Реализация принципа метапредметности на уроках английского языка
проект на тему
Принцип метапредметности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_printsipa_metapredmetnosti_na_urokah_angliyskogo_yazyka.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация принципа метапредметности на уроках английского языка.
Реализация принципа метапредметности в процессе обучения иностранному языку. I. Актуальность. Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом: что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? Ответ на него дает великий русский педагог К.Д. Ушинский: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто». Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения. Как сделать так чтобы, все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!? Думаю, с этими проблемами сталкиваются все педагоги! На мой взгляд, чудодейственной скрепкой или клеем является освоение и внедрение в процесс преподавания метапредметности. Мир многогранен, Сложен, гибок, Но целостен и органичен. И в дисциплинах нам привычных Есть связь – лишь распознать сумей! Вооружить сумей детей Не знаний багажом, А способом познанья. Эти незамысловатые строки - можно считать своеобразным лейтмотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения. Метапредметность - это неизбежность, которая стала заботой практически каждого учителя. Метапредметность соединяет в себе идею предметности и одновременно НАДпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности. Формирование метапредметных результатов - одно из основных требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом. Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний. II. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. (Ю.В.Громыко) Целью своей педагогической деятельности обозначила следующее: Совершенствование образовательного процессса посредством реализации принципа метапредметности Для обеспечения достижения цели необходимо решить несколько взаимосвязанных задач: · осуществить отбор эффективных с точки зрения интеграции методики преподавания иностранного языка и реализации метапредметного принципа технологий, подходов, средств и форм обучения; · разработать и апробировать задания метапредметного характера, направленных на формирование метазнаний и метаумений; · создать методический инструментарий психолого-педагогического мониторинга метапредметных результатов; III. Средства и формы. Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения: • метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане • метакурсы (элективные, по выбору и т.д.) • метапредметный компонент в содержании учебного курса: - метапредметные уроки - предметный урок + метапредметная тема Метапредметы — это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов, это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала, каковыми являются метазнание, метаспособы, метадеятельность. В качестве метапредметов доктором психологических наук, Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». Перегруженность современного содержания образования далеко не всегда позволяет включить в учебный план эти предметы. Одним из направлений, реализующих метапредметность достаточно эффективно, являются элективные курсы, семинарские занятия, исследовательская и проектная деятельность. Элективный курс «Английский язык в профессиональной сфере» (И.С. Рахуба) раскрывает различные сферы применения английского языка, особенности рода деятельности людей многих профессий, связанных с необходимостью овладения им. Основу обучения составляют упражнения коммуникативного характера, обладающие ситуативной обусловленностью и предусматривающие выражение личного отношения к рассматриваемому предмету. Например: Занятие по теме «Ecology of Amur Region», метатема « Проблема», в 9 классе проходила в форме пресс-конференции, где учащиеся решали задачи, связанные с проблемами Хинганского заповедника. Основываясь на фактах, полученных при самостоятельном исследовании проблем данной территории, они не только пытались найти пути их решения, но и активизировали знания специфической лексики в ситуации, приближенной к жизни. По надпредметным программам можно работать на уроках по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат. Метатемы, предлагаемые разработчиками данного вопроса, подобраны таким образом, что могут быть применены практически к любой теме любого предмета. При выборе метапредметной темы учитываю возраст, ступень обучения учащихся. В таблице приведены примеры метапредметных тем и их соотнесение с программным материалом уроков английского. Так метапредметная тема «Общество и среда» раскрывается на уроке в 5 классе при изучении темы «В аэропорту» (учебник «Happy English.ru» для 5 класса, авторы К. И. Кауфман, М.Ю. Кауфман) Навигационные знаки современного аэропорта предполагают в пассажире и встречающем человека, способного воспользоваться информацией, представленной на них на английском языке, имеющим статус международного. Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации. Принцип «метапредметности» состоит также в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом (Ю.Громыко). Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию). IV. Технологии. Проанализировав особенности и акценты технологий, реализующих принцип метапредметности, пришла к выводу, что технология критического мышления в большей степени соответстует стратегии преподавания английского языка, так как направлена на формирование этих метаумений. V. Практика Для решения этой задачи использую следующие приёмы : составление ментальных карт, деревьев понятий, кластеров, денотатных графов, схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»), графические модели знания, приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр. Ментальные карты предложены американскими педагогами Б. Дерпортер и М. Хенаки. Ментальные карты рисуются в виде схемы с центром и расходящимися от него «ветками». На ветках размещаются слова или картинки. Это показывает бесконечное разнообразие возможных ассоциаций и, следовательно, неисчерпаемость возможностей мозга. Подобный способ записи позволяет ментальной карте неограниченно расти и дополняться. На уроке по теме «Seasons» при составлении ментальных карт учащимся были предложены задания дифференцированного характера: вписать названия времён года и соответствующих месяцев или слова, ассоциирующиеся с тем или другим временем года. Причем выбор задания осуществляли сами учащиеся, оценив самостоятельно уровень своей подготовленности. Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Может эффективно использоваться в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятиии, либо как «итог», «обобщение» на заключительном уроке. На уроке по теме «My hobby is martial arts» при проверке домашнего задания учащимся предлагается закончить частично заполненный граф. В ходе выполнения задания пятиклассники на практической основе усваивают главное правило построения денотатного графа - в нём понятия, выраженные словами именных частей речи должны чередоваться с глаголами. Усвоив эту особенность, впоследствии учащиеся составляют граф самостоятельно. Схемы «фишбоун» («рыбий скелет») были придуманы профессором К. Ишикава. Представляют собой графическое изображение, помогающее идентифицировать и наглядно отобразить причины конкретных событий, явлений, проблем или результатов. В голове скелета находится проблема, которая рассматривается в планируемом проекте. На самом скелете есть верхние и нижние косточки. На верхних косточках отмечаются причины возникновения проблемы, на нижних выписываются факты, подтверждающие наличие сформулированных причин. В «хвосте» - вывод. На начальном этапе формирования данного метаумения возможен более простой вариант - приём «за» и «против». Так на уроке обобщения и систематизации знаний по теме «Meals», метатема «Вред и польза», учащимися (3-4 кл.) актуализируется проблема правильного питания. Она обозначается в голове скелета, на верхних косточках учащиеся записывают названия полезных продуктов, на нижних - вредных. В качестве вывода предлагается подобрать известную английскую пословицу. Составление ментальных карт, денотатных графов, схем «фишбоун» - эффективные приёмы переработки информации не только на уроках английского языка, но и на уроках любого другого предмета. Передавая универсальный способ показываю учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Свои методические разработки размещаю на школьном сайте. Считаю, что учителя предметники, курирующие один и тот же класс, должны следовать принципу метапредметности, чтобы не действовать, как «лебедь, рак да щука» во всем известной басне, а дать возу единое нужное направление и снабдить его двигателем в виде метапредметных способов деятельности. VI. Результаты Результатом своей деятельности по реализации принципа метапредметности считаю положительную динамику сформированности метаумений Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. В сотрудничестве с психологом на основе уже созданных для начальной школы комплексных диагностических заданий (образовательная система 2100), разработала и апробировала аналогичные для контроля достижения метапредметных результатов пятиклассниками. О повышение мотивации к изучению иностранного языка свидетельствуют следующие показатели: - количество учащихся посещающих предметные кружки; - количество учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах и конкурсах, в праздниках на иностранном языке; - повышение качества знаний учащихся в течение года; - качественно новый уровень докладов, рефератов учащихся, использование ими различных форм представления информации; Данные диагностики уровня познавательных способностей учащихся свидетельствуют о том, что процент учащихся с высоким уровнем развития познавательных способностей повысился на 11%, с низким уровнем снизился на 5 %, со средним уровнем снизился на 6 %; ведется работа по подготовке к участию учащихся в школьной научно-практической конференции. Многие проекты учащихся отмечены дипломами победителей на конкурсах различных уровней. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
реализация компитентностного подхода на уроках английского языка
данная работа представляет из себя презентацию на тему "реализация компитентностного подхода на уроках английского языка", с которой я выступила на педагогическом марафоне....
Принцип метапредметности на уроке русского языка
Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.АЧто общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?...
Метапредметность на уроках английского языка
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.Как сделать так чтобы, все, что наполняет ...
Презентация "Метапредметность на уроках английского языка"
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.Как сделать так чтобы, все, что наполняет ...
Метапредметность на уроках английского языка
Метапредметность на уроках английского языка...
Использование принципа метапредметности на уроках английского языка
Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....
метапредметность на уроках английского языка
Метапредметность на уроках английского языка является требованием современности, эпохи глобализации с ее необходимостью непрервыного ителлектаульного самообразования. В стандарте второго поколения под...