Принцип метапредметности на уроке русского языка
методическая разработка по русскому языку на тему

Еремеева Ирина Александровна

Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного  цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.А

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsip_metapredmetnosti.pptx2.12 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Принцип метапредметности на уроке русского языка Из опыта работы ТГ МО учителей гуманитарного цикла МОУ «СОШ №5 УИМ», руководитель МО Еремеева И.А

Слайд 2

Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика ?

Слайд 3

Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто. К.Д.Ушинский

Слайд 4

Конструктор педагогических ситуаций Учитель Формирует универсальные способы деятельности Практико-ориентированное освоение знаний

Слайд 5

Основные идеи метапредметного подхода Знания, в структуре познания играют роль знаков психики для ориентации в окружающем мире, являясь единицей метазнания; Метазнания, выступающие как целостная картина мира с научной точки зрения, лежат в основе развития, интегрируя образное и теоретическое; Метапредметность позволяет формировать целостное образное видение мира, избегая дробления знаний и «дидактических дрессировок»; Мониторинг призван отслеживатьиндивидуаль-ный уровень развития теоретического мышления

Слайд 6

Для реализации принципа метапредметности возможно использование следующих средств и форм обучения: метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане; метакурсы (элективные, по выбору и т.д.); метапредметный компонент в содержании учебного курса: метапредметные уроки предметный урок + метапредметная тема

Слайд 7

Что значит быть «достойным» сыном отечества? (сочинение-рассуждение)

Слайд 8

Этап урока Деятель-ность учеников Методы Организующий Учащиеся самостоятельно распреде-ляются по группам

Слайд 9

Правила работы на уроке 1. Принимай активное участие в работе группы на любом этапе урока; 2. Высказывай свое мнение, выслушивай чужое, уважая собеседника; 3. Не бойся защищать работу группы перед всеми учащимися класса.

Слайд 10

Этап урока Деятель-ность учеников Методы «Точка удивления» Запишите слова-ассоциации видеоряда Метод образного видения; Метод графических ассоциаций;

Слайд 11

Род ина Род Род ители Род ственники Род овой Род ня Род ной Род ство Рожд ение Отечество Отчизна Родная сторона Отчий край Мать Отец Семья Дом, в котором родился Двор Улица, на которой вырос Любовь к родному краю Житель страны

Слайд 12

Гражданин Русский язык Французский язык Немецкий язык Английский язык Итальянский язык ?

Слайд 13

Гражд анин Русский язык Французский язык cit oyen Немецкий язык Английский язык Итальянский язык straat sburger cit tadino cit izen Город - град д // жд

Слайд 14

Этап урока Деятель-ность учеников Методы Информационно-аналитичес-кий этап Учащиеся в группах работают с различными источниками информации, вычленяют, анализируют , систематизируют материал. Метод смыслового видения; Метод сравнений, сопоставлений;

Слайд 15

Поступки, дела Качества Чувства Граждане Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Петр Столыпин Алексей Грязнов Анатолий Шкарапут Андрей Сахаров Сергей Сотников

Слайд 16

Гражданин? Гражданин – житель страны, имеющий право гражданства, участник правовой и политической жизни. Гражданин – человек, наделенный правами, свободами и ответственностью. Гражданин России Имеет установленные законом права и свободы Гарантируется государством Несет определенные обязанности Перед государством

Слайд 17

Гражданин имеет право принимать участие в жизни страны и народа Гражданская позиция - это отношение гражданина к событиям государства, а также соответствующие действия, поведения гражданина

Слайд 18

Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Нижегородский староста; Торговец мясом; Организатор народного ополчения, изгнавший из Москвы поляков; Пожертвовал 1/3 часть своего состояния на благо Родины. Князь, принадлежавший к потомкам Рюрика . Российский национальный герой, военный и политический деятель. Глава Второго Народного Ополчения, освободившего Москву от польско-литовских оккупантов.

Слайд 19

Петр Столыпин Андрей Сахаров Реформатор и государственный деятель. Занимал пост министра внутренних дел России. Бесстрашный защитник интересов России: «Я верю в Россию. Если бы я не имел этой веры, я бы не состоянии был ничего делать». Ученый- физик. Боец за права и свободы граждан в СССР . Боец за разоружение, Лауреат Нобелевской премии мира. «Как гражданин… я чувствую ответственность за всё трагические события в стране».

Слайд 20

Алексей Грязнов Анатолий Шкарапут Мастер ММК. Бригада Грязнова впервые выдала скоростные плавки металла. Добровольцем ушел на фронт. Геройски погиб при освобождении эстонской деревни. Инженер-строитетель . Герой Социалистического Труда. Заслуженный строитель РФ. Почетный гражданин Магнитогорска. Ветеран Магнитостроя .

Слайд 21

«Процветание Родины – счастливая, полная смысла жизнь, свобода материальная и духовная, благосостояние, мир и безопасность для всех людей на Земле, независимо от их расы, пола, возраста и социального положения. Жизнь гражданина должна быть наполнена смыслом, должна быть духовно богата. И только осознав это, гражданин может стать свободным и счастливым.» (А. Сахаров)

Слайд 22

Наш современник Сергей Сотников - начальник вертолетной площадки -чистил полосу где-то в Коми. Просто выполнял свою работу. Ну чистил и чистил. А тут случилось, что Ту-154 надо было экстренно приземлиться, причем так, чтоб пассажиры и экипаж продолжали жить. Все системы отказали. Либо падать, перекрестясь , либо искать, где произвести «жесткую посадку». До аэродрома – далеко…

Слайд 23

Поступки, дела Качества Чувства Граждане 1. Организовали сбор средств и сил для защиты Отечества, пожертвовали своим имуществом. Мужество Сопричастность Любовь Долг 2. Заботился о процветании страны, готовил и проводил преобразования, не взирая на угрозы противников. Трудолюбие Честность Воля Патриотизм Справедливость 3.4. Много работали на благо Родины, защищали страну от врагов. Целеустремлен-ность Ответственность 5. Совершил научное открытие, думал о лучшем будущем страны, приносил пользу людям. Активность Ответственность 6. Помогали людям в трудную минуту, спасали их жизни. Честность Альтруизм Ответственность Кузьма Минин Дмитрий Пожарский Петр Столыпин Алексей Грязнов Анатолий Шкарапут Андрей Сахаров Сергей Сотников

Слайд 24

Этап урока Деятель-ность учеников Методы Аналитико-сопостави - тельный этап Ученики вспоминают, демонстрируют использование знаний, выдвигают гипотезы, рассуждают, сравнивают, работают в микрогруппах Метод гипотез (рабочих, реальных); Метод образного видения; Метод сравнений; Метод эвристических бесед.

Слайд 25

Поиски идеала гражданина в русской литературе Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. Некрасов Н.А.

Слайд 26

Я Микула есмь ; мужик я Селянинович … Определите жанр произведения? Каковы лучшие черты героев произведений данного жанра? Какие древние верования отразились в данном отрывке? Как вы считаете, присутствуют ли отголоски этих верований в современном мире? В чём выражается любовь к «матери сырой земле» сегодня?

Слайд 27

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин Свобода Честь Отчизна Душа

Слайд 28

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин» Кого, по мнению поэта, можно назвать гражданином?

Слайд 29

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Можно ли назвать Тараса Бульбу образцом идеального национального героя? Он жертвует жизнью ради Родины и товарищей. Поднимает меч на защиту православия. Не прощает предательства Родины даже сыну. Ему чужды роскошь и стремления к спокойной жизни хозяина и семьянина. Цель жизни – защищать Родину, веру, народ.

Слайд 30

Этап урока Деятель-ность учеников Методы Оценочно-рефлексив - ный этап Ученики комбинируют, составляют, придумывают, творят Метод смыслового видения; Метод образного видения; Метод символического видения; Метод наблюдений;

Слайд 31

Что значит быть «достойным» сыном отечества?

Слайд 32

Чтобы написать сочинение, надо знать, о чем писать знать , как писать понимать , для чего писать

Слайд 33

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus , что значит «общественный, государственный» . Публицистический стиль речи Однокоренные слова: публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика , имеющему два значения: 1. посетители, зрители, слушатели; 2. люди, народ.

Слайд 34

Публицистический стиль Сфера применения (где?) Общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, радио, телевидение, митинг Функция (зачем?) УБЕЖДЕНИЕ, ВОЗДЕЙСТВИЕ н а сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, иногда побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам…) Ведущая стилевая черта Фактографичность + образность, призывность , злободневность тематики

Слайд 35

Тип речи: РАССУЖДЕНИЕ Содержание (смысловая структура). О чем говорится в тексте? Размышления о том, почему произошло что-либо, почему человек поступает именно так, почему автор так считает, что из этого следует (как поступить, что делать); Подтверждение какой-либо мысли; Причины и следствия событий, явлений, поступков людей.

Слайд 36

ТЕЗИС (основная мысль) ОСНОВАНИЕ (аргументы, доводы, доказательства, примеры) ВЫВОД (собственная позиция) Тип речи: РАССУЖДЕНИЕ КОМПОЗИЦИЯ Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека. (основная мысль) Что значит быть «достойным» сыном отечества? (аргументы, доводы, доказательства, примеры) Могу ли я назвать себя гражданином? (собственная позиция)

Слайд 37

Как начать сочинение рассуждение? От ключевого слова. Прием: вопрос-ответ. От цитаты. Картина.

Слайд 38

Напишите самоанализ Я - гражданин! Я - гражданин? Я - гражданин…

Слайд 39

«Моё ли это – моя Родина, где я родился и вырос? Моё! Говорю это с чувством глубокой правоты, ибо всю жизнь мою несу в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»… В. Шукшин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этимологический анализ: основные принципы использования на уроках русского языка

В педагогической деятельности данный вид анализа используется в качестве аспектов изучения русского языка...

методические основы применения метапредметности на уроках русского языка и литературы

Сущность метапредметности.В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образован...

Коммуникативно-деятельностный принцип обучения на уроках русского языка как условие формирования и совершенствования навыков делового общения современного школьника.

Выступление на областной конференции, посвященной опыту работы в области формирования коммуникативных навыков обучающихся....

ПРИНЦИП ЗАНИМАТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

laquo;Процесс прочного усвоения знаний,- считал психолог С.Л. Рубинштейн, - центральная часть процесса бучения. Это психологически очень сложный процесс....

Метапредметность на уроках русского языка и литературы

Главная задача школьного образования – формирование успешности у выпускников. Часто при некомпетентностном подходе обучения оказывается, что хорошо успевающий в школе ученик или даже медалист ок...

Использование принципа метапредметности на уроках английского языка

Данный файл содержит статью по теме "Метапредметность на уроках"....