Программа "Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов"
рабочая программа по теме
Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sotsialno-bytovaya_orientirovka_obuchayushchihsya_5-9_klassov.docx | 28.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУСТ Клюквинская школа – интернат
ПРОГРАММА
«Социально-бытовая ориентировка
Составители: ЗУБКОВА Л.Н.
КАЛМЫКОВА Е.Н.
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.
Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.
Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в комнате СБО, обеспечивающей выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой с соблюдением санитарно-гигиенические норм и правил техники безопасности.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
В зависимости от задач воспитательского часа и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные (выполнение обучающимся всех операций под руководством педагога) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый обучающийся должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.
Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае педагог выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, педагог должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям обучающихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии в отделение связи учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).
Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью педагог при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.
Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования.
Тематический план воспитательских часов по СБО
№ п\п | Тема | Тип воспитательского часа | Практические работы | Знать | Уметь | Словарь | ||
1 | Беседа о содержании и значении предмета «социально-бытовая ориентировка». Знакомство с кабинетом. Правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований на занятиях в кабинете СБО. | Вводная часть, освоение нового материала. | Экскурсия в кабинете СБО (учебная, жилая, санитарно-гигиеническая, кухонная зоны). | Предмет СБО; назначение кабинета и правила поведения в нем. | Объяснять понятие СБО и значение предмета СБО. | Социально-бытовая ориентировка, Кабинет СБО, Аккуратно. | ||
Личная гигиена | ||||||||
2 | Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. | Освоение нового материала. | Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов. | О необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека; последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; периодичность и правила чистки зубов. | Совершать утренний туалет. | Гигиена, Личная гигиена, Утренний туалет, Вечерний туалет. | ||
3 | Уход за волосами (мытье, прическа). | Освоение нового материала. | Причесывание волос. | Периодичность мытья головы. | Причесывать волосы и выбирать прическу. Мытье головы. Сушка феном. | Волосы, Расческа, Парикмахер, Систематический уход, Массаж. | ||
4 | Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор. | Комбинирован-ный. | Выполнение вечернего туалета: чистка ушей. | Периодичность и правила чистки ушей; Правила освещения помещения; -правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач. | Совершать вечерний туалет в определенной Последовательности. Чистка ушей. | Зрение, Гигиена зрения. Врач –офтальмолог. Категорически запрещается. | ||
Одежда, обувь | ||||||||
5 | Значение одежды, головных уборов для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения. | Освоение новых знаний. | Выбор одежды, головных уборов по назначению (рабочая, домашняя, праздничная, спортивная). | Почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте. | Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная). подбирать одежду, головные уборы. | Демисезонная, Повседневная. | ||
6 | Значение обуви для сохранения здоровья человека. Виды и назначения. | Освоение новых знаний. | Выбор обуви по сезону (летняя, зимняя, демисезонная). | Как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов. | Обувь по сезону. | Сезон. | ||
7 | Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: предупреждение загрязнения, сушка, чистка. | Применение знаний в практической деятельности. | Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды. | Виды одежды, правила ухода за одеждой. | Сушить мокрую одежду; чистить одежду. подготавливать одежду к сезонному хранению. | Плечики, Легкая одежда, Вязаные вещи. Моль. | ||
8 | Правила и приемы повседневного ухода за обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению. | Применение знаний в практической деятельности. | Чистка и сушка повседневной обуви. | Виды обуви, правила ухода за обувью. | Подбирать крем и чистить кожаную обувь; чистить замшевую и текстильную обувь; сушить мокрую обувь; подготавливать обувь к сезонному хранению. | Щетка, Замшевая, Валяная, Бархотка. | ||
Питание. | ||||||||
9 | Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.). Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека. | Освоение новых знаний. | Выбор продуктов. | Значение продуктов питания для здоровья человека; витамины, содержащиеся в основных продуктах питания. | Выбирать необходимые продукты. | Питание, Растительная пища, Режим питания. Белки, жиры, углеводы, витамины. | ||
10 | Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства для ухода за посудой. | Объяснение нового материала. | Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды. | Санитарно -гигиенические требования к процессу приготовления пищи; назначение кухонных принадлежностей и посуды; санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств по ухода за посудой. | Мыть и чистить кухонные принадлежности и посуду; пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам. | Электроприборы, Механические приборы, Микроволновая печь, Кухонный комбайн, Тостер, Миксер. | ||
11 | Приготовления завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды | Освоение новых знаний. | Приготовление бутербродов. | Виды бутербродов. | Резать ножом продукты для бутербродов. | Бутерброды, Канапе, Тартинки, Сандвич. | ||
12 | Яйца отварные, яичница, омлет. | Освоение новых знаний. | Варка яиц, яичницы. | Правила пользования плитой. | Отваривать яйца, жарить яичницу и омлет. | Омлет, Сальмонеллез. | ||
13 | Приготовление салата, винегрета. | Комбинированный. | Приготовление салата, винегрета. | Правила пользования ножом, плитой. | Нарезать вареные овощи кубиками и соломкой. | Закуски, Салат. Винегрет, Квашенная капуста. | ||
14 | Заваривание чая. | Освоение новых знаний. | Заваривание чая. | Правила заваривания чая; правила пользования электрическим чайником. | Заваривать чай. | Напиток - Чай, Пакетированный чай, Листовой чай. Фарфор, фаянс. | ||
15 | Сервировка стола к завтраку. | Применение знаний в практической деятельности. | Сервировка стола к завтраку. | Различные меню завтрака; правила сервировки стола к завтраку. | Накрывать на стол с учетом конкретного меню. | Сервировка. Хлебница. Солонка. Салфетки. | ||
16 | Подведение итогов. | Проверка знаний. | Работа с тестами. | Контрольная работа. | ||||
Культура поведения. | ||||||||
17 | Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. | Объяснение нового материала. | Знакомство с комплексом утренних упражнений. | Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя. | Следить за своей осанкой; принимать правильную позу в положении сидя и стоя; следить за своей походкой и жестикуляцией. | «Мышечный корсет». Осанка. Человеческий организм. | ||
18 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | Комбинированный. | Ролевая игра «Я –друзья – взрослые». | Правила поведения при встрече и расставании. | Правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях. | Общение. Обращение. Официально. Доверительно. | ||
19 | Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам. | Комбинирован-ный. | Ролевая игра «Диалог по ситуации». | Формы обращения с просьбой, вопросом. | Вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым. | Диалог. | ||
20 | Разговор со старшими и сверстниками. | Комбинированный. | Ролевая игра «Я –одноклассники –учителя, воспитатели». | Формы обращения с просьбой, вопросом. | Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками. | Просьба. | ||
21 | Правила поведения за столом. | Комбинированный. | Ролевая игра «Я в столовой». | Правила поведения за столом. | Правильно вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу). | Этикет. | ||
Жилище. | ||||||||
22 | Виды жилых помещений в городе и селе. | Освоение нового материала. | Узнавание и называние жилых помещений в городе, селе. | Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие. | Назвать виды жилых помещений. | Квартира. Сельский дом. Канализация. Общежитие. | ||
23 | Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений. Виды отопления. | Освоение нового материала. | Работа в рабочей тетради. | Варианты квартир, подсобных помещений. | Назвать виды отопления. | Централизованное. Печное отопление. | ||
24 | Почтовый адрес дома и школы – интерната. Заполнение адреса на конвертах, открытках. | Комбинированный. | Заполнение почтового адреса на открытках. | Почтовый адрес своего дома и школы-интерната. | Писать адреса на почтовых открытках. | Индекс. Адрес. | ||
25 | Подведение итогов. | Проверка знаний. | Контрольная работа. | Работа с тестами. | ||||
Транспорт. | ||||||||
26 | Наземный городской транспорт. | Освоение нового материала. | Называние наземного городского транспорта. | Автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси. | Пользоваться различными видами городского транспорта. | Пассажирский, грузовой, специальный, наземный. | ||
27 | Проезд в школу - интернат (маршрут, виды транспорта). | Освоение нового материала. | Составление маршрута от дома до школы. | Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната. | Составить рациональный маршрут от дома до школы | Светофор, пешеход, тротуар. | ||
28 | Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения. | Повторительно- обобщающий. | Экскурсия Коллективные поездки в транспорте. | Варианты проезда до школы различными видами транспорта; количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут. | Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу). | Пешеходный переход, пассажир. | ||
29 | Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения. | Систематизация знаний Игра-путешествие. | Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе. | Правила передвижения на велосипеде. | Соблюдать правила дорожного движения. | Дорожные знаки. | ||
Торговля. | ||||||||
30 | Продовольственные, промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные. Их назначение | Освоение нового материала. | Ролевая игра «Я – в магазине» | Основные виды магазинов, их назначение. | Определять виды магазинов. | Витрины. Универмаг. Гастроном. Универсам. Специализированный магазин. | ||
31 | Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине. | Комбинированный. | Ролевая игра «Приобретение продукта» | Правила и порядок приобретения продуктов | Оплачивать покупку. | Сдача. Чек. Кассир. | ||
32 | Продовольственный магазин. Правила покупки товаров. | Комбинированный. | Экскурсия в продовольственный магазин. | Виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них. | Соблюдать правила поведения в магазине. | Отделы магазина. | ||
33 | Продукты для приготовления завтрака, для конкретного меню. | Комбинированный. | Ролевая игра «Приобретение продуктов по списку». | Стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака. | Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню. | Список покупки. | ||
34 | Подведение итогов за год. | Проверка знаний. | Работа с тестами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсная программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся 5-9 классов «Кто в доме хозяин?»
Данный материал может быть использован для проведения недели "Домоводства" в коррекционной школе в качестве итогового мероприятия, а также в конце года для обощения и систематизации знаний по пройденн...
Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов
Программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов...
Урок социально бытовой ориентировки проведён в 7 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости по теме: "Общественный транспорт".
На уроке формировала знания о правилах поведения в городском общественном транспорте, правилах безопасного поведения при посадке в транспорт и при выходе из него. Урок носит коррекционную направленнос...
Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 10,11 классов
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...
Рабочая учебная программа Социально-бытовая ориентировка для обучающихся 5 - 9 классов
В результате реализации программы у детей должны быть сформированы теоретические знания, трудовые умения и навыки, достаточные для самообслуживания, адаптации в современном обществе, ориентации в соци...
Индивидуальная рабочая программа Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП обучающихся с ТМНР Класс: 7
Предмет: Социально-бытовая ориентировка Вид программы: АООП УО (ИН) ТМНР вариант 2Класс: 7...