АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
статья по английскому языку на тему

Моховикова Алдона Антано

Процесс обучения должен формировать у учащихся способность к самообразованию, общеучебные умения и навыки, заинтересовать их, повысить уровень мотивации, активизировать их стремление к самостоятельной деятельности. При обучении английскому языку учитель должен выдвигать на первое место практическую цель. Должно быть реализовано основное назначение английского языка как учебного предмета. Практическая цель обучения языку заключается в том, что он служит средством общения, приема и передачи информации.

Проблема дифференцированного обучения является одной из ключевых в методике преподавания иностранного языка. Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке дает положительный результат. Необходимо подбирать задания таким образом, чтобы они соответствовали возрастному и языковому уровню учащихся

В некоторых классах целесообразно применять технологию разноуровневого обучения, где уровень «А» - базовый (требования образовательного стандарта), уровень «В»- более сложный, а уровень «С»- повышенной сложности. Необходимо, чтобы ученик на уроках английского языка имел полное представление о процессе деятельности, которая может привести его к успешному результату. В процессе познавательной деятельности на уроках необходимо обучать учащихся умению общаться на английском языке: вести дискуссию, аргументировать собственное мнение, принимать решение. Все это необходимые пути к самопознанию и самооценке.

На уроках учитель должен использовать разнообразные методы (репродуктивные поисковые, проблемные, обобщающие, сравнительные и т. д.) приемы обучения (тренировочные, проективные и т. д.). Цель заданий в виде проектов, как и тренировочных - развитие навыков и умений учащихся. Проектные приемы, так же как и тренировочные, могут быть индивидуальными и групповыми. Но особенностью проективных заданий является наличие поставленной проблемы и задачи решить ее. Поиск самой проблемы также может входить в задачи школьников.

Для того чтобы урок достиг предполагаемого результата, учитель должен четко выделять, помимо темы урока, его цель и три основные задачи (обучающая, развивающая, воспитательная). Формулируя цель урока, необходимо предвидеть возможный результат урока, наметить программу своих действий и действий учащихся, направленных на получение желаемого результата урока. На каждом уроке учитель определяет критерии оценки знаний учащихся.

Воспитательная задача, так же как и другие задачи урока очень важна для создания обстановки сотрудничества, взаимопомощи и самостоятельного решения поставленных задач.

Сочетание различных форм обучения помогает повысить активность учащихся и развить каждого в соответствии с его способностями. Фронтальная форма обучения помогает общаться со всем классом, где общая цель достигается за счет индивидуальных умении каждого. Групповая форма обучения помогает породить взаимную ответственность за выполнение задачи, поставленной перед группой учащихся. Парная форма хороша тем, что каждый опрашивает и отвечает. На уроках иностранного (английского) языка целесообразно работать как со статистическими, так и с динамическими пирами.

Выполнение психологической задачи также важно. Учитель должен установить с учащимися доброжелательные отношения на уроке, организовать их внимание, установить взаимообратную связь (учитель ученик).

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи обучения необходимо обнаружить и предупредить отставание учащихся путем наблюдении за их работой на уроке, поведением, степенью заинтересованности материалом урока, уровнем способностей и уровнем языковой подготовки, выявлять пробелы в фактических знаниях, и навыках учебно-познавательной деятельности, определять степень развития и воспитанности личностных качеств. Если уровень развития и языковой подготовки недостаточный, то ученику трудно проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества необходимые для успешного учения. В целях оказания помощи слабоуспевающим учащимся, учитель должен помогать им планировать их учебную деятельность (выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов, анализ и устранение типичных ошибок). Необходимо дополнительно инструктировать учащихся в ходе их учебной деятельности, стимулировать, поощрять, создались ситуацию успеха, побуждать к активному труду и т. д. Следует усиливать контроль за учебной деятельностью: более чаще опрашивать ученика, проверять все домашнее задание, проводить дополнительные занятия.

Работу с хорошо успевающими и одаренными детьми можно проводить следующим образом. Предлагать им на уроке выполнять более трудные задания, проводить консуль­тации после уроков, предлагать им дополнительную учебную литературу с заданиями повышенной сложности, готовить их к участию в школьных, городских и всероссийских олимпиадах по английскому языку, проводить факультативные занятия.

В современных условиях существует необходимость более широкого внедрения в практику системы обучения, при которой ученик становится доминирующей личностью в классе, где работа учащихся представляет собой самоорганизованный процесс. Для того, чтобы достичь такой эффект, учитель должен хорошо продумывать этапы урока и планировать задания, которые побуждают учащихся к самостоятельной работе на уроке, мотивируют их, активизируют познавательную деятельность, но при этом учитывают их индивидуальные особенности. Учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы даже те учащиеся, которые испытывают затруднения при изучении ан­глийского языка, имели желание изучать язык во внеурочное время и самостоятельно до­бывать информацию. Необходимо приучить их к работе с лингвистическим словарем, в задачи которого входит; во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащих­ся, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной ли­тературой, энциклопедическими словарями, тем самым стимулируя учеников на успех.

Важным условием для обучения учащихся свободному общению на английском язы­ке является специфика и направленность упражнений. Задания учителя должны быть личностно ориентированы и носить творческий характер. Именно выполняя задания такого рода, даже ученик со слабыми знаниями может полностью раскрыть себя, свои потенциальные возможности и в полной мере использовать языковые средства.

Учителю необходимо взаимосвязью обучать учащихся всем видам речевой деятель­ности: говорению, аудированию, чтению и письму, учитывая, что каждый из них может выступать и как цель и как средство обучения. Чтобы помочь слабо успевающим учени­кам, учитель может научить их осуществлять опору на прошлый опыт и родной язык, использовать в отдельных случаях приемы сравнения и сопоставления.

Для контроля степени обученности учащихся целесообразно использовать сле­дующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Практика преподава­ния английского языка показывает необходимость текущего контроля. Основным его объектом является степень сформированности языковых умений и навыков, а также какого-либо отдельного вида речевой деятельности. Промежуточный контроль мож­но проводить после целой цепочки уроков, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае являются речевые умения. В отличие от итогового контроля, проверке могут подлежать не все виды речевой деятельности, а лишь не которые из них. Для осуществления текущего и промежуточного контроля учитель может привлекать учащихся с высоким уровнем языковой подготовки, а также одарен­ных учащихся. Из их числа можно выбрать так называемых консультантов по англий­скому языку, в обязанности которых входит помогать слабоуспевающим ученикам и, что немаловажно, быть помощниками учителя в организации и проведении учебно-воспитательного процесса как на уроке, так и во внеурочное время.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, учитель про­веряет речевые умения в чтении, аудировании, говорении и письме. Проверка устанавливает уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, такой проверке подвергается каждый ученик. По итогам данного контроля и с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учитель реализует дальнейшие задачи учебного процесса

Требования к владению английским языком очень возросли, но из-за неодинаковых способностей одни учащиеся быстро и успешно изучают предмет, другие - с большим трудом. Учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться по-разному. Некоторые учащиеся хорошо усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, другие лучше воспринимают ее на слух потому, что у них лучше развито слухо­вое восприятие. Такие учащиеся справляются с заданиями по аудированию, постановке вопросов. Те учащиеся, у которых развито зрительное восприятие, успешно выполня­ют письменные работы. Поэтому и возникает важность принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Для сформированности должного уровня навыков и умений, необходима система упражнений, направленная на обучение учащихся навыкам комму­никативного общения с учетом их возрастного и языкового уровня, индивидуальных способностей к изучению английского языка. Добровольное желание ученика повысить свой уровень владения английским языком, реально обеспечит ему постоянное пребы­вание в зоне ближайшего развития (принцип открытости обязательных требований), обучение на индивидуальном, максимально посильном уровне. Все планируемые обязательные результаты и способы их достижения должны быть заранее известны и понятны ученику. Учитель должен рекомендовать школьнику наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения. Учебный процесс должен быть орга­низован так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов.

Учитель не только обучает, но и руководит мыслительной деятельностью учащихся. Основной его задачей является накопление школьниками знаний и навыков, обучение определенным приемам и способам работы, формирование у них интеллектуальных на­выков и умственных действий, которые облегчают процесс усвоения учебной информа­ции. Учебная деятельность должна быть направлена не на уже достигнутый уровень раз­вития способностей, а на ближайшее развитие. Это означает, что учет индивидуальных способностей ученика необходимо осуществлять только для того, чтобы узнать направление его дальнейшего развития, а не пределы его возможностей. Урок должен стимулировать познавательную активность, на которую способен школьник, обучая его приемам восприятия, осмысления, усвоения, воспроизведения и творческого применения. Таким образом, учитель ускоряет процесс усвоения учащимися учебного материала.

Из опыта работы понимаю, что способные ученики в условиях развивающего обучения прогрессируют быстрее, чем средние и малоспособные. Но если учитель при­лагает усилия к развитию всех обучаемых, то эти различия проявляются уже на более высоком уровне сформированности индивидуальных способностей. Если ученик осо­знает прогресс в своем языковом развитии, то он чувствует себя способным, что окры­ляет его и ускоряет процесс психического совершенствования.

Считаю, что деятельность ученика должна определяться глубокими положительными мотивами. Соответствующая мотивация - один из факторов обеспечения работоспособности ученика. При обучении постоянно поддерживаю интерес учащихся к самому процессу овладения английским языком. Необходимо начинать обучение с формирования и развития тех учебных приемов, которые ускоряют, облегчают ученику процесс усвоения знаний по английскому языку. Вначале ученику трудно и неинтересно. Но с первыми успехами, достигнутыми при работе с заданиями дифференцированной сложности, приходит интерес к процессу овладения английским языком. Школьник начинает сознательно прилагать волевые усилия к овладению знаниями, так как он увидел реальную возможность усвоить материал. Только теперь возникает положительная учебная мотивация, ускоряющая дальнейшее развитие иноязычных способностей, а достигаемые успехи усиливают эту мотивацию.

Развитие способностей лежит в основе индивидуализации и дифференциации обучения, которая заключается в том, чтобы выявить сильные и слабые стропы иноязычных способностей конкретного ученика, вместе с ним терпимо преодолевать трудности, опираясь на все прогрессивное, что заложено в личности.

Очень сложным видом речевой деятельности является аудирование — восприятие иноязычной речи на слух. Особенно трудно приходится учащимся, у которых слабо развито слуховое восприятие. Очень хорошо стимулирует познавательную активность учащихся при аудировании зрительная опора в виде эпифильма, рисунка, аппликации. Это большая помощь для слабоуспевающих учеников. При работе над этим видом ре­чевой деятельности придерживаюсь следующей методики:

I      этап - фонетическая отработка сложной лексики (в слабых группах возможен перевод отдельных предложений из текста).

II     этап - ориентировка на понимание основного содержания (первое прослушива­ние текста).

III      этап - учащиеся должны выбрать одно предложение из трех, предложенных учителем, которое правильно отражает содержание прослушанного текста.

IV     этап - ориентировка на понимание всех деталей текста (второе прослушивание).

V    этап - работа над содержанием текста. Она может включать различные задания: вопросы, выбор правильного варианта ответа из предложенных, завершение предло­жений и т.д.

Затем часто предлагаю учащимся изложить содержание или обсудить события те­ста (выход на монологическую и диалогическую устную речь). Этапы и задания могут быть самыми разнообразными, что зависит от способностей учащихся и от их уров­ня языковой подготовки. Большим стимулом для слабых учеников является такой тип урока, как урок - взаимоконтроль. Класс делится на учителей и учеников, которые затем меняются ролями. На таких уроках учащиеся не боятся говорить на английском языке, допускать ошибки. Школьники постепенно и все более успешно овладевают не­обходимыми языковыми навыками и умениями. Слабые ученики имеют право задавать вопросы и уточнять услышанный ответ, что очень важно для них.

Я использую следующие варианты заданий для активизации познавательной дея­тельности учащихся на уроках английского языка, которые позволяют учитывать их индивидуальные особенности.

1. Дифференцированная сложность задания - одинаковые условия его выполнения для всех учеников - одинаковые формы контроля за его выполнением. 2. Дифференциро­ванная сложность задания - дифференцированные условия его выполнения - одинаковые формы контроля. 3. Дифференцированная сложность задания - дифференцированные условия его выполнения - дифференцированный контроль. 4. Одинаковая сложность за­дания - дифференцированные условии его выполнения - дифференцированный кон­троль. 5. Одинаковая сложность задания для всех учеников - одинаковые условия его выполнения - дифференцированный контроль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С УЧЕТОМ ИХ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Процесс обучения должен формировать у учащихся способность к самообразованию, общеучебные умения и навыки, заинтересовать их, повысить уровень мотивации, активизировать их стремление к самостоятельной деятельности. При обучении английскому языку учитель должен выдвигать на первое место практическую цель. Должно быть реализовано основное назначение английского языка как учебного предмета. Практическая цель обучения языку заключается в том, что он служит средством общения, приема и передачи информации.

