Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов
рабочая программа на тему

Калмыкова Елена_Николаевна

Программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОКОУСТ  Клюквинская школа – интернат

ПРОГРАММА

«Социально-бытовая ориентировка 

обучающихся 5-9 классов»

Составители:  ЗУБКОВА Л.Н.

                                                                  КАЛМЫКОВА Е.Н.


Пояснительная записка.

        Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся на основе личностно-ориентированного подхода, с учетом местных условий.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 5-9 классов к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Занятия по социально-бытовой ориентировке проводятся в комнате СБО, обеспечивающей выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой с соблюдением санитарно-гигиенические норм и правил техники безопасности.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений. Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.

В зависимости от задач воспитательского часа и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные, так и индивидуальные (выполнение обучающимся всех операций под руководством педагога) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый обучающийся должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае педагог выясняет имеющиеся у обучающихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, педагог должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям обучающихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем, и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т. п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т. д.).

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии в отделение связи учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью педагог при составлении плана занятия должен продумать, в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии— повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования.


Тематический план воспитательских часов по СБО

№ п\п

Тема

Тип воспитательского часа

Практические работы

Знать

Уметь

Словарь

1

Беседа о содержании и значении предмета «социально-бытовая ориентировка». Знакомство с кабинетом. Правила поведения в нем. Соблюдение правил техники безопасности  и санитарно-гигиенических требований на занятиях в кабинете СБО.

Вводная часть, освоение нового материала.

Экскурсия в кабинете СБО (учебная, жилая, санитарно-гигиеническая, кухонная зоны).

Предмет  СБО;

назначение кабинета и правила поведения в нем.

Объяснять понятие СБО и значение предмета СБО.

Социально-бытовая ориентировка,

Кабинет СБО,

Аккуратно.

Личная гигиена

2

Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека.

Освоение   нового материала.

Выполнение утреннего туалета: мытье рук, лица, шеи, ушей, чистка зубов.

О необходимости соблюдения правил личной гигиены для сохранения и укрепления здоровья человека;

последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

периодичность и правила чистки зубов.

Совершать утренний туалет.

Гигиена,

Личная гигиена,

Утренний туалет,

Вечерний туалет.

3

Уход за волосами (мытье, прическа).

Освоение   нового материала.

Причесывание волос.

Периодичность  мытья головы.

Причесывать волосы и выбирать прическу.

Мытье головы.

Сушка феном.

Волосы,

Расческа,

Парикмахер,

Систематический уход,

Массаж.  

4

Гигиена зрения и слуха. Гигиена чтения. Как смотреть телевизор.

Комбинирован-ный.

Выполнение вечернего туалета: чистка ушей.

Периодичность и правила чистки ушей;

Правила освещения помещения;

-правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач.

Совершать вечерний туалет в определенной Последовательности.

Чистка ушей.

Зрение,

Гигиена зрения.

Врач –офтальмолог.

Категорически запрещается.

Одежда, обувь

5

Значение одежды, головных уборов для сохранения здоровья человека. Их виды и назначения.

Освоение новых знаний.

Выбор одежды, головных уборов по назначению (рабочая,  домашняя, праздничная, спортивная).

Почему нужно содержать одежду и обувь в чистоте.

Различать одежду и обувь в зависимости от их назначения (повседневная, праздничная, спортивная).

подбирать одежду, головные уборы.

Демисезонная,

Повседневная.

6

Значение обуви для сохранения здоровья человека.  Виды  и назначения.

Освоение новых знаний.

Выбор обуви по сезону (летняя, зимняя, демисезонная).

Как сохранить внешний вид одежды, обуви и головных уборов.

Обувь по сезону.

Сезон.

7

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: предупреждение загрязнения, сушка, чистка.

Применение знаний в практической деятельности.

Чистка и сушка повседневной одежды, верхней одежды.

Виды одежды,

правила ухода за одеждой.

Сушить  мокрую одежду;

чистить одежду.

подготавливать одежду к сезонному хранению.

Плечики,

Легкая одежда,

Вязаные вещи.

Моль.

8

Правила и приемы повседневного ухода за обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка сезонной обуви к хранению.

Применение знаний в практической деятельности.

Чистка и сушка повседневной обуви.

Виды обуви,

правила ухода за обувью.

Подбирать  крем и чистить кожаную обувь;

чистить замшевую и текстильную обувь;

сушить мокрую обувь;

подготавливать обувь к сезонному хранению.

Щетка,

Замшевая,

Валяная,

Бархотка.

Питание.

9

Продукты питания (хлеб, мясо, овощи, фрукты и т.д.).

Значение разнообразия продуктов питания для здоровья человека.

Освоение новых знаний.

Выбор продуктов.

Значение  продуктов питания для здоровья человека;

витамины, содержащиеся в основных продуктах питания.

Выбирать необходимые продукты.

Питание,

Растительная пища,

Режим питания.

Белки, жиры, углеводы, витамины.

10

Место и условия приготовления пищи. Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Правила пользования и ухода за ними. Химические средства для ухода за посудой.

Объяснение нового материала.

Чистка и мытье кухонных принадлежностей и посуды.

Санитарно -гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

назначение кухонных принадлежностей и посуды;

санитарно-гигиенические требования к использованию химических средств по  ухода за посудой.

Мыть  и чистить кухонные принадлежности и посуду;

пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам.

Электроприборы,

Механические приборы,

Микроволновая печь,

Кухонный комбайн,

Тостер,

Миксер.

11

Приготовления завтрака. Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды

Освоение новых знаний.

Приготовление бутербродов.

Виды  бутербродов.

Резать  ножом продукты для бутербродов.

Бутерброды,

Канапе,

Тартинки,

Сандвич.

12

Яйца отварные, яичница, омлет.

Освоение новых знаний.

Варка яиц, яичницы.

Правила  пользования плитой.

Отваривать  яйца, жарить яичницу и омлет.

Омлет,

Сальмонеллез.

13

Приготовление салата, винегрета.

Комбинированный.

Приготовление салата, винегрета.

Правила  пользования ножом, плитой.

Нарезать  вареные овощи кубиками и соломкой.

Закуски,

Салат.

Винегрет,

Квашенная капуста.

14

Заваривание чая.          

Освоение новых знаний.

Заваривание  чая.

Правила  заваривания чая;

правила пользования электрическим чайником.

Заваривать  чай.

Напиток - Чай,

Пакетированный чай,

Листовой чай.

Фарфор, фаянс.

15

Сервировка стола к завтраку.

Применение знаний в практической деятельности.

Сервировка  стола к завтраку.

Различные  меню завтрака;

правила сервировки стола к завтраку.

Накрывать  на стол с учетом конкретного меню.

Сервировка.

Хлебница.

Солонка.

Салфетки.

16

Подведение итогов.

Проверка знаний.

Работа с тестами.

Контрольная работа.

Культура поведения.

17

Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Объяснение нового материала.

Знакомство с комплексом утренних упражнений.

Требования  к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя.

Следить  за своей осанкой;

принимать правильную позу в положении сидя и стоя;

следить за своей походкой и жестикуляцией.

«Мышечный  корсет».

Осанка.

Человеческий организм.

18

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

Комбинированный.

Ролевая игра «Я –друзья – взрослые».

Правила  поведения при встрече и расставании.

Правильно  вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях.

Общение.

Обращение.

Официально.

Доверительно.

19

 Формы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

Комбинирован-ный.

Ролевая игра «Диалог по ситуации».

Формы  обращения с просьбой, вопросом.

Вежливо  обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым.

Диалог.

20

Разговор со старшими и сверстниками.

Комбинированный.

Ролевая игра «Я –одноклассники –учителя, воспитатели».

Формы  обращения с просьбой, вопросом.

Тактично  и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Просьба.

21

Правила поведения за столом.

Комбинированный.

Ролевая игра «Я в столовой».

Правила  поведения за столом.

Правильно  вести себя за столом во время приема пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).

Этикет.

Жилище.

22

Виды жилых помещений в городе и селе.

Освоение нового материала.

Узнавание и называние жилых помещений в городе, селе.

Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие.

Назвать виды жилых помещений.

Квартира.

Сельский дом.

Канализация.

Общежитие.

23

Жилой дом, интернатские помещения. Варианты квартир и подсобных помещений. Виды отопления.

Освоение нового материала.

Работа в рабочей тетради.

Варианты квартир, подсобных помещений.

Назвать виды отопления.

Централизованное.

Печное отопление.

24

Почтовый адрес дома и школы – интерната.

Заполнение адреса на конвертах, открытках.

Комбинированный.

Заполнение почтового адреса на открытках.

Почтовый адрес своего дома и школы-интерната.

Писать адреса на почтовых открытках.

Индекс.

Адрес.

25

Подведение итогов.

Проверка знаний.

Контрольная работа.

Работа с тестами.

Транспорт.

26

Наземный  городской  транспорт.

Освоение нового материала.

Называние наземного городского транспорта.

Автобус, трамвай, троллейбус, метро, такси.

Пользоваться различными видами городского транспорта.

Пассажирский,

грузовой, специальный, наземный.

27

Проезд в школу - интернат (маршрут, виды транспорта).

Освоение нового материала.

Составление маршрута от дома до школы.

Наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната.

Составить рациональный маршрут

от дома до школы

Светофор, пешеход, тротуар.

28

Поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения.

Повторительно- обобщающий.

Экскурсия

Коллективные поездки в транспорте.

Варианты проезда до школы различными видами транспорта; количество времени, затрачиваемого на дорогу, пересадки, пешеходный маршрут.

Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу).

Пешеходный переход, пассажир.

29

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

Систематизация знаний

Игра-путешествие.

Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся на пути к дому, школе.

Правила передвижения на велосипеде.

Соблюдать правила дорожного движения.

Дорожные знаки.

Торговля.

30

Продовольственные, промтоварные магазины, универсамы, супермаркеты, специализированные.

 Их назначение

Освоение нового материала.

Ролевая игра «Я – в магазине»

Основные виды магазинов, их назначение.

Определять виды магазинов.

Витрины.

Универмаг.

Гастроном.

Универсам.

Специализированный магазин.

31

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.

Комбинированный.

Ролевая игра «Приобретение продукта»

Правила и порядок приобретения продуктов

Оплачивать покупку.

Сдача.

Чек.

Кассир.

32

Продовольственный магазин. Правила покупки товаров.

Комбинированный.

Экскурсия в продовольственный магазин.

Виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.

Соблюдать правила поведения в магазине.

Отделы магазина.

33

Продукты для приготовления завтрака, для конкретного меню.

Комбинированный.

Ролевая игра «Приобретение продуктов по списку».

Стоимость продуктов, используемых для приготовления завтрака.

Выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.

Список покупки.

34

Подведение итогов за год.

Проверка знаний.

Работа с тестами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Программа "Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов"

Рабочая программа Социально-бытовая ориентировка обучающихся 5-9 классов...

Доклад по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема:"Развитие диалогической речи учащихся на уроках социально-бытовой ориентировки"

Доклад адресован учителям, работающим с детьми с умственной отсталостью. В работе даны конкретные задания и упражнения, способствующие развитию диалогической речи учащихся....

Формирование социально-бытовой компетентности у обучающихся коррекционной школы 8 вида

Вашему вниманию предлагаются материалы по формированию социально-бытовой компетентности учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В данном пособии кратко рассматриваются типы и структуры учебн...