Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"
презентация к уроку по теме
Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
postanovka_uchebnoy_zadachi_grigoreva_v.v.pptx | 398.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современный урок необходимо рассматривать как звено продуманной системы работы учителя, где решаются задачи обучения, воспитания и развития обучающихся. Вся учебная деятельность современного урока строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности.
Учебная деятельность включает в себя следующие компоненты: - учебная задача; - учебные действия; - действия самоконтроля и самооценки.
Понятие учебной задачи. Учебная задача – это определённое учебное задание, которое имеет ч ё ткую цель . Учебная задача – это цель, заданная в определенных условиях. Задачи есть способ достижения цели, в них раскрыта последовательность ее достижения Учебная задача - это системное образование, состоящее из двух обязательных компонентов: - предмет задачи; модель требуемого состояния предмета задачи.
Задачи урока формулируются к ведущей цели урока - усвоение определённых способов действия , которые необходимы для её достижения. Важно формулировать задачи через глаголы, отражающие УУД: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Количество задач может быть разным, исходя из поставленной цели, содержания учебного материала, логики действий учащихся. Этап урока соответствует поставленной задаче или нескольким задачам.
Понятие учебной ситуации Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой школьники с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
Способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию продумать содержание учебной задачи, продумать и ее «аранжировку» – поставить эту задачу в такие условия, чтобы они толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причем не вы- нуждения , а по -буждения
Учебная задача Мотивация Учебная ситуация
Поставить учебную задачу можно через различные учебные ситуации : - ситуация неожиданности, - ситуация -проблема, - ситуация несоответствия, - ситуация неопределённости , - ситуация выбора, - ситуация предложения, - ситуация-иллюстрация, - ситуация-оценка, - ситуация-тренинг, - ситуация рефлексии, - ситуация планирования.
Проектируя учебные ситуации, необходимо иметь в виду, что они должны строиться с учётом: – возраста ребёнка , – специфики учебного предмета, – уровня сформированности учебных действий учащихся, - включения содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Ситуация – проблема прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения (с помощью подобной ситуации можно вырабатывать умения по поиску оптимального решения ) Современное телевидение и сеть Интернет переполнены информацией. Как вы считаете, каких передач и сериалов не хватает сегодня на ТВ и в Интернет? Придумайте названия этим передачам и сериалам.
Ситуация - иллюстрация Сравните два изображения, чем отличаются здания ? Есть ли противоречие между этими изображениями? Почему так сильно изменился стиль в архитектуре и с чем были связаны эти изменения? прототип реальной ситуации, которая включается в качестве факта в лекционный материал (визуальная образная ситуация, представленная рисунком, фотографией, иллюстрацией, видео или презентацией вырабатывает умение находить более простой способ решения учебной задачи ).
Ситуация – оценка прототип реальной ситуации с готовым предполагаемым решением, которое следует оценить, и предложить своё адекватное решение. Тема проекта «Зачем нужны гласные ?». Образец правильного ответа : 1. « Работа Игоря мне очень понравилась, он выбрал важную тему. М ы действительно делаем много ошибок на безударные гласные». Или - «Работа Игоря мне очень понравилась. Он предложил интересный способ проверки». 2. « Эта тема для совместной работы не подходит, Игорь уже все сделал. Но я могу предложить другую тему – проверить, для чего нужно изучать правописание непроизносимых согласных» .
Ситуация – тренинг прототип стандартной или другой ситуации (тренинг возможно проводить как по описанию ситуации, так и по её решению). Берем интервью у героя. После прочтения книги учащиеся берут интервью у друг друга. Один партнер задает герою книги вопросы, а другой отвечает от имени героя. Учащиеся ведут интервью в соответствующей манере и успешно изображают героя рассказа.
Таким образом, учителю на этапе постановки учебной задачи необходимо обеспечить следующие условия: 1. Создать такую учебную ситуацию , в которой учащийся обнаружит своё собственное суждение об обсуждаемом предмете: существование других точек зрения; недостаточность своего знания для решения возникшей задачи. Важно, чтобы понятийное противоречие было представлено в процессе организованной дискуссии. Только в этом случае задача найдет эмоциональный отклик у каждого ученика , что обеспечит её принятие. 2. Обеспечить детей инструментом, позволяющим удержать, зафиксировать интерес к учебной задаче. Таким инструментом являются схемы, модели, детские рисунки и т. д. 3. Обеспечить переход от отношения «спрашивающий учитель — отвечающий ученик» к отношению «спрашивающий ученик - учитель, помогающий ученику сформулировать свой вопрос и найти на него ответ».
Переориентация детского мышления с результатов на способы действия возможна лишь в процессе решения учебных задач. Но что значит поставить перед учеником задачу? Её недостаточно просто выдвинуть – задача, сформулированная учителем, должна быть принята учеником, т. е. стать его собственной задачей. Вопрос, на который предстоит ответить на уроке, должен стать собственным вопросом ученика, иначе он получит от учителя ответ на незаданный, не интересующий его вопрос и распорядится этим ответом так, как любой человек распоряжается случайной информацией, которую он сам не искал, не запрашивал: может быть, заинтересуется, а может быть, “пропустит мимо ушей”.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование познавательной активности и самостоятельности через решение учебной задачи на уроках истории
Материалы освещают проблему активизации познавательной деятельности учеников с позиции задачного подхода, что особенно значимо для образовательной практики в условиях перехода на ФГОС....
Учебные задачи и условия, позволяющие создать для ребенка проблемную ситуацию
Каким должен быть современный урок русского языка в условиях внедрения стандартов второго поколения....
Примеры проблемных ситуаций, решающих учебные задачи конкретного урока.
Описание проблемных ситуаций котрые решали бы учебную задачу конкретного урока через подбор конкретных учебных действий и направляли обучающихся на целенаправленную учебную деятельность....
Реализация системно-деятельностного подхода через учебную ситуацию в рамках ФГОС II поколения.
Особенности ФГОС II поколения в корне меняют подход к обучению учащихся. Во главу угла поставлены ключевые вопросы: зачем учить, чему учить, как учить. Учим как ловить рыбку......
Формирование учебных действий посредством учебных задач и заданий при обучении химии
В презентации представлена информация о разработке системы заданий при формировании умения составлять уравнения химических реакций через совокупность предметных и интеллектуальных учебных действий....
Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»
В данной статье описываются учебные ситуации с использованием модели "Перевернутое обучение"....