РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 9-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа (9 класс) на тему

                                                

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под  редакцией   Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой : Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,   2011г.

Адаптированная индивидуальная программа составлена с учетом рекомендаций ТПМПК обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации детей-инвалидов, изучения результатов педагогических исследований, анализа данных уровня обучаемости и обученности детей, а также особенностей его соматического и психологического здоровья.

      В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение учебной мотивации, интеллектуального уровня обучающейся, его познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sbo_9_klass_2.docx38.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  

г. Мичуринска Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

на педагогическом совете

Протокол № 1

от «    » августа 2017г  

 

Утверждена        

Приказ № 126 от «01» сентября 2017г

Директор школы

------------------------------- Н.И.   Кострикина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету:

«Социально-бытовая ориентировка»   

для обучающихся 9-х классов

с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                   

                                                                                                                      СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

                                                                                                                          учитель О.В. Бондаренко

                                                         

                                                              ВВЕДЕНИЕ

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под  редакцией   Л.Б. Баряевой,  Н.Н. Яковлевой : Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,   2011г.  и разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от    29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Письма Министерства образования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» № 01-50-25/32-05 от 24.01.2003г.;
  3. Письма Минобразования РФ от 03 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
  4. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
  5. Закона Тамбовской области   от 01.10.2013 г.   №   321-3 «Об

образовании в Тамбовской области»;

  1. Приказа управления образования и науки Тамбовской области от

20.11.2009 г. № 3113 «Об утверждении Требований к объему и

условиям оказания государственных услуг в области начального

общего, основного общего, среднего (полного) общего образования

и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;

  1. Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2017-2018 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 74 от 02.06.2017г.;
  2. Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от   01.09.2014 г.                

      Адаптированная индивидуальная программа составлена с учетом рекомендаций ТПМПК обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации детей-инвалидов, изучения результатов педагогических исследований, анализа данных уровня обучаемости и обученности детей, а также особенностей его соматического и психологического здоровья.

      В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение учебной мотивации, интеллектуального уровня обучающейся, его познавательной активности.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 9 класса для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями и существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Дети с ограниченными возможностями не в состоянии самостоятельно выделитьи освоить образцы решения социальных и бытовых задач.

Одной из основных целей специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, т.е. освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.

Занятия по курсу СБО направлены на:

  • накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.

В обучении выделяется два направления.

  1. формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью);
  2. овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

В основу уроков по предмету «Социально – бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.

Цель уроков СБО  - подготовка учащихся и взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.

На уроках учащиеся обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон   моделей коммуникативного общения.

На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического  принципа у учащихся:

- формируются, затем уточняются и закрепляются основные  бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное  вхождение в социальную жизненную среду;

- формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые  необходимы в процессе жизнедеятельности в разные минные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. п.);

- формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.

На  уроках учащиеся осваивают:  

  • элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе, а в целом — проживание в социуме.
  • социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т.д).
  • невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.

Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы.

Планируемые результаты:

  • освоение элементарной системы информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе, а в целом — проживание в социуме;
  • выполнение цепочки игровых действий в сюжетно – ролевых играх;
  • формирование элементарных общеучебных умений
  • формирование социально-бытовых навыков и умений, операций, необходимых в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т.д)

Учебные часы:

по учебному плану – 105 часов (3 часа в неделю)

по календарно-тематическому плану -        часов

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.

Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи так и неговорящих школьников. Учащихся учат практическим умениям приготовления элементарных блюд,  правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды,  хранения и использования продуктов.

Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.

Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.

Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.

Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.

Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном.

Учебно-тематический план

Наименование темы

Кол-во часов

1

День знаний

1

Одежда и обувь(18)

2

Виды одежды и их назначение.

2

3

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

2

4

Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению.

1

5

Виды обуви, их назначение.

2

6

Уход за обувью

1

7

Уход за одеждой

2

8

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

9

Правила ручной стирки и сушки изделий

2

10

Утюжка изделий.

3

11

Повторение и обобщение пройденного материала.

2

Питание(26)

12

Овощи и фрукты.  Значение продуктов питания для здоровья человека.

2

13

Санитарно – гигиенические требования. И правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи

2

14

Виды салатов, рецепты.

2

15

Подготовка фруктов к приготовлению салата

2

16

Приготовление салата из фруктов.

2

17

Столовая посуда, приборы – назначение.

1

18

Сервировка стола к ужину.

1

19

Виды салатов, рецепты.

2

20

Подготовка овощей  к приготовлению салата

2

21

Приготовление винегрета.

2

22

Сервировка стола к завтраку.

2

23

Чайная посуда.

2

24

Правила мытья и чистки посуды

2

25

 Повторение и обобщение пройденного материала.

2

Жилище(23)

26

Виды мебели.

2

27

Покрытия мебели

2

28

Интерьер помещения.

4

29

Гигиенические требования к жилому помещению

2

30

Уход за помещением. Инвентарь и приспособления для уборки.

2

31

Правила вытирания пыли.

2

32

Уход за мебелью. Средства и приспособления.

2

33

Уход за мебелью.

2

34

Уход за руками: средства и защита.

3

35

 Повторение и обобщение пройденного материала.

2

Средство связи(10)

36

Основные средства связи

2

37

Виды почтовых отправлений

2

38

Виды писем. Создание и отправка письма.

2

39

Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление.

2

40

Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление.

2

Культура поведения(10)

41

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

2

42

Правила поведения в гостях

2

43

Поведение в кино, театре.

2

44

Культура общения юноши и девушки.

2

45

Внешний вид молодых людей

2

Транспорт (11)

46

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе.

1

47

Правила поведения в общественном транспорте.

1

48

Поездка в автобусе.

2

49

Виды пассажирских вагонов, типы поездов

1

50

Проезд на поезде.

2

51

Информационные знаки: остановки общественного транспорта.

1

52

Виды водного транспорта.

2

53

Проезд на корабле.

1

Торговля (6)

54

Фрукты и овощи. Виды товаров, порядок приобретения, стоимость.

2

58

Мебель. Виды мебели, порядок приобретения, стоимость.

2

59

Правила поведения в магазине.

2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

1

День знаний

1

01.09.17

2

Виды одежды и их назначение.

1

05.09.17

3

Виды одежды и их назначение.

1

07.09.17

4

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

1

08.09.17

5

Виды одежды и головных уборов, их назначение.

1

12.09.17

6

Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению.

1

14.09.17

7

Виды обуви, их назначение.

1

15.09.17

8

Виды обуви, их назначение.

1

19.09.17

9

Уход за обувью

1

21.09.17

10

Уход за одеждой: подбор моющих средств.

1

22.09.17

11

Уход за одеждой: подбор моющих средств.

1

26.09.17

12

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

28.09.17

13

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

29.09.17

14

Правила ручной стирки и сушки изделий

1

03.10.17

15

Утюжка изделий.

1

05.10.17

16

Утюжка изделий.

1

06.10.17

17

Утюжка изделий.

1

10.10.17

18

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

12.10.17

19

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

13.10.17

20

Овощи и фрукты

1

17.10.17

21

Зачение продуктов питания для здоровья человека

1

19.10.17

22

Санитарно – гигиенические требования

1

20.10.17

23

Правила безопасной работы на кухне

1

24.10.17

24

Виды салатов, рецепты.

1

26.10.17

25

Виды салатов, рецепты.

1

27.10.17

26

Подготовка фруктов к приготовлению салата

1

09.11..17

27

Подготовка фруктов к приготовлению салата

1

10.11.17

28

Приготовление салата из фруктов.

1

14.11.17

29

Приготовление салата из фруктов.

1

16.11.17

30

Столовая посуда, приборы – назначение.

1

17.11.17

31

Сервировка стола к ужину.

1

21.11.17

32

Виды салатов, рецепты.

1

23.11.17

33

Виды салатов, рецепты.

1

24.11.17

34

Подготовка овощей  к приготовлению салата

1

28.11.17

35

Подготовка овощей  к приготовлению салата

1

30.11.17

36

Приготовление винегрета.

1

01.12.17

37

Приготовление винегрета.

1

05.12.17

38

Сервировка стола к завтраку.

1

07.12.17

39

Сервировка стола к завтраку.

1

08.12.17

40

Чайная посуда.

1

12.12.17

41

Правила заваривания чая

1

14.12.17

42

Правила мытья и чистки посуды

1

15.12.17

43

Правила мытья и чистки посуды

1

19.12.17

44

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

21.12.17

45

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

22.12.17

46

Виды мебели.

1

26.12.17

47

Виды мебели.

1

28.12.17

48

Покрытия мебели

1

29.12.17.

49

Покрытия мебели

1

11.01.18

50

Интерьер помещения.

1

12.01.18

51

Интерьер помещения.

1

16.01.18

52

Интерьер помещения.

1

18.01.18

53

Интерьер помещения.

1

19.01.18

54

Гигиенические требования к жилому помещению

1

23.01.18

55

Гигиенические требования к жилому помещению.

1

25.01.18

56

Уход за помещением.

1

26.01.18

57

Уход за помещением.

1

30.01.17

58

Правила вытирания пыли.

1

01.02.18

59

Правила вытирания пыли.

1

02.02.18

60

Уход за мебелью. Средства и приспособления.

1

06.02.18

61

Уход за мебелью. Средства и приспособления.

1

08.02.18

62

Уход за мебелью. Практическое задание.

1

09.02.18

63

Уход за мебелью. Практическое задание.

1

13.02.18

64

Уход за руками: средства и защита.

1

15.02.18

65

Уход за руками: средства и защита.

1

16.02.18

66

Уход за руками: средства и защита.

1

20.02.18

67

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

22.02.18

68

 Повторение и обобщение пройденного материала.

1

27.02.18

69

Основные средства связи

1

01.03.18

70

Основные средства связи

1

02.03.18

71

Виды почтовых отправлений

1

06.03.18

72

Виды почтовых отправлений

1

09.03.18

73

Виды писем. Создание и отправка письма.

1

13.03.18

74

Виды писем. Создание и отправка письма.

1

15.03.18

75

Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление.

1

16.03.18

76

Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление.

1

20.03.18

77

Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление.

1

22.03.18

78

Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление.

1

03.04.18

79

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1

05.04.18

80

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1

06.04.18

81

Правила поведения в гостях.

1

10.04.18

82

Правила поведения в гостях.

1

12.04.18

83

Поведение в кино, театре

1

13.04.18

84

Поведение в кино, театре.

1

17.04.18

85

Культура общения юноши и девушки.

1

19.04.18

86

Культура общения юноши и девушки.

1

20.04.18

87

Внешний вид молодых людей

1

24.04.18

88

Внешний вид молодых людей

1

26.04.18

89

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе.

1

27.04.18

90

Правила поведения в общественном транспорте.

1

03.05.18

91

Поездка в автобусе.

1

04.05.18

92

Поездка в автобусе.

1

08.05.18

93

Виды пассажирских вагонов, типы поездов

1

10.05.18

94

Проезд на поезде.

1

11.05.18

95

Проезд на поезде.

1

15.05.18

96

Информационные знаки: остановки общественного транспорта.

1

17.05.18

97

Виды водного транспорта.

1

18.05.18

98

Виды водного транспорта.

1

22.05.18

99

Проезд на корабле.

1

24.05.18

100

Фруктов и овощи. Виды товаров, порядок приобретения, стоимость

1

25.05.18

101

Фруктов и овощи. Виды товаров, порядок приобретения, стоимость.

1

25.05.18

102

Виды мебели, порядок приобретения, стоимость.

1

29.05.18

103

Виды мебели, порядок приобретения, стоимость.

1

29.05.18

104

Правила поведения в магазине.

1

31.05.15

105

Правила поведения в магазине.

1

31.05.15

Список литературы

1.       Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2.        Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

3.        Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.

4.        Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.

5.        Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

6.        Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

7.        Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.

8.        Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.

9.        Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.:филиал издательства «Просвещение»,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...

Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся, имеющих умственную отсталость)

Рабочая программа по предмету  «Социально-бытовая ориентировка»,     «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа   для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на   основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...

Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)

Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью

Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана  на основе  адаптиро...

Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися  планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...

Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».

Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека....