Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики".
статья по математике
Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики". Из опыта работы учителя математики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primery_postanovki_motivatsionnyh_zadach_na_urokah_matematiki.docx | 20.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики.
Руссева Людмила Ивановна
МКОУ «Октябрьский лицей» Калачевского муниципального района Волгоградской области.
Создание у учащихся мотивации к изучению того или иного фрагмента учебного материала или курса в целом – является одним из главных в методике преподавания любого предмета, в частности математики. Этап мотивации предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности. С этой целью организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
- актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
- создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- устанавливаются тематические рамки («могу»).
Мотивационная часть урока представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, интересных фактов, способных вызвать удивление учащихся. Первое, что является предметом познавательного интереса для учащегося – это новые знания о мире. Вот почему глубоко продуманный отбор содержания учебного материала, показ богатства, заключённого в научных знаниях, является важнейшим звеном формирования интереса к учению. В создании мотивации интерес всегда является важнейшим условием успеха. Прежде всего, интерес возбуждает и подкрепляет такой учебный материал, который поражает воображение учащегося, заставляет удивляться. Остановимся на наиболее эффективных методах создания мотивации.
Аппеляция к жизненному опыту учащихся. Приём заключается в том, что учитель обсуждает с учащимися хорошо знакомые им ситуации, понимание сути которых возможно лишь при изучении предлагаемого материала. Необходимо только, чтобы ситуация была действительно жизненной, а не надуманной.
Пример. Урок в 8 классе по теме «Случайные события».
Рассказ учителя: Бывают разные жизненные ситуации. Предположим, что при подготовке к зачёту, вы из 10 вопросов выучили только 9. Каким выгодно идти отвечать? Первым, вторым или последним? Делайте предположения.
Зафиксируйте в тетради гипотезу:
№1 – первым
№2 – вторым
№3– своя версия.
Тогда как мы будем проверять ваши предположения?
Можно поэкспериментировать. (Проводится эксперимент).
Сколько раз мы будем проводить эксперимент, чтобы точно знать каким идти отвечать?
А если вопросов будет, например,50, а выучили – 13. В этом случае как быть?
Можно экспериментировать много раз, а вообще существует точный математический расчёт, в основе которого лежит пока неизвестное вам понятие – вероятность.
При изучении правильных многоугольников и многогранников учащимся можно задать вопрос: « Почему мобильная связь называется сотовой», или «Почему пчёлы строят свои соты в виде правильной шестиугольной призмы?».
Создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Приём состоит в том, что перед учащимися ставится проблема, преодолевая которую, ученик осваивает те знания, которые ему необходимо усвоить. Но не всегда создание проблемной ситуации гарантирует интерес к проблеме. И здесь можно использовать какие-то парадоксальные моменты описываемой ситуации. В качестве парадоксальной ситуации можно использовать задания, которые содержат преднамеренные ошибки в рассуждениях, с целью запутать собеседника. Также очень эффективно «срабатывает» преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.
Пример. Урок в 10 классе по теме «Что общего между заходом Солнца и функцией синус?» На уроке учащиеся повторяют понятие функции, как взаимно однозначного отображения множеств. На этом примере определяются и свойства функции синус. График получился в результате рассмотрения «нематематической» модели, связанной с повседневной жизнью, путём составления таблицы значений времени захода Солнца. Этот график как бы рождается постепенно на глазах учащихся, а не задаётся в готовом виде. Конкретность и наглядность изложения облегчают учащимся усвоение таких понятий, как «область допустимых значений», «монотонность», «периодичность», «наименьший период» и т. д., которые легко распространять и на другие функции.
Проблемная задача. Проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания. То есть учащиеся, сначала получают задание решить задачу, которую они могут решить. Затем даётся задача, похожая на предыдущую, но при этом изменённая так, что у детей возникают затруднения. Возникает вопрос, почему мы не можем её решить?
Пример. Урок в 8 классе по теме «Иррациональные числа». Можно задать учащимся следующие вопросы: назовите длину стороны квадрата, площадь которого равна 1 см2 ,9 см2,25 см2,2 см2. Отвечая на первые три вопроса, учащиеся не испытывают затруднений. Ответ на последний вопрос вызывает затруднение у учащихся. Здесь можно сказать, что более двадцати веков тому назад в Древней Греции этот вопрос вызвал кризис в математической науке: сторона у квадрата есть, а длины у неё нет.
Ролевой подход. В этом случае ученику или группе учащихся предлагается выступить в роли того или иного действующего лица.
Пример. Урок в 5 классе по теме «Периметр многоугольника».
Предлагается учащимся выступить в роли директора школы. На столах учащихся лежит план школы.
Учитель предлагает задачу: директор школы решил огородить школу новым забором. В магазине есть листы длиною два метра. Сколько потребуется таких листов? Что надо знать, чтобы решить такую задачу?
В начале урока показано применение темы, которую ещё предстоит изучить. Пример. Урок в 9 классе по теме «Последовательности». Здесь можно продемонстрировать изображения растений и животных, где встречается последовательность Фибоначчи.
Каждый учитель, опираясь на свой опыт работы и индивидуальные особенности, использует свое сочетание приемов мотивации, учитывая, что эффективность воздействия приема зависит от учебных возможностей школьников, их интересов и эмоций учителя и ученика. Важно, что яркая познавательная мотивация оказывает воздействие на всех учащихся класса, в том числе и слабоуспевающих. Положительная мотивация является основой успешности урока, толчком к саморегуляции каждого учащегося на уроке, главной движущей силой формирования интереса к уроку.
Важно, чтобы мотивированным было изучение каждой отдельно взятой темы, введение каждого понятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР
Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...
Презентация к открытому уроку «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики»
Данная презентация -- неотъемлемая часть открытого урока по теме «Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики», с которой урок интересен, увлекателен и ...
Конспект урока Экономические задачи на уроках математики
Конспект интегрированного урока математика-экономика-информатика Экономические задачи. Так же взяты примеры из литературных произведений Салтыкова-Щедрина, Оноре де Бальзака, Достоевско...
Логические задачи на уроках математики (статья)
Статья посвящена актуальному вопросу включения логических задач в обучение математике на уроках средней и старшей школы. В ней рассматриваются вопросы, связанные с расширением интересов связанных с ре...
Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС
Методическая статья "Мотивационно-целевой этап урока математики в условиях реализации ФГОС"...
Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики
В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки...