Моделирование урока постановки учебной задачи
статья на тему

Данная работа рассматривает способ моделирования урока постановки учебной задачи в системе развивающего обучения, что особенно актуально на этапе внедрения новых стандартов в среднюю школу. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Ф.И.О. автора: Тихонова Татьяна Николаевна

Место работы: МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Должность: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Адрес рабочий: 422570 Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с.Верхний Услон, ул.Печищинский тракт, д.1

Адрес домашний: 422570 Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, с.Верхний Услон, ул.Тенистая, д.2

E-mail: abttanya@yandex.ru

Телефоны: 8.84379 – 2-12-09 (рабочий), 8.84379 – 2-10-88 (домашний), 89600536470 (мобильный)

МОДЕЛИРОВАНИЕ УРОКА ПОСТАНОВКИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

т.н.тихонова

МБОУ «Верхнеуслонская гимназия» Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан, с.Верхний Услон

Данная работа рассматривает способ моделирования урока постановки учебной задачи в системе развивающего обучения, что особенно актуально на этапе внедрения новых стандартов в среднюю школу.         Приведенные примеры дают возможность создать урок деятельностным, формирующим субъектные отношения учащихся, создать условия для мотивации мыслительной деятельности школьника. Придерживаясь предложенных этапов, каждый учитель в любой системе обучения будет способен создать условия для формирования и воспитания личности, т.к. каждый этап учитывает психологические особенности данного возраста, основные требования стандарта нового поколения (формирование компетенций).

                                                    Мои ученики будут узнавать новое не                              

                                                    только от меня; они будут открывать это

                                                    новое сами. Моя главная задача-помочь

                                                        им раскрыться, развить собственные идеи.

                                                                                               И.Г.Песталоцци

Особый интерес в настоящее время к системе  развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова связан прежде всего с тем, что она практически полностью отвечает Концепции модернизации российского образования, принятой Правительством РФ, стандартам второго поколения.

Стратегической целью развивающего обучения является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться.

 В системе развивающего обучения существует своя типология уроков, в которых нашла свое выражение последовательность этапов работы, обусловленная логикой разворачивания предметного содержания в рамках учебной деятельности. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия.

В данном докладе я рассматриваю особенности урока постановки учебной задачи. При этом учебная задача – это не любое задание, решаемое детьми на уроке. Учебная задача – понятие, означающее только такую задачу, решая которую, дети открывают наиболее общий способ действия для целого класса задач. Их решение преследует несколько целей:

- опираясь на имеющиеся в личном опыте ребенка способы действий с объектами, научить его выделять, объективировать предмет изучения, т. е. преобразовывать практическую задачу в учебную;

- научить ребенка действовать в рамках определенного предмета, анализировать, контролировать свои действия;

- обеспечить его средствами решения учебно-практических задач;

- вовлечь его в коллективно-распределенную деятельность.

Рассмотрим структуру урока постановки учебной задачи:         

1. Создание ситуации успеха.

2. Создание ситуации разрыва.

3. Фиксация места разрыва в знаково-символической форме.

4. Формулирование учебной задачи учащимися и учителем.

5. Рефлексия.

Первый этап («ситуация «успеха») урока – демонстрация детьми владения старым способом. Этот момент может быть организован по-разному: или в форме выполнения нескольких заданий старым способом, или в форме вопросов и ответов, каким способом решить ту или иную задачу. Важно, чтобы эти задания не вызывали серьезных затруднений у ребят и создавали положительное эмоциональное состояние удовлетворенности и спокойствия, уверенности в собственных силах. Желательно, чтобы большинство учащихся смогли продемонстрировать владение уже известными им способами действия. Например, при изучении темы «Правописание НЕ с причастиями» можно использовать задание по группам: раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы, сформулируйте правило (детям даются существительные, прилагательные и глаголы с НЕ). Это задание дети выполняют с легкостью, применяя уже знакомый порядок действий.

Следующий шаг учителя, который нуждается в особо тщательном продумывании: постановка перед детьми конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом (ситуация "разрыва"). Результатом этого этапа урока должно стать определение границы использования старых способов и действий, т.е ребенок должен обнаружить свое неумение справиться с практической задачей за счет прежде выработанных средств. Чтобы ребёнок принял учебную задачу, “пропустил” её через себя, он должен оказаться с ситуацией непонимания один на один, поэтому здесь уместна  индивидуальная форма организации работы на уроке. При взаимодействии учителя с детьми по поводу их неудачи необходимо учесть особенности класса. В одном классе неудача смутит детей, и они будут достаточно вяло реагировать на предложение учителя понять, в чем причина трудностей; в другом классе они сразу будут искать новые пути и предлагать варианты решения; в третьем окажется, что один-два человека сразу все поняли,  тогда как другим далеко до понимания.

 Например, учителем проецируются на доску предложения:

(1)Я оглядел всё (не)доумевающим взглядом. (2)Вокруг нас простиралась (не)тронутая тайга. (3)Впервые я увидел (не)освещённый лес, а полутёмный и дикий. (4)Деревья, (не) прикрытые листвой, напоминали о приближающейся зиме.

Беседа с классом:

- В словах какой части речи нужно раскрыть скобки в данном тексте?

- Обладаем ли мы достаточными знаниями, чтобы сделать это безошибочно?

Особенно важно продумать и зафиксировать возможные ходы (фиксация места разрыва в знаково-символической форме), позволяющие иначе построить поисковые детские действия, выйти из тупика. Иногда лишнее слово, нетерпеливый наводящий вопрос или "небольшая" подсказка может сразу открыть детям все решение. Также необходимо постараться предугадать возможные предложения детей, но это оказывается возможным далеко не всегда. Возможные формы взаимодействия: фронтальная, групповая, в парах. Ставится вопрос: чего же мы не знаем? Ответы детей фиксируются на доске. Какую же задачу мы должны решить на уроке?  - это уже следующий этап урока («формулирование учебной задачи учащимися и учителем»).

        Затем ученикам предлагается вывести правило написания НЕ с причастиями, опираясь на тексты, анализируя их. Например:

 Горы, ещё не освещённые солнцем, выделялись на посветлевшем небе. На тёмном фоне гор, покрытых непроходимыми лесами, проносились клочья тумана, а внизу стояли непроницаемые сумерки. Река Лена, ещё не скованная льдом, мрачно катила свои свинцовые воды.    Этот пейзаж не кончен, но сила красок разительная.

Работа проводится по группам, после чего учащиеся обмениваются своими выводами.

В заключение урока ребята выводят алгоритм написания НЕ с причастиями и отвечают на вопрос: какую проблему мы решали на уроке?

На этом заканчивается первый этап учебной деятельности этап постановки учебной задачи. Он может занимать от 10–15 минут до целого урока или нескольких уроков, однако вне зависимости от времени учащиеся под руководством учителя должны пройти все те этапы, которые были описаны выше.

Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия:

1. Создать ситуацию, в которой ребенок обнаружит свое собственное суждение об обсуждаемом предмете; существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено через столкновение детских точек зрения в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ребенка, что обеспечит ее принятие.

2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать суть возникшей проблемы. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки, т. е. знаково-символические средства. Схемы, модели, рисунки, возникшие в результате поиска, являются летописью становления человека, умеющего учиться.

3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик — учитель, помогающий ребенку сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».

Список литературы:

  1. Давыдов В.В. «Теория развивающего обучения». – Москва: Педагогика, 1996г.
  2. Михайлова Е.П. «Методические рекомендации по проведению урока постановки учебной задачи в системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова». – Селенгинск, 2010г.
  3. http://festival.1september.ru/articles/502274/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Постановка учебной задачи

Постановка учебной задачи как средство мотивации....

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока....

Урок решения учебной задачи в 9 классе по учебному предмету "Литература".

В статье показано, как можно проводить обучение анализу художественного произведения посредством построения понятия на основе определения литературоведческого термина....

Программа элективного курса Компьютерное моделирование учебных задач"

Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан  на 35 учебных часов (1 час в неделю).Курс является межпредметным и направлен на повыш...

Постановка учебной задачи

5 класс. Треования нового образовательного стандарта. Постановка учебной задачи....

Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики".

Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики". Из опыта работы учителя математики....

Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики

В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки...