Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
рабочая программа по теме
В данной программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях выступают в новом качестве – она преобразуется в Библиотечно-информационный медиацентр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
"Средняя школа № 19 им. Л.А.Попугаевой
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
МКОУ "СОШ № 19 им.Л .А. Попугаевой»
У Д А Ч Н Ы Й, 2009
ВВЕДЕНИЕ
Создание и развитие информационной образовательной инфраструктуры России сегодня становится реальностью, но для её обеспечения необходимо создание соответствующих структур на уровне школы, способных принимать любого вида информацию на любых носителях и организовывать с ними эффективную работу.
Современный этап развития библиотеки характеризуется изменением основных приоритетов деятельности. К традиционным задачам сбора, сохранения и приумножения книжных богатств добавились функции информационного и образовательного центра.
В данной программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях выступают в новом качестве – она преобразуется в Библиотечно-информационный медиацентр.
В течение последних лет произошли значительные изменения как в области внедрения в образовательный процесс новых педагогических идей, так и в области доступных современных технических средств информационного обеспечения, что нашло свое отражение в данной программе.
Программа развития библиотечно-информационного медиацентра МКОУ "СОШ №19 им.Л.А.Попугаевой" базируется на федеральных законах, Уставе МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №19 им.Л.А.Попугаевой»г., Основных направлениях Концепции развития "Школы для каждого", Положении о Библиотеке МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №19», утвержденном директором школы, передовом опыте библиотек Российской Федерации и опыте работы школьной библиотеки МКОУ "СОШ №19".
Чем выше ресурсный потенциал библиотеки - информационного медиацентра, тем она востребованней, выше культурный, образовательный, интеллектуальный уровень педагогов школы и учащихся.
Книга уже перестала быть единственным источником знаний. Видео и аудиоматериалы, компьютерные сети и программы разрушили её информационную монополию и все активнее внедряются во все области знаний. Конкретные характеристики информатизации тесно сопряжены с потребностями, возможностями и особенностями микросоциальной среды школы. Поэтому столь важным представляется учитывать интересы учащихся и учителей в различных видах и формах предоставления информации, в том числе на основе средств новых информационных технологий.
В подготовке школой выпускников в последние годы стали ориентироваться все в большей мере на человека самостоятельно и критически мыслящего, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Это диктуется социальными и экономическими факторами: российское общество от общества индустриального постепенно перемещается к обществу информационному, в котором существует осознанная необходимость в достаточно быстрой профессиональной переориентации, повышении квалификации, саморазвитии на любом отрезке жизненного пути человека.
В этих условиях изменяется характер учебного процесса, в который энергично внедряются активные методы обучения – "Школа олимпийского резерва"; метод проектов, групповое обучение, уроки-диспуты, консультации, семинарские занятия и т.д., что предполагает выполнение различных самостоятельных работ именно во внеурочное время.
При этом успешной самостоятельная работа становится в том случае, если учащийся располагает возможностью свободного доступа и выбора различных источников информации. Кроме того, работая самостоятельно, учащийся должен рассчитывать в выборе средств (по интересам или для углубления знаний) на помощь взрослого. Помощь будет эффективна в том случае, если тот опирается в своей деятельности на принцип индивидуализации обучения. Этот принцип требует знания и учета различия в уровне способностей и возможностей учащихся, его познавательных интересов. Такими знаниями обладает учитель, но он не может предоставить учащимся условия для внеклассной самостоятельной творческой работы. Эти условия имеются или могут быть таковыми в преобразованной школьной библиотеке.
В Программе определены цели и задачи развития библиотеки на долгосрочную перспективу, а также намечены основные направления их реализации.
В данный период идет интенсивное формирование нового облика современной школьной библиотеки. Библиотека школы не только культурно – образовательный центр, но и важный информационный ресурс.
В этой связи наиболее актуальным и значимым представляется преобразование школьной библиотеки в библиотечно-информационный медиацентр, способный обеспечить развитие интеллектуальных способностей ребенка и усвоением им норм общечеловеческой морали.
АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БИБЛИОТЕКИ
Библиотека МКОУ "СОШ № 19" создана в 1971 году.
Это одна из старейших библиотек города Удачный. Если раньше библиотека занимала один единственный класс, то теперь выделено большое помещение для читального зала, фонда хранилища для дублетной литературы и по программам школы. Имеется отдельное помещение для хранения учебников.
На сегодняшний день фонд библиотеки составляет
26107 экземпляров , из них 14302 экземпляров составляют учебники. Ежегодно в фонды поступает более 50 наименований экземпляров периодических изданий
Основные источники финансирования комплектования – бюджет, формируемый Министерством образования Республики САХА /Якутия/, дарения.
В библиотеке школы имеется абонемент, читальный зал разделен условно на два: для учащихся старших и младших школьников. Имеется небольшая тихая зона для работы педагогам. В библиотеке имеется компьютер, электронный каталог автоматизированной библиотечной программы MARK-SQL. В течение нескольких последних лет выпускники школы имеют возможность пройти компьютерный тест для поступающих в вузы.
МИССИЯ БИБЛИОТЕКИ:
- Обеспечение доступности единого библиотечно - информационного пространства для успешной реализации Программы "Школа для каждого"
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Модернизация работы Библиотечно - информационного медиацентра в новых условиях существования; превращение библиотеки в информационно - методическую структуру школы;
- Доступность и предоставление информационных услуг ученикам, педагогам и родителям разного возраста и уровня развития;
- Повышение значимой роли и места Библиотечно – информационного медиацентра в учебно-воспитательном процессе;
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- Информационное обеспечение учебно-воспитательной работы и приоритетных направлений программы развития МКОУ "СОШ №19"
- Модернизация ресурсов Библиотеки - Информационного центра для улучшения услуговой деятельности;
- Внедрение новых информационных технологий в учебный и воспитательный процесс;
- Развитие информационной грамотности участников образовательного процесса;
- Подготовка учащихся к успешной адаптации в обществе;
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ:
Срок реализации программы- 10 лет
- Подготовительный: /2009-2010гг./ списание морально- устаревших и ветхих книг; составление перспективных планов комплектования новинками литературы: учет и обработка имеющихся и поступающих информационных материалов; аудио, видео и других медиа средств в фонд библиотеки;
- Практический:/2009-2015гг/ автоматизация работы библиотеки путем внедрения программы MARK-SQLдля школьных библиотек.; Формирование умений работы с информацией в текстовом, видео-, аудио-, графическом формате, ее первичная обработка; Создание собственных печатных продуктов;
- Аналитико- обобщающий /20015-2019гг./обобщение и корректировка полученных результатов;
МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ:
- Оснащение материально- техническими средствами;
- Продвижение новых информационных услуг до потребителей /Информация в школьной газете, через электронный дневник, на сайте школы, объявления на педсоветах и родительских ассамблеях/;
- Регулярная финансовая поддержка проекта и поиск новых источников финансирования;
- Введение в штат Библиотеки - Информационного центра медиаспециалиста, работающего с электронными носителями информации;
- Ведение электронного каталога и картотек; обмен данными между школами;
- Координация работы / по вертикали - с вышестоящими организациями, по горизонтали - с учениками, родителями и педагогами/;
- Партнерское взаимодействие как ресурс формирования Библиотечно - Информационного центра школы;
- Проведение библиотечных уроков в начальном и среднем звене по формированию умения работы с информацией;
- Разработка элективного курса "Информационной грамотности" для профильных классов;
- Методическая поддержка кабинета методистов МРУО;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
/Направления деятельности/
- Доступность традиционных печатных библиотечных фондов для пользователей в читальном зале и абонементе;
Для выполнения основной задачи – оперативного информационно-библиотечного обслуживания пользователей в соответствии с их информационными потребностями библиотека, наряду с традиционными активно развивает новые информационные технологии. Библиотека является важнейшим информационным и культурно – образовательным центром школы нашего микрорайона, так как от уровня библиотечно – информационного обслуживания во многом зависит достижение нового качества образования. Не отказываясь от традиционных форм пропаганды книги, библиотека сегодня сознательно расширяют свои функции и становится не только культурным и образовательным центром, но и центром досуга, межличностного общения, информационного обслуживания..
Одним из путей совершенствования библиотечной работы является переориентация деятельности школьной библиотеки в Библиотечно-информационный медиацентр.
- Поддержка всеми ресурсными возможностями Библиотечно- информационного центра приоритетных направлений реализации программы развития МКОУ "СОШ №19" "Школа для каждого"- Ее целевых проектов:
- "Доступное образование"
- "Защита"
- "Управление качеством"
- "Новый учитель"
- "Воспитание гражданина"
Для каждого целевого проекта школы, и в его подпроектах планируется проведение циклов мероприятий которые обеспечивают выполнение поставленных задач:
- Проведение массовых мероприятий различной тематики
- Поддержка общешкольных мероприятий информационными материалами
- Оформление книжных выставок к знаменательным датам
- Проведение уроков для младших школьников с целью развития познавательной, творческой активности и любви к книге
- Разработка и проведение занятий по спецкурсу "Информационная культура личности" для профильных классов
- Работа с Клубом "Библиофил"
- Проведение бесед, обзоров литературы в рамках каждого проекта школы
- Проведение Дней Информации для педагогов и родителей и т.д.
- Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов общеобразовательного учреждения:
- списание морально-устаревших книг/для этого всегда приглашаются компететные преподаватели по каждому разделу фонда, которые помогают произвести отбор/
- комплектование универсального фонда учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других школ;
- Рациональное размещение, организация и сохранность документов.
- Привлечение внимания родительской общественности к нуждам библиотечно- информационного центра; поощрение дарения книг и других информационных продуктов; фандрайзинг;
Таким образом, в структуре библиотечно- информационного центра, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал, отдел учебников),выделится фонд нетрадиционных источников информации (компьютерные программы, CD-ROM-диски, каталоги и информационные банки данных) и компьютерная зона для работы с мультимедийными и сетевыми документами, множительная техника, фонд видеозаписей и др.
- Дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание учащихся, педагогов и родителей:
- предоставление информационных ресурсов на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- создание условий для реализации самостоятельности в обучении, познавательной творческой деятельности
- организация обучения навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, усвоения комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов в области педагогических инноваций и новых технологий;
- организация просмотра электронных версий педагогических изданий, содействие повышению квалификации педагогов;
- консультации по вопросам организации семейного чтения, ознакомление родителей с информацией по воспитанию детей;
- организация массовых мероприятий, ориентированных на развитие общей и читательской культуры личности, содействие развитию критического мышления;
Работа в этом направлении в библиотечно - информационном центре позволит более полно удовлетворять потребности в информации различных групп читателей, развитию их информационной культуры;
- Создание собственной информационной продукции:
- внедрение в работу библиотечно- информационного центра автоматизированной библиотечной программы MARC-SQL, организация и ведение справочно-библиографического аппарата: каталогов, картотек.
- создание на базе библиотечно - информационного центра полнотекстовых банков данных педагогического опыта, полнотекстового банка данных НОУ " Магистр" учащихся нашего общеобразовательного учреждения;
- разработка рекомендательных библиографических пособий (списков, обзоров, указателей и т. п.);
- осуществление аналитико-синтетическую переработку информации;
- ведение проектной деятельности учащихся на базе центра;
- создание корпоративного автоматизированного информационного банка данных фондов путем обмена внесенной информации в автоматизированной библиотечной программе MARC-SQL.
Учащиеся будут приобщатся к совершенно новому для них виду самостоятельной образовательной деятельности - работе с информацией: вербальной, образной используемых в различных областях знаний (видеоинформация, аудиоинформация, звуковая, графическая, символическая, текстовая)
Новые условия, создаваемые в библиотечно- информационном центре будут активно способствовать формированию информационной культуры учащихся (в широком смысле), их самостоятельной активности, а также повышению профессиональной квалификации учителей с помощью средств новых информационных технологии.
В библиотечно - информационном центре станут возможными новые формы в организации познавательной, коммуникативной и креативной (творческой) деятельности всех ее потребителей, в том числе, для создания собственных средств информации (видеоматериалов, газет, журналов и пр.), для участия в телекоммуникационных проектах.
Издаваемая учащимися в школе газета "Зеркало" давно и творчески сотрудничает с библиотекой. На базе библиотечно- информационного центра работа с учащимися в этом направлении будет еще более плодотворна, так как в центре у ребят будет больше доступа ко всем имеющимся ресурсам, как техническим,так и духовным.
Библиотечно – информационный центр будет функционировать как традиционная библиотека с элементами медиатеки. Компьютеризация позволит раздвинуть рамки источников информации на различных носителях и расширить ассортимент предлагаемых услуг. Считаю, что это тот вариант модернизации школьной библиотеки, который в настоящее время доступен и необходим каждой школе.
Решение проблем в рамках настоящей Программы будет способствовать дальнейшему укреплению библиотеки как информационного, культурно - досугового и образовательного центра.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Изменение статуса Библиотеки - Информационного центра МОУ "СОШ №19" и, как следствие, повышение ее престижа;
- Компьютеризация основных библиотечных процессов, внедрение новых форм работы с пользователями;
- Создание такого фонда и баз данных, которые наиболее полно удовлетворят самых взыскательных читателей и будет способствовать развитию информационной культуры личности;
- Создание корпоративного информационного банка данных образовательных учреждений
Заведующая библиотекой Болдецкая Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Информационная карта инновационного педагогического опыта по применению балльно-рейтинговой системы оценивания знаний обучающихся средней школы....
Информационная карта инновационного педагогического опыта учителя
Карта содержит описание опыта работы учителя по проблеме ; "Применение ИКТ на уроках математики"...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Представление собственного инновационного педагогического опыт...
обобщение инновационного педагогического опыта работы «Использование информационных технологий на уроках математики»
в данной статье я обощаю опыт своей работы, которая развивается с внедрением новых технологий. Начинала я работу с создания презентаций к урокам, с привлечением учащихся к данной работе. Учениками соз...
Информационная карта инновационного педагогического опыта
Педагогическая идея:Школа несет ответственность перед обществом за качество образования выпускника, потому что уровень его общеобразовательной подготовки определяет базис общей культуры человека...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя изобразительного искусства «Изучение и применение информационно-компьютерных технологий в процессе обучения изобразительному искусству»
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный ИКТ на уроках ИЗО....
Инновационный педагогический опыт: использование информационно-коммуникативных технологий на уроках географии.
В современном мире, в котором информационный поток, обрушивающийся на человека, настолько велик, людям волей не волей приходится прибегать к помощи разнообразной техн...