Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"
проект по географии на тему
Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся. Модульная технология обучения – это личностно – ориентированное, здоровьесберегающее обучение, которое формирует широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. Это переход обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное.
Поэтому модульная технология – одна из самых актуальных для учителя географии технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_proekt-_modulnaya_tekhnologiya_kzas.docx | 91.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект
педагога
Куулар Зинаиды Айыр-Санааевны
___________________________________________________________________
ФИО учителя / преподавателя
Учитель географии
_________________________________________________________________________
должность, предмет
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Солчурская средняя общеобразовательная школа» Овюрского кожууна Республики Тыва
___________________________________________________________________ наименование ОУ, территория
2014
Общие сведения о носителе опыта
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 38 года
Стаж работы в данном учреждении:28 года
Стаж работы в данной должности: 28 года
Наличие квалификационной категории по данной должности, срок действия, № приказа: Первая квалификационная категория до 10 января 2015 года, № приказа 30/6 от 10.01.2010 года
Категория, на которую аттестуется педагог: высшая
Тема инновационного педагогического опыта: Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии.
Цель инновационного опыта: Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся
- Содержание инновационного педагогического опыта
Тема: Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии.
Цель проекта: Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня коммуникативных компетенций учащихся
Задачи:
- Изучение педагогического опыта по использованию модульных технологий в учебно-воспитательном процессе.
- Расширение базы электронных методических и дидактических разработок по теме инновационной работы.
- Организация работы по применению педагогического опыта.
- Реализация творческого подхода в обучении.
1.1.Актуальность опыта: Сегодня очевидно, что учитель, действующий в рамках традиционной технологии (мел, доска), существенно уступает своим коллегам, ведущим занятия с использованием мультимедапроектора и компьютера, обеспечивающего выход в Интернет. Модульная технология обучения и ИКТ – это союзники в познании географической науки. Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учеников большого умственного и нервно-психического напряжения.
Модульная технология обучения – это личностно – ориентированное, здоровьесберегающее обучение, которое формирует широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся. Это переход обучения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное.
Поэтому модульная технология – одна из самых актуальных для учителя географии технологий. Во всем мире, и в России в частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный объем информации. Поэтому нужны действенные технологии для обучения школьников, вырабатывающих умения работать с большой информацией. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является модульное обучение, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Системная работа по модульной программе предусматривает четкое структурирование курса по темам, урокам и количеству часов.
- Содержательная форма представления инновационной педагогической деятельности.
Новизна опыта заключается в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию модульных технологий в учебном процессе, в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого–педагогической адаптации учащихся в процессе использования технологии.
Гипотезой исследования является предположение о том, что изучение нового материала в начальной школе диктует целесообразность использования модульных технологий при изучении нового материала, закреплении изученного способствует активизации познавательной деятельности учащихся и ведет к более осмысленному усвоению знаний. Повысит прочность и качество усвоения знаний учащихся, если:
- Внутри отдельной темы модульные уроки автономны и в то же время взаимозаменяемы (если позволяет содержание изучаемой темы), т. е. представляют собой цикл.
отбираются и конструируются в соответствии с содержанием изучаемой темы, с целями и задачами уроков; используются в сочетании с другими формами, методами и приемами, эффективными при изучении нового материала; четко организуются; соответствуют интересам и познавательным возможностям учащихся;
- уровень познавательной деятельности учащихся достигает преобразующего и творческо-поискового;
-ученики группами создают мини-проекты, исследования, участвуют в научно-практических конференциях, олимпиадах.
Выпускники успешно сдают ЕГЭ и поступают в профильные ВУЗы.
Адресация: учителям географии
Руководитель: Куулар З.А-С.
Участники: учащиеся МБОУ СОШ (5-11 класс)
Особенности типа проекта:
по характеру результата: информационный
по типу деятельности: практико-ориентированный
по профилю знаний: межпредметный
по уровню контактов: внутришкольный
по продолжительности: долгосрочный
Объектом экспериментирования является учебно-воспитательный процесс, направленный на совершенствование методики преподавания и повышение качества знаний учащихся.
Предметом исследования являются модульные технологии, используемые в преподавании географии.
Сроки реализации:
2010-2011 учебный год
2011-2012 учебный год
2012-2013 учебный год
2013-2014 учебный год
Инновационная база
Учитель географии: Куулар З.-С.
Учащиеся МБОУ «Солчурской СОШ» Овюрского кожууна Республики Тыва
Интерактивное оборудование: принтер, сканер, ксерокс, ноутбук, мультимедийный проектор.
Этапы выполнения проекта
- подготовительный (май - август 2011 года)
- проектировочный (сентябрь-ноябрь 2011 года)
- диагностический (декабрь 2011 года – октябрь 2012 года)
- практический (январь 2012 года – апрель 2013 года)
- обобщающий:
промежуточный (май 2012 года)
итоговый (сентябрь 2012 – май 2013)
этап внедрения: с сентября 2012 года.
Направления исследования:
- Диагностика уровня развития познавательных процессов, прослеживание динамики роста.
- Исследование дидактической системы и используемых продуктов.
- Изучение приемов и методов, механизмов интеграции педагогических и модульных технологий.
- Эффективность использования модульных технологий.
Ученик может начинать освоение темы с любого модуля (урока), например с третьего. Если деятельность учащихся по освоению содержания модуля организовать в малых группах (3—6 человек), то работа учителя по подготовке и распечатке модулей значительно сокращается. Кроме того, при нехватке средств общения (компьютеров, карт, словарей, справочников и других пособий) учитель может составить модули таким образом, чтобы задания, выполняемые с помощью одного типа средств обучения, предназначались для одного «пакета» - модуля.
И так, модульную технологию отличают такие качества, как: 1) гибкость (адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых); 2) четкость и комплексное планирование задач урока; 3) динамичность (обучение видам и способам деятельности); 4) мобильность (взаимосвязь, взаимозаменяемость и подвижность модулей внутри отдельной темы); 5) усиление мотивации обучения; 6) возможность проводить модульные уроки на разных этапах учебного процесса (изучение, закрепление, обобщение); 7) изменение функции учителя (от информационно-транслирующей к консультационно-управляющей).
Выбрав для себя изучение проблемы использования модульной технологии, я составила следующий план изучения и внедрения его:
- Изучение современных образовательных технологий;
- Выбор технологий для основной и средней школы;
- Апробирование технологий в своей работе;
- Учет отрицательных аспектов технологий;
- Оценка результативности;
- Обобщение опыта работы.
Степень адекватности педагогического проекта современным целям и задачам, логике развития образования.
Согласно требованиям ФГОС, компетентности учителя основной и средней школы, обусловленные Требованиями к условиям реализации основных образовательных программ, следующие:
- эффективно использовать имеющиеся в школе условия и ресурсы, собственный методический потенциал для реализации задач нового содержания образования, а именно:
– достижения планируемых результатов освоения образовательных программ;
– реализации программ воспитания и социализации учащихся;
– эффективного использования здоровьесберегающих технологий в условиях реализации ФГОС;
– индивидуальной оценки образовательных достижений и затруднений каждого обучаемого, диагностики сформированности универсальных учебных действий;
– собственного профессионально-личностного развития и саморазвития;
- эффективно применять свои умения в процессе модернизации инфраструктуры учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения.
Технология соответствует методической проблеме школы: «Саморазвитие личности ученика в обучении и воспитании», используя элементы технологии Селевко-Ухтомского. Согласно классификации Г.К. Селевко, педагогические технологии по преобладающему (доминирующему) методу различаются на[1]:
- Игровые
- Репродуктивные
- Объяснительно-иллюстративные
- Развивающее обучение
- Проблемные, поисковые
- Программированное обучение
- Диалогические
- Творческие
- Саморазвивающее обучение
- Информационные (компьютерные)
Инновационная направленность педагогической деятельности
Проблема: Как развивать умственную деятельность учащихся, не нанося вреда их здоровью?
Процесс познания у школьников не всегда целенаправлен, в основном неустойчив, эпизодичен. Поэтому необходимо развивать познавательный интерес, активность школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.
Считаю, что один из главных секретов хорошего самочувствия учащихся и высокой активности в учебном процессе заключается в применении современных технологий обучения.
Модульная технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, освоить ряд учебных элементов.
Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Методологические основы
Теоретическую основу опыта составляют:
- идеи Г.И. Щукиной, которая отмечает, что идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру;
- Концепция УМК «Школа России» авторского коллектива учёных (А.А. Плешаков, М.И. Моро и др.), которая в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС;
- Технология модульного обучения по П. И. Третьякову
- Дидактические системы Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, Ш.А. Амонашвили, В.А Сухомлинский и др.
- Элементы народной педагогики
Теоретические основы технологии
Модульное обучение основано на следующей основной идее: ученик должен учиться
сам, а учитель обязан осуществлять управление его учением: мотивировать,
организовывать, координировать, консультировать, контролировать. По мнению
авторов данной технологии, оно интегрирует в себе все то прогрессивное, что
накоплено в педагогической теории и практике. Так, из программированного
обучения заимствуется идея активности ученика в процессе его четких действий
в определенной логике, постоянное подкрепление своих действий на основе
самоконтроля, индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности.
Из теории поэтапного формирования умственных действий используется самая ее
суть - ориентировочная основа деятельности. Кибернетический подход обогатил
модульное обучение идеей гибкого управления деятельностью учащихся,
переходящего в самоуправление. Из психологии используется также рефлексивный
подход. Накопленные обобщения теории и практики дифференциации, оптимизации
обучения, проблемности - все это интегрируется в основах модульного обучения,
в принципах и правилах его построения, отборе методов и форм осуществления
процесса обучения.
Наиболее полно основы модульного обучения разработаны П.Ю. Цявичене. В
дальнейшем идеи Ю. Цявичене развиты С.Я. Батышевым, КЯ. Вазиной, Н.Н.
Суртаевой, Т.Н. Шамовой и др.
Сущность инновационного опыта
Новая и главная задача учителя в современной школе – обеспечить максимальную мыслительную активность школьника на всех этапах урока, т. е. ученик должен учиться сам, а учитель только осуществлять управление его учебной деятельностью.
Я стараюсь находить такие формы и методы работы, которые бы обеспечивали интерес у детей к учению, их активность и работоспособность, желание работать самостоятельно, творческую инициативу и хорошее качество знаний.
Технология модульного обучения (по П. И. Третьякову) отвечает всем этим требованиям.
Особая привлекательность этой технологии заключается в том, что её теоретические основы интегрируют все основные теории дидактики, педагогической психологии и передовой опыт, позволяют обеспечить личностно – ориентированное, эффективное обучение.
1. Модульное обучение базируется на деятельном подходе к обучению.
Требования к обучению:
- только то учебное содержание осознанно и прочно усваивается учеником, которое становится предметом его активных действий;
Компоненты учения:
Мотивационный, ориентировочный, содержательно – операционный, энергетический, оценочный.
2.Модульное обучение опирается на теорию развивающего обучения: ученик учится постоянно в зоне своего ближайшего развития.
Реализация этой теории в модульном обучении осуществляется путём:
-дифференциации содержания и дозы помощи ученику;
-организации учебной деятельности в разных формах
3. Модульное обучение использует идеи программированного обучения:
-чёткие действия каждого ученика в определённой логике;
-активность и самостоятельность действий;
-индивидуализированный темп работы.
4.Теория проблемного обучения предполагает организацию обучения, включающего в себя поиск проблем и выработку путей их решения, что обеспечивает развитие личности школьников.
5.Модульное обучение опирается на рефлексию, как процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия связана с самооценкой себя, своих действий, причин успеха и неудач, своего состояния, учитывающих оценки других.
Этот важный компонент деятельности практически в школе в полной мере не учитывается. А на самом деле вся деятельность должна осуществляться с рефлексии и завершаться ей. Поэтому учитель, составляя задания в модуле, должен начать с цели и закончить контролем. Кроме того, каждое учебное занятие должно завершиться рефлексией каждого ученика. Ученика нужно учить оценивать себя. Для этого можно использовать следующие советы:
Я – как я себя чувствовал в процессе учения, было ли мне комфортно, с каким настроением я работал, доволен ли собой.
Насколько мне было комфортно в составе малой группы, я помогал товарищам, они мне помогали, чего было больше.
Дело - я достиг цели учения, мне этот учебный материал нужен для дальнейшей учёбы, для практики, он просто интересен. На начальных этапах можно использовать другие формы рефлексии: «мордочки», знаки – символы.
Таким образом, видно, что все основные теории используются в модульном обучении. Вот почему оно является интегративной технологией.
Сущность модульного обучения состоит в том, что ученик полностью
самостоятельно (или с определенной дозой помощи) достигает конкретных целей
учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это
целевой функциональный узел, в котором объединено: учебное содержание и
технология овладения им в систему высокого уровня целостности.
Таким образом, модуль выступает средством модульного обучения, т.к. в него
входит: целевой план действий, банк информации, методическое руководство по
достижению дидактических целей. Именно модуль может выступать как программа
обучения, индивидуализированная по содержанию, методам учения, уровню
самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.
В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его отличие от
других систем обучения.
Во-первых, содержание обучения представляется в законченных
самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых
осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулируется для
обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого
содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каждый ученик получает
от учителя советы в письменной форме как рациональнее действовать, где найти
нужный учебный материал и т. д.
Во-вторых, меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется
через модули и личное, индивидуальное общение. Именно модули позволяют
перевести обучение на субъект субъектную основу.
В-третьих, ученик работает максимум времени самостоятельно, учится
планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.
Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определить
уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.
Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью
учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное
сугубо целенаправленное управление.
В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю
индивидуализировать работу с отдельными учениками. Здесь нет проблемы
индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.
2. Соответствие содержательных элементов инновационной педагогической деятельности требованиям педагогической науки
Педагогическая и психологическая целесообразность инновационной
педагогической деятельности
Основополагающей идеей модульного обучения является идея модуля. Модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик в процессе работы с модулем достигает конкретных целей сам, имея у себя инструкцию, в которой определены:
-цель усвоения модуля;
-где найти учебный материал;
-как овладеть им? (выучить, составить, придумать, провести исследование и т.д.)
-как проверить правильность выполнения задания7
-контроль (тесты, письменные работы, сообщения и т. д.) определяет степень усвоения учебного материала.
Что должен учитель знать при переходе на модульное обучение?
Начать следует с представления своего учебного курса как системы, т. е. провести первичное структурирование содержания по каждому классу. Это первый уровень структурирования.
Второй шаг – это составление на каждый класс технологической карты (
Третий шаг – создание модульной программы.
Четвёртый шаг – сформулировать интегрирующую дидактическую цель (ИДЦ) для каждого модуля.
Пятый шаг – включает частную дидактическую цель (ЧДЦ) и отбор содержания учебных элементов (УЭ), на которые делится всё содержание модуля.
Шестой шаг – построение самого модуля. Роль учителя при этом заключается в следующем:
-составление инструкций;
-уточнение конструкций при практической работе с ними;
-контроль и коррекция усвоений знаний, умений и навыков.
Успех выполнения модуля зависит от его качественного содержания, а, в частности, от УЭ, из которых состоит модуль. Именно с этими учебными элементами ученик работает непосредственно. И первым требованием является разнообразие УЭ, предлагаемых к исполнению ученику на каждом модульном уроке.
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля.
Социальная направленность проекта.
Мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Использование на уроке и во внеурочной деятельности приёмов и методов относящихся к модульной технологии способствует творческому развитию детей, развитию логического мышления. При использовании модульной технологии много придется работать в группе, а это один из способов социализации ребенка. Ребенок научится работать со сверстниками, быть терпеливым, слушать других, учится общению.
В модулях используются разнообразные носители учебной информации. Так как учебные элементы непосредственно связаны со средствами обучения, выделяются разные их типы.
Типизация учебных элементов на основе носителя учебной информации
Учебный элемент | Носитель учебной информации | Указания ученику | |||
Текстовый | Учебник, дополнительная литература, материалы периодической печати | Прочитай, выдели главное, составь конспект, таблицу, план. | |||
Картографический | Атлас, настенные карты, планы, картосхемы | Определи, установи, измерь, составь характеристику | |||
Табличный | Таблицы, графики, блок-диаграммы | Определи, сравни, опиши динамику изменения. | |||
Иллюстративный | Фотографии, рисунки, репродукции | Определи, что изображено, составь рассказ, опиши. | |||
Словесный | Учитель, докладчик, лектор | Прослушай и выполни задания (ответь на вопросы, составь список вопросов, план, конспект) | |||
Компьютерный | Базы данных, мультимедийные средства обучения | Прочитай текст, познакомься с картой, выполни тест, практическую работу. | |||
Аудиовизуальный | Видео- и кинофильмы, слайды, диафильмы и т. д. | Просмотри (прослушай) и выполни задания (ответь на вопросы, составь комментарий) | |||
Натурный | Географические объекты и явления на местности | Научись определять, зарисуй, составь схему, познакомься, измерь. | |||
Смешанный | Несколько носителей информации | Разнообразные |
Модульная технология является настолько гибкой, что вбирает в себя идеи и разработки других технологий, например КСО (коллективного самообучения).
Задачи ученика при работе с модулем
Инструкция модуля может предполагать: 1) индивидуальную самостоятельную работу ученика; 2) партнерскую работу в парах; 3) работу в группе. Все три формы работы играют важную роль, так как для модульной технологии характерна индивидуализация программы.
Перед началом работы ученик получает инструкцию, в которой определены: 1) цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ; 2) задания разного уровня сложности; 3) материалы для работы (ссылки на источники, приложения); 4) указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом — выучить, составить конспект, решить задачу и т. д.); 5) формы контроля, определяющего степень усвоения учебного материала (письменный или устный контроль учителя, самоконтроль, взаимный контроль учащихся и т. д.).
Рассмотрим фрагмент модульной программы по курсу «География материков и океанов» 7 класса. В ее состав входят шесть модулей по теме «Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы»:
M l — Роль океана в жизни Земли.
М 2 — Воды Мирового океана.
М З — Поверхностные течения.
М 4 — Океан как среда жизни.
М 5 — Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.
М 6 — Выходной контроль.
Инструкция модуля «Воды Мирового океана»
Учебный элемент (УЭ) | Учебный материал | Руководство по усвоению учебного материала |
УЭО | Интегрирующая цель При завершении работы над учебными элементами учащийся должен: знать: гипотезы происхождения вод Мирового океана; свойства вод; виды льдов в Мировом океане, понятие «водная масса»; уметь: объяснять закономерности в распределении солености й температуры воды океана, происхождение льдов в океане; пользоваться картами среднегодовой температуры и солености вод Мирового океана; работать с картами атласа и контурной картой; осуществлять контроль и взаимоконтроль; соотносить результаты своей работы с заданными целями | Используйте для усвоения модуля учебник Е.Г. Домогацких, В. А. Коринской, В. А. Щенева «География. Наш дом — Земля: материки, океаны, народы и страны», географический атлас для 7 класса |
УЭ1 | Цель: Познакомиться с гипотезами происхождения вод Мирового океана. Задания 1. Прочитайте текст на с. 53. 2. Ответьте на вопросы: 1) Откуда поступает вода на поверхность земли? 2) Как объясняли соленость морской воды в античное время? Контроль Осуществляется одноклассником | Работа с текстом учебника |
УЭ2 | Цель: Выяснить свойства вод Мирового океана. Задания 1. Прочитайте текст на с. 53. 2. Выясните, что такое соленость. Для этого ответьте на вопросы: 1) Что такое соленость? В чем она измеряется? 2) От каких факторов зависит соленость морских вод? 3) Как изменяется соленость на поверхности вод Мирового океана; с глубиной? 4) Назовите части Мирового океана, где вода обладает высокой соленостью, низ- кой соленостью. 3. На основе анализа карты солености поверхностных вод Мирового океана выясните закономерность в изменении этого свойства вод. На контурной карте подпишите по два названия акваторий с высокой соленостью и низкой соленостью. 4. Выясните особенности температуры вод Мирового океана. Для этого ответьте на вопросы: 1) От чего зависит изменение температуры вод на поверхности океанов? 2) Какой океан самый теплый; самый холодный? Почему? На контурной карте подпишите средние температуры поверхностных вод этих океанов. 3) Как изменяется температура океанских вод с глубиной? 4) Существует ли взаимосвязь между температурой и соленостью поверхностных вод Мирового океана? Контроль Заполнение контрольного листа и самостоятельное выставление оценки | Работа с атласом, контурной картой и учебником. Все выводы заносятся в тетрадь |
УЭЗ | Цель Выяснить особенности образования, распространения и роль льдов в Мировом океане. Задания 1. Прочитайте текст на с. 54—55. 2. На контурной карте отметьте зимнюю границу распространения многолетних льдов в океане. 3. Просмотрите видеофрагмент об айсбергах в океане. 4. Ответьте на вопросы: 1) Назовите виды льдов в океане. 2) Почему температура замерзания морской воды на несколько градусов ниже, чем у вод суши? 3)Что такое айсберг? Чем отличаются айсберги Северного и Южного полушарий? Каково влияние льдов на климат Земли, жизнь в океане, хозяйственную деятельность человека? Дополнительное задание Зарисуйте в тетради схему образования айсберга. Контроль Заполнение контрольного листа и самостоятельное выставление оценки | Работа с учебником, атласом и контурной картой. Просмотр видеофрагмента |
УЭ4 | Цель Усвоить понятие «водная масса». Задания 1. Прочитайте текст на с. 55—56. 2. Выпишите определение понятия «водная масса» в тетрадь. 3. Внимательно проанализируйте рисунок учебника. В тетради составьте схему «Типы и подтипы водных масс». Дополнительное задание Устно ответьте на вопросы 1,2,3 на с. 56. Контроль Осуществляется одноклассником | Работа с учебником и тетрадью |
УЭ5 | Выходной контроль 1. Самостоятельно сделайте вывод: достигли ли вы поставленных в начале урока целей. 2. Ответьте на вопросы теста в приложении. 3. Занесите полученные баллы в сводную ведомость, суммируйте их. Если вы набрали 20 баллов, то итоговая оценка «5», 16—18 баллов — оценка «4», менее 16 баллов — вы не успели усвоить все УЭ, продолжайте работать дома | Работа с тестом в приложении и сводной ведомостью |
Как видно из представленной инструкции, работа начинается со знакомства школьников с целями и структурой урока. УЭ 0 включает цели, которые необходимо достичь к концу урока (ИДЦ). Следует обратить особое внимание учащихся на наиболее сложные этапы работы. Затем ученики приступают к самостоятельной работе, проходя последовательно через все УЭ. УЭ 1—4 — это этапы изучения и закрепления нового материала, включающие содержание и методическое руководство по его усвоению. В представленном модуле оценивается выполнение каждого УЭ (рубрика «Контроль»). Можно сделать контроль еще более дробным и выставлять баллы за каждый этап, выполняемый внутри УЭ.
Инструкция УЭ 3 модуля «Воды Мирового океана»
УЭЗ | Цель | Работа с учебником, атласом и контурной картой | |
Выяснить особенности образования, распространения и роль льдов в Мировом океане | Просмотр видеофрагмента | ||
Задания 1. Прочитайте текст на с. 54—55. 2. На контурной карте отметьте зимнюю границу распространения многолетних льдов в океане. 3. Просмотрите видеофрагмент об айсбергах в океане. 4. Ответьте на вопросы: 1) Назовите виды льдов в океане. 2) Почему температура замерзания морской воды на несколько градусов ниже, чем у вод суши? 3) Что такое айсберг? Чем отличаются айсберги Северного и Южного полушарий? 4) Каково влияние льдов на климат Земли, жизнь в океане, хозяйственную деятельность человека? | |||
Дополнительное задание Зарисуйте в тетради схему образования айсберга | |||
Контроль Заполнение контрольного листа и самостоятельное выставление оценки |
УЭ 5 — оценка деятельности учащихся (может проводиться в разной форме: устно, письменно, фронтально, индивидуально и т. д.) и определение индивидуального домашнего задания.
Выходной контроль
Особого внимания в модульной технологии заслуживает выходной контроль или измеритель, представляющий собой разноуровневую проверочную работу, охватывающую весь круг изученных вопросов темы (в приведенном выше примере программы это модуль Мб). Если в ходе выполнения работы учащийся не сделал какое-либо задание, он возвращается к необходимому модулю или УЭ.
Измеритель (выходной контроль) для темы «Гидросфера. Мировой океан — главная часть гидросферы»
I уровень (знаю, понимаю) | II уровень (знаю, применяю в знакомой ситуации) | III уровень (знаю, применяю в нестандартной ситуации) |
1. Дайте определение понятия «гидросфера». 2. Назовите виды движения вод в океане. 3. Дайте определение терминов «планктон», «нектон», «бентос». 4. Назовите не менее четырех течений разного происхождения. 5. Назовите биологические богатства океана. 6. Назовите свойства океанических вод. 7. Каково происхождение океанических вод? 8. Дайте определение понятия «водная масса». | 1. Из каких частей состоит гидросфера, в каком соотношении находятся эти части? 2. Каковы причины возникновения течений? 3. От чего зависит распределение живых организмов в океане? 4. Какому общему правилу подчинено движение основных течений в океане? 5. Какими природными ресурсами богат океан? 6. Каковы закономерности изменения температуры и солености вод океана? 7. Как осуществляется мировой круговорот воды? 8. Какие типы водных масс выделяют? | 1. Докажите справедливость утверждения: «Земля — океаническая планета, ее следовало бы назвать Океанией». 2. Докажите на конкретных примерах влияние течений на климат прилегающих территорий материков и островов, жизнь и деятельность людей. 3. Объясните, в каких частях Мирового океана расположены акватории, наиболее продуктивные по биомассе, а в каких — акватории с наиболее разнообразным видовым составом организмов. 4. Докажите утверждение: «Океан — кухня погоды». 5. Охарактеризуйте значение природных ресурсов Мирового океана для человека. Изменится ли, по вашему мнению, их роль для человечества в будущем? 6. Почему морскую воду называют «драгоценной жидкостью, даром природы»? 7. Почему ученые называют Мировой океан гидрокосмосом? 8. Почему в одних и тех же широтах свойства водных масс могут быть различны? |
Результаты проекта можно отслеживать по двум направлениям:
- По результатам характеристик психического здоровья детей (внимание, мотивация, логическое мышление);
- По результатам участия в различных конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Результативные характеристики инновационной педагогической деятельности
1. Динамика образовательных достижений
1.1. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внешнего мониторинга | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
География |
1.2.Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внешнего мониторинга | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
география |
1.3. Доля обучающихся (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
география | % | % | % | % |
1.4. Доля обучающихся (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы)
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших «4» и «5» по результатам внутришкольного контроля (административные контрольные работы) | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
География |
1.5. Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших положительные отметки по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
| |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
География | 100% | 100 % | 100 % |
1.6. Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ
Предмет | Доля выпускников (в %), получивших отметки «4» и «5» по результатам итоговой аттестации в форме ЕГЭ | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
География | 100% | 100 % | 100 % |
1.7. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года
Предмет | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших положительные отметки по итогам учебного года | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
География | 100% | 100% | 100% | 100% |
1.8. Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года
Предмет | Доля обучающихся (выпускников) (в %), получивших отметки «4» и «5» по итогам учебного года | |||
2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | |
География | 45% | 45% | 47% | 48% |
1.9. Дополнительная аналитическая информация к п. 1.1. - 1.8
- анализ представленных в таблицах результатов; По итогам мониторинга, учебной деятельности, итоги ЕРМКО учитель добивается стабильных результатов в течении четырех лет.
- дополнительные факты, свидетельствующие о результативности деятельности педагога (поступление в вузы, ссузы, наличие медалистов и т.п.).
Повышается интерес к учебе в целом.
Низкий уровень развития этого свойства ограничивает возможности некоторых детей при выполнении учебных заданий, и его тренировка в определённых пределах может способствовать улучшению успеваемости. Анализ проведённой первой диагностики выявил тех учеников, которым необходимо было уделить максимальное внимание. Им в дальнейшем мною при участии психолога школы были даны определенные рекомендации и проводились индивидуальные тренинги по различным вопросам. Работа велась в течение года в тесном сотрудничестве с родителями.
И, наконец, хочется отметить в целом значительное развитие уровня развития логического мышления. Проанализировав динамику развития логического мышления, можно сделать вывод, что отмечается значительный рост уровня развития логического мышления у детей с низкой скоростью мышления, с уровнем ниже среднего, низкой нормой и средней нормой.
Осознаю, что ребята растут, получают значительное количество новой информации, но ведь её ещё надо и переработать. Думаю, что работа учителей школы (надеюсь, и моя в частности) им в этом помогла. Уверена, что помогло и использование игровых технологий.
Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
- повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика;
- активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся;
- формирование личностных качеств ученика;
- развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений;
- формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
- формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
- участие обучающихся в конкурсах, проектах, олимпиадах и конференциях;
Конкретно эти результаты можно увидеть в участии в различных олимпиадах и конкурсах.
Обоснование эффективности инновационной педагогической технологии
Рост познавательного интереса учащихся.
Каждый год ученики моих классов принимают активное участие в различных развивающих предметных олимпиадах, творческих конкурсах и исследовательских проектах. Конкретно эти результаты можно увидеть в таблицах:
Наличие обучающихся – участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, смотров
Наименование мероприятий | Уровень | 2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | ||||
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | ||
I. Олимпиады (название) | Международные | ||||||||
Всероссийские | 19 | 10 | 11 | ||||||
Региональные | |||||||||
Муниципальные | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | |
Уровень ОУ | 9 | 3 | 9 | 3 | 9 | 3 | 9 | 3 | |
II. Конкурсы | Международные | ||||||||
Всероссийские | |||||||||
Региональные | |||||||||
Муниципальные | |||||||||
Уровень ОУ |
2.2. Исследовательская, проектная деятельность по предмету и внеклассной работе
2.2.1. Участие обучающихся в конференциях:
Уровень | 2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | ||||
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | |
Международные | ||||||||
Всероссийские | 1 | |||||||
Региональные | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||
Муниципальные | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 | 2 | ||
Уровень ОУ |
2.2.2. Участие обучающихся в проектах:
Уровень | 2010-2011год | 2011-2012год | 2012-2013год | 2013-2014 год | ||||
Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | Кол-во участников | Кол-во призеров (1-3 место) | |
Международные | ||||||||
Всероссийские | ||||||||
Региональные | ||||||||
Муниципальные |
|
| 1 | |||||
Уровень ОУ | 2 |
| 2 | 15 | 3 |
Публикации моих учеников:
Ф.И.О. | Год | Тема | Результат |
Монгуш Хенче | 2013 | Доклад: «Улаатай» | На сайте a href = http://nsportal.ru/kuular/2013 |
Проект: «Мой класс, моя школа» | На сайте a href = http://nsportal.ru/kuular/2013 |
Внедрение в практику работы модульных, здоровьесберегающих, проблемных, частично – поисковых, развивающих принципов обучения позволяет мне достигать высоких результатов в обучении.
Учебные годы | 2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 | 2013-2014 (1 полугодие) |
Успеваемость | 100 | 100 | 100 | 100 |
Качество знаний | 58 | 62 | 62 | 60 |
Результаты ЕГЭ и поступление выпускников в профильные ВУЗы
Учебный год | ЕГЭ сдали | КЗ | ПУ | ФИО выпускника | ВУЗ | факультет |
2010 | 100 | Ооржак Орланмаа Тюлюш | Алтайская академия экономики и права. Новосибирский | Таможенное дело | ||
Байлакмаа | государственный университет | Земельный кадастр | ||||
2011 | Монгуш Долаана | Улан- Уде Сибирский СПгГУ | Землеустройство и кадастры | |||
2012 | Чкалова Айдыса | Новосибирская геодезическая академия г. | Земельный кадастр | |||
Донгак Айыраана | Новосибирск Тывгу | ЕГФ | ||||
2013 | Монгуш Хенче | РГАУ МСХА им. Тимирязева. гМосква | природопользование | |||
Монгуш Аялга | Российский государственный педагогический университет им Герцена г. Санкт-Петербург | Управление туризмом | ||||
Дондай-оол Айлаана | Москва, РГМАУ | Экология и природопользование |
Заключение
Итак, применение модульных технологий на уроках позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения. Всё это позволяет мне сделать вывод, что формируются коммуникативные компетенции учащихся, тем самым педагогический процесс результативен.
Я поняла и осознала - что есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников. Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества, так свойственную эвристическим наклонностям.
Литература:
- Греханкина Л.Ф., Добрякова 3.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов» // География в школе. — 1999. №4.
- Жанпеисова М.М. Модульная технология обучения как средство развития ученика. Алматы, 2002.
- Ксенозова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. — М., 2000.
- Кутейников С.Е. Модульные блок-циклы в преподавании географии // География в школе. — 2000. — № 5.
- Савина Н.Г. Применение дидактических технологий в преподавании школьного курса географии. — Брянск, 2000.
- Современный урок географии. В 4 ч. Ч. 2: методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий. — М., 2001.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. — Каунас, 1989.
- Яковлева 3.Л. Использование модулей в курсе географии 10 класса // География в школе. — 2001. — № 2
[1] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. с.44.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».
Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Педагогическая концепция "Использование интегративного подхода в воспитании и обучении учащихся на уроках географии"
Интегративный подход в обучении учащихся на уроках географии: преимущества и недостатки...
Элементы модульной технологии обучения на уроках географии. (методические рекомендации)
в материале рассказывается о применении на уроках географии элементов модульной технологии обучения, сочетании его с элементами других технологий и использовании технологических карт...
Статья "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"
В статье "Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии в условиях внедрения ФГОС"приводятся фрагменты уроков, примеры заданий,которые может использовать учитель на уроках.Особое ...
Модульная технология обучения на уроках географии
Парадигма образовательного процесса заключается в том, что ученик должен учиться сам, а учитель осуществляет управление учебной деятельностью. Поэтому традиционные технологии заменяются новыми педагог...
Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии
Дифференцированное обучение учащихся на уроках географии...