Мой инновационный педагогический опыт
проект ( класс) на тему

Нефёдов Николай Александрович

Мой иновационный педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_pedagogicheskiy_opyt_dorabotan.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 101 Нефёдова Николая Александровича

Тема: «Формирование навыков критического мышления на уроках истории и обществознания как путь формирования творчески активной, способной к саморазвитию личности».

  1. Актуальность и перспективность опыта

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. С постепенным внедрением ФГОС перед учителем поставлены новые задачи: не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. В законе «Об образовании» говорится, что «образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации».

Важным компонентом повышения педагогического опыта является работа над темой самообразования. Тема моего самообразования – формирование навыков критического мышления у обучающихся на уроках истории и обществознания. Я стараюсь внедрять данную технологию на уроках истории и обществознания. Помимо технологии критического мышления я применяю на своих уроках технологии проблемного обучения, модульного обучения, проектную деятельность, игровые технологии.

Получая новую информацию, учащиеся должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления, разработанная американскими педагогами Дж. Стил, К. Мередитом, Ч. Темплом.

2. Концептуальность

Что же принципиально нового несет технология критического мышления?

Основная идея технологии развития критического мышления- создать такую атмосферу учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знан6ия, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Критическое мышление- способность анализировать информацию с позиции логики, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Цель данной образовательной технологии- развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни.

Критическое мышление – мышление самостоятельное. Занятия строятся таким образом, что каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных.

Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решением разумным, обоснованными доводами. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения.

3. Наличие теоретической базы опыта

Как уже было сказано выше, авторами данной технологии являются американские ученые. Данная технология была разработана в конце XX века. Последователями западных педагогов стали наши исследователи (М.В. Кларин, С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев,  Н. В. Богатенкова, Е И. Казакова  и другие). На данный момент накоплен значительный теоретический опыт, позволяющий эффективно применять приемы развития критического мышления на уроках истории и обществознания.

4. Ведущая педагогическая идея

Основу технологии критического мышления составляет процесс, состоящий из трех фаз: «ВЫЗОВ-ОСМЫСЛЕНИЕ-РЕФЛЕКСИЯ».

Первая стадия- вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Учащиеся настраиваются на достижение целей урока или его отдельного этапа, вспоминают, что им известно уже по данному вопросу (высказывают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ, формируют собственные цели. Создается «мотив к обучению».

Вторая стадия- осмысление. Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее и соотнести с уже имеющимися знаниями. Именно на этой стадии реализации смысла идет работа непосредственно с текстом- индивидуально, в парах, в малых группах или всем классом. Учитель может предложить кроме текста учебника альтернативные источники информации.  Школьники со временем начинают более вдумчиво читать, слушать, задавать вопросы.

Третья стадия-рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение всей информации; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Эта стадия необходима не только для того, чтобы учитель проверил память своих учеников, но и для того, чтобы они сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей и решить возникшие вопросы.

5. Оптимальность и эффективность средств

Технология открыта для решения большого количества проблем в образовательной сфере.

Во-первых, она позволяет развивать критическое мышление учащихся при организации их работы с различными источниками информации (специально подобранные тексты, материалы учебника, видеофильмы и т.д.

Во-вторых, данная технология универсальна, что позволяет использовать ее на различных уроках и во внеклассной работе.

В-третьих, в процессе критического мышления используются исследовательские методы в обучении: ученик ставит вопросы и ищет планомерно ответы, не присваивает «готовое» знание, а конструирует свое, которое рождается в процессе обучения.

В-четвертых, данная технология дает возможность организовывать коллективную, парную, индивидуальную, самостоятельную деятельность на уроках.

В-пятых, использование технологии критического мышления предусматривает воспитание таких важных качеств, как терпимость, умение слушать других и принимать их точку зрения, ответственность за собственную точку зрения и другие.

Технология критического мышления предполагает научить школьников:

-    выделять причинно- следственные связи;

-    рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

-    отвергать ненужную или неверную информацию;

-    понимать, как различные части информации связаны между собой;

-    выделять ошибки в рассуждениях;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения.

6. Результативность опыта

Изучив специальную литературу по данной технологии, я пришел к выводу, что на предметах гуманитарного характера, таких как история и обществознание, где приходится часто работать с неинтересными текстами, очень актуальна данная технология. Некоторые приемы позволяют сделать урок более продуктивным, помогает обучающимся сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками.

Безусловно, применение данная технологии способствует повышению качества знаний учащихся по истории и обществознанию. Мои учащиеся ежегодно участвуют и становятся призёрами в муниципальных этапах предметных олимпиад:

Учебный год

Предмет

Призеры муниципального этапа

Образовательное учреждение

2010-2011

История

Мелёхина Наталья, 11 класс (победитель)

МКОУ Вагановская СОШ

2012-2013

История

Василенко Никита, 7 класс (призёр)

МКОУ Вагановская СОШ

2012-2013

Обществознание

Кишкина Диана, 7 класс (призёр)

Ташлыкова Дарья, 10 класс (призёр)

МКОУ Вагановская СОШ

2014-2015

Обществознание

Волков Дмитрий, Ахметжанов Никита, 5 класс

Рыбина Виктория, Фролова Александра, 6 класс (призёры)

МБОУ СОШ № 101 г. Челябинска

Также мои учащиеся ежегодно выступают с докладами на конференциях научного общества учащихся:

Учебный год

ФИО участника

Тема работы

Статус конференции

2011-2012

Семыкина Виктория, 6 класс

«Жанна Дарк»

Муниципальный этап научно-исследовательской конференции учащихся (Октябрьский муниципальный район)

2012-2013

Василенко Никита,7 класс

«Эволюция русской армии в 17 – начале 18 века»

Муниципальный этап научно-исследовательской конференции учащихся (Октябрьский муниципальный район)

2013-2014

Василенко Никита, 8 класс

«Покровская церковь села Ваганово»

Муниципальный этап научно-исследовательской конференции учащихся (Октябрьский муниципальный район)

2014-2015

Турышев Илья, 5 класс

«Олимпийские Игры древности и современности: общее и различное»

Школьный этап научно-исследовательской конференции учащихся (МБОУ СОШ № 101)

2015-2016

Турышев Илья, 6 класс

«Великая Отечественная война в названиях улиц Тракторозаводского района города Челябинска»

Конференция краеведческих работ «Отечество», муниципальный этап (Тракторозаводской район г. Челябинска)

Ну и конечно же, применение инновационных образовательных технологий способствует повышению качества знаний учащихся по разным предметам и улучшению их подготовки к выпускным экзаменам. Во время работы в МКОУ Вагановской СОШ мои учащиеся каждый год успешно сдавали ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию.

7. Возможность тиражирования

Что касается распространения моего педагогического опыта, то есть несколько основных направлений, по которым я стараюсь распространять свой опыт. Первое направление – это научная деятельность. Тема моей диссертационной работы - «Православное духовенство Южного Урала во второй половине XIX- начале XX вв.». Моя научная деятельность четко перекликается с технологий критического мышления. Ведь диссертационное исследование предполагает получение нового знания, анализ различных точек зрений и мнений, выделение неверной информации, изучение исторических источников и выработку собственной точки зрения по различным проблемам диссертационного исследования.

В ходе обучения в аспирантуре я занимался также участием в научных конференциях и публикации научных статей по теме диссертационного исследования.

Дата

Место проведения

Название конференции

Статус конференции

Название доклада

Где опубликовано

8 ноября 2013

Челябинский государственный краеведческий музей

IV Гороховские чтения

Региональная

Основные этапы изучения истории православного духовенства Южного Урала XIX- началаXX века

Гороховские чтения: материалы четвертой региональной музейной конференции/сост., науч. Ред. Н.А. Антипин. – Челябинск, 2013. – 496с.

16 ноября 2014

Челябинский государственный краеведческий музей

V Гороховские чтения

Региональная

Духовенство Екатеринбургской епархии и Первая мировая война (по материалам «Екатеринбургских епархиальных ведомостей» за 1914-1917 гг.)

Гороховские чтения: материалы пятой региональной музейной конференции/сост., науч. Ред. Н.А. Антипин. – Челябинск, 2014. – 436с.

13-15 мая 2015 года

Челябинская государственная академия культуры и искусств

«Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России: история в современности»

Всероссийская

Сельский приход Русской православной церкви в конце начале вв. (на примере Косьмо-Демьяновской церкви села Больше-Никольское Оренбургской епархии)

Тринадцатый Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура». Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России/ сост. И. Н. Морозова, С. С. Бредихин; Челяб. Гос. Акад. Культуры и искусств. – Челябинск, 2015. – 315 с., ил.

Участие в региональных и всероссийских научных конференциях предполагает дискуссии по проблемным вопросам истории, общение и обмен педагогическим опытом с учителями и учеными из разных регионов России: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская область и др. Я считаю, что участие в подобных конференциях также способствует росту педагогического мастерства.

Вторым направлением распространения педагогического опыта является участие в методических объединениях учителей предметников на разных уровнях, проведение открытых уроков. В процессе моей педагогической деятельности я выступал с докладами и мастер-классами на заседаниях школьного методического объединения учителей-предметников по следующим темам: методы учителя по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, методика проблемного обучения, компетентностный подход в обучении истории и обществознания как средство формирования активной гражданской позиции учащихся, роль элективных курсов в повышении качества знаний учащихся, формирование навыков критического мышления на уроках истории и обществознания.

Третьим направлением распространение моего педагогического опыта является проведение открытых уроков. Я стараюсь демонстрировать вышеперечисленные технологии на уроках истории и обществознания

Наконец, главным направлением распространения своего педагогического опыта я вижу участие в конкурсах профессионального мастерства. Я стал призёром муниципального этапа конкурсов профессионального мастерства «Педагогический дебют – 2011» и «Учитель года – 2014» в Октябрьском муниципальном районе Челябинской области. Такие испытания, как проведение учебного занятия, мастер-класс, педагогическая мастерская, разговор с учащимися, позволяют продемонстрировать эффективность и успешность внедрения своего опыта. Участие в этих конкурсах предполагает не только распространение своего педагогического опыта, но и знакомство с опытом других педагогов.

8. Вывод

В настоящее время применение новых образовательных технологий на уроках очень актуально. Систематической включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности, так востребованный сегодняшним днем. Одна из основных целей введения ФГОС – формирование самостоятельной и активной личности, умеющей вырабатывать собственную точку зрения по тем или иным вопросам. Данная технология четко перекликается и с основными требованиями ФГОС.

Список использованной литературы и источники информации.

1. Дулама Мария Элиза. Кластеры как форма организации мышления. //lib. 1september/ruhtm

2. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс – Дельта». СПб. 2003г.

3.  Халперн Д,  Психология критического мышления, СПб, издательство «Питер», 2000г.,

4.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

инновационный педагогический опыт

«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...

Мой инновационный педагогический опыт.

Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....

Инновационный педагогический опыт

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...

Инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...