метапредметность на уроках английского языка
статья
Метапредметность на уроках английского языка является требованием современности, эпохи глобализации с ее необходимостью непрервыного ителлектаульного самообразования. В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий. Метапредметный подход в образовании - необходимый ключ для формирования данных компетенций.На уроках английского языка возможно обобщение способов деятельности не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях. В данной статье рассматриваются примеры применения метапредметного подхода для разных возрастных групп обучающихся,а также освещены результаты интегрированного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Эпоха глобализации внесла свои коррективы во все сферы современной жизни. Только непрерывное образование может позволить личности справиться с обилием информации, постоянного выбора поведения, выработать стратегию жизни.
В системе российского образования происходят значительные изменения, связанные не только с глобализацией, но и с изменившимися социально-политическими и экономическими условиями. Иностранный язык становится одной из важнейших компетенций, наряду с владением информационными технологиями. Это определило значимость предмета в стандартах нового поколения.
Согласно «Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (Стандарты второго поколения) изучение иностранных языков предполагается проводить на всех трех ступенях общего образования (начальное, основное и полное общее образование на базовом и профильном уровнях), что нашло отражение в федеральном базисном учебном плане по иностранным языкам и «Примерных программах по учебным предметам».
В стандарте второго поколения подчеркиваются постоянная внутренняя мотивация к учению, умение общаться, социальная мобильность, критическое мышление, обучение учащихся самостоятельному конструированию своего знания, а также общекультурное и личностное развитие учащихся, в том числе за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий.
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Иностранный язык – один из самых оптимальных инструментов для этого, связующее звено практически для любого предмета.
На уроках английского языка возможно обобщение способов деятельности не только в рамках образовательного процесса, но и в реальных жизненных ситуациях.
Английский язык необходим в различных сферах деятельности людей многих профессий, связанных с необходимостью овладения им.
Выражение личного отношения к рассматриваемому предмету, разнообразие коммуникативных заданий, ситуативная обусловленность – все это облегчает интеграцию различных предметов, предлагает огромную вариативность и расширяет поле для творчества.
К примеру, социальные вопросы обществознания,такие как: права подростков, достоверность информации в Интернете, даже школьная форма возможно обсудить в форме дебатов в старших классах. Занятия по теме «Экология» - в форме пресс-конференции, где обучающиеся решают задачи, связанные с ухудшением экологии, исчезновением животных и растений. По надпредметным программам можно работать на уроках по обычным школьным предметам за счёт отбора тем, сюжетов, способов деятельности, совокупность которых в итоге и позволяет получить желаемый метапредметный результат.
Метапредметная тема «Правила дорожного движения» раскрывается на уроке в 6 классе при изучении темы «В городе» (учебник «Spotlight 6») , где обучающиеся используют дорожные знаки как инструмент для отработки повелительного наклонения, глаголов can/can’t, попутно повторяя правила и формируя способность пользоваться информацией, имеющей статус международной.
Поэтому кроме лексико-грамматических навыков, отрабатываемых на уроке, учащиеся овладевают социокультурными знаниями и умениями, усваивают способы общения в реальной языковой ситуации.
Одними из важнейших метаумений являются навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию).
Интеграция истории происходит при изучении прошедшего времени, к примеру, чтения текстов и аудировании фактов о древнейших цивилизациях в 6 классе (учебник Starlight).
Метапредметные результаты обучения на уроках английского языка достигаются через:
- содержание обучения (межпредметные связи, умение учиться, контроль и самоконтроль);
- использование мультимедиаприложений;
- наличие текстов разных жанров и обилие заданий на разные типы чтения;
- сопоставление явлений родного и изучаемого языков с помощью грамматического справочника и упражнений;
- анализ английского языка на основе моделей-опор;
- знакомство с явлениями окружающего мира, фактами его истории, географии на английском языке;
- интеграции полученных на уроках по другим предметам знаний в ходе дискуссий, проектных работ и других видов деятельности на английском языке.
Таким образом, на уроках английского языка мы реализуем разнообразные межпредметные связи с русским языком, литературой, историей, обществознанием, географией, информатикой и т. д.
Результатами такого интегрированного обучения является:
- развитие мышления учащихся;
- возможность широкого применения учащимися научного метода познания;
- комплексный подход к учебным предметам;
- повышение качества знаний учащихся;
- развитие и повышение мотивации к изучению иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
В данной статье рассматривается активное использование лингвострановедческого материала при обучении английскому языку на начальном этапе. Формирование у школьников социокультурной компете...

Метапредметность на уроках английского языка
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.Как сделать так чтобы, все, что наполняет ...

Презентация "Метапредметность на уроках английского языка"
Сам того не подозревая в 19 веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки ФГОС второго поколения.Как сделать так чтобы, все, что наполняет ...

Достижение метапредметных и личностных результатов на уроках английского языка. Урок английского языка по ФГОС.
Данный учебный материал представляет собой технологическую карту урока английского языка, разработанного в соответствии с ФГОС....

Использование принципа метапредметности на уроках английского языка
Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....