Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида
материал по теме

Мокринская Марина Михайловна

Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также проверки знаний, умений учащихся. Дети выполняют их с большим интересом. Можно использовать их при проведении внеклассных мероприятий и на других уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon programmirovannye_zadaniya_na_urokah.zip26.95 КБ

Предварительный просмотр:

Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной

(коррекционной) школе  VIII вида

Учитель географии,

биологии,  природоведения

ГКОУ СО «Буткинская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат»

Марина Михайловна Мокринская

       Проблема повышения эффективности учебного процесса, совершенствования методов обучения в настоящее время актуальна для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Практика диктует необходимость поиска новых методов, которые смогли бы помочь активизировать познавательную активность школьников с ограниченными возможностями здоровья. Опыт работы с учащимися привел к необходимости внедрения и более широкого применения элементов программированного обучения на уроках географии, естествознания, биологии, природоведения в специальной (коррекционной) школе.

       Использование программированных заданий дает возможность учителю эффективнее организовать процесс обучения, помогает обеспечить активную самостоятельную деятельность учеников на уроке, постоянно следить за качеством усвоения знаний, своевременно оказывать им необходимую помощь и учитывать индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

       При использовании программированных заданий реализуются принципы коррекционной направленности, систематичности, последовательности и доступности, индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении.

       Выполнение программированных заданий способствует активизации мыслительной деятельности, развитию произвольного внимания, памяти учащихся. Более слабых учащихся выполнение заданий позволяет приучить к активной работе на уроке и дает им возможность поверить в свои силы.

       Повысить эффективность применения программированных заданий на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII учителю помогут некоторые методические рекомендации:

  1. На начальных этапах обучения целесообразно пользоваться одним видом программированных заданий, что сэкономит время на инструкции о технике их выполнения.
  2. Первичное ознакомление учащихся с новым видом программированных заданий целесообразнее проводить сначала фронтально. После того, как учащиеся освоят технику выполнения задания можно предлагать аналогичные задания для самостоятельного выполнения.
  3. Наиболее эффективно применение программирования на этапах закрепления, проверки домашнего задания и проверки знаний по определенной теме или разделу.
  4. В течение урока рекомендуется отводить на выполнение программированных заданий не более 5 – 10 минут учебного времени.
  5. Наиболее оптимальным является наличие в задании не более 8 вопросов, а для слабых учащихся – не более 4 – 5. Учитель может варьировать количество вопросов в заданиях, учитывая особенности класса и уровень подготовки каждого ученика.
  6. Программированные задания выдаются на карточках с которыми детям предлагается поработать индивидуально (либо в парах). Можно предложить детям вносить свои ответы прямо в карточки, либо на листе бумаги.
  7. Программированные задания должны сочетаться с традиционными методами проверки знаний учащихся.
  8. Технология составления программированных заданий проста, что позволяет учителю без труда подготовить их по любой теме, к любому уроку.

ПРОГРАММИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Подпиши названия основных и промежуточных сторон горизонта.

                                                         


                                                         

2. Подчеркни названия естественных водоёмов одной чертой, а

     искусственных – двумя чертами.

       река                озеро                 море

       канал              океан                 водохранилище

       пруд                болото              скважина

       ручей              родник              колодец

Ответ: естественные – река, ручей, озеро, океан, болото, родник, море;

искусственные – канал, пруд, водохранилище, скважина, колодец.

3. Перфокарта.

      По горизонтали записаны вопросы, а по вертикали – ответы. Прочитай вопрос, выбери правильный ответ из числа предложенных и, при пересечении вопроса и ответа, поставь условный знак - +

Формы земной поверхности.

Равнины.

Холмы.

Овраги.

Горы.

Небольшие возвышенности, имеющие вершину, склоны и подошву.

Большие пространства ровной  местности.

Резкие ветвистые углубления с крутыми склонами, размытыми дождем и снегом.

Очень высокие возвышенности, вершины которых покрыты снегом.

Ответ: холмы, равнины, овраги, горы.

4. Расставь цифры в том порядке, в каком  располагаются природные зоны Евразии с севера на юг.

       Тайга.                                                    Арктические пустыни

       Пустыня.                                              Тундра.

       Смешанные леса.                                Степи.

Ответ: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степи, пустыня.

5. Заполни таблицу.

Растения смешанного леса.

Хвойные деревья.

Лиственные деревья.

Кустарники.

Травы.

Грибы.




1

6. Какие животные, обитают в зоне лесов. Подчеркни правильные ответы.

            верблюд                                  лось

            бурый медведь                        варан

            северный олень                      рысь

            белка                                        ящерица

            волк                                         пингвин

            белый медведь                        морж

            лиса                                         заяц

7. В нашей природной зоне развито несколько отраслей сельского хозяйства. Запиши названия животных, разведением которых занимаются или растений, которые выращивают в данной отрасли.

Животноводство:___________________________________________________

Птицеводство:______________________________________________________

Свиноводство:______________________________________________________

Овощеводство:_____________________________________________________

Садоводство:_______________________________________________________

Полеводство:_______________________________________________________

8. Запиши названия материков.

    1.)_________________________          4.)__________________________

    2.)_________________________          5.)__________________________

    3.)_________________________          6.)__________________________

   Запиши названия океанов.

    1.)____________________________________

    2.)____________________________________

    3.)____________________________________

    4.)____________________________________

9. Выбери один правильный ответ и подчеркни.

    1.)Самый маленький материк – это…..

         а) Евразия              б) Антарктида               в) Австралия

    2.)Самый большой океан – это…..

         а) Индийский           б) Тихий            в) Северный Ледовитый

    3.)Самый тёплый океан – это…..

         а) Северный Ледовитый         б) Атлантический             в) Индийский

    4.)Самый холодный материк – это…..

         а) Антарктида          б) Африка             в) Северная Америка

    5.)На какие две части света делится материк Евразия?

         а) Америку и Европу       б) Европу и Азию         в) Урал и Поволжье

    6.)На каком материке расположена Россия?

         а) Антарктида            б) Африка            в) Евразия

    7.)Где обитают кенгуру?

         а) в Австралии          б) в Африке           в) в Антарктиде

    8.)Где обитают пингвины?

         а) в Африке               б) в Антарктиде        в) в Америке

Ответы: 1 – в, 2 – б, 3 – в, 4 – а, 5 – б, 6 – в, 7 – а, 8 – б.

10. Запиши название океана, который омывает Евразию:

      с юга - __________________________________________океан

      с севера - ________________________________________океан

      с запада - ________________________________________океан

      с востока - _______________________________________океан    

11. Допиши предложения.

   Наша страна -___________________

   Столица нашей Родины - город________________________

   Мы живем в ___________________________области.

   Наш район -______________________________

   Наше село называется - ________________________

12. Раскрась полосы на флаге России.

 

              ________________

13. Соедини стрелками.

      Копаем                                граблями

      Поливаем                            лейкой

      Рыхлим почву                     культиватором

      Пашем                                  плугом

      Сеем                                     тяпкой

      Окучиваем                           лопатой

      Срубаем сорняки                 сеялкой

14. Запиши по 3 примера.

   Жидкости – это _________________,_________________,_______________.

   Твердые вещества – это_______________________,____________________,

                   ___________________________.

   Газообразные вещества – это _____________________,_________________,

                   ___________________________.

15. Укажите стрелками к каким группам относятся эти растения?

        *дуб                                                                   *шиповник

        *ромашка                    деревья               *осина

        *берёза                   кустарники         *петрушка

        *подорожник              травы                   *смородина    

             

                *соловей                                                *бабочка

Ответ: деревья – дуб, осина и береза; кустарники – шиповник и смородина; травы – ромашка, подорожник и петрушка; соловей и бабочка лишние, т. к. относятся к животным.

16. У твоего друга венозное кровотечение. В каком порядке ты будешь

    оказывать ему первую помощь? Поставь цифры в кружочки.

Обработать рану и перевязать бинтом.

Вызвать скорую помощь или врача.

Наложить жгут или тугую повязку выше места ранения.

17. Выбери нужные слова из скобок, подчеркни их

      Зимой солнце в Арктике (поднимается высоко, не появляется) над горизонтом. Наступает (полярный день, полярная ночь). Иногда возникают удивительной красоты полярные сияния. Небо окрашивается во все цвета радуги, и такая цветная бахрома дрожит и переливается. Быстро меняется свечение отдельных участков неба. Словно переливающийся занавес колышется в темном небе.

      Температура зимой опускается (выше нуля, до – 40 градусов).

Ответ: не появляется, полярная ночь, до – 40 градусов)

18. Найди лишних птиц Арктики.

чайки                                                       сайки

казарки                                                    гагарки

кайры                                                       кулики

тупики                                                      чистики

Ответ: лишние – казарки и кулики; сайки не птицы.

19. Соотнеси описание животных степи с названиями, представленными в рамках. Соедини линиями.

Ответы: 1 – хомяк, 2 – дрофа, 3 – суслик, 4 – сурок, 5 – степной жаворонок; описания кулана нет.

20. Графический диктант «Животные тундры». Послушайте внимательно высказывания. Если вы согласны с высказыванием ставьте +, если нет - .

1. В тундре водится небольшой по размету грызун – лемминг.

2. Белая куропатка – хищная птица.

3. Белая сова – растительноядная птица.

4. Белая куропатка и белая сова постоянно живут в тундре.

5. Песцы питаются леммингами.

6. Дикий северный олень питается ягелем.

7. Летом в тундре немного комаров и мушек, так как для них нет корма.

8. Полярные волки в основном охотятся на больных оленей.

9. Плотное оперение белой совы защищает её от ледяных ветров.

10. Кулики и утки питаются растениями и насекомыми.

Ответы: + - - + + + - + + +

21. Впиши номера правильных ответов в рамочку.

  1. В сутках 24 часа.
  2. Высота Солнца над Землей всегда одинакова.
  3. Высота Солнца меняется только в течение дня.
  4. Высота Солнца меняется не только в течение дня, но и в течение года.
  5. На Земле свет и тепло зависят от Солнца.
  6. День и ночь не всегда бывают одинаковой продолжительности.
  7. День и ночь всегда одинаковы по времени.
  8. Летом дни короче, а ночи длиннее.
  9. Летом дни становятся длинными, а ночи – короткими.
  10. От высоты Солнца не зависят свет и тепло на Земле.

                     

Ответ: 1, 4, 5, 6, 9,

22. Под номерами перечислены местные признаки природы, которые позволяют определить стороны горизонта. В левую колонку таблицы впиши номера признаков, по которым можно определить северную сторону горизонта, а в правую колонку – номера признаков, по которым можно определить южную сторону горизонта.

  1. Мох на стволах деревьев.        
  2. Муравейник у дерева.
  3. Таяние снега ранней весной на склонах.
  4. Ветви деревьев короче.
  5. Кольца на пнях вытянуты.
  6. Лишайники у стволов деревьев.

Север

Юг

Ответ: север – 1, 4, 6; юг – 2, 3, 5.

23. Впиши в рамочку номера правильных ответов.

  1. масштаб
  2. горизонт
  3. план
  4. карта
  5. компас
  6. да
  7. нет

Вопросы.

  1. Как называется видимая часть земной поверхности?
  2. Как называется прибор для определения сторон горизонта, основной частью которого является намагниченная стрелка?
  3. Можно ли в лесу без компаса определить стороны горизонта?
  4. Как называется увеличение или уменьшение действительного расстояния на бумаге?
  5. Как называется чертеж небольшого участка земной поверхности?
  6. Можно ли начертить карту без масштаба?
  7. Как называется чертеж большого участка земли, на котором нанесены части света, океаны, государства?

Ответ: 2, 5, 6, 1, 3, 7, 4.

24. На доске записаны виды водоемов и их шифры.

1 вариант                                              2 вариант

         Д             равнинная река                    А

         П             горная река                           В

         У             море                                      Д

         К             ручей                                    М

         Р             болото                                   О

Шифр ответа запиши в рамочку.

Учитель читает описание водоемов ( либо показывает иллюстрации с изображением водоемов)

  1. Река неслась как бешеный зверь. Водяная струя с шипением и свистом свивалась в сплошной пенистый вал, который с ревом лез на камни, разливался дальше широкой клокотавшей и бурлившей лентой.
  2. Протекая через густые заросли мхов и трав, через толстый слой торфа, вода в этом водоеме очищается от пыли, вредных веществ, становится чистой.
  3. Вдруг небо потемнело. Ветер усилился и начал срывать верхушки волн. Вода покрылась белой бурлящей пеной. Начался шторм.
  4. Словно гигантское дерево раскинула река свои ветви-притоки. Днем и ночью плывут по реке пароходы, катера, баржи, и нет им конца и края.

               

Ответ: 1 вариант – пруд, 2 вариант – вода.

25. Найди самое маленькое число. Выпиши в рамочку только нечетные числа в порядке возрастания. Под ними запиши соответствующие им буквы.

14

13

12

11

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

у

я

з

и

и

з

ф

а

я

р

в

в

л

е

Ответ.

Какое слово получилось? (Евразия)

Покажи на карте этот ответ.

26. Впиши в клетки нижнего ряда соответствующие по цвету буквы.

Ответ.

1

2

3

4

5

6

Какое слово получилось? (Африка)

Покажи на карте этот ответ.

27. Вычеркни пары одинаковых буквы. Из оставшихся букв сложи слово и прочитай.

Е  у  Д  к   в  У   Р  М  Д  о  Ж  п  м  А  ж  К

Покажи на карте эту часть света.

Ответ : Европа.

28. Выпиши в рамочку цифры по порядку, начиная с наименьшей. Под ними запиши соответствующие им буквы и прочитай слово.

5

12

10

2

7

3

9

1

11

13

6

14

8

4

н

н

в

р

и

и

о

о

а

и

т

е

р

е

Ответ.

Какое слово получилось?

Под какой цифрой записано определение этого слова? Обведи эту цифру в кружочек.

  1. Определение сторон горизонта.
  2. Экскурсия по красивым местам.

Ответ: ориентирование; 1.

29. Перфоконверт.

Какой цвет на карте соответствует форме земной поверхности? Раскрась.

          Форма земной поверхности                                     Цвет на карте

                                                               

      На карточках необходимо сделать прорези прямоугольной формы, отмеченные словом «вырезать». Перфоконверт накладывается на чистый лист бумаги и скрепляется с ним скрепкой. Дети раскрашивают (либо вписывают слова) в прорезях, на листе бумаги. Перфоконверт является более сложным заданием для учеников, так как требует не только сформулировать письменный ответ, но и сделать его кратким и четким. Рекомендуется данный вид заданий предлагать сильным учащимся, а основному составу класса – на этапе проверки знаний.

Использованная литература:

  1. Знаешь ли ты географию?  Программированные задания для проверки знаний по  начальному курсу физической географии учащихся 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2002. – 190 с Лифанова Т.М.,  Пшеничная Н.Б.
  2. Рабочая тетрадь по начальному курсу «Физической географии» для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2004. – 135 с. Лифанова Т.М.
  3. Рабочая тетрадь по «Физической географии России» для 7 класса специальных  (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение, 2005. – 112 с. Лифанова Т.М.
  4. Рабочая тетрадь по «Географии материков и океанов» для учащихся 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. – М.: Просвещение,  2005. – 176 с.  Лифанова Т.М.

1. Набивает щеки зерном и бежит к себе в подземную кладовую. Около 16 кг пшеницы запасает он на зиму.

2. Одна из самых крупных и «нарядных» на оперение птиц. Питается мелкими ящерицами, змеями, жуками, саранчой, а также листьями, цветками и семенами растений

3. То тут, то там столбиками стоят и тоненько посвистывают мелкие зверьки.

4. Никогда не сгрызает весь стебель растения, там листик откусит, там побег или веточку.

5. Поедает в огромном количестве насекомых – вредителей садов и огородов.

дрофа

суслик

кулан

степной жаворонок

сурок

хомяк

А

Ф

К

Р

И

- вырезать -

- вырезать -

- вырезать -

- вырезать -

Водоемы

Низменности

Возвышенности

Горы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад-ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА

      Учащиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам тру­дового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и огра...

"Формирование положительной мотивации к учебно-воспитательному процессу через игровую деятельность на уроках истории"

Игры своего рода - это вспомогательный материал к уроку, и невозможно не заметить, что именно благодаря им можно не только мотивировать детей, но и удерживать их познавательный интерес долгое время. М...

«Стихи и песни как средство формирования положительной мотивации учащихся на уроке немецкого языка»

  Для повышения эффективности современного урока используют различные методы и приемы, одним из которых является использование стихотворного и песенного материала на различных этапах урока...

Педагогический проект «Проектный метод обучения как средство формирования положительной мотивации развития творческой самостоятельности на уроках технологии»

Стратегическая цель проекта: способствовать формированию у обучающихся устойчивой положительной мотивации к развитию творческой самостоятельности через проектный метод обучения на уроках технологии.Об...

Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.

Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...

Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»

 Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...