Программа элективного курса Компьютерное моделирование учебных задач"
рабочая программа по информатике и икт (10 класс) на тему
Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан на 35 учебных часов (1 час в неделю).
Курс является межпредметным и направлен на повышение интереса учеников к школьному курсу физики и математики через применение компьютерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
modelirovanie_sosh_183_belova.docx | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
Программа элективного курса для 10 классов
Компьютерное моделирование учебных задач
(34 часа)
межпредметный элективный курс
Автор-составитель:
учитель информатики и ИКТ
Белова Ирина Петровна
г. Санкт Петербург
2015 г.
Аннотация
Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» является межпредметным и направлен на повышение интереса учеников к школьному курсу физики и математики через применение компьютерных технологий.
Курс носит практикоориентированный характер. Его практическая направленность реализуется через выработку умений у учащихся применять различные программные продукты (возможности языков программирования и электронных таблиц) для решения практических задач из различных предметных областей (алгебра, геометрия, физика и др.).
В результате изучения курса учащиеся прочнее усваивают базовые понятия программирования, легко приобщаются к алгоритмической культуре и компьютерной грамотности. Усвоив материал курса, они с успехом могут применить приобретенные знания, навыки и умения при изучении других школьных дисциплин, осознавая, как велика область применения компьютерных технологий в жизни современного человека.
Пояснительная записка
Элективный курс «Компьютерное моделирование учебных задач» предназначен для обучающихся 10 класса, рассчитан на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Курс является межпредметным и направлен на повышение интереса учеников к школьному курсу физики и математики через применение компьютерных технологий.
В процессе реализации курса используются методы информатики (моделирование, алгоритмизация, решение задач на компьютере), общенаучные (эксперимент, анализ, формализация задачи, проектная деятельность) и общепедагогические методы (лекция, беседа, демонстрация).
Курс носит практикоориентированный характер. Его практическая направленность реализуется через выработку умений у учащихся применять различные программные продукты (возможности языков программирования и электронных таблиц) для решения практических задач из различных предметных областей (алгебра, геометрия, физика и др.).
Решение задач на повторение материала будет способствовать ликвидации пробелов в знаниях за предыдущие годы.
Цели курса определены в соответствии с новой концепцией Федерального государственного образовательного стандарта. Они учитывают необходимость развития личности учащегося, приобретения знаний, овладения необходимыми умениями, развитие творческих способностей и интереса к познанию.
В направлении достижения личностных результатов:
- формирование логического и критического мышления, необходимых для успешной адаптации в современном информационном обществе;
- навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной и проектной деятельности;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию;
- развитие исследовательских умений и навыков;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
В направлении достижения метапредметных результатов:
- формирование представлений о значимости компьютерного моделирования в различных сферах человеческой деятельности;
- умение использовать средства информационных технологий в решении не только учебных, но и жизненных задач;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания, выбору успешных стратегий;
- владение навыками познавательной рефлексии.
В направлении достижения предметных результатов:
- формирование представления о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта;
- совершенствование знаний и умений, полученных в основных курсах физики, математики и информатики; применение этих знаний в повседневной жизни;
- развитие алгоритмического мышления;
- демонстрация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами;
- обучение использованию основных управляющих конструкций.
- закрепление представлений о постановке, формализации, классификации, приемах и методах решения задач;
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера | 2 | |
Задачи линейной структуры | 5 | |
Задачи с разветвляющимися алгоритмами Задачи с разветвляющимися алгоритмами | 10 | |
Задачи с алгоритмами циклической структуры | 15 | |
Итоговая конференция | 2 | |
Итого: | 34 |
Содержание обучения
- Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера.
Этапы решения задач с помощью компьютера. Математическое и компьютерное моделирование. Алгоритмизация.
- Задачи линейной структуры
Электронная таблица. Возможности электронных таблиц. Решение задач линейной структуры из курса физики и математики в электронных таблицах.
Язык программирования Pascal. Решение задач линейной структуры с помощью языка программирования.
Темы курсов физики и математики, из которых взяты задачи для решения: «Площадь многоугольника», «Длина окружности и площадь круга», «Механическое движение».
- Задачи с разветвляющимися алгоритмами
Разветвляющиеся алгоритмы в электронных таблицах. Встроенная функция ЕСЛИ. Запись условий.
Решение задач с разветвляющимися алгоритмами с помощью языка программирования.
Темы курсов физики и математики, из которых взяты задачи для решения: «Параллельное и последовательное соединение проводников», «Закон Ома для участка цепи», «Решение квадратных уравнений».
- Задачи с алгоритмами циклической структуры
Простейшие алгоритмы циклической структуры. Относительные и абсолютные ссылки. Построение графиков, отображающих данные из таблицы. Массивы.
Создание массива в электронной таблице.
Решение задач циклической структуры с помощью языка программирования.
Темы курсов физики и математики, из которых взяты задачи для решения: «Перемещение при равноускоренном движении», «Скорость при прямолинейном неравномерном движении», «Прямолинейное равномерное движение», «Арифметическая и геометрическая прогрессии», «Построение графиков при изучении функций» (линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция), «Графический способ решения систем уравнений».
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- назначение и виды информационных моделей, описывающих учебные или реальные объекты или процессы;
- этапы решения задач с использованием компьютерных моделей;
- принципы использование информационных технологий как модели автоматизации деятельности.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- проводить анализ соответствия модели и моделируемого объекта;
- выполнять формализацию условия задачи;
- осуществлять выбор способа разработки модели в соответствии с поставленной задачей;
- разрабатывать готовые программные продукты (язык программирования Pascal) различной алгоритмической структуры;
- оформлять алгоритмы различных типов в электронной таблице (Excel) с использованием формул и различных функций;
- оформлять, публично представлять и защищать итоговые результаты с использованием возможностей текстовых, графических редакторов, программы создания презентаций и т.д.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Курс рассчитан на то, что учащиеся имеют базовые навыки программирования и работы в одной из электронных таблиц.
В результате изучения курса учащиеся прочнее усваивают базовые понятия программирования, легко приобщаются к алгоритмической культуре и компьютерной грамотности. Усвоив материал курса, они с успехом могут применить приобретенные знания, навыки и умения при изучении других школьных дисциплин, осознавая, как велика область применения компьютерных технологий в жизни современного человека.
Формы организации учебных занятий
При изложении курса предполагается теоретическая часть и компьютерный практикум. Учебный материал компонуется по блокам, каждый из которых охватывает одно из направлений. В ходе теоретических занятий учитель повторяет с обучаемыми материал и через систему наводящих вопросов узнает о степени сформированности у них знаний по теме.
Далее учащиеся получают задания и приступают к их выполнению на компьютерном практикуме. При возможности используются цифровые образовательные ресурсы, проводится демонстрация процессов и компьютерный эксперимент. Материал обязательно снабжается историческими сведениями об этапах развития наук, биографиями ученых. Излагать исторический материал может как учитель, так и ученики, предварительно подготавливая доклады по заданной теме. При анализе задач уделяется внимание как методам решения, так и технологии реализации решения на компьютере. Подобный подход реализует один из важных методологических принципов — параллельное изложение со сравнением, что позволяет ученикам глубже постигать суть выполняемых операций.
Домашнее задание, в основном, носит творческий характер.
Система оценивания является безоценочной. Ученик получает зачет при условии выполнения не менее четырех обязательных работ, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме (самостоятельная работа, проект, участие в конкурсе и т.д), с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Форма итоговой отчетности — итоговая конференция с публичной защитой работ учащихся.
Литература, используемая для разработки программы элективного курса:
- Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: методическое пособие/Р.Р.Сулейманов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Электронный ресурс: Сборник программ элективных курсов по информатике. Алгоритмизация и решение задач в электронных таблицах/ A.В.Буянкина, B.П.Колопатина, Е.Н.Никулина, В.В.Терновых, режим доступа - http://pandiaweb.ru/text/77/282/22775.php
Список литературы для учителя:
Основная литература:
- Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: методическое пособие/Р.Р.Сулейманов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Л.А.Залогова; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дополнительная литература:
- Turbo Pascal в задачах и примерах. – БХВ-Петербург, 2005.
- Физика, 8 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2009.
- Физика, 9 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.В.Перышкин. – М.: Дрофа, 2010.
- Геометрия. 7-9 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.С.Атанасян и др. – М.:Просвещение, 2013.
Список литературы для учащихся:
Основная литература:
- Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учебное пособие/Р.Р.Сулейманов. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2 т. Л.А.Залогова; под ред. И.Г.Семакина, Е.К. Хеннера, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Дополнительная литература:
- Turbo Pascal в задачах и примерах. – БХВ-Петербург, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Компьютерное моделирование математических задач"
Тематика курса «Компьютерное моделирование математических задач» идет синхронно курсу алгебры 10 класса, что позволяет учащимся улучшать качество знаний по алгебре и началам анализа. Тематическое план...
Программа элективного курса "Компьютерное моделирование" для 9 класса
В основе данного курса лежит формирование теоретической базы и овладение учащимися конкретными навыками использования компьютерных технологий в различных сферах человеческой деятельности. К теоретичес...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Компьютерное моделирование» 9 класс агротехнологического профиля (срок реализации 1 год)
Учебный курс «Компьютерное моделирование» предназначен для изучения в 9-х классах средней школы.Курс «Основы компьютерного моделирования» является преемственным по отношению к ...
Программа элективного курса "3D моделирование в BLENDER"
Программа элективного курса для 10-х классов, срок реализации 1 год...
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»
Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...
Рабочая программа элективного курса " 3D-моделирование "
Программа знакотмит с основами моделирования...