Постановка учебной задачи
по французскому языку по теме

Плетенева Инна Владимировна

Постановка учебной задачи как средство мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta_raboty.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №31»

Г. Сыктывкара.

 

Постановка учебной задачи.

Плетенева И.В.,

учитель французского и немецкого языков.

Сыктывкар 2012

 I. ВСТУПЛЕНИЕ.

     Возможно ли надолго удержать в ребенке чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала золотой порой в жизни каждого? Конечно, возможно! Только так и должно быть?

     Многое, очень многое зависит от учителя. Я работаю в школе много лет  и давно поняла, что учить детей можно по-другому, видя радость в глазах детей, чувство удовлетворения своими знаниями и своей работой на уроке. И самой испытывать эти чувства. Поэтому я взяла на вооружение программу развивающего обучения, прослушала курсы по развивающему обучению, изучила литературу по этому вопросу. Самым трудным была чисто психологическая перестройка для меня, как учителя. Но я понимала, что развивающее обучение – это будущее нашей школы. Для меня ученик является не объ ектом  обучения, а субъектом обучения, деловым партнером, соавтором изучаемого материала, исследователем. На моих уроках ребята работают в группах, в парах, коллективно, в паре с учителем. Учение для них становится осмысленным, потому что удовлетворяются базовые потребности личности ребенка: потребность в безопасности, потребность в признании, потребность в причастности делам класса, группы, потребность в самореализации. Здесь нет страха, нет оснований для школьного невроза – для любого ребенка – способного или неспособного.

     Мои наблюдения показывают, что при развивающем обучении формируется система ценностных ориентаций, где главными являются ценности познания и сотрудничества. Они определяют формирование мотивов, потребностей ребенка и усвоение нравственных форм поведения. В развивающем обучении на первое место выходит задача организации учебной деятельности. Эта деятельность, направленная на удовлетворение потребности в знаниях ученика. Как известно, деятельность человека, соотносится с определенной потребностью, а потребность – с мотивами.

     Я серьезно занимаюсь вопросом мотивации школьников. Создаю положительное отношение к школе, к урокам иностранного языка, учу их работать совместно. Для этого очень важен отбор заданий, материала к уроку. Даю задания по степени сложности: - «здесь будет трудно, а здесь – полегче. Выбирайте. Но я думаю, что вы справитесь. Оценивать работу я не буду».

     При анализе работ хвалю детей, которые выбирали более сложное задание, подбадриваю тех, кто выбрал более легкое. В следующий раз уже большее количество детей выбирают более сложное задание.

     Изучение мотивации идет постоянно:

  1. сочинение (в старших классах);
  2. наблюдение;
  3. создание  экспериментальной ситуации выбора (подготовка к уроку того, что было для них интересным);
  4. с помощью анкет;
  5. с помощью диагностики.

Мотивация сама поддерживаться не может, поэтому в начале урока идет поощрение детей, затем выведение темы. И здесь используются различные технологии: поиск, проблема, выбор способов действия. Идет обращение внимания на эмоциональный настрой детей.

     Мотивация выражается через:

- исторический материал;

- страноведческий материал;

- иллюстрации, фото, слайды, драматизацию (сценки), видео, аудио.

Затем ученикам предлагается решить учебную задачу.

     Решение учебной задачи: это анализ материала по теме урока, выведение правила, овладение этим правилом. Суть учебной задачи состоит в том, что бы дети сами нашли общий способ решения проблемы и применили его к конкретному материалу.

     На своих уроках я постоянно ввожу самооценку и самоконтроль детей. Дети знают, что у нас работает лозунг: «Не умею, значит, не знаю. Я хочу знать и уметь». Я рассматриваю самооценку и самоконтроль только в динамике относительно предыдущих «успехов» ребенка, не сравнивая его с другими. Это называется – выявить уровень сформированности учебной деятельности детей на разных этапах обучения. Ребенок сам определяет границу своих знаний и незнаний и вместе с учителем решает, как исправить пробелы, выучить материал, что еще надо узнать. В моей практике существует такой прием: в мае мы проводим итоговую работу, затем, после лета ученики выполняют ту же работу в сентябре. Дети сравнивают обе работы, видят свои недочеты и знают над чем работать. Результаты заносятся в таблицу и затем совместно исправляются ошибки.

     У меня есть уроки, которые я называю: уроки выработки собственных эталонов детьми. На этих уроках, обычно это уроки правильного и выразительного чтения текстов на иностранном языке, дети, слушая друг друга, сами выводят правила и эталоны чтения, оценивая себя и друг друга. Я заметила, что дети лучше оценивают других, чем себя. Часто оценки у хороших учеников занижены, и наоборот. Дети часто ориентируются на общее впечатление, а не на критерии. Поэтому я объясняю детям и учу их критериям оценки, даю образец, показываю жестом, улыбкой свое отношение к самооценке ребенка.          

II. Учебная задача.

       Учебная задача является, как уже было сказано, одним из компонентов учебной деятельности. И ей я уделяю большое внимание. Она должна согласовываться с целями урока, этапами урока, типами урока, с уровнем сформированности учебной деятельности учащихся, с другими компонентами учебной деятельности.

       Учебная задача – это система заданий, из которых ученики должны понимать учебную задачу; которые даются с не до конца  определенной задачей, чтобы дети могли своим вопросом ее определить (когда задача выявлена самостоятельно, она лучше удерживается учащимися).

       Структура постановки учебной задачи начинается с проблемы, котораяможет звучать как учебная задача и быть личностной задачей ученика.

Учебные задачи применяются при введении новой темы, при закреплении и при обобщении.

        Приемы и способы формирования задач:

-проанализировать над чем будем работать

-подобрать материал для неоднозначных способов решения

-создать ситуации интеллектуального затруднения (например, когда делается перенос знакомого способа решения на новый учебный материал).

Виды заданий для решения учебных задач

Как уже было сказано, учебная задача – это система заданий, из которой учащиеся должны понимать учебную задачу. И задания для определения учебной задачи можно разделить на два вида:

 1. Задания, содействующие накоплению опыта поисковой деятельности на материале языка (эти задачи предлагается называть познавательными языковыми задачами).

2. Задания, стимулирующие творческое использование языкового материала в устной речи и чтении (эти задачи предлагается называть  коммуникативными задачами).

Осуществление поисковой деятельности на материале иностранного языка требует накопления языкового запаса и речевого опыта. Поэтому, в отличие от заданий творческого характера, познавательные задания вводятся позднее. Задания для овладения творческими элементами речевых умений должны вводиться с первого года обучения. Даже при самом ограниченном языковом материале нельзя все свести к навыкам воспроизведения структур, так как обучение речи невозможно вне накопления учащимися опыта самостоятельного использования языкового материала в речевых ситуациях.

При отборе и организации учебного материала. Постановке учебных задач надо учитывать возрастные, психологические, интеллектуальные особенности учащихся, их ценностно-ориентационные характеристики.

        III.        Способы и приемы формирования задач.

 Я на уроке чаще использую такие приёмы, как:

- аналогия (например, происхождение),

- сравнение,

- классификация,

- коллезийный материал (например, определение структуры слова, повторение одного и того же слова в разном смысле),

- вопросы детей, их жизненный опыт.

Постановку темы урока можно предложить:

- на учебном материале,

- по схеме,

- заранее, но чтобы дети выделили смысл, или на какие вопросы можно ответить по данной теме,

- неполностью прописанную тему (здесь идет сразу рефлексивный анализ),
- материал для анализа, по которому дети пытаются определить тему (учитель записывает варианты тем, предложенных учениками, а затем ученики отбирают нужный вариант),

- проблемную ситуацию,

- поставить тему при работе с учебником:

   1. Должны быть условия, возможность выбора темы по учебнику.
           2. Или найти упражнение в учебнике, чтобы поработать над тем или иным  

      (здесь идет анализ).

           3. Можно вчитаться в заголовок и спросить потом, над чем будем работать.
          4. Можно определить тему в учебнике по образцу.

           5. Выйти на сопоставление по материалу (на доске и в учебнике)
- можно предложить последовательность действий.

 Сейчас я хотела бы привести примеры постановки познавательных и коммуникативных задач. Познавательные задачи должны использоваться для расширения знаний в области лексики и грамматики, для понимания неизученных лексических единиц и грамматических форм на базе тех знаний, навыков и умений, которыми уже владеют учащиеся. Коммуникативные задачи подразумевают использование полученных знаний, навыков и умений в ситуациях, приближающихся к жизненным. Их подвиды соотносятся с видами речевой деятельности — устной речью, чтением, письмом.

Итак:
Познавательные задачи. Можно предложить задания на:

А) 1. На аналогию:

- Прочитайте слова! Определите значение прилагательных!

Iе courage — courageux                                         мужество - мужественный
Iа merveille — merveilleux                                      чудо
Iа grасе - grасiеuх                                                   грациозность
(учащиеся вычленяют основу, вспоминают значение основы, какой частью речи является производное слово и его значение) — вывод:
                                                                           - свои примеры!

2. На сравнение сходных словообразовательных моделей:

- Прочитайте слова и сравните их! Найдите отличие!

Malade – un malade                                              больной (прил.) - больной (сущ.)
passé – le passé

Rouge – le rouge

- вывод:

- приведите свои примеры с таким же способом образования имен cуществительных!
З.
На выявление отличий в способах словообразования (на сравнительный анализ):
- сравните!

Сhanter – le chant                                                петь - пение

Marcher – la marche                                             ходить - ходьба

Sauter – le saut                                                     прыгать — прыжок
- вывод:
- приведите свои примеры!

4. На нахождение французско-русских соответствий в словах общего корня:

un general - ?      un autobus - ?         здесь идет наблюдение над

genial - ?             l’ autoroute - ?             звукобуквенными cоотношениями

un heros - ?          le quartier - ?

un hectar - ?        l’equateur - ?
- Вывод: qu=ab… (в русском языке)
- Примеры …
5. На установление орфографического сходства и отличия слов общего корня во французском и русском языках:

- Сгруппируйте слова так, чтобы выявлялось сходство и отличие написаний

Un groupe — (группа)?

Un chauffeur — (шофёр)?

Le championat — (чемпионат)?

Le territoire — (территория)?

L’annonce — (анонс)?


-Вывод:
- Примеры:

6. На определение значения слов в опоре на образец: самостоятельное раскрытие значения слов на основе владения структурой слова, комбинирование элементов слова, переноса умений на новые ЛЕ. прогнозирования значения слова и проверки гипотезы в контексте.
- Прочтите пары слов и скажите, какое значение имеет приставка  
:

lire-relire                                              

dire – redire

faire–refaire  

  -Вывод:
 -Примеры                                      
- Прочтите ряд слов с одним (разными) суффиксами, проанализируйте, от какой
основы они образованы и сделайте вывод о том значении, которое придаёт данный (данные) суффикс (это могут быть суффиксы на определение рода
существительного, уменьшительно-ласкательные суффиксы и т.д.)

- Вывод:

- Примеры:

- прочтите следующие предложения! Что означают в них слова? (коллезийный
материал)
biеn еt lе biеn

- Вывод:

- Примеры:

- Прочтите следующие предложения! Определите значение слов по контексту!
Воn| biеn| meilleur(s)

- Вывод:

- Примеры на употребление:

Подвиды задач языкового характера связаны с такими аспектами языка, как лексика, грамматика, орфография.


Б) Для того, чтобы дети могли сами выйти на тему урока, можно:
1. Предложить тему на учебном материале:


- карта Франции                                                                           тема «?»


- опорные слова

(глаголы, собственные имена)

2. По схеме:

Moscou

                      Centre economique

3. По не до конца определенной теме:

«Syktyvkar est la...»

4. Раскрытие темы по постановке вопросов учениками к теме или раскрытие темы, понятия по составлению плана:

«Меs etudes» («моя учёба»)

Поставьте вопросы, на которыё можно ответить:           Или составьте план ответа:

1.                                                                                          1.
2.                                                                                          2.
3.                                                                                          3.
4.                                                                                          4.

5.  Определите темы путем выделения из нескольких  ( предлагается материал для анализа):

1. present                                                это можно использовать для объяснения

2. future simple          тема                     как новой темы, так и для закрепления,

3. passé compose                                  повторения темы, явления  

Учащиеся слушают высказывания учителя, анализируют к какой теме относятся высказывания, и то, что осталось без внимания и есть (новая) тема. Так можно определять и разговорную тему.

6. Определение темы путем сравнительного анализа (например, по грамматике):
                                passé compose                                plusque-parfait

               

                    Avoir     +    participe                              ?         +         ?
                           Etre
                           Au present passé

                   J‘аi асhete                                                 J‘аvais асhete  

По лексике (дается таблица или просто перечень черт характера человека, а дети группируют их на «+» и «-» или по значениям слов определяют тему:
а. – ponctuel

  • Bon                    тема « ?»  (черты характера, т.е. описание характер человека)
  • cordial
  • jovial etc

6. Назовите по предложенным словам «+» качества характера и недостатки.

7. По высказываниям, из которых определяется тема (анализ материала).

8. По рисунку, из которого видна тема, а затем идет её раскрытие (вопросы,
составление плана, подбор слов и выражений для раскрытия понятия):
Например:
- Картина «Осень» (описание осени, определение какая это осень, а какой ещё она может быть?)

- Изображение животного (Кто это? Где живёт? Что есть у ...?, Какое оно?)
- «Город» (что есть в городе?) и т.п.

9. По таблице:

- Распределите слова и выражения по графам таблицы:

Степени сравнения прилагательных

Положительная степень

Сравнительная степень

Превосходная степень

?

?

?

- Или по заполненным графам озаглавьте таблицу всю или отдельную графу
- Могут быть даны слова и выражения не на все графы и та, которая остается без примеров, служит темой для изучения.

10. По учебнику на определение типа текста, по которому будем работать, а затем можно назвать и другие виды текста и кто их пишет.

Коммуникативные задачи. Их подвиды соотносятся с видами речевой деятельности — устной речью, чтением, письмом.

Итак, задания, развивающие творческие возможности в области:

1. устной речи:

- ведение беседы или построение высказывания в связи с новой ситуацией общения;
- выражение собственного отношения к проблеме (теме беседы);
Например:
- вообразите себя на месте персонажей, о которых прочитали;
- расскажите о профессии, которая могла бы вас заинтересовать и почему?
- догадайтесь по описанию, о какой профессии идет речь и т.д.
2.
чтения:

Например:
- чтение как речевая деятельность, когда вычленяется не только новая информация, но и понимается подтекст:

Задания: домыслите ситуацию, придумайте другой конец рассказа, сравните персонажи с... и т.п.

3. Письменной речи:

Например:
- Задания на составление письма, написание сочинения и т.д.
Задания: Напишите письмо вашему французскому другу, опишите ему нашу природу, что вы делаете для её сохранения, и что для этого делается в вашей ш

III.  Заключение.

            Итак, правильное понимание учебной задачи, способов и методов её построения побуждает школьников к усвоению теоретических знаний, способов решения задач, побуждает школьников к самостоятельной поисковой и творческой деятельности. Правильно поставленная учебная задача, которая школьником предлагается учителем, требует от них:

1. Анализа фактического материала с целью обнаружения в нем некоторого общего отношения, имеющего закономерную связь с различными проявлениями.


 2.
Выведения на основе абстракции и обобщения частных отношений данного  материала и их объединения в целостный объект.

 
 3.
Овладения в этом аналитико-синтетическом процессе общим способом построения такого объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"

Презентация "Постановка учебной задачи через учебную ситуацию"даёт учителю теоретическую информацию о конструировании современного урока....

Моделирование урока постановки учебной задачи

Данная работа рассматривает способ моделирования урока постановки учебной задачи в системе развивающего обучения, что особенно актуально на этапе внедрения новых стандартов в среднюю школу....

Постановка учебной задачи

5 класс. Треования нового образовательного стандарта. Постановка учебной задачи....

Статья "Постановка текстовых задач как один из способов повышения интереса учащихся к математике"

 Деятельностный подход в методике обучения математике является ведущей идеей, одной из составляющих ее методологии. Изначальным стимулом развития математического знания, как известно,...

Технология постановки учебной проблемы на уроках русского языка в основной школе.

Работа посвящена обобщению опыта проведения уроков ФГОС, более конкретно- способам постановки и решения проблемных задач....

Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики".

Статья по теме: "Примеры постановки мотивационных задач на уроках математики". Из опыта работы учителя математики....

Способы постановки учебной проблемы (задачи) на уроке математики

В данной статье рассматриваются варианты постановки учебной проблемы на уроке математки...