Мой инновационный педагогический опыт.
статья по теме
Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_po_rabote_nad_slovom.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая проблема . над которой я работаю на протяжении многих лет. « Словарная работа на уроках русского языка».
Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучающемуся. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия -богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое. Школа не исполнит одной из своих прямых и главных обязанностей, если учащиеся не сделаются словесными настолько, чтобы слово стало послушным орудием его мысли. Перевод слов из пассивного словаря учащихся в активный ,а также умение правильно и грамотно излагать свои мысли в письме является необходимым элементом обучения словарной работе на уроках русского языка.
В последние годы возрос интерес учёных-методистов и учителей -практиков к проблемам словарной работы на уроках русского языка. Обусловлено это. во-первых, достижениями современной психологии и психолингвистики
в области речевого развития ребёнка и психологии речевой деятельности(А.А.Леонтьев. Н.И.Жинкин, А.К.Маркова).во –вторых, школа претерпела поистине радикальные преобразования. Они в значительной степени коснулись и таких , казалось бы, уже отработанных учебных предметов ,как русский язык. Модернизация содержания учебных программ и форм ученической деятельности, открывающая путь к большой активности и самостоятельности ребёнка, к развитию его творческих способностей и гармонии ,привела к появлению на рынке образовательных услуг много новых и различных по своему характеру учебников и учебных пособий, в- третьих. тем.что в методике обучения русскому языку большое внимание уделяется грамматическому и коммуникативному направлениям, как определяют эти направления японские методисты» языковым существованием.
Вопрос об изучении словарной работы был поставлен крупнейшими методистами ещё в прошлом веке: Ф.И. Буслаевым, И.И.Срезневским, К.Д.Ушинским, Д.И.Тихомировым.В частности, Ф.И. Буслаев обращает внимание на необходимость словарной работы на уроках не только с целью обучения грамотному письму, но и для более точного понимания учащимися лексического значения слов. Именно это понимание гарантирует осознанный выбор слов в условиях естественной речи. Важность словарной работы, её развивающий характер отмечал и Константин Дмитриевич Ушинский. Он считал, что творческие упражнения во время словарной работы интересны детям, « представляя для них нечто вроде игры в слова». Такие упражнения дают детям « власть над тем запасом слов, который бессознательно лежит в их памяти».Таким образом ,учёные- методисты связывали словарную работу с развитием мыслительных способностей.
Обращаясь к идеям крупнейших методистов прошлого, можно сделать важный вывод общеметодического плана: специально организованные наблюдения за словарной работой помогают глубже усвоить лексику, способствуют обострению внимания к слову. развитию языкового чутья и языкового мышления.
Чем богаче активный словарь человека. тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь
Первое знакомство со словом обеспечивает понимание его значения и запоминание его написания, последующее- овладение словом. На этом этапе возможны такие виды упражнений:
1.Орфоэпический диктант- правильное произнесение записанных слов.
2.Диктант « Угадай словечко!»- учитель даёт толкование, дети записывают само слово.
3.Лексический диктант- диктуемым словам дети должны дать толкование.
4.Задание « Объясни разницу»- работа с парами слов, сходных по звучанию, но разных по значению( представить-предоставить, экономный- экономичный)
5Зрительный диктант.
6.Использование справочной литературы( словари)
7.Грамматическое конструирование словосочетаний. Предложений.
8.Морфемный или словообразовательный анализ.
9. Подбор синонимов ,антонимов.
10. Сочинение- миниатюра с использованием слов данной тематической группы
Алгоритм по работе над словом
Этап предъявления слов с непроверяемыми написаниями складывается из нескольких строго обязательных элементов:
1.зрительное и слуховое восприятие слов
( учитель читает слова, чётко проговаривая каждый звук. дети ни в коем случае не списывают эти слова и не пишут под диктовку, они в течение одной минуты только внимательно смотрят на слова, записанные заранее на доске, и стараются их запомнить);
2.запоминание с опорой на главный тип памяти
( учитель должен порекомендовать рациональные способы запоминания трудных слов;
-проговорить вслух негромко по одному слову по слогам, потом закрыть глаза, чтобы представить слово написанным, а затем снова открыть глаза и проверить себя;
- молча посмотреть на слова, прочитывая их про себя по слогам;
-проговорить слова по слогам соседу по парте).
3.запись слов под диктовку
( слова на доске закрываются, дети пишут. Пытаясь восстановить в памяти зрительный образ слова);
4.самоконтроль
(слова вновь открываются, и ребята сами осуществляют проверку, при которой разрешается проговаривать слово по слогам, сверяя с записью на доске).
Приёмы запоминания слова
1.Установка на длительное запоминание
(« Это слово мы выучим сегодня и всю жизнь будем его правильно писать»).
2.Проговаривание слова учителем ( написанное слово на доске должно прозвучать; дети должны услышать и запомнить, как оно произносится).
3.Проговаривание слова учащимися по слогам вслух, вполголоса ( при этом, по совету психологов, глаза нужно закрыть и представить слово записанным).
4. Попытка выяснить смысл слова, дать толкование его лексического значения ( сначала самостоятельно, потом с помощью толкового словаря или объяснения учителя).
5.Отметить его однозначность и многозначность, подобрать близкие по значению слова.
6. Выделение и объяснение орфограмм.
Слово аккуратно и чётко написано на доске, выделены « трудные буквы», подчёркнуты «ошибкоопасные» места.
Работа над орфографией начинается с побуквенного проговаривания слова по слогам( хором несколько раз). Затем это слово заносится в тетрадь и учащиеся, закрыв глаза на 20-30 секунд, пытаются запомнить орфографический облик слова. опять же (шёпотом) по слогам, побуквенно его проговаривая.
7.Этимологическая справка ( помогает объяснить и запомнить значение слова и его написание, а также формирует интерес к слову, к языку, к его истории)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
В данной программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...
инновационный педагогический опыт
«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...
Инновационный педагогический опыт
Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...
Инновационный педагогический опыт
Инновационный педагогический опытучителя технологии и биологии МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»Лямбирского муниципального района Республики МордовияПаршиной Людмилы Михайловны...
Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"
Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...
Инновационный педагогический опыт
Внедрение информационных технологий...