Постановка учебной задачи
по французскому языку по теме
Постановка учебной задачи как средство мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №31»
Г. Сыктывкара.
Постановка учебной задачи.
Плетенева И.В.,
учитель французского и немецкого языков.
Сыктывкар 2012
I. ВСТУПЛЕНИЕ.
Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого? Конечно, возможно! Только так и должно быть?
Многое, очень многое зависит от учителя. Я работаю в школе много лет и давно поняла, что учить детей можно по-другому, видя радость в глазах детей, чувство удовлетворения своими знаниями и своей работой на уроке. И самой испытывать эти чувства. Поэтому я взяла на вооружение программу развивающего обучения, прослушала курсы по развивающему обучению, изучила литературу по этому вопросу. Самым трудным была чисто психологическая перестройка для меня, как учителя. Но я понимала, что развивающее обучение – это будущее нашей школы. Для меня ученик является не объ ектом обучения, а субъектом обучения, деловым партнером, соавтором изучаемого материала, исследователем. На моих уроках ребята работают в группах, в парах, коллективно, в паре с учителем. Учение для них становится осмысленным, потому что удовлетворяются базовые потребности личности ребенка: потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в причастности делам класса, группы, потребность в самореализации. Здесь нет страха, нет оснований для школьного невроза – для любого ребенка – способного или неспособного.
Мои наблюдения показывают, что при развивающем обучении формируется система ценностных ориентаций, где главными являются ценности познания и сотрудничества. Они определяют формирование мотивов, потребностей ребенка и усвоение нравственных форм поведения. В развивающем обучении на первое место выходит задача организации учебной деятельности. Эта деятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях ученика. Как известно, деятельность человека, соотносится с определенной потребностью, а потребность – с мотивами.
Я серьезно занимаюсь вопросом мотивации школьников. Создаю положительное отношение к школе, к урокам иностранного языка, учу их работать совместно. Для этого очень важен отбор заданий, материала к уроку. Даю задания по степени сложности: - «здесь будет трудно, а здесь – полегче. Выбирайте. Но я думаю, что вы справитесь. Оценивать работу я не буду».
При анализе работ хвалю детей, которые выбирали более сложное задание, подбадриваю тех, кто выбрал более легкое. В следующий раз уже большее количество детей выбирают более сложное задание.
Изучение мотивации идет постоянно:
- сочинение (в старших классах);
- наблюдение;
- создание экспериментальной ситуации выбора (подготовка к уроку того, что было для них интересным);
- с помощью анкет;
- с помощью диагностики.
Мотивация сама поддерживаться не может, поэтому в начале урока идет поощрение детей, затем выведение темы. И здесь используются различные технологии: поиск, проблема, выбор способов действия. Идет обращение внимания на эмоциональный настрой детей.
Мотивация выражается через:
- исторический материал;
- страноведческий материал;
- иллюстрации, фото, слайды, драматизацию (сценки), видео, аудио.
Затем ученикам предлагается решить учебную задачу.
Решение учебной задачи: это анализ материала по теме урока, выведение правила, овладение этим правилом. Суть учебной задачи состоит в том, что бы дети сами нашли общий способ решения проблемы и применили его к конкретному материалу.
На своих уроках я постоянно ввожу самооценку и самоконтроль детей. Дети знают, что у нас работает лозунг: «Не умею, значит, не знаю. Я хочу знать и уметь». Я рассматриваю самооценку и самоконтроль только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка, не сравнивая его с другими. Это называется – выявить уровень сформированности учебной деятельности детей на разных этапах обучения. Ребенок сам определяет границу своих знаний и незнаний и вместе с учителем решает, как исправить пробелы, выучить материал, что еще надо узнать. В моей практике существует такой прием: в мае мы проводим итоговую работу, затем, после лета ученики выполняют ту же работу в сентябре. Дети сравнивают обе работы, видят свои недочеты и знают над чем работать. Результаты заносятся в таблицу и затем совместно исправляются ошибки.