Проблема дифференцированного обучения является одной из ключевых в методике преподавания иностранного языка. Сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы на уроке дает положительный результат. Необходимо подбирать задания таким образом, чтобы они соответствовали возрастному и языковому уровню учащихся

В некоторых классах целесообразно применять технологию разноуровневого обучения, где уровень «А» - базовый (требования образовательного стандарта), уровень «В»- более сложный, а уровень «С»- повышенной сложности. Необходимо, чтобы ученик на уроках английского языка имел полное представление о процессе деятельности, которая может привести его к успешному результату. В процессе познавательной деятельности на уроках необходимо обучать учащихся умению общаться на английском языке: вести дискуссию, аргументировать собственное мнение, принимать решение. Все это необходимые пути к самопознанию и самооценке.

На уроках учитель должен использовать разнообразные методы (репродуктивные поисковые, проблемные, обобщающие, сравнительные и т. д.) приемы обучения (тренировочные, проективные и т. д.). Цель заданий в виде проектов, как и тренировочных - развитие навыков и умений учащихся. Проектные приемы, так же как и тренировочные, могут быть индивидуальными и групповыми. Но особенностью проективных заданий является наличие поставленной проблемы и задачи решить ее. Поиск самой проблемы также может входить в задачи школьников.

Для того чтобы урок достиг предполагаемого результата, учитель должен четко выделять, помимо темы урока, его цель и три основные задачи (обучающая, развивающая, воспитательная). Формулируя цель урока, необходимо предвидеть возможный результат урока, наметить программу своих действий и действий учащихся, направленных на получение желаемого результата урока. На каждом уроке учитель определяет критерии оценки знаний учащихся.

Воспитательная задача, так же как и другие задачи урока очень важна для создания обстановки сотрудничества, взаимопомощи и самостоятельного решения поставленных задач.

Сочетание различных форм обучения помогает повысить активность учащихся и развить каждого в соответствии с его способностями. Фронтальная форма обучения помогает общаться со всем классом, где общая цель достигается за счет индивидуальных умении каждого. Групповая форма обучения помогает породить взаимную ответственность за выполнение задачи, поставленной перед группой учащихся. Парная форма хороша тем, что каждый опрашивает и отвечает. На уроках иностранного (английского) языка целесообразно работать как со статистическими, так и с динамическими пирами.

Выполнение психологической задачи также важно. Учитель должен установить с учащимися доброжелательные отношения на уроке, организовать их внимание, установить взаимообратную связь (учитель ученик).

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи обучения необходимо обнаружить и предупредить отставание учащихся путем наблюдении за их работой на уроке, поведением, степенью заинтересованности материалом урока, уровнем способностей и уровнем языковой подготовки, выявлять пробелы в фактических знаниях, и навыках учебно-познавательной деятельности, определять степень развития и воспитанности личностных качеств. Если уровень развития и языковой подготовки недостаточный, то ученику трудно проявлять самостоятельность, настойчивость, организованность и другие качества необходимые для успешного учения. В целях оказания помощи слабоуспевающим учащимся, учитель должен помогать им планировать их учебную деятельность (выполнение минимума упражнений для ликвидации пробелов, анализ и устранение типичных ошибок). Необходимо дополнительно инструктировать учащихся в ходе их учебной деятельности, стимулировать, поощрять, создались ситуацию успеха, побуждать к активному труду и т. д. Следует усиливать контроль за учебной деятельностью: более чаще опрашивать ученика, проверять все домашнее задание, проводить дополнительные занятия.

Работу с хорошо успевающими и одаренными детьми можно проводить следующим образом. Предлагать им на уроке выполнять более трудные задания, проводить консультации после уроков, предлагать им дополнительную учебную литературу с заданиями повышенной сложности, готовить их к участию в школьных, городских и всероссийских олимпиадах по английскому языку, проводить факультативные занятия.

В современных условиях существует необходимость более широкого внедрения в практику системы обучения, при которой ученик становится доминирующей личностью в классе, где работа учащихся представляет собой самоорганизованный процесс. Для того, чтобы достичь такой эффект, учитель должен хорошо продумывать этапы урока и планировать задания, которые побуждают учащихся к самостоятельной работе на уроке, мотивируют их, активизируют познавательную деятельность, но при этом учитывают их индивидуальные особенности. Учитель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы даже те учащиеся, которые испытывают затруднения при изучении английского языка, имели желание изучать язык во внеурочное время и самостоятельно добывать информацию. Необходимо приучить их к работе с лингвистическим словарем, в задачи которого входит; во-первых, расширить общеобразовательный кругозор учащихся, во-вторых, сформировать потребность и развить умение пользоваться справочной литературой, энциклопедическими словарями, тем самым стимулируя учеников на успех.

Важным условием для обучения учащихся свободному общению на английском языке является специфика и направленность упражнений. Задания учителя должны быть личностно ориентированы и носить творческий характер. Именно выполняя задания такого рода, даже ученик со слабыми знаниями может полностью раскрыть себя, свои потенциальные возможности и в полной мере использовать языковые средства.

Учителю необходимо взаимосвязью обучать учащихся всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму, учитывая, что каждый из них может выступать и как цель и как средство обучения. Чтобы помочь слабо успевающим ученикам, учитель может научить их осуществлять опору на прошлый опыт и родной язык, использовать в отдельных случаях приемы сравнения и сопоставления.

Для контроля степени обученности учащихся целесообразно использовать следующие виды контроля: текущий, промежуточный и итоговый. Практика преподавания английского языка показывает необходимость текущего контроля. Основным его объектом является степень сформированности языковых умений и навыков, а также какого-либо отдельного вида речевой деятельности. Промежуточный контроль можно проводить после целой цепочки уроков, посвященных какой-либо теме или блоку. Объектом контроля в этом случае являются речевые умения. В отличие от итогового контроля, проверке могут подлежать не все виды речевой деятельности, а лишь не которые из них. Для осуществления текущего и промежуточного контроля учитель может привлекать учащихся с высоким уровнем языковой подготовки, а также одаренных учащихся. Из их числа можно выбрать так называемых консультантов по английскому языку, в обязанности которых входит помогать слабоуспевающим ученикам и, что немаловажно, быть помощниками учителя в организации и проведении учебно-воспитательного процесса как на уроке, так и во внеурочное время.

Проведение итогового контроля имеет две особенности. Во-первых, учитель проверяет речевые умения в чтении, аудировании, говорении и письме. Проверка устанавливает уровень коммуникативной компетенции в целом. Во-вторых, такой проверке подвергается каждый ученик. По итогам данного контроля и с учетом индивидуальных особенностей учащихся, учитель реализует дальнейшие задачи учебного процесса

Требования к владению английским языком очень возросли, но из-за неодинаковых способностей одни учащиеся быстро и успешно изучают предмет, другие - с большим трудом. Учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться по-разному. Некоторые учащиеся хорошо усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, другие лучше воспринимают ее на слух потому, что у них лучше развито слуховое восприятие. Такие учащиеся справляются с заданиями по аудированию, постановке вопросов. Те учащиеся, у которых развито зрительное восприятие, успешно выполняют письменные работы. Поэтому и возникает важность принципа индивидуализации и дифференциации обучения. Для сформированности должного уровня навыков и умений, необходима система упражнений, направленная на обучение учащихся навыкам коммуникативного общения с учетом их возрастного и языкового уровня, индивидуальных способностей к изучению английского языка. Добровольное желание ученика повысить свой уровень владения английским языком, реально обеспечит ему постоянное пребывание в зоне ближайшего развития (принцип открытости обязательных требований), обучение на индивидуальном, максимально посильном уровне. Все планируемые обязательные результаты и способы их достижения должны быть заранее известны и понятны ученику. Учитель должен рекомендовать школьнику наиболее благоприятные для его развития дифференцированные формы обучения. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы за минимальное время достичь максимальных результатов.

Учитель не только обучает, но и руководит мыслительной деятельностью учащихся. Основной его задачей является накопление школьниками знаний и навыков, обучение определенным приемам и способам работы, формирование у них интеллектуальных навыков и умственных действий, которые облегчают процесс усвоения учебной информации. Учебная деятельность должна быть направлена не на уже достигнутый уровень развития способностей, а на ближайшее развитие. Это означает, что учет индивидуальных способностей ученика необходимо осуществлять только для того, чтобы узнать направление его дальнейшего развития, а не пределы его возможностей. Урок должен стимулировать познавательную активность, на которую способен школьник, обучая его приемам восприятия, осмысления, усвоения, воспроизведения и творческого применения. Таким образом, учитель ускоряет процесс усвоения учащимися учебного материала.

Из опыта работы понимаю, что способные ученики в условиях развивающего обучения прогрессируют быстрее, чем средние и малоспособные. Но если учитель прилагает усилия к развитию всех обучаемых, то эти различия проявляются уже на более высоком уровне сформированности индивидуальных способностей. Если ученик осознает прогресс в своем языковом развитии, то он чувствует себя способным, что окрыляет его и ускоряет процесс психического совершенствования.

Считаю, что деятельность ученика должна определяться глубокими положительными мотивами. Соответствующая мотивация - один из факторов обеспечения работоспособности ученика. При обучении постоянно поддерживаю интерес учащихся к самому процессу овладения английским языком. Необходимо начинать обучение с формирования и развития тех учебных приемов, которые ускоряют, облегчают ученику процесс усвоения знаний по английскому языку. Вначале ученику трудно и неинтересно. Но с первыми успехами, достигнутыми при работе с заданиями дифференцированной сложности, приходит интерес к процессу овладения английским языком. Школьник начинает сознательно прилагать волевые усилия к овладению знаниями, так как он увидел реальную возможность усвоить материал. Только теперь возникает положительная учебная мотивация, ускоряющая дальнейшее развитие иноязычных способностей, а достигаемые успехи усиливают эту мотивацию.

Развитие способностей лежит в основе индивидуализации и дифференциации обучения, которая заключается в том, чтобы выявить сильные и слабые стропы иноязычных способностей конкретного ученика, вместе с ним терпимо преодолевать трудности, опираясь на все прогрессивное, что заложено в личности.

Очень сложным видом речевой деятельности является аудирование — восприятие иноязычной речи на слух. Особенно трудно приходится учащимся, у которых слабо развито слуховое восприятие. Очень хорошо стимулирует познавательную активность учащихся при аудировании зрительная опора в виде эпифильма, рисунка, аппликации. Это большая помощь для слабоуспевающих учеников. При работе над этим видом речевой деятельности придерживаюсь следующей методики:

  1. этап - фонетическая отработка сложной лексики (в слабых группах возможен перевод отдельных предложений из текста).
  2. этап - ориентировка на понимание основного содержания (первое прослушивание текста).
  3. этап - учащиеся должны выбрать одно предложение из трех, предложенных учителем, которое правильно отражает содержание прослушанного текста.
  4. этап - ориентировка на понимание всех деталей текста (второе прослушивание).
  5. этап - работа над содержанием текста. Она может включать различные задания: вопросы, выбор правильного варианта ответа из предложенных, завершение предложений и т.д.

Затем часто предлагаю учащимся изложить содержание или обсудить события теста (выход на монологическую и диалогическую устную речь). Этапы и задания могут быть самыми разнообразными, что зависит от способностей учащихся и от их уровня языковой подготовки. Большим стимулом для слабых учеников является такой тип урока, как урок - взаимоконтроль. Класс делится на учителей и учеников, которые затем меняются ролями. На таких уроках учащиеся не боятся говорить на английском языке, допускать ошибки. Школьники постепенно и все более успешно овладевают необходимыми языковыми навыками и умениями. Слабые ученики имеют право задавать вопросы и уточнять услышанный ответ, что очень важно для них.

Я использую следующие варианты заданий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка, которые позволяют учитывать их индивидуальные особенности.

1. Дифференцированная сложность задания - одинаковые условия его выполнения для всех учеников - одинаковые формы контроля за его выполнением. 2. Дифференцированная сложность задания - дифференцированные условия его выполнения - одинаковые формы контроля. 3. Дифференцированная сложность задания - дифференцированные условия его выполнения - дифференцированный контроль. 4. Одинаковая сложность задания - дифференцированные условии его выполнения - дифференцированный контроль. 5. Одинаковая сложность задания для всех учеников - одинаковые условия его выполнения - дифференцированный контроль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированные задания как необходимое условие для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Обучение с использованием практико – ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий ...

статья Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка посредством применения ИКТ

Нельзя более мириться со школой, которая отстала от своего времени на сто лет, с ее пустословием, прописными истинами, безнадежно устаревшими учебниками, письменными работами, зубрежками и оттарабанив...

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Роль современных педагогических технологий в активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных технологий

Публичное представлениесобственного инновационного педагогического  опыта на тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка с использованием информационных тех...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Как мотивировать детей на изучение английского или другого иностранного языка? Способов повысить мотивацию учащихся на уроках великое множество. И хотелось бы рассказать о тех из них, которые наиболее...

Статья "Игра, как способ активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка"

Активизация познавательной и творческой деятельности учеников при изучении английского языка обеспечивает создание условий для позитивной мотивации обучения, когда максимально раскрывается творческий ...

Нетрадиционные формы урока с ИКТ как способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка

Одной из актуальных проблем в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация познавательной деятельности учащихся. Решить эту проблему помогает использование ...