Формирование мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья
статья по теме

Мокринская Марина Михайловна

Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped._sovete.rar183.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья»

Выступление на педагогическом совете 30.10.2013 года

Подготовила

Мокринская Марина Михайловна

учитель  ГКОУ СО «Буткинская

специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат»

А.Эйнштейн отмечал: “Большая ошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находить радость в том, чтобы смотреть и искать”.

Для того, чтобы работа по развитию мотивационных факторов деятельности учеников на уроке была более эффективной, необходимо обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятные для актуализации его потребностей, для установления эмоционального контакта с учителем, условия, в которых каждый школьник мог бы оказаться в ситуации успеха.

Рассмотрим факторы и некоторые методы формирования положительной устойчивой мотивации учащихся к учебной деятельности.

Основными факторами, влияющими на формирование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:

  1. Содержание учебного материала

Само по себе содержание обучения, учебная информация не имеют для ребенка какого-либо значения, а, следовательно, не побуждают к учебной деятельности, поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы у школьников вызвать эмоциональный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Для этого необходимы:

- Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения (аналитический, разъяснительный, критический, логический, проблемный, деловой, необычный);

- Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания (важность отдельных частей, трудность, сложность (простота, доступность), новизна, познавательность материала, открытие нового в известном, историзм, современные достижения науки, интересные факты, противоречия, парадоксы);

- Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами;

- Показ значимости знаний, умений (общественной, личностной, межпредметной связи).

        2. Стиль общения учителя и учащегося

        На формирование мотивов учения большое влияние оказывает стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися.

        Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации.

       Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации, а либеральный (попустительский) стиль снижает мотивацию учения и формирует мотив «надежды на успех».

       В плане общения, отношения с учащимися очень важны:

- Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся;

- Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения;

- Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств и т. д.) и побуждение учащихся к подобным проявлениям;

- Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).

         3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности

         При организации учебной деятельности изучение каждого раздела или темы должно состоять из 3 этапов: мотивационного, операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.

        1 этап – мотивационный этап – это сообщение, почему и для чего учащимся нужно знать данный раздел программы, какова основная учебная задача данной работы. На этом этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Они могут быть:

- по содержанию: к дисциплине, к работе;

- по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика);

- алгоритмы;

- единые и индивидуальные, групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

       Этот этап состоит из 3 учебных действий:

  1. Создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы. Это достигается с помощью следующих приемов: постановки перед учащимися задачи, которую можно решить, лишь изучив данную тему; рассказа учителя о теоретической и практической значимости предлагаемой темы; рассказа о том, как решалась проблема в истории науки.
  2. Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Эта задача для учащихся является целью их деятельности на данном уроке.
  3. Рассмотрение вопросов самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. После постановки задачи намечается и обсуждается план предстоящей работы, выясняется, что нужно знать и уметь для изучения темы, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачи. Т.о. создается установка на необходимость подготовки к изучению материала.

        2 этап – операционально-познавательный. Здесь важно, чтобы учащийся начинал действовать. Для этого необходимо создание ситуаций различного характера:

- интеллектуального (проблемная, поисковая, дискуссия, противоречия, ссора):

- игрового (познавательной игры, соревнования),

- эмоционального (успеха, увлеченности темой).

        Важно сказать, что групповая форма учебной деятельности создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Также важны положительные эмоции, возникающие от деятельности и достигнутого результата.

         3 этап – рефлексивно-оценочный. Связан с анализом проделанного, анализом ошибок и оказанием необходимой помощи, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Важно уделять внимание подведению итогов так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового, что приведет к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в будущем. Поэтому, этот этап должен служить своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приведет к формированию ее устойчивости.

          Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. Важно, чтобы в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, являлись причины имеющихся недостатков, а не только констатировалось их наличие. Оценки не должны стать самоцелью для учащихся, потому что может произойти сдвиг учебной мотивации с самой деятельности, с процесса познания и результата на отметку, которая добывается «нечестными способами». Это приводит к угасанию мотива собственно учебной (познавательной) деятельности, к деформации развития личности учащегося.

       Рассмотрим основные методы мотивации и стимулирования деятельности учащихся, которые условно можно разделить на четыре группы

  1. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ

- Адекватная похвала. Стимулирует личностный рост и самореализацию ребенка, порождает уверенность в своих силах. Необходимо поощрять ребенка за успехи. Говорить надо так, чтобы ребенок знал свои возможности и способности: «Ты справился с этим заданием, потому что у тебя сильная воля и желание довести дело до конца!»

- Метод поощрения и порицания. Однако здесь необходимо добавить и уточнить, что метод поощрения хорош для детей с заниженной самооценкой и низким уровнем притязаний, неуверенных в себе, тревожных и именно этот метод ведет к созданию ситуации успеха для отдельных учащихся. Порицание, может применяться к учащимся с завышенной самооценкой и высоким уровнем притязаний, а также для ребят с адекватной самооценкой, потому что именно у этих детей развита рефлексия. Они, как правило, осознают свой потенциал, на что они способны, свои недостатки и свои сильные стороны, на которые у них и опора.

- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.

- Учебно-познавательная игра

- Создание ярких наглядно-образных представлений

- Создание ситуации успеха

- Стимулирующее оценивание

- Свободный выбор задания

- Удовлетворение потребности быть значимой личностью. Подходит для неуверенных в себе, но на многое претендующих детей. Для таких детей возможно давать задания, которые они приготовят самостоятельно дома, а потом их спросить именно это задание. У них обычно низкий темп учебной деятельности, они, как правило, тугодумы.

    2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

- Опора на жизненный опыт. Здесь важно понять, что ребенку надо не только объяснять связь учебного материала с реальностью, но и способ «погружения в задачу». Другими словами, необходимо представить себя как бы внутри ситуации задачи, попробовать ее почувствовать, услышать, увидеть все вокруг себя.

- Познавательный интерес.

- Прогнозирование будущей деятельности. Педагог, прогнозируя результаты деятельности на уроке, тем самым мотивирует учащихся на определенную скорость выполнения задания, на глубину погружения в материал. Здесь очень важно озвучивать то, что вы прогнозируете, информируя ребят об обязательных результатах обучения не в конце урока, а в самом его начале, тем самым развивая очень важное психическое качество – рефлексию при выполнении тех или иных заданий.

- «Мозговая атака» — методика стимуляции творческой активности и продуктивности. Суть ее заключается в том, что каждый учащийся высказывает на предложенную тему любые мысли. Этот метод можно применить при устных обсуждениях темы. Причем высказываются ребята по очереди, не допускается критика ни со стороны учителя, ни со стороны детей. Педагог же должен запомнить наиболее верные высказывания, а потом устно начать проверять каждую идею, и уже тогда критиковать и анализировать вместе с ребятами, таким образом, отпадут неперспективные идеи, а останутся самые эффективные.

- Побуждение ребенка к поиску «альтернативных решений». Использование метода объяснения, подачи педагогом одного и того же материала разными способами.

- Методы, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданию. Это:

А) метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.);

Б) активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь);

В) методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

- Выполнение творческих заданий, творческих работ.

- Дидактические игры (сюжетные, ролевые и т.д.).

- Использование наглядности.

- Участие в конкурсах.

- Исследовательская деятельность.

- Проектная деятельность учащихся.

- Внеклассные мероприятия.

- Индивидуализация. (Учёт не только способностей, но и интересов).

- Дифференциация (разноуровневые задания).

- Использование различных педагогических технологий: игровых, личностно   - ориентированных, развивающих, проблемного обучения,  компьютерных.

- Интегрированные уроки.

       3. ВОЛЕВЫЕ

- Предъявление учебных требований

- Информирование об обязательных результатах обучения

- Формирование ответственного отношения к учению

- Самооценка деятельности

- Рефлексия поведения

- Прогнозирование будущей деятельности

      4. СОЦИАЛЬНЫЕ

- Интерес к достижениям и делам учащегося. Формирует у него желание достигать успеха. Очень внимательно и с заинтересованностью относитесь к тому, что для учащегося значимо. Стимулируйте и поддерживайте его интересы регулярно.

- Опора на авторитет учителя. Педагог очень многое может просто внушить ребенку, причем его мнение наиболее весомо по сравнению с мнением родителей. Авторитет педагога не сохраняется в том случае, если ребенок неуспешен и способен манипулировать своими родителями. Жалуясь родителям на педагога, ребенок в этом случае всегда получает поддержку последних, которые сами того не замечая, становятся орудием незатейливой мести «злому учителю».

- При общении с родителями, делается акцент на атмосферу познания. Ребенок, растущий в атмосфере познания, имеет внутреннюю потребность знать. Сама атмосфера в семьях должна быть познавательной. Этим прежде всего должны жить родители ребенка. Это главное условие повышение мотивации.

- Побуждение подражать сильной личности

- Создание ситуации взаимопомощи, взаимопроверки

- Парная и групповая работа

- Заинтересованность в результатах коллективной работы.

ВЫВОД. Итак, мною перечислены далеко не все методы, методики и приемы по формированию мотивации учащихся, описанные в учебной литературе, а лишь самые основные.

При  формирования положительной устойчивой мотивации учащихся к учебной деятельности следует использовать не один путь, а все пути в определенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других, не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.

Литература:

  1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. – М., 1972.
  2. Воронцов А. Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. М., 2004.
  3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения. – М., 1990.
  4. Изучение мотивационной сферы учащихся (М. В. Матюхина) / Бадмаева Н. Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. –Улан-Удэ, 2004,° C.139–141.
  5. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. С-Пб: Питер, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути формирования мотивации к учебной деятельности у школьников с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для ...

Мотивационная готовность к обучению в школе как условие успешности учебной деятельности младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья

Многие специалисты приходят к мысли о необходимости целенаправленного формирования мотивации учебной деятельности. Очевидно, что требуется глубокое, критическое рассмотрение с...

Формирование коммуникативных базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью) посредством предмета «Чтение и развитие речи» и во внеурочной деятельности

Одно из ключевых положений ФГОС УО - формирование базовых учебных действий - направлено на обеспечение формирования важнейшей компетенции личности  - умения учиться, создание благоприятных услови...

Формирование мотивации к речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика работы с неговорящими детьми исключает стандартный подход или методику. Каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельно...