Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания
статья по теме
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Поэтому важная задача сегодня - научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться, т.е. сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению предмета. Одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, является ее оценка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школе № 20 г. Пласта
Челябинской области
Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания
Баскова Е.В. учитель математики
высшей квалификационной категории
г. Пласт
2013
Оглавление
1. Обоснование актуальности педагогического опыта.
2. Психолого–педагогическое обоснование опыта.
4. Результативность реализации опыта.
1. Обоснование актуальности педагогического опыта.
За последние годы в системе школьного образования нашей страны произошли заметные изменения. Созданы новые типы учебных заведений, осуществлен отход от традиционного единообразия в содержании образования и образовательной сети. Введены образовательные стандарты, где большое внимание обращается на подготовку подрастающего поколения к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях развития общества, на духовно-нравственное развитие молодежи, усилена практическая направленность в подготовке педагогических кадров, стали уделять внимание этническим, культурологическим проблемам образования, качественной стороне учебно-воспитательного процесса.
В результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Как следствие, должна измениться и система оценивания знаний учащихся.
В последнее время к проблеме адекватного оценивания ученика обращаются многие: педагоги, психологи, ученики, их родители и т.д. Это неудивительно, ведь оценка – это не только показатель уровня обученности учащихся, но еще и один из способов стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на его личность.
Однако традиционная система – четырех бальная оценка знаний, умений и навыков учащихся – все меньше удовлетворяет как учителя, так и ученика, так как не может в полной мере оценить то качество знаний, которое требуется для учащихся в соответствии с ФГОС нового поколения.
Говоря о недостатках традиционной системы оценивания, следует, прежде всего, отметить субъективность оценки, что часто способствует возникновению конфликтных и стрессовых ситуаций у учащихся. Появляется противоречие между самооценкой ученика и оценкой учителя, в результате чего наблюдается угасание интереса обучаемого к конкретной учебной дисциплине и, следовательно, снижение эффективности учебно-воспитательного процесса и качества образования.
Здесь же необходимо отметить ошибки оценивания, которые допускает практически каждый педагог:
- «великодушия» («снисходительности») — завышение оценок;
- «центральной тенденции» — стремление избежать крайностей;
- «ореола» — предвзятость личного отношения;
- «инерции» («близости») — сверка с предыдущими оценками;
- «репутации» — разные оценки за одинаковые ответы;
- «контраста» — субъективное ранжирование определенных качеств;
- «логики» — оценивание поведения как учебы.
Другим серьезным недостатком традиционной системы оценивания является невозможность проследить динамику когнитивного роста учащегося, поскольку в процессе оценивания учитель отмечает лишь данные, дающие представление о знаниях, умениях, навыках, относящихся к конкретной теме в определенный момент, и сводит их к среднему баллу.
Выпускники в условиях подготовки к ЕГЭ по выбору сталкиваются с необходимостью получения дополнительных знаний по предмету, но традиционная система не в состоянии обеспечить оптимальный подход к потребностям, интересам и возможностям всех учащихся.
Кроме того, существует еще одна особенность личностного характера, касающаяся выпускников: зачастую, обучаясь на первом курсе какого-либо ВУЗа, студент обнаруживает недостаток самоорганизованности, самостоятельности, опыта поисковой деятельности и навыков работы с дополнительной литературы, поскольку система оценивания, распространенная в школах, не предполагает целенаправленного воспитания подобных качеств и их оценки.
Становится очевидным, что применение традиционной четырех балльной шкалы не удовлетворяет все потребности и возможности участников учебно-воспитательного процесса, и попытки ее усовершенствования не решают проблему оценивания кардинально. Поэтому в ряде случаев учителя, стремясь исправить ситуацию, при оценивании используют рейтинговую систему.
Этот вид контроля не является чем-то новым для европейских стран. В нашей же стране рейтинг стал применяться недавно только в ряде высших и средних специальных учебных заведениях, а также в некоторых средних школах в порядке эксперимента.
В связи с этим обнаруживается необходимость комплексного решения таких вопросов как сочетание форм и методов контроля, разработка системы оценивания, а также роли системы рейтинг-контроля как одного из важнейших мотивирующих факторов. Это позволило сформулировать проблему исследования, сущность которой заключается в анализе учебной успешности учащихся.
Целью данной работы является определение условий для повышения мотивации посредством использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний.
Для достижения этой цели поставлены задачи:
- определить сущность рейтинговой системы;
- повысить познавательный интерес учащегося к предмету и активизировать самостоятельную работу учащегося;
- усилить дифференцированный и индивидуальный подход в преподавании;
- способствовать выработке и закреплению положительных мотивов учения и самоконтроля;
- ввести элемент соревновательности в овладении предметом, способствовать формированию настойчивости, воли, чувства товарищества и стремления оказать помощь отстающим;
- проанализировать учебную успешность при помощи рейтинговой системы контроля и оценки знаний.
2. Психолого–педагогическое обоснование опыта.
Совершенствование системы обучения, стимулируемое социальным заказом общества, постоянно усложняет и требования к психологическому развитию выпускников школы. Поэтому важная задача сегодня - научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться, т.е. сформировать устойчивую внутреннюю мотивацию к изучению предмета.
Одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, является ее оценка.
С психологической точки зрения важна не любая мотивация учебной работы учащихся, а такая, которая основана, главным образом, на познавательной потребности и интересе учащихся, на признаваемой ими результативно-процессуальной ценности этой деятельности. Между тем, учителя с момента появления ребенка в школе нередко пользуются отметкой как мотивирующим средством, как средством побуждения ученика к активной работе. Однако тем самым они сдвигают центр мотивационной сферы его деятельности с самой деятельности, с ее результата и процесса на оценку деятельности, то есть на что-то внешнее по отношению к ней. Отметка в этом случае приобретает в глазах школьника самодовлеющую ценность и заслоняет подлинную ценность его деятельности. Так, на вопрос: «Бывает ли, что ты остаешься недоволен ответом, а не отметкой?» - 79% опрошенных учащихся 5-11-х классов в 2011 году ответили «нет».
Таким образом, для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным в оценке работы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков, а не только их констатация.
В отличие от традиционной оценочной шкалы рейтинговая система позволяет более объективно оценивать знания учащихся, стимулирует их к самостоятельному поиску материалов, организации самостоятельной научно-исследовательской работы.
Необходимость внедрения рейтинговой системы оценивания результатов обучения отмечают А.Ф. Гусева, В.Я. Зинченко, Р.Я. Касимов, А.В. Левин, В.И. Огорелков, А.Ф. Сафонов и др. Проблемой рейтингового контроля знаний учащихся занимались B.C. Аванесов, Ю.А. Афанасьев, В.П. Беспалько, Н.К. Гайдай, М.Т. Громова, Талызина и др.
Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.
Рейтинг учащихся - метод упорядочивания учащихся по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (В.С.Аванесов)
Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности учащихся, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому ученику в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин. (М.П.Батура, Л.В.Ломако)
Цель рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности учащихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.
Преимуществом рейтинговой системы оценивания знаний учащихся является то, что она позволяет реализовать на практике здоровьесберегающие технологии, дифференцированное обучение, проблемное обучение, блочно-модульное обучение, ситуативное обучение, игровые технологии, педагогику сотрудничества. Это система оценки накопительного типа, основанного на рейтинговых изменениях, отражает успеваемость учащихся, их творческий потенциал, психологическую и педагогическую характеристику. В основе рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых своевременная и систематическая оценка результатов труда ученика в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения успевающих учащихся, перевод с одной ступени обучения на другую. Использование рейтинговой системы оценивания знаний учащихся позволяет дифференцировать систему ответов учащихся по каждой теме. Ученик сам решает, какой вид контроля знаний ему выбрать на уроке: монологический рассказ, работа с карточками, эвристическая беседа, творческий рейтинг.
Рейтинговая система оценивания знаний позволяет:
- создать максимально комфортную среду обучения и воспитания;
- перевести учебную деятельность учащихся из необходимости во внутреннюю потребность;
- в соответствии с индивидуальными особенностями осуществлять выбор учеником возможных вариантов и форм овладения дисциплиной;
- преподавателю расширить общение, лучше ориентироваться в интересах и потребностях учащихся, знать и учитывать их индивидуальные особенности.
Дети перестают испытывать страх перед опросом, раскрепощаются, так как понимают, что оценка по предмету зависит от их умственных способностей, психических возможностей и трудолюбия. Активность учащихся на уроках резко возрастает, что, приводит к повышению качества знаний.
Главным побуждающим мотивом внедрения рейтинга явилось желание дифференцировать отметки «3» и «2», расширить диапазон и объективность оценки усилий каждого ученика. На мой взгляд, трудно убедить ученика в том, что, делая 5 ошибок вместо 10, он стал учиться лучше, если он все равно получает отметку “2”.
Работая в рамках рейтинговой системы оценивания, каждый видит реально итоги своей работы. В школе предмет математика изучается на базовом уровне и для многих учеников представляет определенные трудности. Было явно заметно в ходе эксперимента, что у учащихся, ранее не любивших математику, в силу ее не знания и непонимания появился к ней устойчивый интерес, желание достигнуть успеха, т.к. появилась необходимость повышать свой рейтинг по предмету, что как следствие ведет к знанию предмета.
Рейтинговая система контроля знаний – один из возможных способов оценки работы учащихся, позволяющий создать благоприятные условия для проявления и стимулирования личностного потенциала всех участников образовательного процесса. Рейтинг дает возможность реализовать индивидуально ориентированное обучение через сравнение достижений каждого ученика с его же предыдущими результатами за определенный промежуток времени.
Применение рейтинговой системы оценивания на практике позволило:
- определить уровень подготовки каждого ученика на любом этапе обучения;
- получить объективную динамику базового уровня знаний по математике;
- корректировать свою работу, анализируя эту динамику, не только учителю, но и ученику, ставя его в позицию субъекта обучения;
- планировать и прогнозировать диапазон уровня знаний, сопоставляя возможности каждого ученика с образовательным стандартом математического образования;
- дифференцировать значимость оценок, получаемых за выполнение различных видов работы (текущей, домашней, творческой, самостоятельной, практической, контрольной и др.);
- повысить объективность оценки знаний и развивать нравственно-волевые качества личности: чувство ответственности, мотивации, стремления и достижения;
- обеспечивать ученику право выбора и ответственности за свой выбор, а также возможность работы с учетом своих способностей и стремлений, что, безусловно, важно в современных условиях постоянного обновления знаний, требующих обучения и переобучения.
Для перехода к рейтинговой системе оценок необходимо:
- акцентировать основные темы курса в соответствии с базовым уровнем изучения математики, выделив модули – совокупность образовательных задач, отражающих виды учебной работы и контрольные задания разного уровня и формы;
- сформулировать требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по данной теме;
- определить содержание и требования к творческим, индивидуальным и дополнительным заданиям;
- определить и сообщить правила соотнесения успехов ученика с его рейтингом на каждом этапе обучения.
Все работы делятся на два вида:
- обязательные, сумма которых и определяет итоговую оценку ученика за определенный период;
- дополнительные, которые выполняются в том случае, когда количества набранных баллов за обязательные работы недостаточно.
Учитывая принцип «накопляемости оценок», использование рейтинга в условиях общеобразовательной школы из-за необходимости выставлять оценки за более короткий период, чем четверть, учебный год, затруднительно. Исходя из опыта работы, удобно определять рейтинг с первого по первое число каждого месяца, выставляя оценки в журнал в соответствии с суммарным количеством набранных баллов. О “стоимости” работы, о количестве баллов на данный момент времени, о том, какой оценке это соответствует, ученики обязательно информируются и каждый в любой момент может оценить свою ситуацию.
За период работы в рейтинговой системе сформировалась шкала перевода баллов в традиционную пятибалльную оценку:
- минимум 81% суммарных баллов соответствуют оценке «5»,
- минимум 71% - оценке «4»,
- минимум 51% - оценке «3» и оценке «слабое три» - 41%.
Последнюю оценку (“слабое три”) следует применять только в особых случаях, например, ученик часто и подолгу болеет, пропускает много уроков, для него выполнение и 41% необходимых работ затруднительно, но, однако, зарабатывая этот минимум, он видит результат своих усилий. Учеников же здоровых, но ленивых лучше, таким образом, не поощрять. Данная шкала перевода хорошо согласуется с подходом централизованного тестирования.
Все баллы и виды работ регистрируются в личном журнале учителя. Каждый ученик, которого интересуют свои успехи, может контролировать и корректировать свою работу.
Рейтинг облегчает общение с родителями, поскольку наглядно демонстрирует результаты работы их ребенка, и узнать о них они могут в любой момент.
Многократное анонимное анкетирование учащихся об отношении их к рейтинговой системе оценок показало, что подавляющее большинство учеников положительно относится к рейтингу и считает его объективным.
Переход на рейтинговую систему оценки проводился после определённых организационных мероприятий. Учащихся и родителей я познакомила с основными положениями этой системы. Четко разъяснила учащимся, что от них требуется (заключила устный договор). В нем указывалось, какие права и обязанности берет на себя каждая сторона. Обговаривались условия. Учащиеся были ознакомлены с модуль–таблицей, где были указаны все виды работ, которые должен выполнить ученик за одну четверть, а так же максимальный и минимальный рейтинг данного модуля. Оговаривались условия пересдачи работ, назначалось время и место пересдачи.
Весь программный материал по предмету, который должен усвоить ученик разбивался на модули – это автономная логически завершённая часть изучаемого материала. Определялся максимальный рейтинг каждого модуля – это тот балл, который может получить ученик, усвоивший учебный материал в полном объёме и достигнувший требуемого уровня усвоения. Ученик мог получить итоговое количество баллов больше максимального, если он активно и творчески работал в течение всей четверти.
На первом этапе анализировался весь программный материал по предмету за год. Выяснялось, сколько содержится работ различных типов: контрольных, самостоятельных, проверочных, тестовых, домашних и зачётных работ. Определялось их точное количество и содержание.
Алгебра. 8 класс (за год)
Контрольных работ – 10
Самостоятельных работ – 20
Проверочных работ – 55
Тестовых работ – 15
Домашних работ – 75
Зачетных работ – 5
Для этого анализируется календарно-тематический план данного класса по предмету, подбирается большой объём дидактического и раздаточного материала. Желательно программный материал разбить на 4 модуля по четвертям. Для каждого модуля составляется формула, включающая в себя все виды работ, которые учащиеся должны выполнить за одну четверть, включая индивидуальную работу.
Каждый из данных видов работ имеет различную шкалу оценок. Это даёт возможность сбалансировать их по значимости.
Виды работ | Шкала баллов |
Контрольных работ Самостоятельных работ Проверочных работ Тестовых работ Домашних работ Зачетных работ | 15 баллов 5 баллов 5 баллов 10 баллов 1 балл 5 баллов |
Данный модуль, который представлен в виде таблицы, является открытым и находится на стенде в классе. В модуль-таблице фиксировалось всё, что делает ученик. Там же указано максимальное количество баллов за модуль, количество баллов на оценку «хорошо» и на оценку «удовлетворительно».
Алгебра. 8класс
Модуль-таблица по теме «Квадратные корни»
(17 час)
№ урока | Тема урока | Виды деятельности | Максимальный балл за урок | ||||||
Работа на уроке (3,5) | Домашняя работа (1) | Ведение тетради (2) | Прилежание (0,5) | Проверочная работа (5) | Самостоятель-ная работа (5) | Тест (10) | |||
1 | Иррациональные числа | + | + | + | + | 7 | |||
2 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень | + | + | + | + | + | 12 | ||
3 | Уравнение х2 = а | + | + | + | + | + | 12 | ||
4 | Нахождение приближенных значений квадратного корня | + | + | + | + | + | + | 22 | |
5 | Функция у = √х и ее график | + | + | + | + | + | 12 | ||
6 | Квадратный корень из произведения и дроби | + | + | + | + | + | 12 | ||
7 | Квадратный корень из степени | + | + | + | + | + | 12 | ||
8 | Квадратный корень из степени | + | + | + | + | + | + | 22 | |
9 | Контрольная работа № 3 по теме «Квадратные корни» | 15 | |||||||
10 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | + | + | + | + | + | 12 | ||
11 | Вынесение множителя за знак корня. Внесение множителя под знак корня | + | + | + | + | + | 12 | ||
12 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | + | + | + | + | + | 12 | ||
13 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | + | + | + | + | + | 12 | ||
14 | Преобразование выражений, содержащих квадратные корни | + | + | + | + | + | + | 22 | |
15 | Контрольная работа № 4 по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | 15 | |||||||
16 | Зачет по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | 5 | |||||||
17 | Зачет по теме «Преобразование выражений, содержащих квадратные корни» | 5 |
Таблица пересчета поурочных баллов в оценку
Максимальный поурочный балл Оценка | 5 | 7 | 12 | 15 | 22 |
5 | 4,3 – 5,0 | 6,0 – 7,0 | 10,3 – 12,0 | 12,9 – 15,0 | 18,9 – 22,0 |
4 | 3,6 – 4,2 | 5,0 – 5,9 | 8,5 – 10,2 | 10,7 – 12,8 | 15,6 – 18,8 |
3 | 2,8 – 3,5 | 3,9 – 4,9 | 6,7 – 8,4 | 8,4 – 10,6 | 12,3 – 15,5 |
Перевод итогового количества баллов в оценку.
Максимальное количество набранных баллов по таблице – 221
Оценка «5»: 179 – 221 б.
Оценка «4»: 156 – 178 б.
Оценка «3»: 110 – 155 б.
Ученик может сам подсчитать свой рейтинг, это позволяет ему лучше управлять своим учением и, в целом, работать продуктивно.
Итоги подводились в конце каждой четверти. Если ученик не сумел набрать нужное количество баллов в четверти, была возможность исправить положение. Повысить рейтинг за четверть ученик мог только в том виде работ, где он набрал недостаточное количество баллов. Для этого существуют дополнительные задания, предусмотренные в модуле.
По результатам таблицы-модуля строился так называемый рейтинг-лист (он состоит из двух взаимосвязанных таблиц), где учащиеся одного класса ранжировались, т.е. расставлялись не по алфавиту, а по рейтинговому баллу. Возглавлял список ученик, имеющий наилучший результат.
Рейтинг-лист
Общий рейтинг | Текущие ответы на уроке (1-3) | Проверочная работа (5) | Практикум (5) | Контрольная работа (15) | Домашняя работа (1) | Дополнитель-ные задачи (3) | Тест (10) | Творческая работа (5-10) | Итог | Оценка | Уровень обученности | |
1 | Богаевский | 17,5 | 51,3 | 13,6 | 26 | 17,8 | 17 | 27 | 18 | 188,2 | 5 | 85,16% |
2 | Васильева | 1,3 | 39,7 | 12,5 | 28 | 17,9 | 17 | 27 | 37 | 180,4 | 5 | 81,63% |
3 | Гахов | 10 | 52,8 | 11 | 0 | 14,8 | 0 | 18 | 0 | 106,6 | 3 | 48,24% |
4 | Дюсенбеков | 39,5 | 67,2 | 14,8 | 30 | 22,6 | 20 | 30 | 34 | 258,1 | 5 | 116,79% |
Место | Список учащихся | Итог |
1 | Дюсенбеков | 258,1 |
2 | Лукашин | 201 |
3 | Богаевский | 188,2 |
4 | Клюкин | 183,8 |
В конце года ученик имел возможность сравнить свой рейтинг с другими учениками, а так же со своим в течение всего времени и сделать вывод о повышении или понижении успеваемости. В классный журнал заносились оценки соответствующие набранным баллам.
Что бы набрать максимальное количество баллов ученик выполнял все виды работ, которые предусмотрены в рейтинг-модуле. Следует учесть, так же и получение штрафных очков за несвоевременную или вообще несданную работу (исключая те случаи, когда ребёнок болел или отсутствовал по уважительной причине).
Строились подобные модули на каждую четверть и на год. Для этого суммировались соответствующие баллы по четвертям.
При работе по рейтинговой системе оценивания я столкнулась со следующими трудностями:
- значительно возросли затраты времени учителя на подготовку к уроку;
- возникла необходимость проведения дополнительных занятий;
- рейтинговая система требовала от учителя скрупулезного внимания ко всему, что делает ученик;
- по окончании четверти и года приходилось затрачивать много времени для вывода рейтинга каждого ученика.
Недостатком рейтинговой системы является не только отсутствие научно обоснованных критериев оценивания уровня сложности каждого задания в данном виде работ, а также и то, что количество очков за то или иное задание назначается учителем «на глазок». Рейтинговый балл варьировался от класса к классу в зависимости от уровня обученности детей.
Если дети данного класса обладают хорошими способностями к обучению предмета, то рейтинговый балл завышался. Предусматривалось большее количество дополнительных баллов, что бы дети смогли проявить себя.
Если в одном классе учатся дети с различным уровнем обученности, то понижался рейтинговый балл на оценку «удовлетворительно».
Как я уже говорила, при работе с рейтинговой системой оценивания очень много времени тратится на подготовку к уроку и подсчет баллов для вывода рейтинга ученика. В связи с этим, была создана электронная книга, производящая все расчеты автоматически.
В ней содержатся листы, на которых производятся расчеты по каждому виду деятельности и учитываются каждое действие ученика.
Первый лист «Текущие ответы». В нем учитываются устные ответы на уроке, работа у доски, работа в группах, и т.д. Максимальное количество баллов – 3. Отрицательный балл стоит у учащихся, которых не было в этот день в школе. Т.к. при подсчете поурочного балла автоматически учитываются баллы за ведение тетради и прилежание. Если учащийся не был готов к уроку, опоздал, были недостатки при работе с тетрадью, то баллы снимаются и учитываются на листе «Штрафы».
ТЕКУЩИЕ ОТВЕТЫ | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский |
| -2,5 | 2 |
| 1,5 | 1 | 2 | -2,5 | 1,5 |
|
|
|
2 | Васильева |
| 1 | 1,8 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1 | 1,8 |
| 2 |
| |
3 | Гахов | 1 | 1 |
| 1 |
| 1 | 0,5 |
|
|
|
|
|
4 | Дюсенбеков | 2,5 | 1 | 2 |
| 1,2 |
| 2 | 2 | 5 |
|
| 2,5 |
ШТРАФЫ | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский | 0,5 |
|
| 0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Васильева |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Гахов |
|
| 0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
| 0,5 |
4 | Дюсенбеков |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Второй лист «Проверочная работа». В нем учитываются результаты проверочных, тестовых контрольных и самостоятельных работ.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский |
| 0 | 2,1 | 10 | 3 | 3,6 | 4,3 | 9 | 13 | 3,5 | 4,5 | 3,6 |
2 | Васильева |
| 4 | 3,8 | 9 |
|
|
| 9 | 14 | 4 | 4,3 | 3,8 |
3 | Гахов |
| 4 | 2,8 | 6 | 4 | 5 | 3,8 | 6 |
| 4 | 4 | 2,8 |
4 | Дюсенбеков |
| 4,8 | 4,5 | 10 | 5 | 5 | 5 | 10 | 15 | 4,8 | 5 | 4,5 |
Третий лист «Домашняя работа». В нем учитываются результаты домашних работ. Максимальное количество баллов за домашнюю работу – 1.
ДОМАШНЯЯ РАБОТА | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский | 0 |
| 1 | 1 | 0,4 | 0,3 | 1 | 1 | 0,9 | 0,9 | 0,9 | 1 |
2 | Васильева | 0,9 | 0,5 |
| 0,2 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0,9 | 0,9 | 0,9 |
3 | Гахов | 0,6 | 0,9 | 0,4 | 0,5 | 0,4 | 0,5 | 1 | 0,8 | 0 | 0,8 | 0,3 | 0,3 |
4 | Дюсенбеков | 1 | 0,7 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0,8 | 0,8 | 1 | 1 | 1 |
Лист «Сводная оценка за урок» содержит две таблицы: «Рейтинг за урок» и «Оценка за урок». В таблице «Рейтинг за урок» подсчитывается суммарный поурочный балл. Затем во второй таблице поурочный балл переводится в оценку, которая, впоследствии, выносится в журнал. Замечу, что неудовлетворительная оценка не ставится в журнал сразу, т.к. у учащегося есть шанс повысить свой рейтинг и соответственно исправить оценку.
РЕЙТИНГ ЗА УРОК | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский | 2 | 0 | 7,6 | 18 | 7,4 | 7,4 | 9,8 | 15 | 18 | 6,9 | 7,9 | 7,1 |
2 | Васильева | 3,4 | 8 | 8,1 | 14 | 0 | 0 | 1 | 14 | 15 | 7,4 | 9,7 | 7,2 |
3 | Гахов | 4,1 | 8,4 | 5,2 | 14 | 6,9 | 9 | 7,3 | 12 | 2,5 | 7,3 | 6,8 | 5,1 |
4 | Дюсенбеков | 6 | 9 | 10 | 19 | 8,5 | 8,5 | 11 | 20 | 23 | 8,3 | 8,5 | 11 |
ОЦЕНКА ЗА УРОК | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский | 2 | 0 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 |
2 | Васильева | 3 | 3 | 3 | 3 | 0 | 0 | 2 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 |
3 | Гахов | 3 | 4 | 2 | 3 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 3 | 2 |
4 | Дюсенбеков | 5 | 4 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 4 | 4 | 5 |
Далее следуют листы «Дополнительные задания» и «Творческие задания». Баллы с этих таблиц не учитываются при подсчете суммарного поурочного балла, т.к. не являются обязательными для всех. Выполнение данных заданий влияет на повышение итогового рейтингового балла и относятся к высокому и повышенному уровню обученности.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский | 3 |
|
|
|
|
|
|
| 2 | 3 |
|
|
2 | Васильева |
|
| 2 | 3 | 3 | 3 |
|
|
|
|
|
|
3 | Гахов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ | |||||||||||||
Месяц | Ноябрь | ||||||||||||
Дата | 7 | 8 | 9 | 14 | 15 | 16 | 21 | 22 | 23 | 28 | 29 | 30 | |
1 | Богаевский |
|
| 9 |
|
|
|
| 9 |
|
|
|
|
2 | Васильева |
|
|
| 9 |
|
| 10 |
| 8 |
|
|
|
3 | Гахов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
На последнем листе «Итоговый рейтинг» проводится итоговый подсчет баллов по каждому виду деятельности и выводится итоговый рейтинговый балл.
Общий рейтинг | Текущие ответы на уроке (1-3) | Проверочная работа (5) | Практикум (5) | Контрольная работа (15) | Домашняя работа (1) | Дополнитель-ные задачи (3) | Тест (10) | Творческая работа (5-10) | Итог | Оценка | |
1 | Богаевский | 17,5 | 51,3 | 13,6 | 26 | 17,8 | 17 | 27 | 18 | 188,2 | 5 |
2 | Васильева | 1,3 | 39,7 | 12,5 | 28 | 17,9 | 17 | 27 | 37 | 180,4 | 5 |
3 | Гахов | 10 | 52,8 | 11 | 0 | 14,8 | 0 | 18 | 0 | 106,6 | 3 |
Хотелось бы остановиться на системе льгот и штрафов, которые являются неотъемлемой частью рейтинговой системы оценивания и являются хорошим мотивирующим средством для учащихся.
Льготы
1. Если ученик набирает 90% и более от суммы баллов за текущий контроль, он освобождается от зачёта по модулю и автоматически получает оценку «5». Набравшие 80% и более – оценку «4». Набравшие менее 71 % сдают зачёт.
Ученики, набравшие 80% от максимальной суммы, при желании могут отказаться от «автоматической» оценки «4» и сдавать зачёт по данному модулю.
2. Шкала перевода рейтинговой суммы баллов в традиционную пятибалльную систему оценок:
«5» - 81%-100%
«4» - 71%-80%
«3» - 51%-70%
«2» - менее 50% (требуется дополнительная отработка данной темы (раздела)).
3. За досрочное выполнение работ (домашних контрольных работ, индивидуальных заданий) + 2 балла.
5. Свой рейтинг можно повысить с помощью творческих работ:
- математическая газета – до 10 баллов;
- реферат – до 5 баллов;
- реферат с защитой – до 10 баллов;
- участие в математической олимпиаде – 1 – 5 баллов (в зависимости от уровня проведения и результата);
- кроссворд – до 5 баллов;
- тест – до 10 баллов;
- работа в качестве консультанта и ассистента – 1 – 5 баллов.
6. Пропущенная по уважительной причине работа может быть сдана в недельный срок без снятия штрафных очков. Пропущенная по неуважительной причине работа тоже должна быть отработана, но уже со снятием штрафных баллов:
- в течение 1-й недели ученик получает 75% от максимально возможного количества баллов;
- в течение 2-й недели – 50%;
- в течение 3-й недели – 25%.
В остальные сроки за сданную тему (раздел) баллы не начисляются вообще.
7. Задолженности сдаются во внеурочное время, назначенное преподавателем, но по инициативе учащихся. При получении за модуль оценки «2» ученик его пересдаёт. Но оценку получает не выше «3».
8. Отработка оценки «неудовлетворительно» в течение 10 календарных дней после получения + 2. Отработка оценки «неудовлетворительно» после установленного срока + 1.
Штрафы
1. Невыполнение домашнего задания в срок, установленный преподавателем – 1.
2. Невыполнение домашнего задания к следующему уроку – 2.
3. Невыполнение самостоятельной индивидуальной работы в срок, установленный учителем без уважительной причины – 3.
4. Пропуск урока по неуважительной причине – 3.
5. Неготовность к уроку - отсутствие необходимых учебных принадлежностей – 1.
6. Невыполнение задания на уроке – 2.
7. Нарушение дисциплины – 2.
8. Опоздание от – 0,5 до – 1.
4. Результативность реализации опыта.
Диаграммы отслеживания уровня обученности по математике на примере одного класса.
Диаграммы отслеживания уровня обученности по алгебре на примере одного класса.
Диаграммы, показывающие изменение уровня обученности отдельных учащихся в 8 классе.
Где по горизонтали показатели в течение первой и второй четвертей 2012-2013 уч. года, а по вертикали процентное отношение набранных рейтинговых баллов ученика к максимальному рейтинговому баллу.
До 50% - 1 уровень обученности (низкий).
50% - 80% - 2 уровень обученности (базовый).
80% - 100% - 3 уровень обученности (высокий).
Свыше 100% - 4 уровень обученности (повышенный).
Результат обученности учащихся 8 класса
Опыт работы я представила на своем мини-сайте (на портале работников образования nsportal.ru), на фестивале педагогических идей «Открытый урок» и на сайте сетевых образовательных сообществ «Открытый класс». Участвовала в семинарах на портале Zavuch.info.
Систематический учет знаний учащихся помогает своевременно обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применении их на практике, а так же соответственно корректировать деятельность ученика и способы руководства этой деятельностью. Учитель при этом получает обратную информацию о ходе процесса усвоения знаний и соответствующим образом вмешивается в процесс.
Новая система оценок дала возможность объективно оценить учебную работу, уменьшить экзаменационный стресс, оперативно варьировать различными стимулами в процессе обучения, формирует более здоровый психологический климат в классе, приучает учащихся к объективной оценке своего труда.
Введя рейтинговую оценку знаний учащимся, мы пришли к выводу, что рейтинг утверждает приоритет и незыблемость оценки объективной и в то же время раскрепощает ученика. При рейтинге отрицательная оценка, которая имеет разрушающее воздействие на нервную систему ребенка, вызывает состояние подавленности, создает конфликтные ситуации, почти отсутствует. В учебе появляется «неформальное» соревнование. Ребята постоянно подходят к стенду с листами рейтинга, на которых указано количество набранных баллов, место, занимаемое в классе. С интересом анализируют ученики свои результаты, свою работу. Вполне понятно, что ни одному из них не хочется быть в числе отстающих, поэтому они прикладывают все старания и умения, чтобы подтянуть свой рейтинг.
При устных опросах дети стараются дать наиболее полные ответы, чтобы получить более высокие баллы. Качественный анализ работы ученика, подчеркивание всех положительных моментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихся недостатков и путей их исправления имеет существенное значение для формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности. Необходимо развивать у ученика умения самооценки и самоконтроля работы, для чего следует использовать разные формы взаимопроверки. Во время самостоятельной работы по карточкам, при решении занимательных задач во время урока и проведении внеурочных зачетов, выполнившему задание разрешается оказать помощь другим. Консультантом может быть каждый, кто отлично усвоил тот или иной материал и способен разъяснить его товарищу. Добровольная и тактичная организация взаимопомощи снижает систему прикрепления «отличников» к «неуспевающим», которая, в общем-то, ставит последнего в зависимое и подчас унизительное положение. Помощники стали не только объективнее, но и внимательнее, и отзывчивее. Очевидна воспитательная ценность такой организации работы: вырабатывается опыт товарищеской заботы и взаимопомощи.
Качественно новую значимость приобретает поурочный балл. Практика рейтинга показала, что нужно как можно шире применять «оценочное» общение с учащимися на уроке. Это создает условия для эффективного «самооценочного» анализа учащимися своей работы.
Учителю, конечно, это накладно, но эта система заставляет его создавать условия, при которых каждый ученик в меру сил добивается успехов в учении, предвидеть трудности, а не искать меры воздействия, когда уже произошли срывы в учебе.
Введение рейтинговой системы позволяет учителю управлять сложным процессом усвоения знаний, обучать учащегося в зоне ближайшего развития, максимально индивидуализировать, дифференцировать учебный процесс, обоснованно ускорять или замедлять темп изучающегося материала, качественно оценивать глубину знаний учащегося и результат своей работы.
Дифференцированный подход позволяет реализовать положительные стороны обучения и воспитания:
- позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;
- слабый не ощущает своей слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;
- учителю легче при подборе дидактического материала;
- позволяет учитывать индивидуальные особенности.
После введения рейтинговой системы качество обученности учащихся по математике ощутимо повысилось.
- Юрченко Е., Слуцкий Л. Десять причин ухудшения математической подготовки школьников //Математика. – 2007. - № 21.
- Камалеева А.Р., Маряшина И.В. Использование рейтинговой системы контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций для повышения качества обученности учащейся молодежи (на примере обучения предметам естественнонаучного цикла) [коллективная монография]. / А.Р. Камалеева, И.В. Маряшина. – Казань: ТГГТУ, 2011. – 210 с.
- Маряшина И.В. Балльно-рейтинговая система оценивания учащихся на уроках естественно-математического цикла в МОУ «Заинская СОШ №4» / И.В. Маряшина, М.Н. Игошина// Формирование инновационной образовательной среды для социального и профессионального самоопределения старшеклассников: Материалы III республиканской научно-методической конференции. Казанский гос. технол. ун-т, Казань, 9 марта – 2 апреля 2010 г. - ИРОРТ, 2010. - 9-16 с.
- Маряшина И.В. Несостоятельность пятибалльной системы оценивания результатов обучения в условиях модернизации образования / И.В. Маряшина // Журнал «В мире научных открытий». Научно-инновационный центр. Красноярск – 2011. – №9 (21) - 700-711 с.
- Симонов В.П. Урок: планирование, организация и оценка эффективности / В.П. Симонов. – М.: Издательство УЦ «Перспектива». - 2010. – 208 с.
- Слепченко Наталья Анатольевна. Рейтинговая система оценки на уроках химии в условиях общеобразовательной школы. http://festival.1september.ru/authors/100-775-103
- Шмойлова И.Г. Использование рейтинговой системы оценки знаний и умений учащихся на уроках математики. http://festival.1september.ru/authors/208-375-906
- Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки качества образования.// Школьные технологии. – 2004. - №1. – С. 136
- Букатов В.М.. Школьная оценка.: М., 2006
- Вязовова О.В. Организационный рейтинг системы оценки знаний учителя// Информация и образование. – 2001 - №4
- Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. – 2003 - №6
- Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. – 2005. – 16-30 ноября (№22). – С. 23-25
- Грызлов В. . Качество образования: диалектика позиций и уровней// Высшее образование в России. – 2005. - №5. – С. 25-28
- Диканская Н.Н. . Оценочная деятельность как основа управления качеством образования.// Стандарт и Мониторинг в образовании. – 2003. №3. – С. 38 – 42
- Ксензова Г.Ю.. Оценочная деятельность учителя.: М., 1999
- Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000
- О показателях качества образования.// Высшее образование в России. – 2004. – №11. – С. 92 – 96
- Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2002. - №5. – С. 14 – 20
- Рейтинг учебных достижений как элемент здоровьеформирующего образования.// Стандарты и мониторинг в образовании. – 2006. – №2. – С. 23 – 30
- Русских Г.А.. Технология рейтингового обучения// Дополнительное образование. – 2004, № 12
- Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. – 2003. - №6. – С. 94 – 99
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программированные задания, как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности на уроках природоведческого цикла в специальной (коррекционной) школе VIII вида
Задания используются на уроках природоведения, геогрвфии, биологии в специальной (коррекционной) школе 8 вида. Такие задания можно использовать с целью повторения и закрепления изученного, а также про...
Представление опыта работы по теме "Формирование устойчивой мотивации к учебной деятельности посредством рейтинговой системы оценивания"
В данном материале представлен текст выступления по защите опыта работы, презентация к выступлению и электронный журнал с использованием рейтинговой системы оценивания....
СТАТЬЯ "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
По каким бы стандартам ни учился ребенок,Наши любовь и внимание необходимы ему,чтобы он был счастлив и успешен в учебе....
Рейтинговая система оценивания учебной и внеучебной деятельности учащихся.
Статья из опыта работы по рейтинговой системе оценивания учителя истории и обществознания Баранник Инны Борисовны и МКОУ Кантемировской сош № 2...
Презентация: "Роль родителей в формировании положительной мотивации к учебной деятельности.
Роль родителей в формировании положительной мотивации к обучению для ребенка неоспорима.Участие родителей в школьной жизни ребенка помогает ему справиться с новой ситуацией, родители могут подсказать ...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ УСТОЙЧИВОЙ МОТИВАЦИИ К УРОКАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА"
Требования современного развития общества определяют цель школьного образования по физической культуре — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использов...
Выступление на ГМО Мастер- класс "Использование современных инновационных технологий в работе с детьми с общим недоразвитием речи как средство формирования положительной мотивации к учебной деятельности»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в по...