Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка
учебно-методический материал
из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка
Перед педагогами специальной коррекционной школы стоит задача - помочь детям с задержкой психического развития (ЗПР) овладеть знаниями об окружающем мире, скорректировать учебные навыки и научить применять приобретенные навыки на практике.
Психологические особенности детей с ЗПР таковы, что дети способны непрерывно работать 10-15 минут, затем наступает утомление, интерес к занятиям пропадает. Необходимо организовать занятия таким образом, чтобы всем ученикам было интересно на каждом уроке.
Но способности учащихся к изучению английского языка не одинаковы: одним язык даётся легко, другим - с большим трудом. Кроме того, учебный материал на разных ступенях обучения может усваиваться учащимися одного класса по-разному: одни легче усваивают лексику в силу хорошо развитой механической памяти, у других более развито слуховое восприятие, поэтому они легче справляются с заданием по аудированию. Кроме того, всегда есть учащиеся с отставанием в освоении программы в силу разных причин: пропустил уроки по болезни, был невнимателен на уроке, не понял объяснения учителя, и т.д. И именно такие учащиеся дают большой процент неудовлетворительных оценок.
Так как же научить детей, обучающихся в одном коллективе, с разным уровнем подготовки?
На наш взгляд, технология дифференцированного подхода к обучению является одним из наиболее универсальных среди разнообразных направлений новых педагогических технологий.
Дифференцированный подход в обучении английского языка – это разноуровневый подход, который предусматривает такие организационные формы, при которых каждый ученик работает на уровне своих способностей, преодолевая посильную, но достаточно ощутимую для него трудность.
Использовать такие задания можно на разных этапах урока, а так же при обучении любому виду речевой деятельности (чтению, говорению, аудированию, письму) или при обучении грамматическому и лексическому аспекту речи.
Давайте разберем на примере 5-6 классов. Начнем с аудирования.
Аудирование. Учащиеся прослушивают текст. Потом им предлагается три типа заданий:
1.сильные - расставляют предложения в логическом порядке, соответствующий тексту;
2.средние – выбирают правильный ответ из пяти предложенных;
3.слабые - выбирают правильный ответ из трёх предложенных.
Чтение. Работая с текстом на уроке, можно предложить школьникам такие разноуровневые задания:
1. сильным – ответить на вопросы, самим придумать по схеме и задать их друг другу
2. средним – найти ответы на вопросы в тексте.
3. слабым – прочитать и выбрать правильный вариант из предложенных.
Лексика. Мы часто пишем лексические диктанты, которые проверяют знание значений новых слов по теме и умение их безошибочного написания.
Сильные учащиеся выполняют задание под диктовку. Средние ученики получают карточки с двумя столбцами слов: 1-ый под цифрами - это русские слова, 2-ой под буквами - английские. Необходимо подобрать и записать английские слова, соответствующие русским. Обычно даю избыточное количество слов в столбике с английскими словами. Слабые ученики просто находят соответствия между русскими и английскими словами.
Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, к примеру, тренировку времени PresentContinuous.
1 задание предназначено для уч-ся с высокой степенью подготовленности.
Им предлагается описать картинку, на которой представлено несколько действующих лиц. Ученик показывает картинку классу и описывает её.
В качестве опоры обычно даю глаголы в инфинитиве.
2 задание для менее подготовленных учащихся, которые получают задание описать картину, но опорой служат глаголы с переводом.
3 задание предлагается учащимся с низким уровнем обученности. Они получают карточки с описанием картинки. Задание: подставить глаголы в текст с пропущенными словами. Дается перевод глаголов плюс транслитерация.
Такого типа задания можно использовать при отработке многих других грамматических явлений.
Современная методика обучения иностранным языкам ориентирует на коммуникативность и предполагает широкое использование на уроке учебно-речевых ситуаций. Следовательно, при подборе и распределении учебно-речевой ситуации учителю необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности (социально-культурные, возрастные, коммуникативная компетенция, эмоциональность, статус ученика в учебной группе, его самооценка), интересы, склонности, поскольку это позволяет обеспечить высокий уровень учебной и коммуникативной мотивации.
