на уровне совместных действий;

- деятельность по подражанию;

- деятельность по образцу;

- самостоятельная деятельность.

Результаты диагностики можно представить в виде психологического профиля развития ребенка. Так педагогом-психологом отслеживаются когнитивные навыки учащихся, уровень сформированности хозяйственно-бытовых навыков ( навыков самообслуживания, знания назначения предметов обихода,  навыков уборки помещений,умения использовать деньги) и социальных ( например, умение пользоваться общественным транспортом,  сотовым телефоном, ориентация на проезжей части улицы)

Опыт нашей работы показывает, что умственно отсталые дети способны адаптироваться в ближайшем для них окружении, что является показателем и результатом их общего психического развития, в том числе и интеллектуального. Поэтому необходимо искать разнообразные виды помощи для детей и подростков с различной степенью выраженности интеллектуальной недостаточности, такие как создание классов для детей с ССД и гуо. ПМПк является той структурой в учебном заведении, которая занимается комплектованием вышеназванных классов. Сегодня каждый ребенок с осложненными формами психического недоразвития может получить образовательные услуги в нашем учебном заведении, потому что созданы условия для  его обучения и воспитания. Каждый ребенок получает коррекционную помощь, в результате которой формируется как социально равноправная личность, способная самостоятельно жить в обществе людей и пользоваться основными конституционными правами гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативно-правовая основа организации дистанционного обучения детей

Нормативно-правовая основа организации дистанционного обучения детей...

Образовательный маршрут для организации совместной деятельности детей и родителей в сети Интернет «Творческая мастерская»

Иногда взрослые ломают голову: чем же заняться с ребенком? Предлагаю вашему вниманию образовательный маршрут, рассчитанный на возраст 5 -7 лет, который поможет Вам ответить на этот вопрос. Ответом мож...

Обучение детей с разной степенью психического недоразвития на основе внутриклассной дифференциации швейному делу.

Технология внутриклассной уровневой дифференциации  учащихся с нарушением интеллекта в процессе обучения их швейному делу и подготовки к итоговой аттестации....

Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса

В статье рассказываю о том, какие формы организации  совместной деятельности с родителями и детьми  использую в своей работе как классный руководитель....

статья "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"

Статья содержит описание новых форм  организации совместной деятельности детей и родителей класса....

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса".

Доклад по теме "Новые формы организации совместной деятельности детей и родителей класса"....