Инновационный педагогический опыт
статья по биологии на тему
Инновационный педагогический опыт
учителя технологии и биологии
МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Паршиной Людмилы Михайловны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnyy_pedagogicheskiy_opyt_uchitelya_tekhnologii_i_biologii_parshinoy_l.m.docx | 53.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный педагогический опыт
учителя технологии и биологии
МОУ «Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Паршиной Людмилы Михайловны
Тема инновационного педагогического опыта: «Проектно-исследовательская деятельность, как основа для развития познавательной активности учащихся».
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
1.Обоснование актуальности и перспективности опыта.
Концепция модернизации образования нацеливает школу на подготовку разносторонней личности, обладающей мобильностью и компетентностью, способной быстро адаптироваться к новым условиям, умеющей анализировать происходящее и самостоятельно принимать решения, учиться и переучиваться на протяжении всей жизни. Поэтому ставится задача по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.
Введение компетентностного подхода в учебный процесс требует серьезных изменений и в содержании образования, и в осуществлении учебного процесса, и в практике педагога.
Целью обучения становится не процесс, а достижение учащимися определенного результата. Меняются и подходы к оценке - в процедуру оценивания включается рефлексия, сбор портфеля доказательств, наблюдение за деятельностью учащихся.
Меняются формы и методы организации занятий – обучение приобретает деятельностный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных траекторий, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений. Поэтому измениться должны и механизмы доставки знаний от преподавателя к обучающимся; приоритетным становится свободный доступ к информационным ресурсам, самообучение, дистанционное и сетевое обучение.
Все эти формы обучения направлены на то, чтобы ввести ученика в социальные и профессиональные роли так, чтобы научить его быть успешным.
Дети, которые учатся в школах, различаются физическим развитием, самооценкой, эмоциональными переживаниями, мотивацией. Каждый ученик обладает уникальными возможностями, имеет свой стиль обучения и учит и понимает материал по-своему. Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью общества в творчески развитой личности и недостаточными возможностями традиционной классно-урочной системы, низкой познавательной активностью обучающихся.
Цель: создать условия для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих и интеллектуальных способностей путем вовлечения в проектно-исследовательскую деятельность на уроке и во внеурочное время, сформировать у учащихся навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задачи.
Задачи:
- на основе научно-методических разработок с учетом педагогического опыта построить педагогическую модель учебного занятия на деятельностной (компетентностной) основе;
- апробировать систему педагогической деятельности по организации проектно-исследовательской деятельности на уроках и внеклассных занятиях;
- отслеживать эффективность исследовательской деятельности через диагностику уровня сформированности проектных умений и навыков;
- формирование устойчивой мотивации учащегося к саморазвитию через ситуацию успеха; навыков решения проблемных ситуаций в исследовательской деятельности;
- формирование ключевых компетенций;
- применение наряду с традиционными формами урока нетрадиционных форм;
- использование элементов технологии проблемного обучения, проектного обучения, ИКТ.
Каждый учитель хочет, чтобы его предмет вызывал глубокий интерес у школьников, чтобы ученики умели не только знать понятия, но и понимать научную картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок был праздником, маленьким представлением, доставляющим радость и ученикам и учителю. Ученик может усвоить информацию только в собственной деятельности при заинтересованности предметом. Поэтому учителю нужно забыть о роли информатора, он должен исполнять роль организатора познавательной деятельности ученика.
2. Концептуальность
Перед учителями возникает проблема. Как организовать образовательный процесс так, чтобы развивалась творческая активность ученика, чтобы раскрывались индивидуальные качества ребенка? В настоящее время и российской педагогике характерно современное понимание проектно-исследовательского метода, как способа соединить академические знания и прагматические умения. Основным тезисом этого понимания являются слова: «Я познаю, я знаю для чего мне это надо, где и как я применю эти знания». А что такое сегодня прикладные знания? Думается, что все это осознают и не стоит этого стесняться, но прикладные знания сегодня – это деньги. Вернее это товар, который можно весьма успешно продавать. И это, заметьте, помимо удовольствия от саморазвития и самореализации. Таким образом, обращение современной педагогики к обучению по методу проекта, исторически обоснованное. И главное, что в этом вопросе не надо изобретать велосипед, а просто надо делать его совершеннее.
Определив свое педагогическое кредо как «Образование – для жизни!», я выстроила систему своей работы таким образом, чтобы соединить фундаментальные знания с прикладными умениями и навыками.
3.Наличие теоретической базы опыта.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная проектно–исследовательская деятельность обучающихся и педагога на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательного интереса, творческой активности учащихся.
В основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н., Лернера И.Я., Леонтовича А.В., Якиманской И.С. Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения в мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского творческого поведения. Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей идет нелинейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится юношескому
возрасту. Именно в 11 лет (5 класс) учащиеся впервые начинают изучение биологии, поэтому правильно организованная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время будет способствовать развитию познавательной, творческой активности в этом возрасте.
В исследованиях В.И. Андреева, С.П. Арсенова, Л.В. Гурьева, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г.В. Козловой, Л.М. Федоряк, З.А. Хайретдиновой, Д.Б. Эльконина и др. подчеркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.
4.Ведущая педагогическая идея опыта.
Учитель должен организовать на уроке для ученика все виды учебно-познавательной деятельности. Необходимо, чтобы учебно-познавательная деятельность ученика соответствовала тому учебному материалу, который должен быть усвоен, чтобы в результате деятельности, ученик самостоятельно приходил к каким-либо выводам, сам для себя созидал знания. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес.
Развитию познавательных и творческих интересов у учащихся способствуют различные виды технологий: технология проблемного и исследовательского обучения, технология игрового обучения, использование метода проектов.
В течение последних трех лет веду элективные курсы в 9 классах по биологии: «Физиология живых организмов» (автор Л.М. Калинина), в 7 классе «Основы проектно-исследовательской деятельности учащихся» (автор И.А. Лятычевская) и элективные учебные предметы в 11 классе «Загадки живой клетки» (автор Н.А. Коловская).
Формы интеграции внеурочной и урочной деятельности
Формы: Формы:
Внеурочная деятельность
Изучение нового материала 1 Кружок для 8 класса
Практическое применение знаний 2 Творческая лаборатория (9-10 классы)
Обобщение и систематизация знаний
Интегрированные уроки 3 Проектная мастерская 11 класс
Практикумы 4 Элективные курсы
5 Элективные учебные предметы
Общая структура исследовательской деятельности сводится к основным этапам (по И.Д. Чечель ):
1. Постановка проблемы.
2. Выдвижение гипотез.
3. Анализ гипотез: а) выделение объекта исследования, б) выделение условий существования, в) установление отношений между объектом и условиями существования.
4. Постановка задач эксперимента.
5. Разработка методики эксперимента: а) нахождение способа реализации отношений между объектом исследования и условиями существования,
б) выбор регистрации объекта исследования условий его существования, величин и их измерений
6. Мысленное проведение эксперимента.
7. Создание материальной базы эксперимента.
8. Разработка и монтаж оборудования.
9. Проведение эксперимента.
10. Обработка эксперимента.
11. Отчет о проделанной работе.
12. Презентация проекта.
Общеучебные умения и навыки, которые формируются в проектно-исследовательской деятельности:
1.Рефлексивные.
2.Поисковые (исследовательские).
3.Умения и навыки работы в сотрудничестве.
4.Менеджерские.
5.Коммуникативные.
6.Презентационные.
7.Умение отвечать на незапланированные вопросы.
К основным видам творческой деятельности школьников относятся следующие виды работ:
- информационно-реферативные;
- проблемно-реферативные;
- экспериментальные
- натуралистические и описательные;
- исследовательские.
Функции учителя при работе учащихся над исследовательским проектом:
- помогает ученикам в поиске нужной информации;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников.
Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и коллективно. Выбор формы проведения исследований определяется склонностью учащихся, а также самой задачей, требующей терпения. Руководитель исследования должен всегда помнить - работа должна быть посильна для учащихся и при ее выборе необходимо учитывать возможности именно школы. При организации исследовательской деятельности в школе часто возникают определенные трудности, поэтому мне хотелось бы предостеречь учителей хотя бы от некоторых ошибок, поделиться своим опытом. Успех исследовательской работы школьников в большой степени зависит от научного руководителя. В любом случае научный руководитель - это лицо компетентное в данной проблеме.
С чего я начинаю работу: я изучила труды И.А.Борзова, Н.В.Самсель, О.Н.Чистякова по учебно-исследовательской деятельности учащихся. Поделюсь своим опытом работы по организации учебных занятий с использованием исследовательских проектов.
1. Выбор темы, формулировка и содержание должны предполагать:
- интеграцию наук и различных областей практической деятельности,
- практическую ориентацию целей, задач и содержание работы,
- предметно-объективный принцип исследования,
- практическую значимость результатов проекта.
2. Этапы организации проектной деятельности их содержание.
А. Подготовительный этап:
- формулировка темы и её осмысление;
- формулировка проектного задания и анализ его содержания;
- постановка проблемы через противоречие;
- установление мотивации к действию:
- выявление объекта и предмета исследования;
- формулировка гипотезы исследования;
Б. Этап планирования:
- определение направлений работы для реализации проектной задачи;
- составление программы проектной деятельности;
- определение источников информации и способов её сбора;
- определение способов представления результатов
- определение методов исследования;
В. Этап исследования (экспериментальный).
