Принцип метапредметности на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему
Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.А
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsip_metapredmetnosti.pptx | 2.12 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика ?
Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. К.Д.Ушинский
Конструктор педагогических ситуаций Учитель Формирует универсальные способы деятельности Практико-ориентированное освоение знаний
Основные идеи метапредметного подхода Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания; Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое; Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок»; Мониторинг призван отслеживатьиндивидуаль-ный уровень развития теоретического мышления
Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения: метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане; метакурсы (элективные, по выбору и т.д.); метапредметный компонент в содержании учебного курса: метапредметные уроки предметный урок + метапредметная тема
Что значит быть «достойным» сыном отечества? (сочинение-рассуждение)
Этап урока Деятель-ность учеников Методы Организующий Учащиеся самостоятельно распреде-ляются по группам
Правила работы на уроке 1. Принимай активное участие в работе группы на любом этапе урока; 2. Высказывай свое мнение, выслушивай чужое, уважая собеседника; 3. Не бойся защищать работу группы перед всеми учащимися класса.
Этап урока Деятель-ность учеников Методы «Точка удивления» Запишите слова-ассоциации видеоряда Метод образного видения; Метод графических ассоциаций;
Род ина Род Род ители Род ственники Род овой Род ня Род ной Род ство Рожд ение Отечество Отчизна Родная сторона Отчий край Мать Отец Семья Дом, в котором родился Двор Улица, на которой вырос Любовь к родному краю Житель страны
Гражданин Русский язык Французский язык Немецкий язык Английский язык Итальянский язык ?
Гражд анин Русский язык Французский язык cit oyen Немецкий язык Английский язык Итальянский язык straat sburger cit tadino cit izen Город - град д // жд
Этап урока Деятель-ность учеников Методы Информационно-аналитичес-кий этап Учащиеся в группах работают с различными источниками информации, вычленяют, анализируют , систематизируют материал. Метод смыслового видения; Метод сравнений, сопоставлений;
Поступки, дела Качества Чувства Граждане Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Петр Столыпин Алексей Грязнов Анатолий Шкарапут Андрей Сахаров Сергей Сотников
Гражданин? Гражданин – житель страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Гражданин – человек, наделенный правами, свободами и ответственностью. Гражданин России Имеет установленные законом права и свободы Гарантируется государством Несет определенные обязанности Перед государством
Гражданин имеет право принимать участие в жизни страны и народа Гражданская позиция - это отношение гражданина к событиям государства, а также соответствующие действия, поведения гражданина
Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Нижегородский староста; Торговец мясом; Организатор народного ополчения, изгнавший из Москвы поляков; Пожертвовал 1/3 часть своего состояния на благо Родины. Князь, принадлежавший к потомкам Рюрика . Российский национальный герой, военный и политический деятель. Глава Второго Народного Ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.
Петр Столыпин Андрей Сахаров Реформатор и государственный деятель. Занимал пост министра внутренних дел России. Бесстрашный защитник интересов России: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не состоянии был ничего делать». Ученый- физик. Боец за права и свободы граждан в СССР . Боец за разоружение, Лауреат Нобелевской премии мира. «Как гражданин… я чувствую ответственность за всё трагические события в стране».
Алексей Грязнов Анатолий Шкарапут Мастер ММК. Бригада Грязнова впервые выдала скоростные плавки металла. Добровольцем ушел на фронт. Геройски погиб при освобождении эстонской деревни. Инженер-строитетель . Герой Социалистического Труда. Заслуженный строитель РФ. Почетный гражданин Магнитогорска. Ветеран Магнитостроя .
«Процветание Родины – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, пола, возраста и социального положения. Жизнь гражданина должна быть наполнена смыслом, должна быть духовно богата. И только осознав это, гражданин может стать свободным и счастливым.» (А. Сахаров)
Наш современник Сергей Сотников - начальник вертолетной площадки -чистил полосу где-то в Коми. Просто выполнял свою работу. Ну чистил и чистил. А тут случилось, что Ту-154 надо было экстренно приземлиться, причем так, чтоб пассажиры и экипаж продолжали жить. Все системы отказали. Либо падать, перекрестясь , либо искать, где произвести «жесткую посадку». До аэродрома – далеко…
Поступки, дела Качества Чувства Граждане 1. Организовали сбор средств и сил для защиты Отечества, пожертвовали своим имуществом. Мужество Сопричастность Любовь Долг 2. Заботился о процветании страны, готовил и проводил преобразования, не взирая на угрозы противников. Трудолюбие Честность Воля Патриотизм Справедливость 3.4. Много работали на благо Родины, защищали страну от врагов. Целеустремлен-ность Ответственность 5. Совершил научное открытие, думал о лучшем будущем страны, приносил пользу людям. Активность Ответственность 6. Помогали людям в трудную минуту, спасали их жизни. Честность Альтруизм Ответственность Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Петр Столыпин Алексей Грязнов Анатолий Шкарапут Андрей Сахаров Сергей Сотников
Этап урока Деятель-ность учеников Методы Аналитико-сопостави - тельный этап Ученики вспоминают, демонстрируют использование знаний, выдвигают гипотезы, рассуждают, сравнивают, работают в микрогруппах Метод гипотез (рабочих, реальных); Метод образного видения; Метод сравнений; Метод эвристических бесед.
Поиски идеала гражданина в русской литературе Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Некрасов Н.А.
Я Микула есмь ; мужик я Селянинович … Определите жанр произведения? Каковы лучшие черты героев произведений данного жанра? Какие древние верования отразились в данном отрывке? Как вы считаете, присутствуют ли отголоски этих верований в современном мире? В чём выражается любовь к «матери сырой земле» сегодня?
Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин Свобода Честь Отчизна Душа
Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» Кого, по мнению поэта, можно назвать гражданином?
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Можно ли назвать Тараса Бульбу образцом идеального национального героя? Он жертвует жизнью ради Родины и товарищей. Поднимает меч на защиту православия. Не прощает предательства Родины даже сыну. Ему чужды роскошь и стремления к спокойной жизни хозяина и семьянина. Цель жизни – защищать Родину, веру, народ.
Этап урока Деятель-ность учеников Методы Оценочно-рефлексив - ный этап Ученики комбинируют, составляют, придумывают, творят Метод смыслового видения; Метод образного видения; Метод символического видения; Метод наблюдений;
Что значит быть «достойным» сыном отечества?
Чтобы написать сочинение, надо знать, о чем писать знать , как писать понимать , для чего писать
Слово публицистический образовано от латинского слова publicus , что значит «общественный, государственный» . Публицистический стиль речи Однокоренные слова: публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика , имеющему два значения: 1. посетители, зрители, слушатели; 2. люди, народ.
Публицистический стиль Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, радио, телевидение, митинг Функция (зачем?) УБЕЖДЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ н а сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, иногда побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам…) Ведущая стилевая черта Фактографичность + образность, призывность , злободневность тематики
Тип речи: РАССУЖДЕНИЕ Содержание (смысловая структура). О чем говорится в тексте? Размышления о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор так считает, что из этого следует (как поступить, что делать); Подтверждение какой-либо мысли; Причины и следствия событий, явлений, поступков людей.
ТЕЗИС (основная мысль) ОСНОВАНИЕ (аргументы, доводы, доказательства, примеры) ВЫВОД (собственная позиция) Тип речи: РАССУЖДЕНИЕ КОМПОЗИЦИЯ Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека. (основная мысль) Что значит быть «достойным» сыном отечества? (аргументы, доводы, доказательства, примеры) Могу ли я назвать себя гражданином? (собственная позиция)
Как начать сочинение рассуждение? От ключевого слова. Прием: вопрос-ответ. От цитаты. Картина.
Напишите самоанализ Я - гражданин! Я - гражданин? Я - гражданин…
«Моё ли это – моя Родина, где я родился и вырос? Моё! Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»… В. Шукшин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка
В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...
методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы
Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...
Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.
Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....
Реализация принципа метапредметности на уроках английского языка
Принцип метапредметности...
ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
laquo;Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс....
Метапредметность на уроках русского языка и литературы
Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист ок...
Использование принципа метапредметности на уроках английского языка
Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....