У меня есть уроки, которые я называю: уроки выработки собственных эталонов детьми. На этих уроках, обычно это уроки правильного и выразительного чтения текстов на иностранном языке, дети, слушая друг друга, сами выводят правила и эталоны чтения, оценивая себя и друг друга. Я заметила, что дети лучше оценивают других, чем себя. Часто оценки у хороших учеников занижены, и наоборот. Дети часто ориентируются на общее впечатление, а не на критерии. Поэтому я объясняю детям и учу их критериям оценки, даю образец, показываю жестом, улыбкой свое отношение к самооценке ребенка.
II. Учебная задача.
Учебная задача является, как уже было сказано, одним из компонентов учебной деятельности. И ей я уделяю большое внимание. Она должна согласовываться с целями урока, этапами урока, типами урока, с уровнем сформированности учебной деятельности учащихся, с другими компонентами учебной деятельности.
Учебная задача – это система заданий, из которых ученики должны понимать учебную задачу; которые даются с не до конца определенной задачей, чтобы дети могли своим вопросом ее определить (когда задача выявлена самостоятельно, она лучше удерживается учащимися).
Структура постановки учебной задачи начинается с проблемы, котораяможет звучать как учебная задача и быть личностной задачей ученика.
Учебные задачи применяются при введении новой темы, при закреплении и при обобщении.
Приемы и способы формирования задач:
-проанализировать над чем будем работать
-подобрать материал для неоднозначных способов решения
-создать ситуации интеллектуального затруднения (например, когда делается перенос знакомого способа решения на новый учебный материал).
Виды заданий для решения учебных задач
Как уже было сказано, учебная задача – это система заданий, из которой учащиеся должны понимать учебную задачу. И задания для определения учебной задачи можно разделить на два вида:
1. Задания, содействующие накоплению опыта поисковой деятельности на материале языка (эти задачи предлагается называть познавательными языковыми задачами).
2. Задания, стимулирующие творческое использование языкового материала в устной речи и чтении (эти задачи предлагается называть коммуникативными задачами).
Осуществление поисковой деятельности на материале иностранного языка требует накопления языкового запаса и речевого опыта. Поэтому, в отличие от заданий творческого характера, познавательные задания вводятся позднее. Задания для овладения творческими элементами речевых умений должны вводиться с первого года обучения. Даже при самом ограниченном языковом материале нельзя все свести к навыкам воспроизведения структур, так как обучение речи невозможно вне накопления учащимися опыта самостоятельного использования языкового материала в речевых ситуациях.
При отборе и организации учебного материала. Постановке учебных задач надо учитывать возрастные, психологические, интеллектуальные особенности учащихся, их ценностно-ориентационные характеристики.
III. Способы и приемы формирования задач.
Я на уроке чаще использую такие приёмы, как:
- аналогия (например, происхождение),
- сравнение,
- классификация,
- коллезийный материал (например, определение структуры слова, повторение одного и того же слова в разном смысле),
- вопросы детей, их жизненный опыт.
Постановку темы урока можно предложить:
- на учебном материале,
- по схеме,
- заранее, но чтобы дети выделили смысл, или на какие вопросы можно ответить по данной теме,
- неполностью прописанную тему (здесь идет сразу рефлексивный анализ),
- материал для анализа, по которому дети пытаются определить тему (учитель записывает варианты тем, предложенных учениками, а затем ученики отбирают нужный вариант),
- проблемную ситуацию,
- поставить тему при работе с учебником:
1. Должны быть условия, возможность выбора темы по учебнику.
2. Или найти упражнение в учебнике, чтобы поработать над тем или иным
(здесь идет анализ).
3. Можно вчитаться в заголовок и спросить потом, над чем будем работать.
4. Можно определить тему в учебнике по образцу.
5. Выйти на сопоставление по материалу (на доске и в учебнике)
- можно предложить последовательность действий.
Сейчас я хотела бы привести примеры постановки познавательных и коммуникативных задач. Познавательные задачи должны использоваться для расширения знаний в области лексики и грамматики, для понимания неизученных лексических единиц и грамматических форм на базе тех знаний, навыков и умений, которыми уже владеют учащиеся. Коммуникативные задачи подразумевают использование полученных знаний, навыков и умений в ситуациях, приближающихся к жизненным. Их подвиды соотносятся с видами речевой деятельности — устной речью, чтением, письмом.
Итак:
Познавательные задачи. Можно предложить задания на:
А) 1. На аналогию:
- Прочитайте слова! Определите значение прилагательных!
Iе courage — courageux мужество - мужественный
Iа merveille — merveilleux чудо
Iа grасе - grасiеuх грациозность
(учащиеся вычленяют основу, вспоминают значение основы, какой частью речи является производное слово и его значение) — вывод:
- свои примеры!
2. На сравнение сходных словообразовательных моделей:
- Прочитайте слова и сравните их! Найдите отличие!
Malade – un malade больной (прил.) - больной (сущ.)
passé – le passé
Rouge – le rouge
- вывод:
- приведите свои примеры с таким же способом образования имен cуществительных!
З. На выявление отличий в способах словообразования (на сравнительный анализ):
- сравните!
Сhanter – le chant петь - пение
Marcher – la marche ходить - ходьба
Sauter – le saut прыгать — прыжок
- вывод:
- приведите свои примеры!
4. На нахождение французско-русских соответствий в словах общего корня:
un general - ? un autobus - ? здесь идет наблюдение над
genial - ? l’ autoroute - ? звукобуквенными cоотношениями
un heros - ? le quartier - ?
un hectar - ? l’equateur - ?
- Вывод: qu=ab… (в русском языке)
- Примеры …
5. На установление орфографического сходства и отличия слов общего корня во французском и русском языках:
- Сгруппируйте слова так, чтобы выявлялось сходство и отличие написаний
Un groupe — (группа)?
Un chauffeur — (шофёр)?
Le championat — (чемпионат)?
Le territoire — (территория)?
L’annonce — (анонс)?
-Вывод:
- Примеры:
6. На определение значения слов в опоре на образец: самостоятельное раскрытие значения слов на основе владения структурой слова, комбинирование элементов слова, переноса умений на новые ЛЕ. прогнозирования значения слова и проверки гипотезы в контексте.
- Прочтите пары слов и скажите, какое значение имеет приставка rе:
lire-relire
dire – redire
faire–refaire
-Вывод:
-Примеры
- Прочтите ряд слов с одним (разными) суффиксами, проанализируйте, от какой
основы они образованы и сделайте вывод о том значении, которое придаёт данный (данные) суффикс (это могут быть суффиксы на определение рода
существительного, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.д.)
- Вывод:
- Примеры:
- прочтите следующие предложения! Что означают в них слова? (коллезийный
материал)
biеn еt lе biеn
- Вывод:
- Примеры:
- Прочтите следующие предложения! Определите значение слов по контексту!
Воn| biеn| meilleur(s)
- Вывод:
- Примеры на употребление:
Подвиды задач языкового характера связаны с такими аспектами языка, как лексика, грамматика, орфография.
Б) Для того, чтобы дети могли сами выйти на тему урока, можно:
1. Предложить тему на учебном материале:
- карта Франции тема «?»
- опорные слова
(глаголы, собственные имена)
2. По схеме:
Moscou
Centre economique
3. По не до конца определенной теме:
«Syktyvkar est la...»
4. Раскрытие темы по постановке вопросов учениками к теме или раскрытие темы, понятия по составлению плана:
«Меs etudes» («моя учёба»)
Поставьте вопросы, на которыё можно ответить: Или составьте план ответа:
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
5. Определите темы путем выделения из нескольких ( предлагается материал для анализа):
1. present это можно использовать для объяснения
2. future simple тема как новой темы, так и для закрепления,
3. passé compose повторения темы, явления
Учащиеся слушают высказывания учителя, анализируют к какой теме относятся высказывания, и то, что осталось без внимания и есть (новая) тема. Так можно определять и разговорную тему.
6. Определение темы путем сравнительного анализа (например, по грамматике):
passé compose plusque-parfait
Avoir + participe ? + ?
Etre
Au present passé
J‘аi асhete J‘аvais асhete
По лексике (дается таблица или просто перечень черт характера человека, а дети группируют их на «+» и «-» или по значениям слов определяют тему:
а. – ponctuel
- Bon тема « ?» (черты характера, т.е. описание характер человека)
- cordial
- jovial etc
6. Назовите по предложенным словам «+» качества характера и недостатки.
7. По высказываниям, из которых определяется тема (анализ материала).
8. По рисунку, из которого видна тема, а затем идет её раскрытие (вопросы,
составление плана, подбор слов и выражений для раскрытия понятия):
Например:
- Картина «Осень» (описание осени, определение какая это осень, а какой ещё она может быть?)
- Изображение животного (Кто это? Где живёт? Что есть у ...?, Какое оно?)
- «Город» (что есть в городе?) и т.п.
9. По таблице:
- Распределите слова и выражения по графам таблицы:
Степени сравнения прилагательных | ||
Положительная степень | Сравнительная степень | Превосходная степень |
? | ? | ? |
- Или по заполненным графам озаглавьте таблицу всю или отдельную графу
- Могут быть даны слова и выражения не на все графы и та, которая остается без примеров, служит темой для изучения.
10. По учебнику на определение типа текста, по которому будем работать, а затем можно назвать и другие виды текста и кто их пишет.
Коммуникативные задачи. Их подвиды соотносятся с видами речевой деятельности — устной речью, чтением, письмом.
Итак, задания, развивающие творческие возможности в области:
1. устной речи:
- ведение беседы или построение высказывания в связи с новой ситуацией общения;
- выражение собственного отношения к проблеме (теме беседы);
Например:
- вообразите себя на месте персонажей, о которых прочитали;
- расскажите о профессии, которая могла бы вас заинтересовать и почему?
- догадайтесь по описанию, о какой профессии идет речь и т.д.
2. чтения:
Например:
- чтение как речевая деятельность, когда вычленяется не только новая информация, но и понимается подтекст:
Задания: домыслите ситуацию, придумайте другой конец рассказа, сравните персонажи с... и т.п.
3. Письменной речи:
Например:
- Задания на составление письма, написание сочинения и т.д.
Задания: Напишите письмо вашему французскому другу, опишите ему нашу природу, что вы делаете для её сохранения, и что для этого делается в вашей ш
III. Заключение.
Итак, правильное понимание учебной задачи, способов и методов её построения побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, способов решения задач, побуждает школьников к самостоятельной поисковой и творческой деятельности. Правильно поставленная учебная задача, которая школьником предлагается учителем, требует от них:
1. Анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями.
2. Выведения на основе абстракции и обобщения частных отношений данного материала и их объединения в целостный объект.
3. Овладения в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом построения такого объекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"
Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока....
Моделирование урока постановки учебной задачи
Данная работа рассматривает способ моделирования урока постановки учебной задачи в системе развивающего обучения, что особенно актуально на этапе внедрения новых стандартов в среднюю школу....
Постановка учебной задачи
5 класс. Треования нового образовательного стандарта. Постановка учебной задачи....
Статья "Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике"
Деятельностный подход в методике обучения математике является ведущей идеей, одной из составляющих ее методологии. Изначальным стимулом развития математического знания, как известно,...
Технология постановки учебной проблемы на уроках русского языка в основной школе.
Работа посвящена обобщению опыта проведения уроков ФГОС, более конкретно- способам постановки и решения проблемных задач....
Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики".
Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики". Из опыта работы учителя математики....
Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики
В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки...