инновационный педагогический опыт
опыты и эксперименты по теме

Сарыглар Татьяна Дакыловна

«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»

Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью.

       Актуальность и перспективность (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции устной речи необходимо уделять большее внимание. У детей только пришедших в школу наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые, в силу возраста детей, довольно сложно. Поскольку помимо школьной программы и немалой нагрузки во внеурочное время на занятиях у логопеда необходимо научиться правильно и быстро управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью и речью окружающих. Большинство логопатов это дети с нарушениями двигательной функции артикуляционного аппарата, когда страдают тонкие дифференцированные движения, с нарушением иннервации мышц; не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность  фонематических процессов. Выявляются множественные замены и смешения звуков.  Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные в дошкольном детстве нарушения закрепляются, становятся стойкими. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования устной речи детей, а её недостатки в течение первого класса легче и быстрее преодолеваются. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать в занимательной игровой форме коррекционно-развивающую  работу с детьми, имеющими  ротацизм.

       Цель опыта

Повысить эффективность коррекционной работы посредством использования игровых технологий в процессе  преодоления нарушения произношения звука [р].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovats.opyt_std_opisanie.docx57.49 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда 

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы села Эрги-Барлык»Барун-ХемчикскогокожуунаРеспублики Тыва Сарыглар Татьяны Дакыловны 

        «Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение  речи – ротацизм»

Для успешного обучения в современной школе и формирования полноценной личности младшего школьника ведущее значение принадлежит своевременному овладению правильной речью.

        Актуальность и перспективность (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, - одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов. Согласно статистике количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению, поэтому работе по коррекции устной речи необходимо уделять большее внимание. У детей только пришедших в школу наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в произношении, правильно формировать которые, в силу возраста детей, довольно сложно. Поскольку помимо школьной программы и немалой нагрузки во внеурочное время на занятиях у логопеда необходимо научиться правильно и быстро управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью и речью окружающих. Большинство логопатов это дети с нарушениями двигательной функции артикуляционного аппарата, когда страдают тонкие дифференцированные движения, с нарушением иннервации мышц; не менее важным фактором, приводящим к нарушению произношения, является незрелость или несформированность  фонематических процессов. Выявляются множественные замены и смешения звуков.  Дефекты звукопроизношения сами собой не исчезают. Своевременно не выявленные и не устраненные в дошкольном детстве нарушения закрепляются, становятся стойкими. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования устной речи детей, а её недостатки в течение первого класса легче и быстрее преодолеваются. Актуальность педагогического опыта заключается в том, что он позволяет организовать в занимательной игровой форме коррекционно-развивающую  работу с детьми, имеющими  ротацизм.

        Цель опыта

Повысить эффективность коррекционной работы посредством использования игровых технологий в процессе  преодоления нарушения произношения звука [р].

        Задачи:

Изучение и анализ литературы;

Выявление особенностей  использования игровой  технологии  в логопедической работе;

Подбор методических пособий  по  игровой методике  в логопедической практике;

Разработка конспектов занятий  в игровой  форме.

        Своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов

Анализ логопедической литературы и педагогическая практика позволили выявить противоречия между потребностью общества в грамотной личности  и недостаточно представленной системой помощи детям с патологией речи. Массовые закрытия логопедических групп  и отсутствие детских садов компенсирующего вида для детей с речевой патологией, сведение логопатов к обслуживанию в поликлинике - все это создает глубокую проблему в подходе к дефекту. Оттого насколько эффективно проводится работа на школьном логопедическом пункте зависит дальнейшее успешное обучение ребенка-школьника. В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами. Между тем игровые технологии так и остаются «инновационными» в системе российского образования.Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Формирование и преодоление звукопроизношения  будет эффективней при организации системы работы, включающей в себя игры и упражнения, выделенные в совместную подгрупповую работу логопеда с детьми, имеющими ротацизм, с применением наглядности. Использование  игровой технологии в логопедической практике повышает мотивацию к занятиям, увеличивает результативность коррекционно-развивающей работы, развивает любознательность, интерес к родному языку. Логопедическая коррекция нарушения звукопроизношения у детей с ротацизмом, привлекает к себе внимание своей сложностью и во многом нерешенностью. Данная проблема весьма актуальна, поскольку неверное произношение влияет на формирование полноценной коммуникативной деятельности, успеваемости, социальному становлению личности. Новизна опыта в сочетании традиционных и инновационных форм организации коррекционно-развивающего обучения с опорой на игровые технологии, в системном подходе к дефекту (ротацизму).

        Оптимальность и эффективность средств

Формирование навыков правильного произношения осуществляется на специально организованных подгрупповых и индивидуальных занятиях. В их подготовке и проведении, для достижения максимальной эффективности, необходимо: - сформулировать тему и цель занятия; - определить этапы занятия, их взаимозависимость и последовательность; - постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям; - разнообразить занятие при помощи игр и игровых приемов; - учитывать зону ближайшего развития ребенка; - осуществлять дифференцированный подход к каждому ребенку с учетом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей; - кратко и четко формулировать инструкции, даваемые детям; - использовать разнообразный и красочный наглядный материал; - уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъемы с учетом увеличения сложности излагаемого материала.

        Наличие теоретической базы опыта

        Теоретической базой опыта являются основные программные документы и логопедические технологии.          

        В логопедической литературе таких авторов как  В.И.Селиверстова, Фомичева М.Ф. предложены  игровые упражнения, которые можно использовать для коррекции фонетического недоразвития речи. Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы:   Лопухина И.П., Пожиленко Е.А., Зуева Л.Н., Костылева Н.Ю.  и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В.В., Крупенчук О.И., Лопухина И.А,  Узорова О.В., Нефедова Е.А.и др.

         В научной литературе предпринята классификация образовательных технологий. Существует несколько подходов. Так, один из подходов классификации образовательных технологий предпринят Н.В. Бордовской и А.А. Реан. Ученые выделяют пять видов образовательных технологий: игровые, компьютерные, диалоговые технологии.

       Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

       В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.     

             Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.

        В настоящее время акцентируется внимание учителей-логопедов на проблеме коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся.  На протяжении многих лет проблема формирования произношения сонорных звуков, поступающих в первый класс, привлекает к себе пристальное внимание  специалистов коррекционной педагогики.

Проблеме коррекциисонорных звуков посвящена технология Шаблыко Е.И. «Коррекция нарушений произношения сонорных звуков у дошкольников и младших школьников на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми».

        Внимание к проблеме связано с наметившей  тенденцией  к увеличению количества детей школьного возраста, имеющих фонетическое  недоразвитие речи, представляющее собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем - сонор. Преодоление фонетического недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи. Поэтому очень важно вести работу по коррекции звуковой стороны речи у детей школьного возраста на основе игровых технологий.

         В основе  технологии Шаблыко Е.И. – игровой метод, который содержит  одновременно и теоретический, и практический материал, раскрывает коррекционные мероприятия на основе  игрового материала, учитывающий специфику логопедической работы при  ротацизме.

        Диапазон опыта

        Система применения инновационной технологии Шаблыко Е.И. с целью формирования звукопроизношения детей 1-х классов с ротацизмом.

        Технология опыта

        Работая с детьми с фонетическим нарушением речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, учителю-логопеду приходится искать вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Поэтому наряду с общепринятыми методами и приемами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методик, эффективность которых очевидна. Одним из таких средств, на наш взгляд, является использование игровых технологий в логопедической работе.

        Коррекция нарушений произношения звуков [р], |р'] у младших школьников, включает  практический материал, раскрывающий основное содержание коррекционной работы при каждом виде и предлагает этапы логопедического воздействия, направленного на формирование правильного звукопроизношения.

        Упражнения и задания подобраны согласно  методике работы над звуками. В каждом разделе, посвященном коррекции определенного звука, прослеживается четкий алгоритм изложения дидактического материала: 1) звук; 2) его артикуляция; 3) виды нарушений данного звука; 4) механизм каждого нарушения (отсюда вытекает специфика постановки звука); 5) формирование произносительного навыка (с подэтапами «Постановка звука», «Автоматизация звука», «Дифференциация звука»).

В каждом подэтапе материал также структурирован: способы постановки звука — по подражанию, механические, смешанные; автоматизация звука в слогах (открытых, закрытых, со стечением), в словах (в начале слова, в конце, в середине без стечения, в середине со стечением), в чистоговорках, в словосочетаниях, в предложениях, диалогах, стихах, текстах; дифференциация автоматизированного звука с каждым из потенциально смешиваемых звуков.При различных видах нарушения произношения звуков нецелесообразно использовать одни и те же артикуляционные упражнения. Каждое упражнение подбирается с учетом имеющегося отклонения в функционировании артикуляционных органов. Нарушения произношения звуков [р], [р'].Недостатки произношения звуков [р], [р']называют ротацизмами(искажения) и параротацизмами(замена другими звуками).

        Среди ротацизмов встречаются велярное или увулярное нарушение звука [р], щёчное, боковое, горловое, носовое, одноударное, кучерское произношение звуков.

При велярной артикуляции щель образуется на месте сближения корня языка с мягким нёбом. Выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого нёба. Вследствие этого возникает шум, который примешивается к тону голоса.

        При увулярной артикуляции вибрирует только маленький язычок, вибрация носит гармонический характер и не сопровождается шумом.

При боковой артикуляции вибрирует один из боковых краев языка, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит голосовыдыхательная струя, как при звуке [л], в результате произносится звук, в котором как бы сливаются [р] и [л].

        При щёчном произношении щель для выдыхаемой струи воздуха образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. При этом на тон голоса накладывается шум. Изредка нарушение бывает двусторонним.

        При одноударном звуке [р] отсутствует вибрация, но место артикуляции оказывается таким, как при нормально произносимом звуке. Его иногда называют проторным.

        При кучерском произношении вибрируют сближенные губы.

        При горловом произношении вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а маленького язычка или мягкого нёба. Такое произношение звука [р] считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

        При носовом произношении воздушная струя выходит через нос, а не через рот, кончик языка не участвует в артикуляции звука — он оттянут вглубь рта. Носовое произношение по звучанию похоже на сочетание нг.

        Среди параротацизмовможно выделить замены звуков [р], [р'] звуками [р'], [л], [л'], []], [ы], [в], [г], [д].

        При замене звука [р] звуком [р'] средняя часть спинки языка поднята к нёбу выше, чем при произнесении звука [р] и более продвинута вперед.

        При замене звука [р] звуками [л], [л'] язык поднят кверху, но его кончик, вместо того, чтобы вибрировать, крепко прижимается к верхним резцам или к нёбу за ними, боковые края языка опущены, воздушная струя расходится по обеим сторонам языка.

        При замене звука [р] звукомУ] поднимается средняя часть спинки языка, а кончик остается внизу неподвижным.

        При замене звука [р] звуком [ы] активную роль в артикуляции играет задняя часть спинки языка — она поднимается и оттягивается назад, а кончик языка опущен и оттянут вглубь рта.

        При замене звука [р] звуком [г] активное участие в артикуляции принимает задняя часть спинки языка, которая круто поднимается вверх и смыкается с мягким нёбом — в этот момент слышится звук [г], переходящий в [х] при опускании задней части спинки языка.

        При замене звука [р] звуком [в] артикуляция осуществляется не языком, а нижней губой, которая поднимается к верхним резцам и образует с ними щель, в нее и проходит воздушная струя, язык не принимает участия в произношении.

        При замене звука [р] звуком [д] язык поднят кверху, его кончик касается альвеол и не вибрирует. Так, если у ребенка велярное произношение звука [р], то усилия должны быть направлены на формирование вибрации кончика языка в позиции его верхнего подъема. Отсюда вытекает и специфичность в подборе упражнений: для подъема языка вверх — «Почистим зубки», «Футбол», «Вкусное варенье» и др.; для вызывания вибрации — «Моторчик», «Грибок» с одновременным резким выдохом и др. Такой подход ранее не встречался в методической литературе, предлагавшей лишь комплекс артикуляционных упражнений для звука без учета особенностей его нарушения.

        Автоматизация и дифференциация звука в речи ребенка требует от него значительных волевых усилий. Облегчить эту задачу можно значительно расширив спектр предлагаемых заданий. Это не только традиционное сопряженное и отраженное проговаривание материала, но и называние предметов, изображенных на картинках, добавление недостающего слова-рифмы в стихах, отгадывание загадок с последующим проговариванием слова-отгадки, чтение текстов и стихов, заучивание их наизусть и воспроизведение по памяти, драматизация текстов, отгадывание кроссвордов, проговаривание чистоговорок, скороговорок, пословиц и поговорок с объяснением их смысла.

        Игровой метод дифференциации звуков  [Р], [Р'] — [Г], [Г']

        Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в слогах

ра-га        ре-ге        ар-аг        ер-ег

ро-го        ри-ги        ор-ог        ир-иг

ра-га-ра        га-ра-га        ре-ге-ре        ге-ре-ге

ро-го-ро        го-ро-го        ри-ги-ри        ги-ри-ги

ар-аг-ар        аг-ар-аг        ер-ег-ер        ег-ер-ег

ор-ог-ор        ог-ор-ог        ир-иг-ир        иг-ир-иг

        Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в словах

        Рад — гад, раз — газ, рама — гамма, мир — миг, бур — Буг.

Рог, загар, игра, горох, пирог, огород, кенгуру, гармонь, друг, другой, дрыгать, кругом, град, граф, градус, грабли, грамота, графин, фотограф, программа, гроза, громада, гром, грот, грош, громко.

        Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в словосочетаниях

        Горячий пирог, громкий грохот, другая программа, грустный Игорь, грязный грузовик, огромная груша, прыгающий снегирь, групповая фотография.

Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в предложениях

        Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а)простых нераспространенных предложений:
Загрохотал гром.
        Прилетели снегири.
Прыгает кенгуру.
        Друг фотографирует.

б)        простых распространенных предложений:
В огороде вырос горох.

Заправили горючим грузовик.

        Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в загадках

        Сел Егор между гор, говорит:

— А ну-ка, горы, молодца везите в город. (Верблюд.)

Нырнёт в полено головой, полено рассекая,

И возвращается живой — вот голова какая.(Топор.)

        Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в чистоговорках, скороговорках, стихах

ра-ра-ра — начинается игра га-га-га — на поля легли снега РУ-РУ-РУ — мы рисуем кенгуру гу-гу-гу — по дороге я бегу ры-ры-ры — надуваем мы шары ги-ги-ги — просит мама: «Помоги» ре-ре-ре — форель в ведре ге-ге-ге — прыгал на одной ноге ор-ор-ор — тёмный бор ог-ог-ог — у букашки много ног УР'УР-УР — мы ловили кур уг-уг-уг — мы пришли на луг.

Выстригала, выстригала — не выстригла

 Стала довыстригивать — перевыстригала.

В огороде рос горох,        Проснись чудо горохово,

А за речкой — гречка.        Прикати грохоло,

Старый наш козёл Тимох        Перелопать три кучи гороха,

В огороде рвал горох,        Пропусти горох через грохоло

Гречку рвал за речкой.        Да не оброни зерна Горохова

Дифференциация звуков [р], [р'] — [г], [г'] в текстах

Журавль

        Журавль на болоте, на моховой кочке, клювом пригладил перья и закурлыкал во весь голос: «курлы, курлы!»

Полетел на горох — горошку поклевать. Поел, на речку слетал, напился, в чистую воду посмотрелся — до чего хорош! Ноги длинные, шея тонкая, сам весь серый. Расправил Журка крылья и ногами стал притопывать, подплясывать, приседать, вертеться, в воду глядеться.

Е. Чарушин

Галка и голуби

Галка увидала, что голубей хорошо кормят, — выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили её. Но галка забылась и закричала погалчьи. Тогда её голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались от того, что она была белая, и тоже прогнали.

Л. Толстой

Игровой материал дифференциации звуков [р], [р'] — [в], [в']

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в слогах

ра-ва        ря-вя        ра-ва-ра        вы-ры-вы

ро-во        рё-вё        ро-во-ро        ва-ра-ва

ря-вя-ря        вя-ря-вя

рё-вё-рё        вё-рё-вё

рю-вю-рю        вю-рю-вю

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в словах

Рот — вот, рысь — высь, рыла — выла, Ира — ива, пары — павы, красить — квасить, рис — вис, Рита — Вита, дарить — давить.

Ров, рукав, повар, товар, двор, веер, ветер, ковёр, ворота, ворона, верба, первый, трава, ватрушка, трамвай, завтра, завтрак, дровосек, дрова, ведро, выдра, квадрат, кровать, красавица, кроссовки, кров, кровь, кружево, покров, врач, враг, враль, враньё, вражда, вращение,

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в словосочетаниях

Квадратный ковёр, творожная ватрушка, красивый зверёк, толковый словарь, вкусный завтрак, дрессированная ворона, иллюстрированный букварь, морозный январь, красивое дерево, первая красавица, вареный рис, круглый аквариум, крутой обрыв, квашеные огурцы, разрисованный веер, вкусное варенье, дрессированные звери.

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в предложениях

Сопряженное и отраженное проговаривание, чтение:

а) простых нераспространенных предложений:
Варилось варенье.        Разбился аквариум.
Дрессировались звери.        Строилась деревня.

б)простых распространенных предложений:
Рита вырастила иву.

Вита посадила вербу.

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в загадках

На дворе горой, а в избе водой.

(Снег.)

На дереве сидела я и сыр во рту держала, А мимо дерева лиса близёхонько бежала. Кто я? Знаете? А ну отгадайте!

(Ворона.)

Двор белый, бараны чёрные. Всё поле в шнурках.

(Бумага и буквы.)

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в чистоговорках, скороговорках, стихах

ра-ра-ра — поиграли мы вчера ва-ва-ва — вот высокая трава РУ-РУ-РУ — рисовали кенгуру ву-ву-ву — васильков букет нарву ры-ры-ры — воздушные шары вы-вы-вы — трава выше головы ри-ри-ри — о цветах поговори ви-ви-ви — стрекозу лови

На ветру вертушка, а во рту ватрушка.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Воробей влетел в окно

Воровать у нас пшено. (С. Маршак)

Дифференциация звуков [р], [р'] — [в], [в'] в текстах

Весна

Пришла весна!..

А кругом лежит снег. Деревья сонные и чёрные. Одно только солнце, увидев весну, радостно улыбается.

                            - Солнце улыбается, — зачирикали воробьи.

                            - Кар-р!.. — закаркали вороны.

                            - Всем-всем-всем! — запиликали синицы.

                            - Птицы запели, — проклюнулся в белом снегу ручеёк, И зажурчал на весь мир:

                            - Весна! Весна!

                            - Весна! — услышал медведь и вмиг лишился сна. Вылез из берлоги и побежал, раскинув передние лапы, собираясь, наверное, взлететь.

Услышала, увидела весна, как ей все радуются, и превратилась на время в сосульку — чтоб незаметно таять от удовольствия.

В. Хмельницкий

Речевой материал технологии Шаблыко Е.И. представлен игровыми приемами различной сложности: слоги, слова, словосочетания, предложения с автоматизируемым звуком; скороговорки, загадки, занимательные и проблемные вопросы, игровые и дидактические задания, тексты, диалоги, стихи и т. д.

Данный опыт существенно повышает уровень формирования звукопроизношения обучающихся.

Результативность опыта

Для результативности внедрения опыта выделено уровень сформированности звукопроизношения детей с ротацизмом.

Уровень сформированности звукопроизношения детей анализирован по методике Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уровень сформированности звукопроизношения учащихся 1-х классов:

2010-2011 уч.год

2011-2012 уч.год

2012-2013 уч.год

Выявлено

12

14

15

Выпущено с речью в норме

9

12

14

Оставлено для продолжения

3

2

1

Данная таблица свидетельствует об эффективности использования технологии Е.И. Шаблыко.

Динамика развития звукопроизношения учащихся 1-х классов

В результате систематической работы, добивается продвижение в совершенствовании звукопроизношения у детей с ротацизмом. Результативность подтверждена наличием положительной динамики в развитии звукопроизношения младших школьников 1-х классов. Практическим путем  доказана эффективность использования игровых технологий для развития фонематических процессов, незрелость и несформированность которых приводит к стойкому нарушению произношения звука. Но большинство логопатов это дети с нарушениями двигательной функции артикуляционного аппарата, с нарушением иннервации мышц. К концу первого класса исчезают множественные замены и смешения звука [р].

        Возможность тиражирования опыта

Методическая рекомендация родителям «Үнадалгазын, сөскурлавырыныӊ  харылзаалыгчугаанысайзырадырынга» публикация в газете «Хемчиктинсылдызы» методөөредилге (2009г.); выступление с докладом «Развитие устной и письменной речи у учащихся 1-го класса на фонетическом уровне» на муниципальном уровне (2010г.); выступление с докладом «Инновационная деятельность ДОУ» на научно-практической  конференции г. Кызыл (2010г.); доклад  «Использование элементов логопедической ритмика в работе при изучении лексических тем учащимися 1-го класса» на муниципальном уровне (2011г.); проведение мастер-класса «Коррекция речевых нарушений» ТГИП ПиПКК г. Кызыл (2011г); методическая учеба ЦОР по теме «Инновационные технологии в работе учителя-логопеда» (презентация), 2012 на региональном уровне.

 Основные теоретические положения и результаты опыта обсуждались на заседаниях методического объединения учителей-логопедов Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского кожуунов и г. Ак-Довурак.

Представление инновационного опыта размещено на персональном сайте http://nsportal.ru/saryglar-tatyana-dakylovna

Библиографический список использованной литературы

1. Алифанова Е. А. Егорова Н. Е. Логопедические упражнения в рифмах.— М., 2000.

2. Алабужева СВ. Риторика для старших дошкольников и младших школьников. - Ижевск: Изд. Дом «Удмурт, ун-т», 2003. - 445 с.

3.Борисова Е.А. Играя, звуки исправляем - играя, звуки закрепляем. - Биробиджан: ОблИУУ, 2005. -36 с.

4.В.М. Акименко. Развивающие технологии в логопедии Феникс 
Релиз 2011.- 111с.

5. Волшебный мир звуков и слов. Пожиленко Е.А Книга для логопедов и воспитателей. Издательство: КАРО, 2008г.

6. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 272 с.

7. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка/А.Н. Гвоздев. - М.: Просвещение, 2003.-201 

8. Коноваленко В. В. Коноваленко С.В. Закрепление произношения звука Р у дошкольников 4-5 лет.—М., 2003.

9.Коноваленко В.В., Коноваленко С.В... Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста : Пособие для логопедов .- М. : Гном и Д, 1999.- 24 с

10.Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой.— М., 1989.

11.Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. 2-е изд. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 64 с.

12.Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л.П. Федоренко, Г. А, Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаичева, М.: Высшая школа 2008.-214 с.

13. Парамонова Л. Г. Упражнения для развития речи.— С.-П., 1999.

14. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.— М., 1989.

15. Филичева Т. Б. Туманова Т. В. Учись говорить правильно.— М., 1993.

16.Шаблыко Е.И. - Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. ТЦ Сфера: 2013.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"

Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....

Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА

В данной  программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления  дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...

Мой инновационный педагогический опыт.

Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....

Инновационный педагогический опыт

Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...

Инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...

Инновационный педагогический опыт

Внедрение информационных технологий...