Давайте рассмотрим конкретные примеры дифференциации при распределении ролей на основе психологической направленности личности:
Экстраверты | Интроверты |
Для экстравертов желательна частая смена ролей, проигрывание новых ролей способствует поддержанию интереса к выполняемой деятельности. Проговаривание однотипных текстов позволяет формировать гибкие и прочные знания. По этому принципу можно сформировать группу учащихся, которые имеют хороший словарный запас, выполняют задания очень быстро, чаще работая в паре или группой. За то же время, которое дается остальным детям, они могут успеть составить и проговорить не один диалог. Поэтому для них можно подготовить 3-4 ситуации, чтобы они могли меняться парами и рассказывать друг другу однотипные диалоги, изменяя содержание в зависимости от заданной ситуации. Например: проработанный диалог «В магазине» можно прочитать, меняясь ролями «продавец-клиент», «менеджер-клиент», «в удмуртском ресторане» (диалог требует знаний национальной кухни). Рекомендуются роли, проигрывание которых позволяет непоседливым экстравертам подвигаться, избежать усталости, утомления. Они с удовольствием откликнутся на задание показать зарядку в зоопарке, изображая разных животных при работе над темой «Животные», при этом отрабатывается употребление лексики: глаголов движения, звукоподражательных слов, названия
Для интровертов нужны роли, хорошо знакомые с точки зрения особенностей речевого поведения: герои телепередач, сериалов, литературных произведений, социальные роли, для изображения индивидуальных особенностей которых интроверту не нужно прилагать особых усилий и абстрагироваться. При низком темпе работы такие учащиеся могут составить один диалог по заданной ситуации, но с привлечением тех знаний, какие они посчитают необходимыми. Однако необходимо включать интровертов в ситуации, которые могли бы помочь преодолеть неэмоциональность, стеснительность. Меланхоликам предлагается больше жизнерадостных, неунывающих героев, роли активных в общении персонажей, руководящих групповым общением. Нужно также помнить, что два интроверта редко входят на контакт и, как правило, такие диалоги не получаются. Поэтому необходимо сочетание противоположных типов, но при этом в целях оказания помощи при решении коммуникативной задачи, поддержания разговора, инициативы в диалоге им можно предлагать заданную логику диалога в виде разговорных клише, форм переспроса, встречного вопроса и т.д.
Приводить примеры заданий с дифференцированной степенью сложности можно долго. Они действительно делают урок эффективным и продуктивным
Необходимо отметить, что немаловажную роль в процессе усвоения учебного материала играет способ восприятия информации.
В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на следующие категории:
Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Чтобы распознать ведущий канал восприятия и переработки информации, нужно обращать внимание на словарь общения, направление взгляда, особенности внимания, особенности запоминания.
Разумеется, каждый человек использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.
Применение в работе с учащимися дифференцированного подхода на уроках английского языка позволяет разнообразить формы и методы работы с детьми, повысить интерес учащихся к учебе, не травмируется психическое состояние ребенка, включаются скрытые резервы для достижения поставленной цели, и есть возможность сделать такой сложный предмет, как английский язык, доступным для всех учащихся с разной степенью способностей.
Визуал | Аудиал | Кинестетик |
Словарь общения | ||
употребляет существительные, глаголы, прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть,наблюдать,картина, на первый взгляд, прозрачный,яркий,красочный,..) | употребляет слова, связанные со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать, молчаливый, тишина, громкий, …) | употребляет слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый, прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). |
Направление взгляда | ||
при общении взгляд направлен в основном вверх | при общении взгляд направлен по средней линии | при общении взгляд направлен вниз. |
Поведение на переменах | ||
чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Главное - возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах. | использует перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке" | перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. |
Особенности запоминания | ||
помнит то, что видел, запоминает картинами | помнит то,что обсуждал; запоминает слушая | помнит общее впечатление. Запоминает двигаясь |
Что требовать | ||
можно требовать быстрого решения задач | немедленного повторения услышанного им материала | лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних |
При выполнении работы на уроке или дома рекомендуется | ||
иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать | не делать замечания, когда он в процессе запоминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием | не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения. |
Как делать замечания | ||
лучше покачать головой, погрозить пальцем | сказать шепотом "ш-ш-ш" | положить руку на плечо, похлопать по нему |
Язык общения | ||
использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделять цветом различные пункты или аспекты содержания; записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия и др. | использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражать телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия | использовать жесты, прикосновения; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти |
Анкета, которая поможет вам определить ваш тип восприятия информации.
Отвечайте на вопросы "согласен" или "не согласен".
Выпишите в столбик номера вопросов, на которые вы ответили положительно.
1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.
2. Часто напеваю себе потихоньку.
3. Не признаю моду, которая неудобна.
4.Обожаю плескаться в ванне.
5. При выборе телефона больше всего обращаю внимание на цвет.
6. Узнаю по шагам, кто вошел в комнату.
7. Меня развлекает подражание животным.
8. Много времени посвящаю своему внешнему виду.
9. Во время приветствия люблю обнимать друзей.
10. Когда есть свободное время, люблю рассматривать людей.
11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.
12. Видя костюм в витрине, знаю, что мне будет в нем хорошо.
13. Когда слышу знакомую мелодию, вспоминаю события, связанные с ней
14. Часто читаю во время еды.
15. Очень часто разговариваю по телефону.
16. Склонен к полноте.
17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.
18. После неудачного дня мой организм в напряжении.
19. Охотно и много фотографирую.
20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.
21. Легко отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.
22. Вечером люблю принять горячую ванну.
23. Стараюсь записывать свои личные дела.
24. Часто разговариваю сам с собой.
25. После длительной поездки на машине долго прихожу в себя.
26. Тембр голоса многое говорит мне о человеке.
27. Очень часто оцениваю людей по манере одеваться.
28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.
29. Слишком твердая или слишком мягкая постель - это для меня мука.
30. Мне нелегко найти удобные туфли.
31. Очень люблю ходить в кино.
32. Узнаю когда-либо виденные лица даже через годы.
33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонту.
34. Умею слушать собеседника.
35. Люблю танцевать, а в свободное время заниматься спортом или гимнастикой.
36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.
37. У меня неплохая музыкальная аппаратура.
38. Когда слышу музыку, отбиваю такт нотой.
39. На отдыхе не люблю осматривать достопримечательности.
40. Не выношу беспорядка.
41. Не люблю синтетических тканей.
42. Считаю, что атмосфера в комнате зависит от освещения.
43. Часто хожу на концерты.
44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.
45. Охотно посещаю галереи и выставки.
46. Серьезная дискуссия - это захватывающее дело.
47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.
48. В шуме не могу сосредоточиться.
Теперь подсчитайте, в какой из следующих строк больше совпадений с вашим числовым рядом:
Тип А 1 5 8 10 12 14 19 21 23 27 31 32 39 40 42 45 (Визуалы)
Тип В 3 4 9 11 16 18 22 25 28 29 30 35 38 41 44 47 (Кинестетики)
Тип С 2 6 7 13 15 17 20 24 26 33 34 36 37 43 46 48 (Аудиалы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка в 6 классе"
Сегодняшний этап развития общества характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса образования и воспитания. Перед современной школой стоит ряд вопросов о том, как сделать урок эффек...
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОВООБРАЗОВАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»
Тема «Образование имен существительных входит в курс учебника И.Н. Верещагиной, О.В. Афанасьевой «Английский язык». Учебник для 4-ого класса и общеобразовательную программу гимназии....
Активные формы обучения учащихся на уроках английского языка
Изучение английского языка формирует умение осуществлять общение, способствует установлению добрых отношей посредством говорения, личностному развитию ребенка и активизирует его творческий потенциал....
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка
Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка...
Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка
Дифференцированное обучение учащихся на уроках русского языка...
Презентация выступления "Системно-деятельностный подход к обучению учащихся на уроках английского языка"
Презентация выступления для ШМО учителей английского языка...
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка
Учет индивидуальных особенностей - основа дифференцированного обучения учащихся на уроках английского языка...