Предполагает обязательное использование основных инструментов исследования: наблюдения, эксперимента, анализа литературы, статистических и опытных данных.
Г. Результативно - аналитический этап.
анализ собранной информации;
формулирование выводов;
Д. Отчётно-презентационный этап:
выполнение отчёта;
презентация результатов проекта.
Учителем проектная деятельность школьников может оцениваться по следующим параметрам: познавательная активность и предприимчивость, логика построения программы проекта, качество использования источников информации, эффективность презентации результатов, потенциал продолжения проекта.
Работа над темой проекта
1.Тема работы должна быть актуальной и вызывала у детей интерес.
2.Определяется цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее);
3.Задачи исследования (конкретизируют цель работы, «раскладывая» ее на составляющие; могут определять спектр действий исследователя при движении к поставленной цели).
4.Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы).
5.Работа школьников с литературными источниками, библиотеках, музеях, организация наблюдений и исследований.
6.Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).
7.Обработка результатов исследования.
8.Результаты исследования (краткое словесное изложение новой информации об объектах или явлениях, которую удалось получить юному биологу в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногочисленное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на графиках и диаграммах.
9.Выводы исследования (умозаключения, сформулированные в обобщенной форме). Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции, без многословных объяснений или трактовок. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5).
Роль научного руководителя — именно руководство: выбор темы, формулировка цели и задач исследования, выбор объекта и методов исследования, наблюдение за ходом работы, оказание помощи в случае возникновения каких-либо затруднений, рекомендация первоисточников, обсуждение полученных результатов, формулировка выводов. Причем практически все перечисленное необходимо проводить совместно с учащимися. Требования к демонстрационному материалу сводятся к его наглядности. Прежде всего, представляются результаты исследования: таблицы, стендовые проекты, плакаты или компьютерные презентации. Советы достаточно универсальные: рисунки и графики всегда зрелищнее таблиц или текста. Графики могут находиться в центре внимания достаточно долго, а таблицы следует демонстрировать ограниченное время (по просьбе заинтересованных слушателей к нужной таблице можно вернуться). Выводы должны демонстрироваться достаточно долго, чтобы слушатели смогли внимательно с ними ознакомиться и обдумать, задать вопросы. Ежегодно важным событием в школе в конце первого полугодия стала научно – практическая конференция. Юные исследователи защищают свои научные работы грамотно, применяют стендовые проекты, используют презентации. Руководители творческих групп видят качественный результат своего труда.
5. Анализ результативности опыта.
В результате исследовательской деятельности у учащихся развивается мышление, наблюдательность, устойчивость внимания, и более успешно усваивается содержание материала по предмету. Как следствие растёт качество знаний по биологии, многие ученики участвуют в олимпиадах по предмету, выбирают данный предмет для сдачи итоговой аттестации. Навыки исследовательской работы помогают учащимся готовиться к олимпиадам. Результаты указывают на верное направление в моей педагогической деятельности.
Мои ученики постоянно принимают участие в олимпиадах различных уровней и занимают призовые места. Растёт участие учащихся принимающих участие в школьных олимпиадах с 25 % до 35%. Разнообразие форм работы с учениками с использованием исследовательского метода помогает ребятам в выборе будущей профессии. Выпускники нашей школы поступают на факультеты разных вузов, где приоритетной является наука биология, технология.
Защита индивидуальных и групповых проектов осуществляется в ходе научно-практических конференций различного уровня. Ежегодно учащиеся принимают участие в школьной конференции и занимают призовые места, выступают со своими проектами на районной конференции, региональной конференции, где становятся лауреатами. Применение компьютерных технологий позволяют учащимся создавать удивительные по содержанию презентации, в которых отражены способы решения поставленных задач, результаты работы, выводы.
Организация научно- исследовательской деятельности создает положительные результаты: у учащихся формируется научное мышление, а не простое накопление знаний.
Анализ научно- исследовательских работ учащихся свидетельствует о развитии познавательных функций школьников, об их умении критически оценивать различные подходы к решению исследовательских задач. Сформированность у школьников исследовательских умений позволяет обеспечить конкурентоспособность выпускников при поступлении в вузы, способствует успешному вузовскому обучению, помогает развивать их жизненные цели.
Результативность участия обучающихся в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам
Учебный год | Предмет | Фамилия, имя ученика | Класс | Результат |
2009-2010 | Технология | Разумовская Елизавета | 9 | Победитель |
Биология | Разумовская Елизавета | 9 | Призер | |
Химия | Разумовская Елизавета | 9 | Участие | |
Биология | Рузаев Кирилл | 8 | Победитель | |
Химия | Рузаев Кирилл | 8 | Призер | |
Экология | Тетерина Дарья | 10 | Участие | |
Экология | Азисова Айгуль | 11 | Участие | |
2010-2011 | Биология | Разумовская Елизавета | 10 | Участие |
Химия | Разумовская Елизавета | 10 | Участие | |
Химия | Рузаев Кирилл | 9 | Участие | |
Биология | Рузаев Кирилл | 9 | Участие | |
Экология | Разумовская Елизавета | 10 | Участие | |
Рябышева Анастасия | 11 | Участие | ||
Технология | Полькина Елена | 8 | Победитель | |
Технология | Медведева Алена | 7 | Призер | |
2011-2012 | Биология | Разумовская Елизавета | 11 | Призер |
Петуненкова Анастасия | 11 | Призер | ||
Рузаев Китилл | 10 | Призер | ||
Шалунов Андрей | 9 | Участие | ||
Тихонова Анна | 8 | Участие | ||
Экология | Петуненкова Анастасия | 11 | Призер | |
Рузаев Кирилл | 10 | Победитель | ||
Технология | Разумовская Елизавета Кузнецова Мария | 11 8 | Победитель Победитель | |
Дружинкина Ангелина | 8 | Призер | ||
2012-2013 | Паршина Алина | 7 | Призёр | |
Юсупова Сумаййя | 9 | Победитель | ||
2013-2014 | Ключников Дионисий | 10 | Победитель | |
Рузаев Кирилл | 11 | Победитель | ||
Зайцева Евгения | 10 | Призёр | ||
8 | Призёр |
Результативность участия обучающихся в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников по общеобразовательным предметам
Учебный год | Предмет | Фамилия, имя ученика | Класс | Результат |
2009-2010 | Технология | Разумовская Елизавета | 9 | Призер |
2010-2011 | Биология | Разумовская Елизавета | 10 | Участие |
2011-2012 | Биология | Юсупова Сумаййя | 9 | Участие |
2012-2013 | Экология | Рузаев Кирилл | 11 | Участие |
Экология | Курдюкова Ирина | 10 | Участие |
Результативность участия обучающихся в научно-практических конференциях, конкурсах
Учебный год | Уровень конкурсных мероприятий | Фамилия, имя ученика автора проекта | Класс | Результат |
2010-2011 | Муниципальная НПК» Первые шаги» | Паршина Алина | 5 | Призер |
Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии» | Паршина Алина | 5 | Участие | |
Республиканская олимпиада антинаркотической направленности акция «Без наркотиков». | Шибанов Евгений | 10 | 2 место | |
Межрегиональная Научно-практической конференция по эколого-этнографическому проекту «Дерево земли, на которой я живу». | Шибанов Евгений | 10 | 2 место | |
Муниципальная НПК» Первые шаги» | Дружинкина Ангелина | 6 | Победитель | |
Республиканский конкурс исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии» | Дружинкина Ангелина | 6 | Участие | |
Муниципальная НПК» Первые шаги» | Рузаев Кирилл | 9 | Участие | |
2013-2014 | конкурс исследовательских и проектных работ « Интеллектуальное будущее Мордовии» | Паршина Алина | 8 | Победитель |
Муниципальная НПК « Первые шаги» | Невлютова Регина | 6 | Призёр |
7 Возможность тиражирования.
Созданные педагогические условия, способствуют развитию личности ребенка, в том числе и повышению уровня ее творческой активности и познавательного интереса, которые нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.
Данный опыт технология может быть использована на уроках биологии, экологии, химии, технологии, и на дополнительных занятиях.
В целях обмена опытом провожу открытые уроки, мастер-классы, выступаю на семинарах, заседаниях методических объединений учителей кафедры, района.
Кроме этого обобщение педагогического опыта представлено в публикациях (http://nsportal.ru ,http://elhoschool.ru) .
8. Приложение
Материалы из опыта работы опубликованы на сайте http://nsportal.ru, http://elhoschool.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный педагогический опыт. "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках литературы посредством использования интеграционных технологий и проектной методики"
Сущность опыта заключается в разработке возможностей межпредметной интеграции и внедрения мультимедийных технологий в образовательный и воспитательный процесс при изучении литературы....
Инновационный педагогический опыт "ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ БИБЛИОТЕЧНО - ИНФОРМАЦИОННОГО МЕДЕАЦЕНТРА
В данной программе обосновывается актуальность изменений работы и оснащенности школьной библиотеки, основные направления дальнейшего развития школьной библиотеки, которые в новых условиях ...
инновационный педагогический опыт
«Формирование правильного звукопроизношения на основе использования игровых технологий на занятиях с детьми, имеющих фонетическое нарушение речи – ротацизм»Для успешного обучения в современной ш...
Мой инновационный педагогический опыт.
Мой инновационный педагогический опыт "Работа со словом"....
Инновационный педагогический опыт
Использование средств ритмической гимнастики в адаптивной физической культуре...
Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"
Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов, как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...
Инновационный педагогический опыт
Внедрение информационных технологий...