РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Социально-бытовая ориентировка» для обучающихся 9-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
рабочая программа (9 класс) на тему
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой : Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г.
Адаптированная индивидуальная программа составлена с учетом рекомендаций ТПМПК обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации детей-инвалидов, изучения результатов педагогических исследований, анализа данных уровня обучаемости и обученности детей, а также особенностей его соматического и психологического здоровья.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение учебной мотивации, интеллектуального уровня обучающейся, его познавательной активности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sbo_9_klass_2.docx | 38.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Мичуринска Тамбовской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету:
«Социально-бытовая ориентировка»
для обучающихся 9-х классов
с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
на 2017 – 2018 учебный год
СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
учитель О.В. Бондаренко
ВВЕДЕНИЕ
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой : Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011г. и разработана на основе следующих документов:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
- Письма Министерства образования РФ «О защите конституционных прав на образование детей-инвалидов, страдающих умственной отсталостью» № 01-50-25/32-05 от 24.01.2003г.;
- Письма Минобразования РФ от 03 апреля 2003 г. № 27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»;
- ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
- Закона Тамбовской области от 01.10.2013 г. № 321-3 «Об
образовании в Тамбовской области»;
- Приказа управления образования и науки Тамбовской области от
20.11.2009 г. № 3113 «Об утверждении Требований к объему и
условиям оказания государственных услуг в области начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
и дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»;
- Учебного плана МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Мичуринска на 2017-2018 учебный год, утвержденного директором школы, приказ № 74 от 02.06.2017г.;
- Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в МБС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г. Мичуринска, утвержденное директором школы, приказ № 3 от 01.09.2014 г.
Адаптированная индивидуальная программа составлена с учетом рекомендаций ТПМПК обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации детей-инвалидов, изучения результатов педагогических исследований, анализа данных уровня обучаемости и обученности детей, а также особенностей его соматического и психологического здоровья.
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение учебной мотивации, интеллектуального уровня обучающейся, его познавательной активности.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» 9 класса для учащихся с тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптированной программы: Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.
Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями и существенно затруднена в силу неполноценности их познавательной деятельности, обусловленной тотальным психическим недоразвитием или деменцией. Дети с ограниченными возможностями не в состоянии самостоятельно выделитьи освоить образцы решения социальных и бытовых задач.
Одной из основных целей специального образования умственно отсталых учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе, т.е. освоение воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
Занятия по курсу СБО направлены на:
- накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
- развитие навыков межличностного взаимодействия;
- расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.
Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.
В обучении выделяется два направления.
- формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью);
- овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.
В основу уроков по предмету «Социально – бытовая ориентировка» положен интегративный подход, который предполагает освоение учащимися системы жизненно необходимых практических навыков и умений, обеспечивающих адекватное проживание в социуме.
Цель уроков СБО - подготовка учащихся и взрослой жизни через овладение ими навыками самообслуживания, общения, приспособление их к жизни в обществе, воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
На уроках учащиеся обучаются элементарным социально-бытовым умениям сначала с помощью учителя, а затем и с элементами самостоятельности, используя определенный диапазон моделей коммуникативного общения.
На всех этапах обучения на основе линейно-концентрического принципа у учащихся:
- формируются, затем уточняются и закрепляются основные бытовые умения и навыки, обеспечивающие постепенное вхождение в социальную жизненную среду;
- формируется, закрепляется и постепенно расширяется спектр социально-бытовых умений, навыков, операций, которые необходимы в процессе жизнедеятельности в разные минные периоды (во время пребывания в школе, в течение дня, недели и т. п.);
- формируются и вводятся в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации.
На уроках учащиеся осваивают:
- элементарную систему информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе, а в целом — проживание в социуме.
- социально-бытовые навыки и умения, операции, необходимые им в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т.д).
- невербальные и вербальные модели коммуникативного общения, необходимого в процессе межличностного взаимодействия с окружающими в различных социально-бытовых ситуациях.
Предмет «Математические представления и конструирование» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-адаптационной работы.
Планируемые результаты:
- освоение элементарной системы информационно-бытовых знаний, обеспечивающих им комфортное пребывание в школе, а в целом — проживание в социуме;
- выполнение цепочки игровых действий в сюжетно – ролевых играх;
- формирование элементарных общеучебных умений
- формирование социально-бытовых навыков и умений, операций, необходимых в течение времени, установленного определенным режимом жизнедеятельности (урока, дня, недели и т.д)
Учебные часы:
по учебному плану – 105 часов (3 часа в неделю)
по календарно-тематическому плану - часов
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Одежда и обувь. В данном разделе предлагается обучение учащихся называнию предметов одежды и обуви, элементарным способам ухода за ними, аккуратному пользованию этими предметами.
Питание. Учитывая низкий уровень самостоятельности и психофизических возможностей детей и подростков, в данном разделе предлагаются варианты обучения как учащихся, овладевших элементарными навыками разговорной речи так и неговорящих школьников. Учащихся учат практическим умениям приготовления элементарных блюд, правилам хранения некоторых продуктов, соблюдению санитарно-гигиенических требований к содержанию посуды, хранения и использования продуктов.
Жилище. После изучения материала, предлагаемого в этом разделе, учащиеся приобретут умения выбирать и пользоваться средствами и инвентарем по уходу за жилищем, выполнять элементарные действия по созданию уюта в доме, использовать для украшения интерьера изделия собственного изготовления.
Культура поведения. Данный раздел предполагает обучение учащихся элементарным правилам поведения в классе, дома, в транспорте, в общественных местах, а также альтернативной коммуникации и правилам общения со взрослыми и сверстниками. Учащиеся обучаются культуре приема пищи, ношения одежды, обуви.
Транспорт. Задачей данного раздела является обучение учащихся алгоритмам проездки на транспорте, нахождению нужной остановки, оплате за проезд, альтернативной коммуникации и навыкам элементарного общения.
Торговля. Материал раздела направлен на обучение учащихся умению различать магазины по видам, совершать элементарные покупки для приготовления пищи и ухода за собой, жилищем, для стирки белья и одежды.
Средства связи. Учащиеся знакомятся со средствами связи: почтой, телеграфом, телефоном.
Учебно-тематический план
Наименование темы | Кол-во часов | |
1 | День знаний | 1 |
Одежда и обувь(18) | ||
2 | Виды одежды и их назначение. | 2 |
3 | Виды одежды и головных уборов, их назначение. | 2 |
4 | Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению. | 1 |
5 | Виды обуви, их назначение. | 2 |
6 | Уход за обувью | 1 |
7 | Уход за одеждой | 2 |
8 | Правила ручной стирки и сушки изделий | 1 |
9 | Правила ручной стирки и сушки изделий | 2 |
10 | Утюжка изделий. | 3 |
11 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 2 |
Питание(26) | ||
12 | Овощи и фрукты. Значение продуктов питания для здоровья человека. | 2 |
13 | Санитарно – гигиенические требования. И правила безопасной работы на кухне при приготовлении пищи | 2 |
14 | Виды салатов, рецепты. | 2 |
15 | Подготовка фруктов к приготовлению салата | 2 |
16 | Приготовление салата из фруктов. | 2 |
17 | Столовая посуда, приборы – назначение. | 1 |
18 | Сервировка стола к ужину. | 1 |
19 | Виды салатов, рецепты. | 2 |
20 | Подготовка овощей к приготовлению салата | 2 |
21 | Приготовление винегрета. | 2 |
22 | Сервировка стола к завтраку. | 2 |
23 | Чайная посуда. | 2 |
24 | Правила мытья и чистки посуды | 2 |
25 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 2 |
Жилище(23) | ||
26 | Виды мебели. | 2 |
27 | Покрытия мебели | 2 |
28 | Интерьер помещения. | 4 |
29 | Гигиенические требования к жилому помещению | 2 |
30 | Уход за помещением. Инвентарь и приспособления для уборки. | 2 |
31 | Правила вытирания пыли. | 2 |
32 | Уход за мебелью. Средства и приспособления. | 2 |
33 | Уход за мебелью. | 2 |
34 | Уход за руками: средства и защита. | 3 |
35 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 2 |
Средство связи(10) | ||
36 | Основные средства связи | 2 |
37 | Виды почтовых отправлений | 2 |
38 | Виды писем. Создание и отправка письма. | 2 |
39 | Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление. | 2 |
40 | Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление. | 2 |
Культура поведения(10) | ||
41 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 2 |
42 | Правила поведения в гостях | 2 |
43 | Поведение в кино, театре. | 2 |
44 | Культура общения юноши и девушки. | 2 |
45 | Внешний вид молодых людей | 2 |
Транспорт (11) | ||
46 | Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. | 1 |
47 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 |
48 | Поездка в автобусе. | 2 |
49 | Виды пассажирских вагонов, типы поездов | 1 |
50 | Проезд на поезде. | 2 |
51 | Информационные знаки: остановки общественного транспорта. | 1 |
52 | Виды водного транспорта. | 2 |
53 | Проезд на корабле. | 1 |
Торговля (6) | ||
54 | Фрукты и овощи. Виды товаров, порядок приобретения, стоимость. | 2 |
58 | Мебель. Виды мебели, порядок приобретения, стоимость. | 2 |
59 | Правила поведения в магазине. | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование темы | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
1 | День знаний | 1 | 01.09.17 | |
2 | Виды одежды и их назначение. | 1 | 05.09.17 | |
3 | Виды одежды и их назначение. | 1 | 07.09.17 | |
4 | Виды одежды и головных уборов, их назначение. | 1 | 08.09.17 | |
5 | Виды одежды и головных уборов, их назначение. | 1 | 12.09.17 | |
6 | Повседневный уход за одеждой и подготовка её к хранению. | 1 | 14.09.17 | |
7 | Виды обуви, их назначение. | 1 | 15.09.17 | |
8 | Виды обуви, их назначение. | 1 | 19.09.17 | |
9 | Уход за обувью | 1 | 21.09.17 | |
10 | Уход за одеждой: подбор моющих средств. | 1 | 22.09.17 | |
11 | Уход за одеждой: подбор моющих средств. | 1 | 26.09.17 | |
12 | Правила ручной стирки и сушки изделий | 1 | 28.09.17 | |
13 | Правила ручной стирки и сушки изделий | 1 | 29.09.17 | |
14 | Правила ручной стирки и сушки изделий | 1 | 03.10.17 | |
15 | Утюжка изделий. | 1 | 05.10.17 | |
16 | Утюжка изделий. | 1 | 06.10.17 | |
17 | Утюжка изделий. | 1 | 10.10.17 | |
18 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 12.10.17 | |
19 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 13.10.17 | |
20 | Овощи и фрукты | 1 | 17.10.17 | |
21 | Зачение продуктов питания для здоровья человека | 1 | 19.10.17 | |
22 | Санитарно – гигиенические требования | 1 | 20.10.17 | |
23 | Правила безопасной работы на кухне | 1 | 24.10.17 | |
24 | Виды салатов, рецепты. | 1 | 26.10.17 | |
25 | Виды салатов, рецепты. | 1 | 27.10.17 | |
26 | Подготовка фруктов к приготовлению салата | 1 | 09.11..17 | |
27 | Подготовка фруктов к приготовлению салата | 1 | 10.11.17 | |
28 | Приготовление салата из фруктов. | 1 | 14.11.17 | |
29 | Приготовление салата из фруктов. | 1 | 16.11.17 | |
30 | Столовая посуда, приборы – назначение. | 1 | 17.11.17 | |
31 | Сервировка стола к ужину. | 1 | 21.11.17 | |
32 | Виды салатов, рецепты. | 1 | 23.11.17 | |
33 | Виды салатов, рецепты. | 1 | 24.11.17 | |
34 | Подготовка овощей к приготовлению салата | 1 | 28.11.17 | |
35 | Подготовка овощей к приготовлению салата | 1 | 30.11.17 | |
36 | Приготовление винегрета. | 1 | 01.12.17 | |
37 | Приготовление винегрета. | 1 | 05.12.17 | |
38 | Сервировка стола к завтраку. | 1 | 07.12.17 | |
39 | Сервировка стола к завтраку. | 1 | 08.12.17 | |
40 | Чайная посуда. | 1 | 12.12.17 | |
41 | Правила заваривания чая | 1 | 14.12.17 | |
42 | Правила мытья и чистки посуды | 1 | 15.12.17 | |
43 | Правила мытья и чистки посуды | 1 | 19.12.17 | |
44 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 21.12.17 | |
45 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 22.12.17 | |
46 | Виды мебели. | 1 | 26.12.17 | |
47 | Виды мебели. | 1 | 28.12.17 | |
48 | Покрытия мебели | 1 | 29.12.17. | |
49 | Покрытия мебели | 1 | 11.01.18 | |
50 | Интерьер помещения. | 1 | 12.01.18 | |
51 | Интерьер помещения. | 1 | 16.01.18 | |
52 | Интерьер помещения. | 1 | 18.01.18 | |
53 | Интерьер помещения. | 1 | 19.01.18 | |
54 | Гигиенические требования к жилому помещению | 1 | 23.01.18 | |
55 | Гигиенические требования к жилому помещению. | 1 | 25.01.18 | |
56 | Уход за помещением. | 1 | 26.01.18 | |
57 | Уход за помещением. | 1 | 30.01.17 | |
58 | Правила вытирания пыли. | 1 | 01.02.18 | |
59 | Правила вытирания пыли. | 1 | 02.02.18 | |
60 | Уход за мебелью. Средства и приспособления. | 1 | 06.02.18 | |
61 | Уход за мебелью. Средства и приспособления. | 1 | 08.02.18 | |
62 | Уход за мебелью. Практическое задание. | 1 | 09.02.18 | |
63 | Уход за мебелью. Практическое задание. | 1 | 13.02.18 | |
64 | Уход за руками: средства и защита. | 1 | 15.02.18 | |
65 | Уход за руками: средства и защита. | 1 | 16.02.18 | |
66 | Уход за руками: средства и защита. | 1 | 20.02.18 | |
67 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 22.02.18 | |
68 | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 | 27.02.18 | |
69 | Основные средства связи | 1 | 01.03.18 | |
70 | Основные средства связи | 1 | 02.03.18 | |
71 | Виды почтовых отправлений | 1 | 06.03.18 | |
72 | Виды почтовых отправлений | 1 | 09.03.18 | |
73 | Виды писем. Создание и отправка письма. | 1 | 13.03.18 | |
74 | Виды писем. Создание и отправка письма. | 1 | 15.03.18 | |
75 | Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление. | 1 | 16.03.18 | |
76 | Телеграф. Составление текстов телеграмм. Отправление. | 1 | 20.03.18 | |
77 | Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление. | 1 | 22.03.18 | |
78 | Посылки и бандероли. Правила упаковки и отправление. | 1 | 03.04.18 | |
79 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 1 | 05.04.18 | |
80 | Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. | 1 | 06.04.18 | |
81 | Правила поведения в гостях. | 1 | 10.04.18 | |
82 | Правила поведения в гостях. | 1 | 12.04.18 | |
83 | Поведение в кино, театре | 1 | 13.04.18 | |
84 | Поведение в кино, театре. | 1 | 17.04.18 | |
85 | Культура общения юноши и девушки. | 1 | 19.04.18 | |
86 | Культура общения юноши и девушки. | 1 | 20.04.18 | |
87 | Внешний вид молодых людей | 1 | 24.04.18 | |
88 | Внешний вид молодых людей | 1 | 26.04.18 | |
89 | Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе. | 1 | 27.04.18 | |
90 | Правила поведения в общественном транспорте. | 1 | 03.05.18 | |
91 | Поездка в автобусе. | 1 | 04.05.18 | |
92 | Поездка в автобусе. | 1 | 08.05.18 | |
93 | Виды пассажирских вагонов, типы поездов | 1 | 10.05.18 | |
94 | Проезд на поезде. | 1 | 11.05.18 | |
95 | Проезд на поезде. | 1 | 15.05.18 | |
96 | Информационные знаки: остановки общественного транспорта. | 1 | 17.05.18 | |
97 | Виды водного транспорта. | 1 | 18.05.18 | |
98 | Виды водного транспорта. | 1 | 22.05.18 | |
99 | Проезд на корабле. | 1 | 24.05.18 | |
100 | Фруктов и овощи. Виды товаров, порядок приобретения, стоимость | 1 | 25.05.18 | |
101 | Фруктов и овощи. Виды товаров, порядок приобретения, стоимость. | 1 | 25.05.18 | |
102 | Виды мебели, порядок приобретения, стоимость. | 1 | 29.05.18 | |
103 | Виды мебели, порядок приобретения, стоимость. | 1 | 29.05.18 | |
104 | Правила поведения в магазине. | 1 | 31.05.15 | |
105 | Правила поведения в магазине. | 1 | 31.05.15 |
Список литературы
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред. Л.Б. Баряева, Н.Н. Яковлевой. – СПб.; ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Воронкова В.В., Казакова С.А. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
3. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе: Кн. Для учителя/под ред. В.В. Воронковой. – М., 1994.
4. Гладкая В.В. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Методическое пособие.- М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.
5. Девяткова Т.А., Кочеткова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида: Пособие для учителя./Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
6. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида. Пособие для учителя. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
7. Новая модель обучения в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 8 вида: Новые учебные программы и методические материалы. - Кн. 1,2/ под ред. А.М. Щербаковой. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
8. Программы специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-9 кл.: в 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001 – Сб.1.
9. Хилько А.А. и др. Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) образ.учрежд. VIII вида: Пособие для учителя. (Серия «Учителю коррекционной школы»). – СПб.:филиал издательства «Просвещение»,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости
Рабочая программа по предмету "Социально-бытовая ориентировка" предназначена для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости 5 класс...
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся, имеющих умственную отсталость)
Рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка», «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся 5,6,7,8,9,10, 11 классов (I вида для обучающихся,...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ЗДОРОВЬЕ И ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» для обучающихся 5-х классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отста...
Адаптированная рабочая программа по предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)
Адаптированная рабочая программапо предмету «Социально-бытовая ориентировка» для 4 класса «Л» (класс со сложным дефектом)...
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой ум-ственной отсталостью
Рабочая программа по предмету «Социально – бытовая ориентировка» 10 года обучения для учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью разработана на основе адаптиро...
Технологическая карта урока адаптивной физической культуры для обучающихся 5 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
В ходе введения ФГОС каждый учитель сталкивается с важностью и необходимостью достижения обучающимися планируемых образовательных результатов, сформулированных не в виде перечня знаний, ум...
Конспект урока по предмету «Окружающий социальный мир» для обучающихся 6-«В» класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (II вариант обучения) «От колоска к хлебу».
Цель данного урока: способствовать формированию представлений обучающихся об этапах процесса производства хлеба, а также о значении хлеба для человека....