Программа формирования мотивации к учебной деятельности.
материал на тему
В работе показаны приемы деятельности учителя на уроке, представлены задания на упрочнения отдельных сторон мотивации и формирование мотивации на отдельных этапах урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_formirovaniya_motivatsii.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа формирования мотивации к учебной деятельности
1. Приемы деятельности педагога на уроке:
• создание общей атмосферы сотрудничества и престижности получения знаний в классе;
• включение обучающихся в коллективные формы организации разных видов деятельности;
• привлечение обучающихся к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки;
• занимательность изложения, необычная форма преподнесения материала;
• эмоциональность речи педагога;
• познавательные игры, ситуации спора и дискуссии на уроке;
• умелое сочетание системы поощрения и порицания;
• анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личной значимости обучения.
2. Специальные задания на упрочение отдельных сторон мотивации:
• использование ситуации выбора (поощряется умение самостоятельно принять решение по выбору между творческим и репродуктивным заданием);
• применение упражнений на целеполагание обучающихся в учении;
• оценка педагогом усилий, прилагаемых школьниками при выполнении заданий, а не их способностей (в этом случае сравниваются успехи обучающихся с его прежними результатами);
• использование заданий разного уровня, направленных на формирование устойчивости целей (заданий, рассчитанных на разные способности обучающихся).
3. Формирование мотивации на отдельных этапах урока
Общая задача педагога состоит в том, чтобы обучающийся был постоянно мотивирован к действию в течение всего урока.
В начале урока – исходная мотивация (что полезного и нового он узнает сегодня, где может применить изучаемое?).
В середине урока – мотивация удовлетворения от самого процесса учения (чередование разных видов деятельности, творческих, в меру трудных заданий).
В конце урока – мотивация завершения. Каждый ученик должен уйти с урока с положительным опытом мотивации (дифференцированное домашнее задание, оценочная деятельность самих обучающихся).
Процесс развития мотивации в учебной деятельности предполагает:
1. Периодическое исследование уровня познавательных потребностей в классе и корректирование системы мотивации с учетом данных анализа.
2. Обеспечение на каждом уроке:
• разнообразия раздражителей органов чувств (осязание, обоняние), эмоциональных ощущений;
• ухода от стереотипа в изложении материала (использование инновационных образовательных технологий);
• постоянного поступления новой содержательной информации;
• удовлетворения интереса на каждом этапе.
3. Предотвращение отвращения к обучению, вызванного отрицательной отметкой в начальной школе и на уроках изобразительного искусства, музыки, трудового обучения, физической культуры в основной школе. Работа на данных ступенях обучения должна оцениваться только за положительный результат. В старшей профильной школе этой цели служит зачетная система.
4. Обеспечение на каждом уроке развития "умственного аппетита" на выполнение достаточно сложных, но посильных познавательных задач.
5. Ведение преподавания с учетом профессиональной заинтересованности обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...
Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Поэтому важная задача сегодня...
«Пути формирования мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для ...
Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"
В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....
Формирование мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья
Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация)...
План самообразования на тему "Создание условий для формирования мотивации к учебной деятельности у младших школьников с нарушением интеллекта"
План самообразования...
Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.
Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...